СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА Российский патент 2007 года по МПК C10G59/02 

Описание патента на изобретение RU2313564C2

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов.

Известен способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530°С, давлении до 3,5 МПа с последующим контактированием продуктов риформинга с алюмоникельмолибденовым катализатором (Авторское свидетельство СССР 681904, кл. C10G 39/00, 1978 год).

Недостатком известного способа является высокое содержание ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола, в целевом продукте.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является способ получения автомобильных бензинов (Мановян А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа, Москва, Химия, 2001, стр.444-446, 464) (прототип).

Данный способ предусматривает электрообессоливание нефти путем пропускания потока через систему электродов, расположенных в электродегидраторах с дальнейшей перегонкой нефти в атмосферной или атмосферно-вакуумной колонне.

Затем полученные бензиновые фракции стабилизируют, подвергают вторичной перегонке на более узкие фракции с получением легкого нестабильного бензина и гидроочистке в присутствии катализаторов в реакторах гидроочистки. Полученный легкий нестабильный бензин выводят из технологического процесса.

Далее гидроочищенную фракцию направляют в реакторы риформинга, после чего направляют на стабилизационную колонну, имеющую в верхней части линию острого орошения.

В стабилизационной колонне в верхней части осуществляют отвод легких углеводородов, а в нижней выводят стабильный высокооктановый бензин (стабильный катализат).

Способ переработки нефти в высокооктановые бензины, в приведенном источнике, доказывает эффективность конструктивных решений технологических схем, являющихся в настоящее время типовыми.

Однако указанному способу свойственны такие недостатки как получение высокооктанового автомобильного бензина, не соответствующего требованиям нормативных документов по показателям: фракционный состав, давление насыщенных паров и плотность. Несоответствие вышеперечисленных показателей приводит к получению тяжелых бензинов, использование которых не обеспечивает стабильную работу двигателя автомобиля.

Кроме того, из практики известно, что легкий нестабильный бензин после вторичной перегонки нефти, зачастую, используется как сырье пиролиза для получения этилена, пропилена и при этом выводится из технологического процесса получения бензина.

Целью предлагаемого изобретения является повышение качества высокооктанового бензина, соответствующего требованиям нормативных документов.

Указанная цель достигается тем, что в способе получения высокооктанового автомобильного бензина путем электрообессоливания нефти, атмосферной и/или атмосферно-вакуумной ее перегонки, вторичной перегонки стабильных бензиновых фракций с получением легкого нестабильного бензина, гидроочистки, риформинга гидроочищенной фракции в присутствии катализатора с получением нестабильного катализата, с последующей отгонкой углеводородов C13 с использованием стабилизационной колонны, охлаждения температуры верха стабилизационной колонны посредством линии острого орошения и вывода стабильного катализата, согласно изобретению легкий нестабильный бензин постоянно вводят в линию острого орошения колонны стабилизации в количестве 9,1-26,8 мас.% на количество нестабильного катализата, стабилизацию которого осуществляют при температуре верха колонны стабилизации не выше 67°С, а низа не ниже 164°С.

В предлагаемом способе получения высокооктанового автомобильного бензина после вторичной перегонки бензина используют легкий нестабильный бензин следующего состава в мас.%:

C10-0,2С20,1-0,5С36,5-15С447,5-73С515-43H2S0,0002-0,05С6остальное

Способ получения высокооктанового автомобильного бензина предполагает при риформинге использовать платинорениевый катализатор.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

Сернистую нефть подвергают обессоливанию в электродегидраторах, затем обессоленную нефть направляют на атмосферную или атмосферно-вакуумную перегонку в колонне, после чего получают нестабильный бензин прямой гонки и подвергают стабилизации на блоке стабилизации ректификационной колонны вторичной перегонки.

Далее осуществляют вторичную перегонку стабильных фракций в ректификационной колонне вторичной перегонки с получением узких фракций: НК 85°С, НК 85-180°С и легкого нестабильного бензина (ЛНБ), имеющего состав в %: C1 0-0,2; С2 0,1-0,5; С3 6,5-1 5; C4 47,5-73; C5 15-43, H2S 0,0002-0,05; С6 - остальное.

