СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЯВЛЕНИЯ БЕЗЫЗНОСНОСТИ ПРИ ТРЕНИИ СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2007 года по МПК F16C33/12 

Описание патента на изобретение RU2310777C2

Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности, подшипникам скольжения. При трении с возрастанием скоростей и удельных нагрузок, ухудшением условий смазки, повышением требований к антифрикционным характеристикам возрастает роль процессов, принципиально меняющих поведение материалов на основе самоорганизации. Как показано в [1], формирование диссипативных структур при самоорганизации практически можно оценить по экстремальному характеру зависимостей коэффициента трения от скорости скольжения и нагрузки. Но, чтобы добиться рекордных показателей антифрикционных характеристик, этого недостаточно. Необходимы дополнительные меры. Среди них явление избирательного переноса, обеспечивающего явление или эффект безызносного трения, достигается за счет применения специфических смазочных сред в парах трения медный сплав - сталь. Смазка играет роль защитного покрытия, обладающего истинной упругостью формы и подчиняющегося закону Гука [2]. Вторая разновидность эффекта безызносного трения, имеющая место при работе медных и меднографитовых антифрикционных материалов, достигается за счет введения специальных защитных покрытий (графит, окись алюминия, жидкокристаллические покрытия) [3]. Третья разновидность безызносного терния, имеющая место при работе сплавов алюминий-олово, алюминий-свинец, проявляется только благодаря высокой пластичности "мягкой" структурной составляющей применяемых сплавов [4], но дополнительные меры также нужны. Во всех рассмотренных случаях процесс деформации поверхностного слоя при трении приводит к интенсивной фрагментации и созданию мелкозернистой структуры. Но, как свидетельствуют результаты структурных исследований [2, 3, 4], поверхностные слои из меди и олова (или свинца) заметно различаются по сплошности материала. В поверхностных слоях медных сплавов отмечена высокая пористость, которая не уменьшала сопротивляемость материала внешним нагрузкам. В гетерофазных сплавах на алюминиевой основе при трении образовывался поверхностный слой из олова (или свинца) без нарушения сплошности материала. Такое различие, как показано в [1], приводит к различной роли вязкости материала и факторов, влияющих на нее в процессе трения. В сплавах алюминий-олово, алюминий-свинец поверхность трения в значительной степени покрыта окисной пленкой, которая заполняет весь деформированный слой и, будучи менее пластичной, значительно повышает вязкость, а следовательно, сопротивление материала трению. В итоге для реализации третьего случая явления безызносности необходимо предотвращение окисления поверхностного слоя при трении, что достигается за счет создания инертной атмосферы в зоне трения.

Цель изобретения - реализация явления безызносности в высокопластичных материалах за счет создания инертной атмосферы в зоне трения. Указанная цель достигается применением газопроницаемых селективных мембран, создающих газовую среду без кислорода. Они успешно используются при хранении пищевых продуктов.

Примеры осуществления

1. Лабораторные испытания на машине трения СМЦ-2.

Испытания проводились в воздушной и инертной атмосфере, в режиме граничной смазки на антифрикционных сплавах алюминий-олово, алюминий-свинец. Испытания проводились по схеме вал - вкладыш из антифрикционного сплава. В испытательной камере инертная среда создавалась газообразным азотом и с помощью селективной мембраны PVTMS, обеспечивающей на 95% атмосферу азота. Испытаниям подвергались образцы сплавов массой 10 грамм. Интенсивность изнашивания оценивалась по весу образцов до и после испытания. Предварительно образцы подвергались притирке в условиях, аналогичных основному эксперименту. Продолжительность притирки в воздушной атмосфере 1 час, а при работе в инертной среде 3 часа. Продолжительность основных испытаний составила первоначально 6 часов, затем была снижена до 2 часов для каждого из режимов нагрузки. Диапазон нагрузок был выбран с учетом работы сплавов в двигателях внутреннего сгорания. Результаты испытаний показали, что в инертной среде, когда имеет место явление безызносности, коэффициент трения снижается на 50-80%, а интенсивность изнашивания - на один порядок.

2. Стендовые испытания на серийно изготавливаемом дизеле 2ч ОАО "Дагдизель".

Программа стендовых испытаний предусматривала два цикла. Первый цикл включал загрузку дизеля на 120 часов по специальному суточному графику с наличием в картере двигателя обычной атмосферы. Второй цикл - также загрузку на 120 часов, но с поддержанием в картере двигателя инертной среды. Достижение инертной среды обеспечивалось удалением кислорода из атмосферы картера с помощью селективных мембран, установленных в патрубке, соединяющем картер с всасывающим каналом в головке блока цилиндров.

Для фиксации величины износа производилось снятие размеров вкладышей по трем сечениям (перпендикулярно износу) перед испытаниями, после первого и второго цикла испытаний. Износ оценивался по разности размеров вкладышей после соответствующих циклов испытаний.

Результаты испытаний в условиях, при которых по суточному графику обеспечивались режимы сухого, полусухого и граничного трения показали, что имел место эффект безызносного трения с обеспечением снижения величины износа подшипников в три-пять раз.

Положительный эффект предлагаемого способа

1. Способ позволяет без введения в процесс трения дополнительных материалов и без заметных других материальных затрат реализовать явление безызносности на таких антифрикционных сплавах, как алюминий-олово, алюминий-свинец.

2. Способ позволяет сравнительно просто реализовать явление безызносности независимо от режимов работы двигателя внутреннего сгорания и снизить износ подшипников скольжения в три-пять раз.

Источники информации

1. Шахназаров Т.А., Тахтарова Ю.А. Термодинамический критерий формирования диссипативных структур в антифрикционных материалах. //Проблемы машиностроения и надежности машин 2003, №3, с.70-75.

