СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2004 года по МПК B29C53/60 F16C33/04 

Описание патента на изобретение RU2243095C2

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть втулки (патент РФ №2187431, В 29 С 41 /04, Б.И. №23 от 20.08.2002).

Однако указанный способ не позволяет наносить покрытие на фланец втулки, что ограничивает использование таких подшипников скольжения.

Ближайшим аналогом является способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия с последующим отверждением полимерной композиции и механической обработкой покрытия (Чичинадзе А.В. Полимеры в узлах трения машин и приборов. М.: Машиностроение, стр.40-42).

Однако известный способ не позволяет получать необходимую прочность и износостойкость покрытия на фланце, что приводит к разрушению узла трения при работе с динамическими нагрузками и перепадами температур.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности изготавливаемых подшипников скольжения.

Указанная цель достигается тем, что в способе, включающем нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия с последующим отверждением полимерной композиции и механической обработкой покрытия, согласно изобретению, на фланец наносят покрытие путем заполнения зазора между фланцем и плоским шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута, а после отверждения полимерной композиции шаблон удаляют. Кроме того, намотку жгута производят на кольцевую оправку, образованную буртиком на фланце, при этом плоский шаблон устанавливают на кольцевой оправке по скользящей посадке, а буртик после отверждения полимерной композиции удаляют расточкой. Кроме того, намотку жгута на кольцевую оправку выполняют с натяжением, а после намотки производят опрессовку покрытия на фланце плоским шаблоном. Кроме того, намотку жгута в зазор между фланцем и плоским шаблоном производят в несколько витков.

Нанесение покрытия на фланец путем заполнения зазора между фланцем и плоским шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута позволяет получить износостойкий, ударопрочный, армированный жгутом антифрикционный слой, при этом происходит наименьший расход полимерной композиции и обеспечивается необходимая толщина покрытия. Намотка жгута на кольцевую оправку, образованную буртиком на фланце с установкой плоского шаблона на кольцевой оправке по скользящей посадке, обеспечивает плотность укладки жгута в зазор и обеспечивает качество изготовления покрытия на фланце. Удаление буртика после отверждения полимерной композиции повышает антифрикционные свойства подшипника, так как буртик при трении в процессе эксплуатации создает дополнительное сопротивление. Намотка жгута на кольцевую оправку с натяжением с последующей опрессовкой покрытия на фланце плоским шаблоном позволяет повысить ударопрочность антифрикционного покрытия за счет увеличения его прочности. Намотка жгута в зазор между фланцем и плоским шаблоном в несколько витков позволяет получать объемное покрытие, что повышает его долговечность за счет увеличения толщины.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

На фиг.1 приведена схема намотки и опрессовки одного слоя жгута.

На фиг.2 приведена схема намотки для трех слоев жгута.

На фиг.3 приведена схема разборки плоского шаблона и удаления буртика.

Пример реализации способа.

Для осуществления способа используют металлическую втулку 1 с фланцем 2, плоский шаблон 3 с наружным диаметром, превышающим наружный диаметр фланца 2, и диаметром отверстия (посредством которого плоский шаблон 3 устанавливают на предварительно изготовленную на фланце 2 кольцевую оправку в виде буртика 4), обеспечивающим скользящую посадку по буртику 4. Плоский шаблон 3 устанавливают на буртик 4 и осуществляют нанесение покрытия путем заполнения зазора между фланцем 2 и плоским шаблоном 3 намоткой слоями пропитанного полимерной композицией (например эпоксидной смолой ЭД-20 с отвердителем ПЭПА и наполнителями в виде графита и фторопласта) жгута 5 (например, из стекловолокна). Намотку жгута 5 на буртик 4 выполняют с натяжением, обеспечивающим отсутствие расслоения и воздушные включения. После полного заполнения зазора между фланцем 2 и плоским шаблоном 3 производят опрессовку полученного покрытия плоским шаблоном 3 (см. фиг.1) и отверждают полимерную композицию. Затем плоский шаблон 3 отпрессовывают с покрытия (см. фиг.3) с использованием выступающей наружной части плоского шаблона 3 и посредством механической обработки удаляют буртик 4 (см. фиг.3) с образованием фаски 6.

Для увеличения толщины покрытия намотку жгута 5 в зазор между фланцем 2 и плоским шаблоном 3 производят в несколько витков (например, в три витка, см. фиг.2).