Фракцию НК 85°С используют в дальнейшем как компонент автомобильного бензина. Фракцию НК 85-180°С подвергают гидроочистке пропусканием ее через реакторы, а затем подают на риформинг, давление на риформинге поддерживают в пределах 3,12-3,5 МПа, после чего в виде нестабильного катализата ее обрабатывают в колонне стабилизации, имеющей в верхней части линию острого орошения.

Полученный легкий нестабильный бензин направляют по трубопроводу в линию острого орошения колонны стабилизации.

В процессе стабилизации легкий нестабильный бензин постоянно вводят в линию острого орошения колонны стабилизации в количестве 9,1-26,8 от массы нестабильного катализата, при этом нестабильный катализат смешивается с легким нестабильным бензином.

Регулирование подачи легкого нестабильного бензина в колонну стабилизации осуществляют при помощи автоматического устройства.

Давление верха в колонне стабилизауции при подаче легкого нестабильного бензина поддерживают в пределах 1 МПа.

В результате ректификации углеводороды C13+H2S легкого нестабильного бензина уходят вверх колонны стабилизации, а углеводороды С46 из легкого нестабильного бензина переходят в стабильный катализат и выводятся с низа колонны (выводят облегченный высокооктановый бензин).

По предлагаемому способу на ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» проведен выпуск опытной промышленной партии высокооктанового бензина с техническими требованиями ГОСТа и ТУ.

Результаты опытных испытаний отражены в таблицах 1, 2, 3, 4.

В таблице 1, кроме параметров технологического режима колонны стабилизации, показателей качества получаемого стабильного катализата, для наглядного сравнения приведены нормы качества стабильного катализата по ГОСТ Р 51105-97 класс 4 - (бензины зимние) и ГОСТ Р 51105-97 класс 2 - (бензины летние).

По результатам анализа проведенных испытаний можно сделать следующие выводы:

1. При отсутствии ввода легкого нестабильного бензина в линию острого орошения колонны стабилизации (табл.1) получали тяжелый бензин при повышенной плотности (800 кг/м3) и низкой упругости (24,7 КПа), который при работе двигателя способствует высокому коксообразованию (кокс, нагар образуется на свечах), что приводит к нестабильной работе двигателя (недостаточная искра, отсутствие искры) и низким пусковым свойствам бензина.

2. При введении легкого нестабильного бензина в линию острого орошения колонны стабилизации получили следующие результаты:

- при понижении температуры низа колонны стабилизации ниже 164°С плотность находится в пределах нормы, повышается упругость выше нормы и облегчается фракционный состав, упругость (давление насыщенных паров) увеличивается, легких углеводородов С46 в катализате остается больше, в связи с чем в бензине образуются газовые пробки, что приводит к нестабильной работе двигателя;

- при необоснованном повышении температуры низа колонны стабилизации плотность увеличивается, фракционный состав утяжеляется - получаем тяжелый бензин;

- при повышении температуры верха колонны стабилизации выше 67°С и увеличении ввода легкого нестабильного бензина в линию острого орошения снижается плотность, облегчается фракционный состав, что приводит к образованию газовых пробок в бензине, т.е. к нестабильной работе двигателя;

- при снижении температуры верха колонны стабилизации упругость и плотность будет находиться в пределах нормы, необоснованное снижение температуры - нецелесообразно;

- введение легкого нестабильного бензина в линию острого орошения колонны стабилизации в количестве, меньшем 9,1 кг/м3, приводит к превышению нормативного показателя по плотности, не выдерживается 50% точка отгона (115°С вместо 105°С), утяжеляется фракционный состав, получили тяжелый бензин с содержанием большего количества тяжелых фракций, что приводит к нестабильным пусковым свойствам бензина и высокому содержанию ароматических углеводородов;

- введение легкого нестабильного бензина в линию острого орошения колонны стабилизации в количестве, большем 26,8 г/м3, приводит к превышению нормативного показателя по упругости (давлению насыщенных паров), в бензине присутствует большое количество легких углеводородов С46 в связи с чем в нем образуются газовые пробки, что приводит к нестабильной работе двигателя.

