СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ВЕРТОЛЕТОВ ТИПА МИ-8 САМОЛЕТОМ ИЛ-76 И ОСНАСТКА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И ШВАРТОВКИ ВЕРТОЛЕТОВ МИ-8 ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ИХ САМОЛЕТОМ ИЛ-76 Российский патент 2007 года по МПК B64D9/00 

Описание патента на изобретение RU2310584C2

Изобретение относится к авиационной технике, предназначенной для воздушной транспортировки грузов, в частности вертолетов.

Известны способы и устройства для воздушной транспортировки (для перевозки) грузов.

По патенту США №5090639, МГЖ В64С 1/20, РЖ ИСМ 33-9-93 [1] известно устройство для размещения грузов в пассажирском салоне самолета. Устройство содержит несколько контейнеров, которые в соответствии с их массой размещают над полом салона. Контейнеры по их размеру могут проходить через пассажирскую дверь самолета и устанавливаться под полкой для ручной клади. При размещении одного контейнера на каждой стороне салона между ними сохраняется пространство, достаточное для прохода пассажиров. Для установки контейнеров используют направляющие для пассажирских сидений. Распределение нагрузки на полу салона обеспечивает ее удержание в допустимых пределах даже при полной загрузке контейнеров. Устройство позволяет размещать пассажиров и багаж в одном месте. Этот самолет не может быть использован для транспортировки вертолетов, так как его грузовая кабина предназначена для транспортировки стандартных контейнеров.

Для транспортировки грузов по воздуху применяют самолет, который имеет в фюзеляже продольный грузовой отсек (патент США №5106038, МПК В64С 1/22, В64O 9/00, РЖ ИСМ 33-11-93) [2]. На одной стороне в передней части фюзеляжа имеется открывающаяся дверь для доступа и пропускания грузового контейнера в фюзеляж и в переднюю часть грузового отсека, предназначенного для содержания в нем стандартных грузовых контейнеров. У хвостовой части фюзеляжа имеется аппарель для доступа и опоры груза, открывающаяся вниз от фюзеляжа для контактирования с разгружающей поверхностью, этим обеспечивая наклонный скат от хвостовой части грузового отсека к разгружающей поверхности. Контейнеры последовательно поставляют на аэродром погрузки у дверного проема и загружают в переднюю часть грузового отсека через проем двери, затем перемещают от переднего участка грузового отсека назад, в сторону хвостового участка. Контейнеры по воздуху транспортируют в загруженном грузовом отсеке до аэродрома назначения, затем открывают аппарель для обеспечения ската до разгружающей поверхности. Далее выполняют последовательно выгрузку контейнеров.

Известные способы перевозки вертолетов и оснастка для их погрузки, размещения и швартовки обеспечивают безопасную транспортировку согласно техническим требованиям (Временные технические требования к технике и грузам, предназначенным для воздушной транспортировки их в самолете ИЛ-76) [3].

Для перевозки вертолетов предварительно формируют контейнеры, пакетируют грузы, размещают их в грузовой кабине самолета, швартуют и производят выгрузку после транспортировки для последующей сборки перевезенных вертолетов.

Известен способ и оснастка для транспортирования вертолетов самолетом АН-22 (Инструкция по воздушной транспортировке двух самолетов МИ-8 с одиночными комплектами на самолете АН-22, 1973 г.) [4]. Для перевозки вертолетов проводят демонтаж агрегатов вертолетов, комплектование пакетов, погрузку, размещение и швартовку в грузовой кабине самолета.

Проводят демонтаж с каждого из вертолетов следующих узлов: лопасти несущего винта; лопасти рулевого винта; подвесные топливные баки и ленты крепления левых подвесных топливных баков; стабилизатор; хвостовая опора; воздухозаборник керосинового обогревателя КО-50; десантные сиденья; переднее и основное шасси; хвостовая и концевая балка в сборе с промежуточным и хвостовым редуктором одного вертолета.

Комплектуют первый пакет, для чего размещают и швартуют в грузовой кабине первого вертолета следующее оборудование: два контейнера с кислородным оборудованием; два подвесных топливных бака размещают в ложементах и устанавливают на дополнительные топливные баки, закрепив их ремнями; контейнер с комплектом ЗИП; два контейнера с лопастями хвостового винта от двух вертолетов; закрепив их с помощью рамы; зализы, капоты и воздухозаборники обогревателя КО-50 в вертолетных чехлах располагают между кабиной экипажа и контейнерами на полу вертолета.

Комплектуют второй пакет, для чего размещают и швартуют в грузовой кабине второго вертолета следующее оборудование: два контейнера с внешними подвесками; два контейнера с ЗИП готовых изделий размещают на раме, которую швартуют к полу; десантные сиденья в сложенном состоянии укладывают на ящики с ЗИП и внешними подвесками и швартуют сетками; подвесные топливные баки устанавливают на дополнительные и швартуют к полу ремнями; в задней части грузового отсека устанавливают на раму два ящика со стойками санитарного оборудования, которую крепят к полу.

