ДЕФЕКТОСКОП Российский патент 2008 года по МПК G01N27/87 

Описание патента на изобретение RU2315293C1

Изобретение относится к области магнитных измерений, в частности к феррозондовым приборам, осуществляющим неразрушающий контроль качества различных металлоконструкций и изделий.

Изобретение может быть использовано, например, при контроле колес подвижного железнодорожного состава, железнодорожных рельсов, строительных металлоконструкций.

Известен дефектоскоп для контроля цельнокатаных колес колесных пар грузовых вагонов, содержащий базирующее устройство с механизмом перемещения в виде равноплечего рычага с симметрично установленными на его плечах опорами движения и консолью, на которой установлены датчики (см. Устройство сканирования для УЗ-контроля колес УСКм НПК «Луч»: http:www.luch.ru/customer/bigfoto.pfp?imgsrc=img2/DSCN1136s.jpg&comm=Де...).

Недостатки известного дефектоскопа состоят в том, что при установке базирующего устройства на гребень колеса оператором не обеспечивается достаточная фиксация датчиков относительно контролируемых поверхностей, а также затруднена перенастройка дефектоскопа на другую поверхность вследствие перемещения датчиков исключительно в заданной плоскости (двухкоординатной зоне).

Задача изобретения состоит в том, чтобы обеспечить, с одной стороны, строгую фиксацию датчиков относительно контролируемой поверхности, с другой, определить мгновенное положение датчиков тремя координатами (в трехкоординатной зоне).

Эти технические свойства позволят дефектоскопу повысить точность измерения за счет неизменности положения относительно контролируемой поверхности и настраивать его на другие поверхности, лежащие в других плоскостях, т.е. в объеме, что повысит универсальность применения дефектоскопа.

Возникает техническое противоречие: датчики должны свободно перемещаться по объему и в то же время фиксироваться в каждой выбранной плоскости.

Разрешение поставленной задачи достигается за счет того, что в известном дефектоскопе, содержащем базирующее устройство с механизмом перемещения в виде равноплечего рычага с симметрично установленными на его плечах опорами движения, консолью, на которой установлены датчики, согласно изобретению базирующее устройство снабжено дополнительной опорой, установленной по оси симметрии рычага, с возможностью контакта дополнительной опоры с внутренней поверхностью обода колеса, рычаг базирующего устройства выполнен шарнирно сочлененным, консоль снабжена опорами движения, датчики установлены на консоли с возможностью перемещения совместно с базирующим устройством по внутренней поверхности обода колеса, при этом консоль установлена на базирующем устройстве посредством подпружиненного фиксатора с возможностью его осевого перемещения в пределах хода сжатия пружины.

Дефектоскоп может иметь опоры движения в виде роликов качения или пневмоподвески.

Шарнир рычага дефектоскопа может быть снабжен механизмом фиксации или механизмом регулируемой затяжки.

Дополнительные опоры консоли позволяют фиксировать ее после установки на гребне колеса.

Шарнир рычага дает возможность установить базирующее устройство с возможностью дальнейшей фиксации или возможностью самоустановки.

Дополнительные опоры движения на консоли обеспечивают неизменность расстояния активной зоны датчиков при перемещении по контролируемой поверхности.

Подпружиненный фиксатор консоли обеспечивает силовое замыкание фиксируемого положения датчиков и в то же время позволяет переводить датчики в другую плоскость при перенастройке на контроль другой поверхности.

Заявляемая совокупность признаков устраняет техническое противоречие путем обеспечения возможности перемещения датчиков в объеме (трехкоординатной зоне) и обеспечения строгой фиксации датчиков относительно контролируемой поверхности, что повышает точность измерения и универсальность применения дефектоскопа.

Изобретение поясняется чертежами (фиг.1 и 2).