Результаты испытаний показали, что при добавлении легкого нестабильного бензина на суммарное количество нестабильного катализата в количестве 9,1-18,3% в линию острого орошения колонны стабилизации соответствует нормативным требованиям на автомобильные бензины класс 2 (летние). При добавлении легкого нестабильного бензина на суммарное количество нестабильного катализата в количестве 20,9-26,8% соответствует нормативным требованиям на автомобильные бензины класс 4 (зимние).

Во всех примерах испытаний, проведенных по таблицам 1, 2, 3, 4, получаемый стабильный катализат имел октановое число 95 пунктов, исследовательский метод.

Обобщенный анализ работы колонны стабилизации при вводе в линию острого орошения легкого нестабильного бензина показывает, что углеводороды C13 легкого нестабильного бензина, около 30-50%, уходят вверх колонны стабилизации, а углеводороды С46, около 50-70% остаются в стабильном катализате, облегчая его фракционный состав, увеличивая упругость (давление насыщенных паров, снижая плотность и увеличивая выход стабильного катализата.

В результате применения предлагаемого способа получен высокооктановый бензин с высокими показателями качества при соответствии технических требований нормативным документам.

В связи с освоением получения высокооктанового бензина с улучшенными показателями качества по предлагаемому способу были выбраны оптимальные показатели режима работы технологического оборудования и фракционного состава, указанные в формуле изобретения, влияющие на процесс и качество получаемого продукта.

Таблица 1
Материальный баланс и параметры технологического режима колонны стабилизации, показатели качества получаемого стабильного катализата
ПримерыМатериальный баланс по колонне стабилизации катализатаПараметры технологического режима колонны стабилизации катализатаПоказатели качества стабильного катализатаВзятоПолученоРасход орошенияТемпература, °СФракционный состав, оСУпругость (Давление насыщен. паров), кПаПлотность, кг/м3ввод сырья в колон нуниза колонныверха колонныГорячая струяНК10%50%90%ККЛегкий нестабильный бензинНестабильный катализатГазаСтабильный катализатТемпературарасходт/час%т/час%т/часм3%т/час%м3/час°См3Норма, ГОСТ Р 51105-97, класс 4:не нор.нв*) 60нв 105нв 170нв 21560-95725-780Норма, ГОСТ Р 51105-97, класс 2:нн*)35нв70нв 115нв 185нв 21545-80725-780100,0119100,01,936501,611798,45716621152233150568812216020524,78002129,112090,97,9526736,012494,064152186652151503768,511516220077776314,511,611088,48,6729177,0115,893,05214918870,52101503568,311416320068765416,516,18683,98,2536508,094,2592,059154188752151503562,511516220258,678352218,398,281,710,6 551618,9109,5391,1106142175,564,522015035471121682007477862620,998,279,113,1621710,5111,0889,510714017366218150354711016720077,477573023,498,276,615,6 8732012,2112,4887,812513917167,5220150354510816720079,477383626,898,273,218,8 7833514,1115,385,912913516467215150334310416720090766нв*) - не выше
нн*) - не ниже

Таблица 2
Влияние температуры низа стабилизационной колонны на технические показатели получаемого бензина
Наименование показателяЗначения температуры, °С1.Упругость (давление насыщенных паров) кПа155158161164173175,5188Упругость повышается96949077,474Упругость снижаетсявыше нормативного показателяВ пределах нормы2.Плотность, кг/м3Плотность снижается762764766775778Плотность повышаетсяВ пределах нормы3.Фракционный состав, °СФракционный состав облегчается10%-3910%-4110%-4310%-4710%-47Фракционный состав утяжеляется50%-9850%-10050%-10450%-11050%-11290%-16390%-16590%-16790%-16790%-168КК-200КК-200КК-200КК-200КК-200