Комплектуют третий пакет из лопастей несущего винта одного вертолета, которые размещают и закрепляют в ложементах. Комплектуют четвертый пакет из лопастей несущего винта второго вертолета и хвостовой балки в сборе с хвостовым и промежуточным редукторами. Комплектуют пятый и шестой пакеты, каждый из которых состоит из двух контейнеров с наземным оборудованием. Комплектуют седьмой пакет, состоящий из двух контейнеров с санитарным оборудованием.

Погрузка, размещение и швартовка пакетов в грузовой кабине самолета.

Фюзеляж (первый пакет) носовой частью подкатывают к рампе самолета и устанавливают передним колесом у кромки рампы под тельферами в положении, обеспечивающим его вертикальную подвеску. Под шпангоуты 3 и 10 устанавливают козелки и гидроподъемники, по два гидроподъемника под козелок в следующей последовательности: первый козелок устанавливают под шпангоут 7 и поднимают фюзеляж до положения, позволяющего установить второй козелок под шпангоут 11); устанавливают второй козелок под шпангоут 10, после чего переставляют козелок из-под шпангоута 7 под шпангоут 3; с помощью гидроподъемников и козелков фюзеляж вывешивают и освобождают шасси от нагрузки; демонтируют переднее и основное шасси; к переднему и задним узлам крепления стоек закрепляют подставки. Четырьмя электротельферами первый пакет поднимают при помощи погрузочных цепей, убирают козелки и гидроподъемники, заводя пакет в грузовую кабину самолета, совмещая по четыре отверстия каждой подставки со швартовочными узлами пола самолета. Болтами и конусными шайбами крепят подставки с фюзеляжем к полу самолета. Устанавливают швартовочные серьги на кронштейны для основных шасси, подсоединяют швартовочные цепи.

Демонтируют колеса с полуосей основных шасси. Амортизаторы основных шасси, переднее шасси с колесами, подкосы с полуосями в сборе, подкос переднего шасси, хвостовую опору крепят на ферме с лопастями несущего винта. Производят погрузку фермы с комплектом лопастей несущего винта и съемными агрегатами вертолета двумя продольными электротельферами с помощью погрузочных цепей и устанавливают на пол самолета.

Проводят швартовку первого и третьего пакетов швартовочными цепями и погрузку седьмого пакета.

Подготовку, погрузку и швартовку второго пакета проводят аналогично первому.

Погрузку пятого и шестого пакетов проводят одновременно двумя парами продольных электротельферов самолета, закрепляют к полу самолета швартовочными узлами.

Буксируют ферму с установленными лопастями несущего винта и хвостовой балкой к рампе под электротельферы правого борта самолета. Погрузку фермы проводят двумя электротельферами самолета с применением погрузочных цепей и швартуют цепями. Устанавливают четыре гидроподъемника и площадку от стремянки для работ у лопастей рулевого винта между вторым, пятым и шестым пакетами, закрепляют к пятому и шестому пакетам, закрывают гидроподъемники самолетным чехлом.

Устанавливают водило и бортовую лестницу вертолета с правой стороны третьего пакета и закрепляют к ферме ремнями.

Проводят погрузку, размещение и швартовку возимого самолетного оборудования.

Для сравнительного анализа с заявляемым изобретением взят способ и оснастка для транспортировки одного вертолета самолетом ИЛ-76 (Инструкция по воздушной транспортировке одного вертолета МИ-8 с одиночным комплектом на самолете ИЛ-76) [5]. Для перевозки вертолета проводят демонтаж агрегатов вертолета, комплектование пакетов, погрузку, размещение и швартовку в грузовой кабине самолета с помощью оснастки.

Демонтаж агрегатов

Проводят демонтаж следующих узлов: лопасти несущего винта; лопасти рулевого винта; подвесные топливные баки и ленты крепления левых подвесных топливных баков; стабилизатор; хвостовая опора; десантные сиденья; переднее и основное шасси; хвостовая и концевая балки в сборе с промежуточным и хвостовым редуктором; редуктор в сборе с виброгасителем, автоматом перекоса, втулкой ротора и редукторной рамой, предварительно выведя из зацепления с редуктором шаровые опоры двигателей.

Комплектование пакетов

Комплектуют первый пакет (фюзеляж вертолета), для чего: на месте редуктора устанавливают ферму, на которой закрепляют шаровые опоры двигателей; размещают и швартуют в грузовой кабине вертолета правые и левые подвесные топливные баки, ящики с наружной грузовой подвеской, с санитарным оборудованием, с кислородным оборудованием, со съемным оборудованием, а также трапы и мешки с чехлами.

