СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2015 года по МПК F16C33/04 F16C33/26 B29C53/60 B29D33/00 

Описание патента на изобретение RU2540894C1

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующими опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия (патент РФ №2243095, В29С 53/60, F16C 33/04, опубл. 27.12.2004).

Однако указанный способ трудоемок и сложен из-за несовершенства технологической оснастки.

Ближайшим аналогом является способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, при этом перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, кроме того, в качестве оси используют болт, при этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки через тарельчатую шайбу (патент РФ №2445523, В29С 53/60, F16C 33/04, опубл. 20.03.2012).

Однако известный способ не позволяет получать необходимую прочность и износостойкость покрытия на фланце из-за того, что при опрессовке покрытия на фланце происходит радиальное выдавливание жгута. В связи с этим получается неоднородная структура покрытия, отрицательно проявляющаяся при работе подшипника скольжения (износ и отслаивание).

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения.

Поставленная задача решается тем, что в способе, включающем нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, при этом перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, кроме того, в качестве оси используют болт, при этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки через тарельчатую шайбу, нанесение жгута осуществляют в предварительно выполненные на торце фланца по спирали в радиальном направлении канавки, согласно изобретению при затягивании гайки через тарельчатую шайбу создают микроперемещения тарельчатой шайбе посредством подсоединенного к головке болта вибратора.

При затягивании гайки через тарельчатую шайбу создают микроперемещения тарельчатой шайбе посредством подсоединенного к головке болта вибратора, обеспечивают равномерную передачу нагрузки на весь торец фланца подшипника скольжения и исключают разнотолщинность получаемого покрытия за счет крепления жгута на поверхности фланца. Это исключает неравномерный износ и отслаивание покрытия подшипника скольжения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где приведена схема намотки и опрессовки жгута.

Пример реализации способа

Для осуществления способа используют металлическую втулку 1 с фланцем 2, шаблон 3 и болт 4 с головкой 5 и гайкой 6. Шаблон 3 и металлическую втулку 1 (на которой на внутренней цилиндрической поверхности предварительно изготовлено антифрикционное покрытие 7) устанавливают по скользящей посадке на болт 4 и осуществляют нанесение покрытия путем заполнения зазора между фланцем 2 и шаблоном 3 намоткой слоями пропитанного полимерной композицией (например, эпоксидной смолой с наполнителями в виде графита и фторопласта) жгута 8 (например, из стекловолокна). При этом нанесение жгута осуществляют в предварительно выполненные на торце фланца по спирали в радиальном направлении канавки 9. После полного заполнения зазора между фланцем 2 и шаблоном 3 производят опрессовку полученного покрытия шаблоном 3 через головку 5 посредством поворачивания гайки 6 по резьбе. При этом при передаче давления со стороны головки 5 на шаблон 3 применяют тарельчатую шайбу 10, которая своей кромкой задает равномерную нагрузку на всю поверхность шаблона 3 через его середину и исключает его перекос. При затягивании гайки через тарельчатую шайбу создают микроперемещения тарельчатой шайбе посредством подсоединенного к головке болта вибратора 11, обеспечивают равномерную передачу нагрузки на весь торец фланца подшипника скольжения и исключают разнотолщинность получаемого покрытия за счет крепления жгута на поверхности фланца. Действие вибратора 11 повышает качество покрытия за счет исключения микротрещин, пузырьков воздуха и неровностей структуры покрытия.

Затем полимерную композицию отверждают, разбирают конструкцию путем отворачивания гайки 6 болта 4 и производят чистовую механическую обработку покрытия.

Перед каждым формированием покрытия на фланце 2 производят обработку контактирующей с полимерной композицией поверхности шаблона 3 и болта 4 известным антиадгезионным составом.

В отличие от аналогов предлагаемый способ обеспечивает повышение долговечности подшипника скольжения в процессе эксплуатации за счет повышения качества покрытия при опрессовке, увеличения однородности по толщине покрытия, отсутствия отслоений и выдавливаний.

Похожие патенты RU2540894C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
  • Захарычев Сергей Петрович
RU2445522C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
  • Захарычев Сергей Петрович
RU2445523C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Савочкин Виктор Степанович
  • Щербина Денис Витальевич
  • Аникевич Римма Вячеславовна
RU2485367C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2008
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Захарычев Сергей Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
RU2382248C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2006
  • Иванов Валерий Александрович
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Захарычев Сергей Петрович
  • Тарасенко Андрей Трофимович
  • Отмахов Дмитрий Валентинович
RU2310776C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2003
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
  • Захарычев С.П.
  • Тарасенко А.Т.
  • Шамаев А.С.
RU2243095C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2015
  • Иванов Валерий Александрович
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Хомяк Виктор Владимирович
  • Слободчиков Алексей Максимович
RU2592800C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Богачев Анатолий Петрович
RU2492368C1
Устройство для опрессовки деталей из композиционного материала 1979
  • Павленко Михаил Иванович
  • Маурин Вячеслав Иванович
  • Пшеничный Вадим Николаевич
  • Гринь Валентина Леонидовна
SU856831A1
Способ ремонта обетонированного участка подводного трубопровода и устройство для его осуществления 2015
  • Лещенко Виктор Викторович
  • Бондарев Дмитрий Александрович
  • Шуреков Владимир Петрович
RU2619954C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 540 894 C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения. Способ включает нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удаление шаблона и механическую обработку покрытия. Перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном. Последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, кроме того, в качестве оси используют болт. Опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки через тарельчатую шайбу. Нанесение жгута осуществляют в предварительно выполненные на торце фланца по спирали в радиальном направлении канавки согласно изобретению. При затягивании гайки через тарельчатую шайбу создают микроперемещения тарельчатой шайбе посредством подсоединенного к головке болта вибратора. Технический результат: повышение долговечности подшипника скольжения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 540 894 C1

Способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, при этом перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, кроме того, в качестве оси используют болт, при этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки через тарельчатую шайбу, нанесение жгута осуществляют в предварительно выполненные на торце фланца по спирали в радиальном направлении канавки, отличающийся тем, что при затягивании гайки через тарельчатую шайбу создают микроперемещения тарельчатой шайбе посредством подсоединенного к головке болта вибратора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2540894C1

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
  • Захарычев Сергей Петрович
RU2445523C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
  • Захарычев Сергей Петрович
RU2445522C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2003
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
  • Захарычев С.П.
  • Тарасенко А.Т.
  • Шамаев А.С.
RU2243095C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2003
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
  • Захарычев С.П.
  • Тарасенко А.Т.
  • Шамаев А.С.
RU2243095C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2008
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Захарычев Сергей Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
RU2382248C1
WO 9744181 A1, 27.11.1997

RU 2 540 894 C1

Авторы

Богачев Анатолий Петрович

Даты

2015-02-10Публикация

2013-11-28Подача