Изобретение относится к транспортировке сыпучих грузов, а именно к укрытиям, предотвращающим распыление мелкодисперсных грузов при их транспортировке в кузове автомобиля, и может быть использовано в металлургической, строительной промышленности, а также на теплоэлектростанциях и на предприятиях коммунального хозяйства.
При погрузке и транспортировке таких мелкодисперсных грузов, как цемент, песок, зола от сжигания угля, осадков сточных вод, возникают проблемы, связанные с пылением. При укрывании вручную такого груза, как, например, зола, образующаяся при сжигании осадков сточных вод, оператор вынужден находиться в зоне загрузки, где атмосфера загрязнена пылью, содержащей тяжелые металлы и радионуклиды, а при транспортировке брезентовое укрытие кузова парусит и вредная пыль разлетается по пути следования автомобиля.
Известно укрытие, описанное в а.с. СССР №1211107, содержащее гибкий тент, который одним концом закреплен на переднем борте кузова, а другим - на барабане. Барабан свободно вращается на концах рычагов, которые в свою очередь жестко закреплены на приводном валу, расположенном под днищем кузова. Приводной вал приводится во вращение штоком пневмоцилиндра, подключенным к пневмосистеме автомобиля. На оси барабана закреплен шкив. Трос запасован петлей через шкив и прикреплен к переднему и заднему борту упругими элементами. По углам кузова установлены резиновые фиксаторы для фиксирования вала в крайних положениях.
При приведении в действие пневмоцилиндра кронштейн приводит во вращение приводной вал, который перемещает рычаги с барабаном и тентом из одного крайнего положения в другой. При вращении барабана при перекатывании его шкива по натянутому упругими элементами тросу происходит наматывание или разматывание тента.
Это устройство позволяет защитить перевозимый груз от внешних воздействий, а управление укрытием из кабины водителя обеспечивает удобство управления.
Однако такое укрытие не обеспечивает плотного прилегания ткани тента к грузу, особенно со стороны боковых бортов автомобиля, что при перевозке мелкодисперсного груза ведет к пылению.
Элементы укрытия, в том числе и шкив, и трос, не защищены от воздействия пыли, что существенно снижает их долговечность.
Известное устройство является относительно сложным по своей конструкции и дорогим в изготовлении.
Наиболее близким к заявленному изобретению является устройство для закрывания проемов, в том числе кузовов автомобилей, описанное в а.с. СССР №393134, принятым за прототип.
Прототип включает гибкое полотнище, закрепленное одним концом на барабане и соединенное с направляющим элементом в виде планки, привод барабана, выполненный в виде вала, связанного с барабаном цепными передачами, и привод вала. Планка также взаимодействует с этими цепными передачами. Устройство также включает привод вала.
В открытом положении полотнище намотано на барабан. При закрытии проема вал вращается в противоположную сторону, и цепи перемещают направляющую планку, увлекая за собой полотнище.
Это устройство имеет простую конструкцию, может успешно использоваться для закрытия кузова автомобиля.
Однако элементы этого устройства не защищены от пыли, что ведет к их преждевременному износу и выходу из строя.
Полотнище укрытия прилегает недостаточно плотно к краям проема кузова при транспортировке парусит, а груз пылит, что нарушает требования экологической безопасности.
В основу настоящего изобретения поставлена задача создать укрытие кузова автомобиля, обеспечивающее повышение надежности и долговечности конструкции путем предотвращения попадания пыли в подвижные элементы укрытия и предотвращения пыления при транспортировке мелкодисперсного груза.
Поставленная задача решается тем, что укрытие включает каркас для установки на кузове автомобиля, стенкам которого с боковых сторон кузова и со стороны кабины придана Г-образная форма, часть каркаса со стороны кабины автомобиля выполнена в виде короба, открытого со стороны кузова автомобиля, с посадочным местом для установки упомянутого барабана, направляющий элемент тента выполнен в виде каретки, снабженной с двух сторон колесами, и фиксирующими опорами, а каркас снабжен направляющими в виде пластин со скругленным краем для колес каретки, указанные направляющие установлены попарно параллельно друг другу с внутренней стороны продольных вертикальных стенок каркаса, причем каретка с колесами, направляющие для колес, фиксирующие опоры и упомянутый барабан вынесены над тентом, каретка включает разравниватель в виде пластины, а размеры пластины выбраны такими, что при свернутом положении тента указанная пластина закрывает открытую стенку короба, привод выполнен в виде лебедки, снабженной валом, длина которого равна расстоянию от одной продольной стенки каркаса до другой, на концах указанного вала установлены барабаны привода и звездочки для соединения с барабаном цепными зубчатыми передачами, звездочки которых установлены на концах вала барабана, при этом барабаны привода и каретка соединены с барабаном через трособлочную передачу.