Комплектуют: второй пакет из двух контейнеров с наземным оборудованием, разделенных между собой ложементами и связанных швартовочными тросами; третий пакет из редуктора в сборе со втулкой ротора, автоматом перекоса, редукторной рамы. Пакет устанавливают на раму с поддоном, устанавливают узлы для подъема и швартовки пакета; четвертый пакет из двух контейнеров с санитарным оборудованием; пятый пакет из трех контейнеров со специальным оборудованием; шестой пакет из лопастей несущего винта, хвостовой балки в сборе с хвостовым и промежуточным редукторами; седьмой пакет из узлов переднего и основного шасси.

Погрузка, размещение и швартовка пакетов в грузовой кабине самолета.

Первый пакет (фюзеляж вертолета) носовой частью подкатывают к рампе самолета и устанавливают передним колесом у кромки рампы под электротельферами в положении, обеспечивающем его вертикальную подвеску; под шпангоуты 3 и 10 устанавливают козелки и гидроподъемники, но два гидроподъемника под козелок; с помощью гидроподъемников и козелков фюзеляж вывешивают и освобождают шасси от нагрузки; демонтируют переднее и основное шасси; к передним и задним узлам крепления шасси закрепляют подставки; четырьмя электротельферами поднимают первый пакет при помощи погрузочных цепей, убирают козелки и гидроподъемники, заводят пакет в грузовую кабину самолета; устанавливают швартовочные серьги на кронштейны для основных шасси, подсоединяют швартовочные цепи.

Демонтируют колеса с полуосей основного шасси.

Амортизаторы основных шасси, переднее шасси с колесами, подкосы с полуосями в сборе, подкос переднего шасси, хвостовую опору крепят на ферме с лопастями несущего винта.

Проводят погрузку второго пакета двумя продольными электротельферами.

Проводят погрузку третьего пакета одним электротельфером.

Проводят погрузку четвертого и пятого пакетов поочередно двумя продольными электротельферами.

Буксируют ферму с лопастями несущего винта и хвостовой балкой к рампе под электротельферы правого борта самолета. Проводят погрузку фермы двумя продольными электротельферами с применением погрузочных цепей.

Проводят швартовку пакетов с первого по шестой цепями к полу самолета.

Проводят погрузку, размещение и швартовку возимого самолетного оборудования.

Для транспортирования одного вертолета МИ-8 на самолете ИЛ-76 используют погрузочное, напольное и швартовочное оборудование самолета ИЛ-76, а также комплект оснастки для вертолета МИ-8.

Для перевозки вертолета производят демонтаж агрегатов вертолета, комплектование пакетов, погрузку, размещение и швартовку их в грузовой кабине самолета,

Комплект оснастки для вертолета МИ-8 представляет собой следующие узлы:

- две подставки устанавливаемые на узлы крепления переднего шасси и подкоса основного шасси и скобы, устанавливаемые на кронштейны крепления основного шасси и служащие для погрузки и швартовки фюзеляжа вертолета;

- рама, пластины, ролики и рым-гайка для погрузки и швартовки редуктора в сборе с рамой редуктора, втулкой ротора, автомата перекоса;

- рама, тяги для крепления двигателей на фюзеляже вертолета;

- ферма для размещения и крепления лопастей несущего винта, хвостовой и концевой балки в сборе с промежуточным и хвостовым редукторами, узлов переднего и основного шасси, хвостовой опоры;

- ложементы для размещения и крепления дополнительных топливных баков в грузовой кабине вертолета;

- контейнеры для размещения наземного оборудования и инструмента.

Известным способом можно транспортировать самолетом ИЛ-76 только один вертолет, при этом грузоподъемность и объем грузовой кабины самолета используется примерно на 40%.

Указанный комплект оснастки обеспечивает транспортировку только одного вертолета типа МИ-8 в самолете ИЛ-76.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности транспортировки самолетом ИЛ-76 вертолетной техники за счет перевозки одновременно двух вертолетов типа МИ-8.

Технический результат достигается тем, что в способе транспортировки вертолетов типа МИ-8 самолетом ИЛ-76, включающем:

- демонтаж лопастей несущего и рулевого винтов, хвостовой и концевой балки в сборе с промежуточным и хвостовым редукторами, подвесных топливных баков, стабилизаторов, передних и основных шасси, хвостовых опор, редукторов в сборе с втулкой несущего винта, автоматом перекоса, виброгасителем и редукторной рамой;

- комплектование пакетов из фюзеляжа вертолета, из редуктора в сборе с автоматом перекоса, втулкой несущего винта, виброгасителем и редукторной рамой;

- загрузку пакетов в грузовую кабину самолета;

- швартовку пакетов;

- новым является то, что:

- комплектуют второй пакет из фюзеляжа второго вертолета,

- в каждом пакете из фюзеляжей размещают и крепят хвостовую и концевую балки в сборе и комплект лопастей несущего винта,

- комплектуют два третьих пакета, каждый из которых состоит из главного редуктора в сборе с редукторной рамой, втулкой несущего винта, автоматом перекоса, виброгасителем, закрепленных на подставке, а также из правого подвесного топливного бака, закрепленного на втулке несущего винта, при этом на вал редуктора устанавливают рым-гайку, а на редукторную раму - узлы для швартовки пакетов,

- размещают вдоль фюзеляжа самолета первый и второй пакеты, между которыми по бортам размещают два третьих пакета,

- размещают на рампе передние и основные шасси, а также хвостовые опоры обоих вертолетов.