2. Рыбакова Л.М., Куксенова Л.И. Структура и износостойкость металла. М., Машиностроение, 1982, 212 с.

3. Булатов В.П., Кириенко О.Ф. Структурное исследование механизмов безызносного трения конструкционных материалов на основе синергетических представлений //Проблемы машиностроения и надежности машин, 1991, №2, с.56-61.

4. Шахназаров Т.А., Тахтарова Ю.А. Реализация эффекта безызносного трения в сплавах алюминий-олово, алюминий-свинец. //Письма в ЖТФ, 2002, т.28, в.4, с.7-11.

Похожие патенты RU2310777C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ СМАЗКИ ТРУЩИХСЯ ПАР В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 2012
  • Тарасенко Борис Федорович
  • Богатырев Николай Иванович
  • Лихачев Владимир Леонидович
  • Цыбулевский Валерий Викторович
  • Шапиро Евгений Александрович
RU2575246C2
Многослойный шатунный вкладыш коленчатого вала 2023
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2813220C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЗАГОТОВКИ ИЗ АНТИФРИКЦИОННОГО СПЛАВА 2015
  • Миронов Александр Евгеньевич
  • Гершман Иосиф Сергеевич
  • Овечкин Андрей Викторович
  • Котова Елена Геннадьевна
  • Кошелев Михаил Альбертович
  • Гершман Евгений Иосифович
RU2590464C1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2011
  • Горячева Ирина Георгиевна
  • Курбаткин Игорь Иванович
  • Добычин Михаил Николаевич
  • Муравьева Тамара Ивановна
  • Кудряшов Александр Евгеньевич
  • Левашов Евгений Александрович
RU2470082C1
СПОСОБ НЕЧАЕВА Е.П. ПО ЛЕГИРОВАНИЮ ДЕТАЛЕЙ ТРЕНИЯ И СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ МЕХАНИЗМА 1996
  • Нечаев Евгений Павлович
  • Нечаев Павел Егорович
RU2109146C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА ТОНКОСТЕННЫХ СТАЛЬНЫХ ВКЛАДЫШАХ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ 1993
  • Кормышов Е.И.
  • Абрамов Г.А.
  • Сычков Ю.Ф.
  • Володин В.И.
  • Хмелевская В.Б.
  • Погодаев Л.И.
  • Захаров Н.И.
  • Текучев А.И.
RU2076960C1
Антифрикционный алюминиевый литейный сплав для монометаллических подшипников скольжения 2018
  • Гершман Иосиф Сергеевич
  • Миронов Александр Евгеньевич
  • Солис Пинарготе Нестор Вашингтон
  • Подрабинник Павел Анатольевич
  • Перетягин Никита Юрьевич
RU2702530C1
Антифрикционный алюминиевый литейный сплав для монометаллических подшипников скольжения 2018
  • Гершман Иосиф Сергеевич
  • Миронов Александр Евгеньевич
  • Солис Пинарготе Нестор Вашингтон
  • Кузнецова Екатерина Викторовна
  • Перетягин Павел Юрьевич
RU2702531C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО АНТИФРИКЦИОННОГО САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ СПЛАВА 2012
  • Русин Николай Мартемьянович
  • Скоренцев Александр Леонидович
RU2492964C1
МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К СМАЗОЧНЫМ МАТЕРИАЛАМ 2006
  • Балабанов Виктор Иванович
  • Ищенко Сергей Анатольевич
  • Гамидов Абдурахман Гаджиевич
RU2344165C2

Реферат патента 2007 года СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЯВЛЕНИЯ БЕЗЫЗНОСНОСТИ ПРИ ТРЕНИИ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности подшипникам скольжения, например, двигателя внутреннего сгорания. Способ реализации явления безызносности при трении скольжения, обеспечиваемого снижением вязкости поверхностного слоя сплава, заключается в том, что снижение вязкости для сплавов с высокопластичной структурной составляющей (алюминий-олово, алюминий-свинец) достигается за счет исключения окислов из поверхностного слоя в зоне трения с помощью селективных газовых мембран. Технический результат: способ позволяет сравнительно просто реализовать явление безызносности независимо от режимов работы двигателя внутреннего сгорания и снизить износ подшипников скольжения в три-пять раз. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 310 777 C2

Способ реализации явления безызносности при трении скольжения, обеспечиваемого снижением вязкости поверхностного слоя сплава, отличающийся тем, что снижение вязкости для сплавов с высокопластичной структурной составляющей (алюминий-олово, алюминий-свинец) достигается за счет исключения окислов из поверхностного слоя в зоне трения с помощью селективных газовых мембран.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2310777C2

ШАХНАЗАРОВ Т.А., ТАХТАРОВА Ю.А
Реализация эффекта безызносности трения в сплавах алюминий-олово, алюминий-свинец
Письма в ЖТФ
Топчак-трактор для канатной вспашки 1923
  • Берман С.Л.
SU2002A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА ТОНКОСТЕННЫХ СТАЛЬНЫХ ВКЛАДЫШАХ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ 1993
  • Кормышов Е.И.
  • Абрамов Г.А.
  • Сычков Ю.Ф.
  • Володин В.И.
  • Хмелевская В.Б.
  • Погодаев Л.И.
  • Захаров Н.И.
  • Текучев А.И.
RU2076960C1
0
SU409022A1
US 6316061 B1, 13.11.2001
DE 19514836 A1, 24.10.1996.

RU 2 310 777 C2

Авторы

Камилов Ибрагимхан Камилович

Атоянц Марат Аванесович

Терешин Евгений Петрович

Шахназаров Темирлан Ахмедович

Абдурахманов Якуб Магомедович

Тахтарова Юлия Александровна

Даты

2007-11-20Публикация

2004-11-29Подача