Отличительными признаками заявленного «Укрытия кузова транспортного средства» являются следующие:
1. Стенкам каркаса укрытия с боковых сторон кузова и со стороны кабины придана Г-образная форма.
Такая форма каркаса снижает ветровую нагрузку на тент, его парусность и пыление мелкодисперсного груза при его транспортировке.
2. Тент расположен между мелкодисперсным грузом и деталями укрытия: кареткой с колесами, направляющими для колес, барабаном тента.
Т.о. детали оказываются изолированными от мелкодисперсного груза. Изоляция деталей укрытия от мелкодисперсного груза снижает вероятность их загрязнения и тем самым повышает надежность работы укрытия.
3. Направляющие для колес каретки выполнены в виде пластин со скругленными краями установлены попарно, параллельно друг другу с внутренней стороны продольных вертикальных стенок каркаса.
Выполнение направляющих для колес в виде пластин со скругленным краем исключает скопление грязи от мелкодисперсного груза на поверхности направляющих и тем самым создание условий для заклинивания колес при перемещении каретки, а как следствие повышает надежность работы укрытия.
Применение 2-х направляющих для колес и их расположение одна над другой исключает возможность схода тележки с направляющих при выдавливающем воздействии, возникающем при закрытии кузова тентом и выравнивании мелкодисперсного груза.
4. Привод укрытия выполнен в виде лебедки, снабженной валом, длина которого равна расстоянию от одной стенки каркаса до другой, с барабанами тросов и звездочками, соединенными с валом тента, на концах которого размещены звездочки с помощью цепной зубчатой передачи и, через трособлочную передачу, соединяющую привод и каретку, - с барабаном тента.
Использование сочетания цепной зубчатой и трособлочной передач и их соединений с кареткой и валом тента обеспечивает удобное для оператора и равномерное перемещение тента в прямом и обратном направлениях.
Кроме того, такая система передач снижает механическую нагрузку на тент при его открывании и тем самым способствует повышению его долговечности и периода эксплуатации.
По сведениям, имеющимся у авторов, приведенная совокупность отличительных признаков укрытия является новой и в технической литературе не представлена. Совместное их применение в заявленной конструкции позволяет получить требуемый положительный технический результат, т.е. создать укрытие кузова автомобиля, обеспечивающее повышение надежности и долговечности конструкции путем предотвращения заклинивания колес, схода каретки с направляющих, попадания пыли в подвижные элементы укрытия и предотвращения пыления при транспортировке мелкодисперсного груза, а именно:
форма каркаса наряду с размещением конструктивных элементов узлов обеспечивает снижение ветровой нагрузки на тент, его парусность, пыление при транспортировке укрытого тентом мелкодисперсного груза и соответственно повышение экологической безопасности.
Вид и форма направляющих, расположение, и взаимодействие с колесами каретки исключает скопление загрязнений на их поверхностях, заклинивание колес каретки при укрытии тентом мелкодисперсного груза, что повышает надежность работы укрытия.
Расположение тента между мелкодисперсным грузом и деталями укрытия снижает вероятность их загрязнения пылью и тем самым повышает надежность работы укрытия.
Применение привода в сочетании с зубчатой, трособлочной передачами и их соединениями с барабаном тента, с кареткой обеспечивает удобное равномерное перемещение каретки с тентом, снижает нагрузку на тент при его открывании и тем самым повышает долговечность тента.
Изобретение поясняется чертежами:
На Фиг.1 схематически изображено укрытие для сыпучих грузов, установленное на автомобиле.
На Фиг.2 схематически изображен каркас укрытия с установленной кареткой, в поперечном разрезе.
На Фиг.3 изображен каркас укрытия.
На Фиг.4. изображена кинематическая схема работы укрытия.
Конструктивно укрытие автомашины выполнено в модульном исполнении и на фиг.1 представлены его основные узлы. Каркас укрытия 1 установлен на кузове 2 автомобиля (фиг.1). Со стороны кабины 3 расположен защитный короб 4 (фиг.3) с посадочными местами 5 для установки барабана 6, предназначенного для намотки тента (фиг.1) со звездочками 7, размещенными на концах вала барабана тента 6. К барабану 6 прикреплен один конец брезентового тента 8 (фиг.1), другой конец которого прикреплен к каретке 9 (фиг.1, 2). По периметру брезентового тента укреплена капроновая лента размером в сечении 50×5. Три ленты также равномерно по площади укреплены на тенте параллельно бортам автомашины, что увеличивает прочность и, соответственно, период эксплуатации тента.