Оснастка для размещения и швартовки вертолетов типа МИ-8 при транспортировке их самолетом ИЛ-76, содержащая:

- погрузочное оборудование, включающее электролебедку, электротельферы, блоки-динамометры, тельферные балки, подвески, блоки погрузочные,

- напольное оборудование, включающее погрузочный настил, поддоны, ваги,

- швартовочное оборудование, включающее обоймы швартовочные с кольцом, цепи швартовочные, ремни, сетки швартовочные, замки для соединения цепей,

дополнительно содержит:

- в составе погрузочного оборудования металлическую ленту и серьги для подъема и швартовки фюзеляжей вертолетов,

- в составе напольного оборудования ложементы и кронштейн для укладки и крепления концевой и хвостовой балок в сборе, ложементы и зажимы для укладки и крепления лопастей несущего винта в грузовой кабине каждого вертолета, наборы деревянных брусков и регулируемых тяг для установки и крепления двигателей на потолке фюзеляжа каждого вертолета, штанги для установки и крепления хвостовых створок фюзеляжей каждого вертолета, подставки в виде деревянных прокладок и набора брусков с регулируемыми тягами, укладываемыми под фюзеляж каждого вертолета, рама для размещения правого подвесного бака,

- в составе швартовочного оборудования кронштейны, устанавливаемые снаружи фюзеляжа каждого вертолета по его силовым шпангоутам для швартовки фюзеляжей, кронштейны, устанавливаемые на фюзеляже на месте стыка хвостовой балки и внутри шпангоутов фюзеляжа вертолета, служащие для швартовки хвостовой и концевой балок в сборе, регулируемые тяги для швартовки ложементов лопастей.

При этом штанги, установленные на хвостовой части фюзеляжа вертолета, имеют узлы для навески хвостовых створок в транспортировочное положение, а кронштейн, закрепленный на фюзеляже в месте стыка хвостовой балки с фюзеляжем, имеет скобы в виде металлических стержней для фиксации концевой балки от перемещения посредством мягких лент.

Передний и задний ложементы под лопасти несущего винта имеют узлы для швартовки их к полу фюзеляжа посредством регулируемых тяг, при этом в переднем ложементе швартовочный узел используется для соединения с зажимом, установленным на комлях лопастей с помощью троса с тендером, удерживающим лопасти в одном направлении, а в заднем ложементе швартовочный узел используется для соединения с законцовками лопастей с помощью регулируемых лент, удерживающих лопасти в другом направлении.

Рама для размещения правого подвесного топливного бака имеет узлы для крепления к втулке ротора.

Поверхность металлической ленты для подъема фюзеляжа вертолета, контактирующая с фюзеляжем, покрыта мягким материалом, на средней части ленты закреплены два штыря, контактирующие с ответными отверстиями фюзеляжа под домкраты, а на концах имеются кольца для соединения с крюками электротельферов.

Серьга для подъема и швартовки вертолетов выполнена с возможностью установки на кронштейнах крепления амортизаторов основного шасси в двух положениях для подъема и для швартовки вертолета.

Такой комплект оснастки позволяет разместить и закрепить демонтированные с вертолета лопасти несущего винта, хвостовую и концевую балку в сборе с промежуточным и хвостовым редукторами в грузовой кабине вертолета, а подвесной правый топливный бак разместить и закрепить на втулке ротора (пакет 3 и 4), освободив тем самым место для размещения второго вертолета в грузовой кабине самолета ИЛ-76.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1...15.

Фиг.1 - размещение пакетов в самолете - вид сбоку.

Фиг.2 - размещение пакетов в самолете - вид в плане.

Фиг.3 - первый и второй пакеты - вид сбоку.

Фиг.4 - первый и второй пакеты - вид спереди.

Фиг.5 - третий и четвертый пакет.

Фиг.6 - штанга для фиксации створок фюзеляжа в транспортировочное положение.

Фиг.7 - кронштейн крепления хвостовой балки.

Фиг.8 - кронштейн крепления концевой балки.

Фиг.9 - передний ложемент лопастей НВ.

Фиг.10 - задний ложемент лопастей НВ.

Фиг.11 - серьга.

Фиг.12 - фиксация двигателей в вертолете - вид сбоку.

Фиг.13 - фиксация двигателей в вертолете - вид в плане.

Фиг.14 - рама крепления правого подвесного топливного бака.

Фиг.15 - металлическая лента.