Дефектоскоп содержит базирующее устройство 1 с механизмом перемещения в виде равноплечего рычага 2, состоящего из двух планок, с симметрично установленными на его плечах опорами движения 3, консолью 4, на которой установлены датчики 5 типа феррозондов. Базирующее устройство 1 снабжено дополнительной опорой 6, установленной по оси симметрии рычага 2, с возможностью контакта дополнительной опоры 6 с внутренней поверхностью 7 обода контролируемого колеса 8. Плечи рычага 2 базирующего устройства 1 сочленены фиксируемыми шарнирами 9, например, в виде контргайки, расположенной на резьбовом хвостовике оси шарнира, консоль 4 снабжена опорами 10 движения, датчики 5 установлены на консоли 4 с возможностью перемещения совместно с базирующим устройством 1 по внутренней поверхности 7 обода колеса 8, при этом консоль 4 установлена на базирующем устройстве 1 посредством подпружиненного фиксатора 11 с возможностью его осевого перемещения в пределах хода сжатия пружины 12.

В вариантах дефектоскоп может иметь опоры 10 движения в виде роликов качения или пневмоподвески, которые выполнены по известным правилам, однако приданы консоли 4 для обеспечения новых признаков.

Шарнир 9 рычага 2 дефектоскопа может быть снабжен механизмом регулируемой затяжки.

Дефектоскоп работает следующим образом.

Устанавливают на гребень обода колеса 8 роликами 3 базирующее устройство 1, расфиксировав шарнир 9, при этом дополнительный ролик 6 упирается в галтель колеса 8, а консоль 4 с датчиками 5 (феррозондами) размещают роликами 10 на контролируемой поверхности колеса и фиксируют подпружиненным фиксатором 11, осуществляя силовое замыкание и фиксацию датчиков 5 относительно контролируемой поверхности. Затем дефектоскоп перемещают, захватывая зоны наиболее вероятного расположения дефектов металла. При коммутации каждого из феррозондов в силу их индуктивности возникает сигнал на измерительном устройстве (не показано). При этом дефектоскоп, продвигаясь по окружности колеса, выявляет дефекты металла - напряжения в структуре, несплошности в виде раковин, трещин, разломов.

Для контроля другой поверхности колеса 8 консоль 4 вместе с датчиками 5 перемещают в другую плоскость и закрепляют фиксатором 11.

Для контроля других изделий базирующее устройство 1 располагают на соответствующей базирующей поверхности, консоль 4 с датчиками 5 устанавливают относительно контролируемой поверхности за счет фиксатора 11, в остальном процесс контроля проходит так же, как описано выше.

Вариант применения пневмоподвески в качестве опор 10 движения придаст большую независимость положения датчиков 5 от дефектов формы контролируемой поверхности.

Шарнир рычага дефектоскопа с механизмом регулируемой затяжки дает возможность перемещения плеч рычага 2, что компенсирует неровности базирующей поверхности.

Промышленная применимость предложенного изобретения очевидна, поскольку широко применяемые элементы соединяются в новую совокупность на основе известных технологий.

Похожие патенты RU2315293C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ ИСПЫТАНИЙ 2006
  • Дубина Анатолий Владимирович
RU2408009C2
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДЕФЕКТОСКОПИИ КОЛЕСНЫХ ПАР РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2002
  • Дубина Анатолий Владимирович
RU2293982C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ ИЛИ РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ ДИСКООБРАЗНЫХ ИЛИ КОЛЬЦЕОБРАЗНЫХ ОБЪЕКТОВ 2002
  • Барч Томас
  • Монтнахер Йоахим
  • Вальте Фридхельм
  • Поль Дирк
  • Клос Ральф
  • Вегенер Андреас
  • Хупфер Торстен
RU2289811C2
Способ ультразвукового контроля колесной пары рельсового транспорта и стенд для его осуществления 2022
  • Дубина Анатолий Владимирович
RU2777471C1
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ КОЛЕС РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2005
  • Дубина Анатолий Владимирович
  • Дубина Юлия Анатольевна
RU2360240C2
Намагничивающее устройство дефектоскопа 2019
  • Марков Анатолий Аркадиевич
  • Бовдей Владимир Александрович
  • Антипов Андрей Геннадьевич
RU2715473C1
Устройство для ультразвукового контроля изделий 1990
  • Медведев Александр Васильевич
SU1781598A1
Автоматизированная установка для ультразвукового контроля изделий 1989
  • Парадеженко Анатолий Сергеевич
  • Рахимов Вадим Фазылович
SU1767410A1
СПОСОБ БАЗИРОВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ, БАЗИРУЮЩЕЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ, А ТАКЖЕ КОМПЛЕКС ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НОРМИРУЕМЫХ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ КОЛЕСНЫХ ПАР 2001
  • Сыченков В.В.
  • Фроловский В.В.
RU2229995C2
Устройство для контроля цилиндрических изделий 1991
  • Медведев Александр Васильевич
SU1826058A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 315 293 C1