Таблица 3
Влияние температуры верха стабилизационной колонны на технические показатели получаемого бензина
Наименование показателяЗначения температуры, °С1.Упругость (давление насыщенных паров) кПа64,56667,567697275777477,474,9909698100102В пределах нормыПревышение нормативного показателя2.Плотность, кг/м3778775773766760757754750Плотность повышаетсяВ пределах нормыПлотность понижается3.Фракционный состав, °С10%-5010%-4710%-4510%-4310%-4110%-3910%-37Фракционный состав облегчается50%-11350%-11050%-10850%-10450%-10250%-10050%-9890%-17090%-16790%-16790%-16790%-16590%-16390%-160КК-200КК-200КК-200КК-200КК-200КК-200КК-200

Таблица 4
Влияние количества вводимого легкого нестабильного бензина (ЛНБ) на технические показатели получаемого бензина
Наименование показателяКоличество ЛНБ в %1.Плотность, кг/м38,08,59,111,616,118,320,923,426,827,528,5785782776765780778775773766760755Превышение нормативного показателяВ пределах нормы7270776858,67477,479,49096982.Упругость (давление насыщенных паров), кПаВ пределах нормыПревышение нормативного показателя3.Фракционный состав, °С50%-12050%-11850%-115В пределах нормыПревышение нормативного показателя

Похожие патенты RU2313564C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2006
  • Рассадин Виктор Гаврилович
  • Гаврилов Николай Васильевич
  • Овсянников Виктор Александрович
  • Васильев Герман Григорьевич
  • Накипова Ирина Григорьевна
RU2333937C2
СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОГО РИФОРМИНГА 1999
  • Никитин А.А.
  • Романов А.А.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Князьков А.Л.
  • Лагутенко Н.М.
  • Есипко Е.А.
RU2173333C2
Способ переработки бензиновых фракций 1990
  • Горин Игорь Геннадьевич
  • Головащенко Людмила Борисовна
  • Тараканов Геннадий Васильевич
  • Морозов Владимир Александрович
  • Роговская Нелли Халидовна
SU1754763A1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ГАЗОВЫХ КОНДЕНСАТОВ 1996
  • Вольцов А.А.
  • Хабибуллин С.Г.
  • Комаров А.Н.
  • Шакун А.Н.
  • Усманов Р.М.
RU2145337C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЯНОГО РАСТВОРИТЕЛЯ 2004
  • Рассадин Виктор Гаврилович
  • Дуров Олег Владимирович
  • Овсянников Виктор Александрович
  • Коваленко Александр Николаевич
  • Губанов Василий Иванович
  • Гаврилов Николай Васильевич
RU2271380C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ БЕНЗИНОВ 1992
  • Деменков В.Н.
  • Кондратьев А.А.
  • Баланич А.А.
  • Сидоров Г.М.
  • Демьяненко Е.А.
  • Карибов А.К.
  • Бирюков Ф.И.
  • Глозман А.Б.
  • Хандархаев С.В.
  • Клушин И.Н.
  • Оразсахатов К.С.
RU2069226C1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ КЕРОСИНОВЫХ ФРАКЦИЙ 2013
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Дутлов Эдуард Валентинович
  • Пискунов Александр Васильевич
  • Гудкевич Игорь Владимирович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
  • Быков Антон Владимирович
RU2535493C2
Способ переработки прямогонных бензиновых фракций 1991
  • Глозман Аркадий Борисович
  • Баланич Ада Аркадьевна
  • Кондратьев Алексей Александрович
  • Деменков Вячеслав Николаевич
  • Сидоров Георгий Маркелович
  • Демьяненко Егор Александрович
  • Карибов Алискер Карибович
  • Бирюков Феликс Иванович
  • Хандархаев Сергей Васильевич
  • Горелов Виктор Михайлович
  • Оразсахатов Керим Сетдарович
  • Клушин Иван Николаевич
SU1838378A3
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ 2019
  • Степанов Виктор Георгиевич
  • Теляшев Раушан Гумерович
  • Давлетшин Артур Раисович
  • Соловьев Виктор Николаевич
  • Мусаллямов Айдар Хамзович
RU2702134C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА СТАНДАРТОВ ЕВРО 2010
  • Исаев Михаил Георгиевич
  • Исаева Кира Алексеевна
  • Косожихин Евгений Михайлович
  • Опалев Владимир Андреевич
  • Худорожков Александр Викторович
  • Чурин Андрей Викторович
  • Щеколдин Николай Александрович
RU2410413C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА

Использование: нефтепереработка.