Здесь:

1 - пакет №1; 2 - пакет №2; 3 - пакет №3; 4 - пакет №4; 5 - основное шасси; 6 - хвостовая опора; 7 - переднее шасси; 8 - амортизаторы; 9 - правый подвесной топливный бак; 10 - правая хвостовая створка; 11 - левая хвостовая створка; 12 - серьга; 13 - двигатели в транспортном положении; 14 - лента; 15 - рама; 16 - первая подставка; 17 - вторая подставка; 18 - лопасти НВ; 19 - левый подвесной топливный бак; 20 - передний ложемент для лопастей НВ; 21 - регулируемые тяги; 22 - зажим; 23 - трос с тандером; 24 - задний ложемент для лопастей НВ; 25 - хвостовая и концевая балка в сборе; 26 - ложемент для хвостовой балки; 27 - первый кронштейн; 28 - мягкая лента; 29 - лопасть РВ; 30 - второй кронштейн; 31 - третий кронштейн; 32 - штанги; 33 - регулируемые тяги; 34 - дополнительный топливный бак; 35 - кронштейн; 36 - лента; 37 - шпилька; 38 - четвертый кронштейн; 39 - пятый кронштейн; 40 - фиксатор; 41 - узел швартовочный; 42 - шестой кронштейн; 43 - узел швартовочный; 44 - седьмой кронштейн; 45 - лента швартовочная; 46 - тяга; 47 - тяга регулируемая; 48 - главный редуктор; 49 - втулка НВ; 50 - автомат перекоса; 51 - редукторная рама; 52 - виброгаситель; 53 - подставка; 54 - пластина; 55 - рым-гайка; 56 - рама; 57 - стойка; 58 - материал мягкий; 59 - штырь; 60 - кольцо; 61 - стабилизатор; 62 - восьмой кронштейн.

Для перевозки двух вертолетов в самолете ИЛ-76 проводят демонтаж агрегатов, комплектование пакетов, погрузку, размещение и швартовку в грузовой кабине самолета с помощью оснастки.

Демонтаж агрегатов

Проводят демонтаж с каждого из вертолетов следующих основных узлов:

- лопастей несущего винта (НВ);

- лопастей рулевого винта (РВ);

- редуктора в сборе с автоматом перекоса, втулкой НВ, редукторной рамой и виброгасителем;

- хвостовой балки в сборе с концевой балкой, хвостовым и промежуточным редукторами;

- втулки (РВ);

- хвостовой опоры;

- стабилизатора;

- подвесных топливных баков;

- переднего и главного шасси;

- десантных сидений.

Комплектование пакетов

Комплектуют первый пакет, предварительно отстыковав правую 10 и левую 11 грузовые створки, и устанавливают их в транспортировочное положение, используя штанги 32 и тяги 33. Штанга состоит из трубы с приваренными кронштейнами 30, имеющими фиксаторы 40, посредством которых штанга устанавливается и закрепляется на узлах хвостовой части фюзеляжа и кронштейна 31, на которых навешиваются хвостовые створки 10 и 11 в транспортировочном положении. Устанавливают ложементы 26 и укладывают на них хвостовую балку. Среднюю часть балки привязывают мягкими лентами к кронштейну 35, а концевую балку привязывают к скобкам кронштейна 27. Кронштейн 27 закреплен на торце шпангоута, к которому стыкуется хвостовая балка. Половинки стабилизатора 61 подвешивают над хвостовой балкой и привязывают к шпангоутам фюзеляжа лентой 36. Лопасти НВ укладывают на передний и задний ложементы 20 и 24, на наконечники лопастей НВ устанавливают зажим 22. Передний ложемент 20 имеет узлы 41, через которые швартуют их к полу фюзеляжа посредством регулируемых тяг 21, и кронштейн 42 для соединения с зажимом 22 посредством троса с тандером 23. Задний ложемент 24 имеет узлы 43, через которые швартуют их к полу фюзеляжа посредством регулируемых тяг 21, и кронштейн 62 для соединения с законцовками лопастей с помощью швартовочных лент 45. Тросы с тандерами и швартовочные ленты фиксируют лопасти НВ от продольных перемещений. Левый подвесной топливный бак 19 устанавливают на дополнительный топливный бак 34 и крепят лентами к дополнительному топливному баку. Двигатели 13 соединяют между собой тягой 46 и закрепляют регулируемыми тягами 47 к потолку фюзеляжа в месте крепления редукторной рамы, предварительно подложив под задние опоры двигателя деревянные прокладки. Второй пакет комплектуют аналогично первому.

Третий и четвертый пакеты, состоящие из демонтированных главного редуктора 48, втулки НВ 49, автомата перекоса 50, редукторной рамы 51 и виброгасителя 52, устанавливаются на подставку 53. На редукторной раме закрепляют пластины 54 для швартовки пакетов 3 и 4, а на втулке НВ устанавливают рым-гайку 55 для подъема пакета.

Правые подвесные топливные баки 9 крепят к третьему и четвертому пакетам через раму 15. Рама 15 представляет собой сварную треугольную раму из труб, скрепленную с тремя стойками 57, которыми рама крепится к ушкам втулки НВ 49.