Каретка 9 с помощью троса 10 (фиг.1), огибающего последовательно блоки 11 и 12, соединена с приводом вращения барабана 6, выполненного в виде ручной лебедки 13 с барабанами 14 и звездочками 15, установленными на концах вала лебедки 16 и с барабаном 6. На барабане 6 установлены щеки 17 (фиг.4), которые отделяют участки барабана 6 для наматывания тросов 10 трособлочной передачи от участка барабана 6 для намотки тента 8. Звездочки лебедки 13 и звездочки барабана 7 соединены цепными передачами 18.
Верхние части продольных вертикальных стенок каркаса 19 (фиг.2) загнуты внутрь под прямым углом, образуя горизонтальную полку каркаса 20 (фиг.2 и 3). В передней части каркаса 1 со стороны кабины 3 (фиг.1 и 3) на уровне верха кузова 2 установлена нижняя полка 21, которая вместе с загнутой верхней частью торцевой и боковыми стенками каркаса 1 образует короб 4, размеры которого соответствуют размерам барабана тента 6 и каретки 9. Каретка 9 (фиг.1 и 2) имеет рамную конструкцию, к которой присоединены троса 10. На валу 22 каретки 9 установлены колеса 23 по два с каждой стороны на подшипниках 24. Колеса 23 размещены на направляющих 25 (фиг.2 и 3), установленных попарно со стороны верха и низа колес 23 на продольных стенках каркаса 1. Направляющие 25 прикреплены к стенкам каркаса 1 с помощью кронштейнов 26. Форма поверхностей качения колес и направляющих выбираются таким образом, чтобы обеспечить их надежное взаимодействие.
Вал 22 (фиг.1, 2 и 4) каретки 9 через держатели с подшипниками вала каретки 27 соединен с рамой 28 каретки 9. На раме имеется планка 29 для крепления тента 8, разравниватель 30 золы 31, фиксирующая опора выполненная в виде кронштейна 32, на котором установлен подшипник качения 33, перемещающийся по вертикальной стенке 19 каркаса 1 и упругие элементы 34 для крепления и натяжения тросов 10, которые выполнены, например, в виде пружины или иным известным способом.
Устройство работает следующим образом. В исходном положении каретка 9 располагается в защитном коробе 4. Разравниватель 30 закрывает защитный короб 4, предотвращая попадание внутрь защитного короба пыли при загрузке автомашины золой 31. Тент 8 полностью намотан на барабан 6, кузов 2 полностью открыт и готов к загрузке золой.
После окончания загрузки кузова золой оператор начинает вращать ручку ручной лебедки 13 по часовой стрелке (фиг.1, 2 и 4). Вращательное движение вала лебедки 16 и барабана 14 передается цепной передачей 18 через звездочки 7 и 15 барабану тента 6 и приводит в движение трособлочную передачу, приводящую в свою очередь в движение каретку 9. Каретка перемещается по направляющим 25, увлекая за собой тент 8 и одновременно выравнивая поверхность груза с помощью разравнивателя 30. Благодаря тому, что направляющие 25 выполнены парными, при перемещении колес 23 верхняя направляющая противодействует выталкивающей силе, возникающей при сглаживании неровностей груза разравнивателем 30, укрепленным на каретке 9. Фиксирующие опоры (поз.32 и 33), установленные на боковых сторонах каретки 9 и скользящие по вертикальным стенкам 19 каркаса 1, препятствуют перекашиванию и, соответственно заклиниванию, каретки при ее перемещении.
Во время транспортировки брезентовый тент укрытия лежит на поверхности груза. Боковые торцы тента укрытия защищены конструктивными элементами короба каретки 4, 19, 20, не парусят под воздействием воздушного потока и не распространяют пыль на окружающую среду.
В крайнем положении, когда кузов полностью закрывается тентом, с торцевой стороны кузова каретка плотно прижимается к торцевой вертикальной стенке каркаса 1 разравнивателем 30, обеспечивая герметичность.
Открывание верхней части кузова после разгрузки для выполнения технологических операций по очистке внутренней поверхности от загрязнений и очередной загрузки золой производится в обратной последовательности. При этом троса 10 трособлочной передачи укладываются на участке барабана 6, ограниченном щеками 17, а упругие элементы 34 обеспечивают натяжение тросов 10 при перемещении каретки 9 (фиг.4).
Модульное исполнение укрытия с различными типоразмерами (каркас, вал укрытия, каретка, вал ручной лебедки, трособлочная передача) позволяет изготавливать в заводских условиях, монтировать и демонтировать укрытие на любом кузове автомобиля с различными грузами (песок, цемент, минеральные соли и т.п.).
