ИНДИКАТОР АВТОНОМНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2008 года по МПК G08G5/04 

Описание патента на изобретение RU2318244C1

Изобретение относится к технике автономных оптических и радиолокационных систем предупреждения столкновений (СПС) летательного аппарата с препятствиями путем предупреждения его экипажа, например, в системах, соответствующих патенту RU 2150752 С1.

Использование в подобных системах стандартных индикаторов, входящих в состав штатной авионики летательных аппаратов, не допустимо по техническим условиям, а применение стандартных типов индикаторов, выдающих детальную информацию об азимуте и дистанции до препятствия, не целесообразно, так как избыточная информация отвлекает внимание экипажа и затрудняет его работу в сложной обстановке.

Индикатор СПС в отличие от стандартных должен удовлетворять следующим основным требованиям:

- быть автономным, то есть независимым от штатной авионики летательного аппарата и обеспечивать произвольное размещение в кабине экипажа;

- обеспечивать минимально необходимый и достаточный объем информации о положении препятствий для принятия решения;

- отображать информацию в наиболее наглядном и удобном для принятия решений виде.

В системах СПС не требуется точного определения азимута и расстояния до препятствия, а необходимо лишь определение зоны (сектора), в которой оно находится, и интервала расстояний до него, например «отсутствие», «появление», «внимание», «опасно».

Целью изобретения является создание индикатора, предназначенного для работы в составе оптических и радиолокационных систем предупреждения столкновений летательных аппаратов с препятствиями при полетах в сложных условиях, удовлетворяющего вышеуказанным требованиям.

Цель изобретения достигается тем, что индикатор состоит из «n» секторов, по числу каналов наблюдения СПС, каждый из которых разбит на «m» зон вдоль образующих сектора, имеющих свою цветовую окраску, соответствующую определенному диапазону до препятствия. Каждая из «m×n» зон подключена к соответствующему выходу системы управления индикатором. Сигнал на основной вход системы управления индикатором поступает с выхода системы обработки информации СПС. В индикаторе предусмотрено дополнительное поле зрения для отображения дополнительной вспомогательной информации, например высоты полета, которая поступает на дополнительный вход системы управления индикатором.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображено рабочее поле индикатора, работающего с СПС кругового обзора с одинаковой дальностью действия во всех секторах предупреждения. Число секторов «n» равно числу секторов предупреждения СПС летательного аппарата, а число зон в секторе условно выбрано равным трем (m=3). Центральная область «h» индикатора служит для отображения дополнительной информации.

На фиг.2 изображено рабочее поле индикатора, работающего с СПС, имеющей поле обзора в секторах предупреждения передней полуплоскости с большей дальностью действия, чем в других направлениях.

На фиг.3 показана система управления индикатором.

Индикатор работает следующим образом.

С выхода блока обработки информации СПС 1 и блока дополнительной информации 2 на вход системы управления индикатором 3 поступает информация о секторах и дальностях нахождения препятствий в плоскости полета летательного аппарата. Система управления индикатором дешифрирует сигнал и подает его на устройство включения свечения 4 соответствующих зон поля индикатора. Одновременно вырабатывается сигнал управления звуковым сигнализатором 5, свой для каждого элемента поля индикатора (например, с помощью синтезатора речевого сигнала).

В системах кругового обзора с одинаковой дальностью действия СПС во всех секторах, например в вертолетах, рабочее поле индикатора может быть выполнено в виде круга (фиг.1). В СПС, работающих в передней полуплоскости полета, например в самолетах, где целесообразным является различная дальность действия в секторах обнаружения, образующие секторов на индикаторе выполняются пропорциональными дальности обнаружения препятствий в каждом из секторов (фиг.2). Дополнительная информация, необходимая пилоту, например, о высоте полета летательного аппарата выводится на отдельный вход системы управления индикатором (фиг.3) и отображается в цифровом или цветовом виде в специальной зоне индикатора «h» (фиг.1 и 2).