Для подъема фюзеляжа вертолета применяется металлическая лента 14 и серьги 12. Контактирующая поверхность ленты с фюзеляжем покрыта мягким материалом 58, на средней части ленты закреплены два штыря 59, которые входят в отверстия фюзеляжа, предназначенные под головки домкрата. На концах ленты имеются кольца 60 для соединения с крюками электротельферов. Серьги 12 устанавливаются на кронштейны крепления амортизаторов основного шасси. Серьга может закрепляться с помощью шпильки 61 в двух положениях - одно положение для подъема, а второе положение с разворотом на 180 градусов для швартовки фюзеляжа вертолета.

Комплектование второго пакета проводят в том же порядке, что и комплектование первого пакета.

Комплектование третьего пакета проводят согласно фиг.5. Редуктор 48 в сборе с автоматом перекоса 50, втулкой НВ 49, редукторной рамой 51, виброгасителем 52 устанавливают и закрепляют на подставке 53. На редукторной раме 51 закрепляют пластины 54, служащие для швартовки пакета на самолете, а на втулку НВ устанавливают рым-гайку 55 для подъема пакета.

Правые подвесные топливные баки 9 крепят к третьему пакету через раму 15.

Погрузка, размещение и швартовка пакетов в грузовой кабине самолета

Освобождают грузовую кабину самолета от перевозимого внутри него технического имущества между шпангоутами 14-56.

Первый фюзеляж вертолета (первый пакет) подкатывают вплотную к рампе самолета хвостовой частью вперед. К серьгам 12, закрепленным на шпангоуте 10, подсоединяют крюки передних электротельферов. Под шпангоутом 1 (5Н) фюзеляжа пропускают ленту 14, подцепляют ее за кольца задних электротельферов. Приподняв с помощью электротельферов фюзеляж, разгружают амортизационные стойки и отсоединяют переднее и основное шасси от фюзеляжа. Поднятый фюзеляж вертолета перемещают в самолет и устанавливают на пол согласно фиг.1, 2, предварительно под шпангоуты 1 и 13 фюзеляжа подкладывают подставки. Ленту 14 оставляют на фюзеляже, связав концы шнуром. Серьги 12 переставляют в положение для швартовки. Швартовку первого пакета выполняют согласно фиг.1, 2 цепями из комплекта швартовочного оборудования самолета.

Подгоняют автомобиль с установленными третьим и четвертым пакетами и рамами 15 задним ходом вплотную к рампе самолета. Подсоединяют электротельферы цепями к рым-гайке 55 третьего пакета и грузят поочередно оба пакета в кабину самолета, устанавливают на пол согласно фиг.2, швартуют цепями из комплекта швартовочного оборудования самолета. На третий пакет крепят рамы 15, используя штатные крепежные детали втулки НВ. На рамы 15 устанавливают правый подвесной топливный бак 5 и крепят их болтами. Рамы 15 и правый бак устанавливают вручную.

Второй фюзеляж (второй пакет) подкатывают вплотную к рампе самолета носовой частью вперед, при этом капоты отсеков гидросистемы и АИ-9 В оставляют закрытыми. Под шпангоут 1 (5Н) фюзеляжа пропускают ленту 14, подцепляют за крюки передних электротельферов. К серьгам 12, закрепленным на шпангоуте 10, подсоединяют крюки задних электротельферов, приподнимают с помощью электротельферов фюзеляж, отсоединяют шасси аналогично первому пакету. Поднятый фюзеляж перемещают в самолет, под шпангоут 1 (5Н) фюзеляжа кладут доски-подставки. Под шпангоут 11 устанавливают подставку 17, крепят ее к кронштейнам на фюзеляже вертолета. Серьги 12 переставляют для швартовки. Швартовку выполняют цепями из комплекта швартовочного оборудования самолета.

Отсоединяют амортизационные стойки от основных шасси. Амортстойки 8 обоих вертолетов укладывают под второй пакет рядом с подставкой 17, крепят к подставке лентами.

Передние шасси укладывают на пол грузовой кабины самолета согласно фиг.1 и швартуют ремнями из комплекта швартовочного оборудования самолета.

Основные шасси 5 и хвостовые опоры 6 от двух вертолетов укладывают на рампу и швартуют сетками из комплекта швартовочного оборудования самолета.

Выгрузку вертолетов и имущества проводят в порядке, обратном погрузке, при этом правый подвесной топливный бак 9 снимают совместно с рамами 15.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет за один полет самолета ИЛ-76 производить транспортировку одновременно двух вертолетов типа МИ-8, повышая эффективность транспортировки вертолетной техники.