Предлагаемое техническое решение является полезным, т.к. его реализация позволяет повысить производительность труда, экологическую безопасность и улучшить условия труда операторов.
Укрытие изготавливается из обычных материалов, а изготовление не представляет собой особых трудностей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УКРЫТИЕ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2599310C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ЗОЛЫ В СИСТЕМЕ УТИЛИЗАЦИИ ЗОЛЫ | 2007 |
|
RU2332346C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ЗАГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ МЕЛКОДИСПЕРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2005 |
|
RU2294889C1 |
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ ЗОЛЫ | 2007 |
|
RU2332269C1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
Тент кузова транспортного средствадля пЕРЕВОзКи СыпучиХ гРузОВ | 1979 |
|
SU839748A1 |
Стреловой кран для загрузки и разгрузки приводного транспортного средства | 1990 |
|
SU1801933A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ЗАГРУЗКИ МЕЛКОДИСПЕРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2010 |
|
RU2438956C1 |
Привод от колес автомобиля | 1989 |
|
SU1634617A1 |
МАШИНА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ АЛЮМИНИЕВЫХ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ | 1969 |
|
SU251833A1 |
Изобретение относится к транспортировке сыпучих грузов, а именно к укрытиям кузова транспортного средства, и может быть использовано в металлургической и строительной промышленности. Укрытие содержит барабан, установленный с возможностью вращения, привод, гибкий тент, одним своим концом закрепленный на упомянутом барабане, а другим концом - на направляющем элементе тента, цепную передачу, соединяющую барабан и привод, каркас для установки на кузове автомобиля. Стенкам каркаса с боковых сторон кузова и со стороны кабины придана Г-образная форма. Часть каркаса со стороны кабины автомобиля выполнена в виде короба, открытого со стороны кузова автомобиля, с посадочным местом для установки барабана. Направляющий элемент тента выполнен в виде каретки, снабженной с двух сторон колесами и фиксирующими опорами. Каркас снабжен направляющими в виде пластин для колес каретки. Указанные направляющие установлены попарно параллельно друг другу с внутренней стороны продольных вертикальных стенок каркаса. Каретка с колесами, направляющие для колес, фиксирующие опоры и барабан вынесены над тентом. Привод устройства выполнен в виде лебедки. Изобретение обеспечивает повышение производительности труда, экологическую безопасность и улучшение условий труда операторов. 4 ил.
Укрытие кузова транспортного средства, содержащее барабан, установленный с возможностью вращения, привод, гибкий тент, одним своим концом закрепленный на упомянутом барабане, а другим концом - на направляющем элементе тента, цепную передачу, соединяющую упомянутый барабан и привод, отличающееся тем, что укрытие включает каркас для установки на кузове автомобиля, стенкам которого с боковых сторон кузова и со стороны кабины придана Г-образная форма, часть каркаса со стороны кабины автомобиля выполнена в виде короба, открытого со стороны кузова автомобиля, с посадочным местом для установки упомянутого барабана, направляющий элемент тента выполнен в виде каретки, снабженной с двух сторон колесами и фиксирующими опорами, а каркас снабжен направляющими в виде пластин со скругленным краем для колес каретки, указанные направляющие установлены попарно параллельно друг другу с внутренней стороны продольных вертикальных стенок каркаса, причем каретка с колесами, направляющие для колес, фиксирующие опоры и упомянутый барабан вынесены над тентом, каретка включает разравниватель в виде пластины, а размеры пластины выбраны такими, что при свернутом положении тента указанная пластина закрывает открытую стенку короба, привод выполнен в виде лебедки, снабженной валом, длина которого равна расстоянию от одной продольной стенки каркаса до другой, на концах указанного вала установлены барабаны привода и звездочки для соединения с барабаном цепными зубчатыми передачами, звездочки которых установлены на концах вала барабана, при этом барабаны привода и каретка соединены с барабаном через трособлочную передачу.
Тент кузова самосвального транспортного средства | 1990 |
|
SU1801796A1 |
Устройство для закрытия верха опрокидывающегося кузова транспортного средства | 1975 |
|
SU592640A1 |
КОМПОЗИЦИИ ФЕНИЛЕНДИАМИНА, РАСТВОРИМЫЕ В ВОДЕ, И СПОСОБЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭТИЛЕННЕНАСЫЩЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ И МОНОМЕРОВ | 2004 |
|
RU2349622C2 |
JP 2001294078 A, 23.10.2001. |
Авторы
Даты
2008-02-10—Публикация
2006-06-07—Подача