Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения.
Известен способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения методом намотки на оправку тканого материала с пропиткой полимерным связующим с последующим отверждением (Б. Д. Воронков. Подшипники сухого трения. Машиностроение. Л. , 1979, с. 79-83).
Недостатком этого способа является расслоение получаемых подшипников, что приводит к износу и разрушению корпуса подшипника при эксплуатации узлов трения.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения методом намотки на оправку тканого материала с пропиткой полимерным связующим с добавками, отверждение заготовки, механическую обработку и снятие подшипника с оправки (В. А. Иванов и др. Самосмазывающиеся материалы в узлах трения лесозаготовительных машин - Экспресс-информ - М: ВНИПИЭИлеспром, 1985, с. 16-17).
Недостатком известного способа является низкие антифрикционные свойства, которые обусловлены невозможностью насыщения антифрикционными добавками в достаточном количестве зоны трения. Кроме того, способ затрудняет применение эффективных жидких смазок, так как эти добавки разупрочняют по толщине рабочий слой (антифрикционный) и наружный (прочностной), что приводит к потере посадки самосмазывающегося подшипника в корпусе изделия при динамических нагрузках.
Целью изобретения является повышение долговечности изготавливаемых самосмазывающихся подшипников скольжения.
Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом способе пропитку полимерным связующим с добавками производят в начале намотки и в конце, а среднюю часть намотанных слоев пропитывают жидкой смазкой после отверждения. Кроме того, в начале намотки для пропитки тканого материала применяют антифрикционные добавки, а в конце намотки - фрикционные добавки.
Пропитка полимерным связующим с добавками в начале намотки и в конце позволяет создать среднюю часть - полость, которая после отверждения заполняется высокоэффективными жидкими смазками. Полость словно губка впитывает смазку при изготовлении подшипника и отдает ее длительное время в зону трения при эксплуатации. При этом возможна периодическая подпитка смазкой этой полости при длительной работе узла трения.
Использование антифрикционных добавок в начале намотки для пропитки тканого материала создает слой приработки и обеспечивает работоспособность узла трения при отсутствии жидкой смазки в полости, в результате чего исключается аварийная работа и заклинивание подшипника.
Применение фрикционных добавок для пропитки тканого материала в конце намотки обеспечивает надежное фиксирование самосмазывающегося подшипника за счет трения и прессовой посадки в корпусе изделия при эксплуатации с динамическими нагрузками.
Сущность способа поясняется чертежом, где изображен общий вид самосмазывающегося подшипника.
Пример конкретного выполнения способа изготовления самосмазывающегося подшипника.
На оправку 1 наматывают тканый материал (например, хлопчатобумажная ткань, стеклоткань, капроновая ткань и т. д. ). При этом в начале намотки тканый материал пропитывают полимерным связующим (например, эпоксидной смолой ЭД-20) с антифрикционными добавками (например, порошок графита, фторопласта и др. ) - два-четыре слоя, в результате чего образуется антифрикционная зона 2. Затем наматывают непропитанный тканый материал (число витков зависит от применяемой ткани и требуемых габаритных размеров подшипника), в результате чего образуется полость 3 (средняя часть), которую заполняют после отверждения заготовки жидкими смазками (например, индустриальным маслом). В конце намотки два-четыре слоя пропитывают полимерным связующим с фрикционными добавками (например, порошки металлов), что приводит к образованию наружной прочностной зоны 4. После отверждения полимерного связующего (24 часа при комнатной температуре для ЭД-20), механической обработки (обточки наружной поверхности прочностной зоны 4 и обрезки-зачистки торцов 5) в корпусе подшипника по всей площади в шахматном порядке сверлят сквозные отверстия 6 диаметром 1-5 мм на расстоянии 5-30 мм друг от друга (диаметр отверстий и расстояние между ними зависят от габаритных размеров подшипника и устанавливаются экспериментально). Заполнение полости 3 жидкими смазками производят известными устройствами и способами (например, при нагреве жидкой смазки и подшипника до температуры 1000С в вакууме). При этом жидкая смазка поступает в полость 3 через торцы 5 и сквозные отверстия 6. После запрессовки самосмазывающегося подшипника в корпус изделия сквозные отверстия 6 по прочностной зоне 4 перекрываются, что исключает вытекание смазки из полости 3, а в антифрикционной зоне 2 сквозные отверстия 6 служат очагами смазки зоны трения при перегреве подшипника в процессе эксплуатации.
Перед каждой намоткой оправку 1 обрабатывают известным антиадгезионным составом (например, эмульсией фторопласта).
В отличие от аналогов данный способ изготовления самосмазывающегося подшипника обеспечивает длительный запас высокоэффективных смазок в полости и неоднократное пополнение его в процессе технического обслуживания и ремонта изделия, что повышает долговечность узла трения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 1998 |
|
RU2147699C1 |
САМОСМАЗЫВАЮЩИЙСЯ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2222721C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 1999 |
|
RU2162172C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2002 |
|
RU2207956C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2000 |
|
RU2194888C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 1997 |
|
RU2123624C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2215654C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ НАКЛАДОК | 1998 |
|
RU2135360C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2000 |
|
RU2208722C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ ТРУБЧАТЫХ ИЗДЕЛИЙ | 1998 |
|
RU2150386C1 |
Изобретение относится к изготовлению слоистых изделий намоткой. Способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения заключается в намотке на оправку тканого материала с пропиткой полимерным связующим с добавками. При этом пропитку полимерным связующим с добавками производят в начале и в конце намотки, а среднюю часть намотанных слоев пропитывают жидкой смазкой после отверждения через сквозные отверстия, выполненные в корпусе подшипника. В начале намотки для пропитки тканого материала применяют антифрикционные добавки, а в конце - фрикционные добавки. Технический результат - повышение долговечности. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 1997 |
|
RU2123624C1 |
Способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения | 1987 |
|
SU1574373A1 |
Самосмазывающийся подшипник скольжения | 1990 |
|
SU1739103A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО БАКТЕРИАЛЬНОГО УДОБРЕНИЯ ДЛЯ РАСТЕНИЙ | 2004 |
|
RU2286974C2 |
Вихревая форсунка | 1984 |
|
SU1214236A1 |
DE 3312702, 10.18.1984. |
Авторы
Даты
2002-01-10—Публикация
2000-02-21—Подача