Похожие патенты RU2310584C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ВЕРТОЛЕТА ТИПА Ми-8 ТРЕЙЛЕРОМ И ОСНАСТКА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И ШВАРТОВКИ ВЕРТОЛЕТА ТИПА Ми-8 ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ЕГО ТРЕЙЛЕРОМ 2007
  • Марин Александр Иванович
  • Богачев Николай Акимович
  • Хайкин Михаил Давидович
  • Талов Александр Александрович
  • Тюхтиенко Владимир Иванович
  • Раков Виктор Евдокимович
RU2347711C2
Многоцелевой вертолет и топливная система вертолета 2020
  • Казаков Кирилл Викторович
  • Яковлев Сергей Викторович
  • Плущевский Алексей Михайлович
  • Ширяев Леонид Павлович
  • Пожарский Александр Леонидович
RU2752810C1
ПОЖАРНЫЙ ГИДРОВЕРТОЛЕТ-КРАН 2022
  • Желваков Владимир Валентинович
RU2797539C1
ФЮЗЕЛЯЖ ВЕРТОЛЕТА 1993
  • Клод Бьетанадер[Fr]
RU2090450C1
ВЕРТОЛЕТ 1992
  • Таранцев Александр Алексеевич
  • Чернов Владимир Глебович
RU2009078C1
СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 2017
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2655249C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ВЕРТОЛЕТ 1994
  • Фефер Михаил Ильич
RU2089456C1
ПАЛУБНЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 2017
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2658739C1
БЕСПИЛОТНЫЙ СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ, ДЕСАНТИРУЕМЫЙ С САМОЛЕТА-НОСИТЕЛЯ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2627975C2
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА 2014
  • Дурнев Роман Александрович
  • Трофимов Алексей Владимирович
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2582513C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 310 584 C2

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ВЕРТОЛЕТОВ ТИПА МИ-8 САМОЛЕТОМ ИЛ-76 И ОСНАСТКА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И ШВАРТОВКИ ВЕРТОЛЕТОВ МИ-8 ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ИХ САМОЛЕТОМ ИЛ-76

Изобретение относится к авиационной технике, предназначенной для воздушной транспортировки грузов, в частности вертолетов. Способ транспортировки включает демонтаж агрегатов, комплектование пакетов из демонтированных агрегатов, загрузку пакетов в грузовую кабину самолета, швартовку пакетов и демонтированных агрегатов. Дополнительно демонтируют главный редуктор в сборе с редукторной рамой, втулкой несущего винта, автоматом перекоса, виброгасителем, хвостовые створки обоих вертолетов, хвостовую и концевую балки второго вертолета вместе с промежуточным и концевым редуктором, шасси, хвостовую опору. В каждом пакете из фюзеляжей вертолетов размещают и закрепляют хвостовую и концевую балки в сборе, комплект лопастей несущего винта, хвостовые створки, левый топливный бак. Комплектуют два третьих пакета, состоящих из главного редуктора в сборе с редукторной рамой, втулкой несущего винта, автоматом перекоса, виброгасителем, правого подвесного топливного бака. Первый и второй пакеты размещают вдоль фюзеляжа самолета, между которыми по бортам размещают два третьих пакета. На рампе самолета размещают основные шасси и хвостовые опоры. На полу фюзеляжа самолета размещают переднее шасси. Оснастка содержит погрузочное оборудование, напольное оборудование, швартовочное оборудование, а также погрузочное оборудование: металлическую ленту для подъема и серьги для подъема и швартовки фюзеляжей. Напольное оборудование дополнительно содержит ложементы и кронштейн, ложементы и зажимы, наборы деревянных брусков и регулируемых тяг, штанги, подставки, раму. Швартовочное оборудование дополнительно содержит кронштейны, установленные снаружи фюзеляжа по его силовым шпангоутам для швартовки фюзеляжей, кронштейны, установленные на фюзеляже в месте стыка хвостовой балки и на шпангоуте внутри фюзеляжа, служащие для швартовки хвостовой и концевой балок в сборе, регулируемые тяги для швартовки ложементов лопастей. Технический результат направлен на повышение эффективности транспортировки самолетом ИЛ-76 вертолетной техники за счет перевозки одновременно двух вертолетов типа МИ-8. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 15 ил.