Реферат патента 2008 года ДЕФЕКТОСКОП

Изобретение относится к области магнитных измерений и может быть использовано, например, при контроле колес подвижного железнодорожного состава, железнодорожных рельсов, строительных металлоконструкций. Сущность: базирующее устройство установлено на гребне обода колеса роликами. Дополнительный ролик упирается в галтель колеса 8. Консоль с датчиками (феррозондами) размещается роликами на контролируемой поверхности колеса. Датчики фиксируются относительно контролируемой поверхности за счет силового замыкания подпружиненным фиксатором. Дефектоскоп перемещается, захватывая зоны наиболее вероятного расположения дефектов металла. При коммутации каждого из феррозондов возникает сигнал на измерительном устройстве в местах, где имеются напряжения металла и различного рода несплошности. Технический результат: строгая фиксация датчиков относительно контролируемой поверхности, возможность настройки на другие поверхности, лежащие в других плоскостях. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 315 293 C1

1. Дефектоскоп, преимущественно, для контроля дефектов железнодорожного колеса, содержащий базирующее устройство с механизмом перемещения в виде, по меньшей мере, одного равноплечего рычага с симметрично установленными на его плечах опорами движения, консолью, на которой установлены датчики, отличающийся тем, что базирующее устройство снабжено дополнительной опорой, установленной по оси симметрии рычага, с возможностью контакта дополнительной опоры с внутренней поверхностью обода колеса, рычаг базирующего устройства выполнен шарнирно сочлененным, консоль снабжена опорами движения, датчики установлены на консоли с возможностью перемещения совместно с базирующим устройством по внутренней поверхности обода колеса, при этом консоль установлена на базирующем устройстве посредством подпружиненного фиксатора, с возможностью его осевого перемещения в пределах хода сжатия пружины.2. Дефектоскоп по п.1, отличающийся тем, что опоры движения выполнены в виде роликов качения.3. Дефектоскоп по п.1, отличающийся тем, что опоры движения выполнены в виде пневмоподвески.4. Дефектоскоп по п.1, отличающийся тем, что шарнир рычага снабжен механизмом фиксации.5. Дефектоскоп по п.1, отличающийся тем, что шарнир рычага снабжен механизмом регулируемой затяжки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2315293C1

СКАНИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС РАЗНЫХ РАЗМЕРОВ 2002
  • Роньжин А.И.
  • Ефимов И.В.
  • Копылов А.П.
  • Мазурин В.В.
  • Королев С.А.
  • Волков А.М.
  • Кондрушин А.И.
  • Захаров А.Ф.
RU2230314C1
Каретка к дефектоскопу 1976
  • Малинка Анатолий Васильевич
  • Брон Юрий Михайлович
  • Салата Владимир Ефимович
  • Кизуб Анатолий Степанович
SU720352A1
US 5864065 A, 26.01.1999.

RU 2 315 293 C1

Авторы

Макаренко Николай Григорьевич

Головаш Анатолий Нойович

Мишин Анатолий Иванович

Рубежанский Петр Николаевич

Мехедов Владимир Константинович

Картавцев Иван Геннадьевич

Даты

2008-01-20Публикация

2006-07-31Подача