Перед каждым формированием покрытия на фланце 2 производят обработку контактирующей с полимерной композицией поверхности плоского шаблона 3 известным антиадгезионным составом.

Нанесение полимерного покрытия 7 на внутреннюю цилиндрическую часть втулки 1 производят либо до формирования покрытия на фланце 2, либо после.

В отличие от аналогов, предлагаемый способ обеспечивает получение качественного армированного антифрикционного покрытия на фланце подшипника скольжения, что повышает долговечность подшипникового узла при длительной эксплуатации под воздействием динамических нагрузок и перепада температур без смазки или в условиях ее ограничения.

Похожие патенты RU2243095C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2006
  • Иванов Валерий Александрович
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Захарычев Сергей Петрович
  • Тарасенко Андрей Трофимович
  • Отмахов Дмитрий Валентинович
RU2310776C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
  • Захарычев Сергей Петрович
RU2445522C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2008
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Захарычев Сергей Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
RU2382248C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Богачев Анатолий Петрович
RU2540894C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
  • Захарычев Сергей Петрович
RU2445523C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Савочкин Виктор Степанович
  • Щербина Денис Витальевич
  • Аникевич Римма Вячеславовна
RU2485367C1
ТРУБА ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГАЗООБРАЗНЫХ И ЖИДКИХ ПРОДУКТОВ ПОД ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИЕМ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Кашин С.М.
  • Колобов Н.А.
  • Некрасов В.П.
  • Логинов А.И.
  • Пепеляев В.С.
  • Леонов А.А.
  • Кашин А.С.
  • Костылева Т.И.
  • Семенов В.И.
  • Иванов А.А.
RU2166145C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2003
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
  • Захарычев С.П.
  • Тарасенко А.Т.
  • Шамаев А.С.
RU2238448C1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2007
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Черниговский Александр Андреевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Журавлев Виктор Николаевич
  • Исаев Василий Петрович
  • Осташевич Дмитрий Владимирович
  • Ильин Сергей Яковлевич
  • Елисеев Александр Константинович
  • Левин Михаил Антонович
  • Пеклер Константин Владимирович
RU2321782C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ ТРУБЧАТЫХ ИЗДЕЛИЙ 1998
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Янковец Ж.Н.
RU2150386C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 243 095 C2

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия с последующим отверждением полимерной композиции и механической обработкой покрытия. При этом на фланец наносят покрытие путем заполнения зазора между фланцем и плоским шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута, а после отверждения полимерной композиции шаблон удаляют. Предлагаемый способ обеспечивает повышение долговечности изготавливаемых подшипников скольжения. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 243 095 C2

1. Способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия с последующим отверждением полимерной композиции и механической обработкой покрытия, отличающийся тем, что на фланец наносят покрытие путем заполнения зазора между фланцем и плоским шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута, а после отверждения полимерной композиции шаблон удаляют.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что намотку жгута производят на кольцевую оправку, образованную буртиком на фланце, при этом плоский шаблон устанавливают на кольцевой оправке по скользящей посадке, а буртик после отверждения полимерной композиции удаляют расточкой.3. Способ по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что намотку жгута на кольцевую оправку выполняют с натяжением, а после намотки производят опрессовку покрытия на фланце плоским шаблоном.4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что намотку жгута в зазор между фланцем и плоским шаблоном производят в несколько витков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2243095C2

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1998
  • Богачев А.П.
  • Иванов В.А.
RU2147699C1
ДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ВАЛА 2000
  • Андоскин В.Н.
  • Астафьев С.П.
  • Кобелев К.А.
  • Пушкарев М.А.
RU2179269C2
Устройство для сушки изделий 1982
  • Галай Анатолий Васильевич
  • Дыков Анатолий Николаевич
  • Мельниченко Владимир Иванович
  • Янкин Леонид Николаевич
SU1083045A2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА 2000
  • Богачев А.П.
RU2178102C2
WO 9744181 А1, 28.11.1997.

RU 2 243 095 C2

Авторы

Иванов В.А.

Богачев А.П.

Отмахов Д.В.

Захарычев С.П.

Тарасенко А.Т.

Шамаев А.С.

Даты

2004-12-27Публикация

2003-03-06Подача