Формула изобретения RU 2 310 584 C2

1. Способ транспортировки вертолетов типа МИ-8 самолетом ИЛ-76, по которому проводят демонтаж лопастей несущего и рулевого винтов, хвостовой и концевой балок в сборе с промежуточным и хвостовым редукторами, подвесных топливных баков, стабилизаторов, передних и основных шасси, хвостовых опор, главного редуктора в сборе с втулкой несущего винта, автоматом перекоса, виброгасителем и редукторной рамой одного вертолета; комплектование пакетов из демонтированных агрегатов вертолета; загрузку пакетов в грузовую кабину самолета; швартовку пакетов и демонтированных агрегатов вертолета, отличающийся тем, что дополнительно демонтируют главный редуктор в сборе с редукторной рамой, втулкой несущего винта, автоматом перекоса, виброгасителем, хвостовые створки обоих вертолетов, хвостовую и концевую балки второго вертолета вместе с промежуточным и концевым редуктором, переднее и главное шасси, хвостовую опору; в каждом пакете из фюзеляжей вертолетов размещают и закрепляют хвостовую и концевую балки в сборе, комплект лопастей несущего винта, хвостовые створки в транспортировочном положении, левый топливный бак; комплектуют два третьих пакета, каждый из которых состоит из главного редуктора в сборе с редукторной рамой, втулкой несущего винта, автоматом перекоса, виброгасителем, закрепленными на подставке, а также правого подвесного топливного бака, закрепленного на втулке несущего винта, кроме того, на вале редуктора устанавливают рым-гайку, а на редукторной раме - узлы для швартовки пакетов; размещают вдоль фюзеляжа самолета первый и второй пакеты, между которыми по бортам размещают два третьих пакета, на втулках несущих винтов которых закрепляют правые подвесные топливные баки на рамах; размещают на рампе самолета основные шасси и хвостовые опоры обоих вертолетах, на полу фюзеляжа самолета размещают переднее шасси.2. Оснастка для размещения и швартовки вертолетов типа МИ-8 при транспортировке их самолетом ИЛ-76, содержащая погрузочное оборудование, включающее электролебедки, электротельферы, блоки-динамометры, тельферные балки, подвески, блоки погрузочные; напольное оборудование, включающее погрузочный настил, поддоны, ваги; швартовочное оборудование, включающее обоймы швартовочные с кольцом, цепи швартовочные, ремни, сетки швартовочные, замки для соединения цепей, отличающаяся тем, что оснастка дополнительно содержит в составе погрузочного оборудования металлическую ленту для подъема и серьги для подъема и швартовки фюзеляжей вертолетов; в составе напольного оборудования ложементы и кронштейн, установленный в месте стыка хвостовой балки с фюзеляжем, служащие для укладки и крепления концевой и хвостовой балок в сборе, ложементы и зажимы для укладки и крепления лопастей несущего винта в грузовой кабине каждого вертолета, наборы деревянных брусков и регулируемых тяг для установки и крепления двигателей на потолке фюзеляжа каждого вертолета, штанги для установки и крепления хвостовых створок фюзеляжей каждого вертолета, подставки в виде деревянных прокладок и набора брусков с регулируемыми тягами, укладываемыми под фюзеляж каждого вертолета, рама для размещения правого подвесного бака; в составе швартовочного оборудования кронштейны, установленные снаружи фюзеляжа каждого вертолета по его силовым шпангоутам для швартовки фюзеляжей, кронштейны, установленные на фюзеляже в месте стыка хвостовой балки и на шпангоуте внутри фюзеляжа вертолета, служащие для швартовки хвостовой и концевой балок в сборе, регулируемые тяги для швартовки ложементов лопастей.3. Оснастка по п.2, отличающаяся тем, что штанги, установленные на хвостовой части фюзеляжа вертолета, имеют узлы для навески хвостовых створок в транспортировочное положение.4. Оснастка по п.2, отличающаяся тем, что кронштейн, закрепленный на фюзеляже в месте стыка хвостовой балки с фюзеляжем, имеет скобы в виде металлических стержней для фиксации концевой балки от перемещения посредством мягких лент.5. Оснастка по п.2, отличающаяся тем, что передний и задний ложементы под лопасти несущего винта имеют узлы для швартовки их к полу фюзеляжа посредством регулируемых тяг, при этом в переднем ложементе швартовочный узел используется для соединения с зажимом, установленным на комлях лопастей, с помощью троса с тандером, удерживающим лопасти в одном направлении, а в заднем ложементе швартовочный узел используется для соединения с законцовками лопастей с помощью регулируемых лент, удерживающих лопасти в другом направлении.6. Оснастка по п.2, отличающаяся тем, что рама для размещения правого подвесного топливного бака имеет узлы для крепления к втулке несущего винта.7. Оснастка по п.2, отличающаяся тем, что поверхность металлической ленты для подъема фюзеляжа вертолета, контактирующая с фюзеляжем, покрыта мягким материалом, на средней части ленты закреплены два штыря, контактирующие с ответными отверстиями фюзеляжа под домкраты, а на концах ленты имеются кольца для соединения с крюками электротельферов.8. Оснастка по п.2, отличающаяся тем, что серьга для подъема и швартовки вертолетов выполнена с возможностью установки на кронштейнах крепления амортизаторов основного шасси в двух положениях - для подъема и для швартовки вертолета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2310584C2

Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
US 5090639 А, 25.02.1992
US 5106038 А, 21.04.1992
СИСТЕМА ДВУХ СООСНЫХ НЕСУЩИХ ВИНТОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Малышев Б.С.
  • Соловьев А.И.
  • Зевиг Г.В.
  • Беляев В.В.
  • Хрибков В.К.
  • Власов А.А.
  • Пономарев Н.Н.
  • Поднебеснов Б.Я.
RU2155702C1

RU 2 310 584 C2

Авторы

Марин Александр Иванович

Богачев Николай Акимович

Хайкин Михаил Давидович

Талов Александр Александрович

Касимов Гаптельбари Нургалиевич

Саховская Лидия Васильевна

Даты

2007-11-20Публикация

2005-06-10Подача