Сущность: проводят электрообессоливание нефти, атмосферную и/или атмосферно-вакуумную ее перегонку, вторичную перегонку стабильных бензиновых фракций с получением легкого нестабильного бензина, гидроочистку, риформинг гидроочищенной фракции в присутствии катализатора с получением нестабильного катализата, с последующей отгонкой углеводородов C1С3 с использованием стабилизационной колонны. Температуру верха стабилизационной колонны охлаждают посредством линии острого орошения и вывода стабильного катализата. В линию острого орошения колонны стабилизации постоянно вводят легкий нестабильный бензин в количестве 9,1-26,8 мас.% на количество нестабильного катализата, стабилизацию которого осуществляют при температуре верха колонны стабилизации не выше 67°С, а низа не ниже 164°С. Технический результат: повышение качества целевого продукта. 2 з.п. ф-лы, 4 табл.

Формула изобретения RU 2 313 564 C2

1. Способ получения высокооктанового автомобильного бензина путем электрообессоливания нефти, атмосферной и/или атмосферно-вакуумной ее перегонки, вторичной перегонки стабильных бензиновых фракций с получением легкого нестабильного бензина, гидроочистки, риформинга гидроочищенной фракции в присутствии катализатора с получением нестабильного катализата, с последующей отгонкой углеводородов C13 с использованием стабилизационной колонны, охлаждения температуры верха стабилизационной колонны посредством линии острого орошения и вывода стабильного катализата, отличающийся тем, что легкий нестабильный бензин постоянно вводят в линию острого орошения колонны стабилизации в количестве 9,1-26,8 мас.% на количество нестабильного катализата, стабилизацию которого осуществляют при температуре верха колонны стабилизации не выше 67°С, а низа не ниже 164°С.2. Способ получения высокооктанового автомобильного бензина по п.1, отличающийся тем, что после вторичной перегонки бензина используют легкий нестабильный бензин следующего состава, мас.%:

C10-0,2С20,1-0,5С36,5-15С447,5-73C515-43H2S0,0002-0,05С6остальное

3. Способ получения высокооктанового автомобильного бензина по п.1, отличающийся тем, что при риформинге используют платино-рениевый катализатор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2313564C2

МАНОВЯН А.К
Технология первичной переработки нефти и природного газа
М.: Химия, 2001, с.444-446, 464
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ (ВАРИАНТЫ) И АППАРАТЫ ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Иномата Макото
  • Окумура Тошия
  • Нагаматсу Шигеки
RU2184764C2
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ГАЗОВЫХ КОНДЕНСАТОВ 1996
  • Вольцов А.А.
  • Хабибуллин С.Г.
  • Комаров А.Н.
  • Шакун А.Н.
  • Усманов Р.М.
RU2145337C1
СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОГО РИФОРМИНГА 1999
  • Никитин А.А.
  • Романов А.А.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Князьков А.Л.
  • Лагутенко Н.М.
  • Есипко Е.А.
RU2173333C2
US 4409095 A, 26.05.1981
Устройство защиты и автоматического повторного включения 1975
  • Гарке Владимир Георгиевич
  • Саухатас Антанас-Саулюс Самуэлио
SU635555A1
Способ разделения продуктов гидроочистки нефтяных фракций 1990
  • Шакирзянов Рашид Габдуллович
  • Ибрагимов Мунавар Гумерович
  • Газеева Ольга Владимировна
  • Истомова Марина Васильевна
  • Матюшко Борис Николаевич
SU1759853A1

RU 2 313 564 C2

Авторы

Рассадин Виктор Гаврилович

Коваленко Александр Николаевич

Овсянников Виктор Александрович

Гаврилов Николай Васильевич

Енгулатова Валентина Павловна

Накипова Ирина Григорьевна

Лямин Владимир Петрович

Даты

2007-12-27Публикация

2005-12-22Подача