Похожие патенты RU2318244C1

название год авторы номер документа
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ 1999
  • Войнич Б.А.
  • Сосновский А.А.
  • Борисов В.Ф.
  • Позднякова О.К.
  • Карташкин А.С.
  • Высоцкий Б.Ф.
  • Назаров А.С.
RU2150752C1
СПОСОБ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Александров Виктор Константинович
RU2559196C1
УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ ОПАСНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Мусинянц Т.Г.
  • Нейман И.С.
  • Смирнов С.Н.
RU2131622C1
СИСТЕМА И СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ В СИСТЕМАХ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ 2018
  • Чой Цзэ-Ву
  • Сондерс Джеффри
  • Падуано Джеймс Д.
RU2762151C2
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА БЛИЖНЕГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ МАНЕВРИРУЮЩИХ НА АЭРОДРОМЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2001
  • Елисеев С.Е.
  • Гусевский В.И.
  • Терехов В.А.
  • Баскаков А.И.
  • Ерусалимский М.А.
RU2192653C1
РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ЛА) С ПРЕПЯТСТВИЯМИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Ещенко Сергей Дмитриевич
  • Сокуренко Александр Сергеевич
  • Шестун Андрей Николаевич
RU2428713C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МАЛОВЫСОТНЫМ ПОЛЕТОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ 2023
  • Леонтьев Александр Сергеевич
  • Полуэктов Сергей Павлович
  • Комаров Артем Валерьевич
  • Дорожков Егор Игоревич
RU2822805C1
УСТРОЙСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ВЕРТОЛЕТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ 2007
  • Коннов Владимир Петрович
  • Польский Юрий Ехилевич
  • Фомкин Аркадий Сергеевич
RU2370786C2
СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ 1996
  • Харин Е.Г.
  • Берестов Л.М.
  • Кожурин В.Р.
  • Якушев А.Ф.
  • Головнев В.Ф.
  • Кабачинский В.В.
  • Калинин Ю.И.
  • Копылов И.А.
  • Поликарпов В.Г.
  • Ясенок А.В.
  • Сапарина Т.П.
  • Бардина Л.М.
  • Пушков С.Г.
  • Крючков Л.А.
RU2134911C1
Способ определения координат летательного аппарата относительно взлётно-посадочной полосы 2016
  • Александров Виктор Константинович
RU2620587C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 318 244 C1

Реферат патента 2008 года ИНДИКАТОР АВТОНОМНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к технике автономных оптических и радиолокационных систем предупреждения столкновений (СПС) летательного аппарата с препятствиями путем предупреждения его экипажа о направлении и дальности до последних. Индикатор состоит из системы управления и светоизлучающих модулей, излучающих в различных участках видимого спектра. Светоизлучающие модули со своими блоками управления объединены в «n» секторов по числу каналов наблюдения СПС, каждый из которых разбит на «m» светящихся зон вдоль образующих сектора, имеющих свою цветовую окраску, соответствующую определенному диапазону дальности до препятствия. Угол раскрыва секторов равен углу предупреждения соответствующего канала СПС, и их совместное размещение соответствует всей области предупреждения в плоскости полета летательного аппарата. При наличии данного индикатора в системе СПС не требуется точного определения азимута и расстояния до препятствия, а необходимо лишь определение зоны (сектора), в которой оно находится, и интервала расстояний до него. Это позволяет применять систему СПС при полетах в сложных условиях. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 318 244 C1

1. Индикатор для автономных оптических и радиолокационных систем предупреждения столкновений (СПС) летательного аппарата с препятствиями, состоящий из системы управления индикатором и светоизлучающих модулей, излучающих в различных участках видимого спектра, отличающийся тем, что светоизлучающие модули со своими блоками управления объединены в n секторов по числу каналов наблюдения СПС, каждый из которых разбит на m светящихся зон вдоль образующих сектора, имеющих свою цветовую окраску, соответствующую определенному диапазону дальности до препятствия, вход системы управления подключен к выходу блока обработки информации СПС, каждый из секторов имеет угол раскрыва, равный углу предупреждения соответствующего канала СПС, и их совместное размещение соответствует всей области предупреждения в плоскости полета летательного аппарата.2. Индикатор по п.1, отличающийся тем, что длина образующих каждого из n секторов пропорциональна дальности действия соответствующего канала СПС.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2318244C1

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ 1999
  • Войнич Б.А.
  • Сосновский А.А.
  • Борисов В.Ф.
  • Позднякова О.К.
  • Карташкин А.С.
  • Высоцкий Б.Ф.
  • Назаров А.С.
RU2150752C1
УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ ОПАСНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Мусинянц Т.Г.
  • Нейман И.С.
  • Смирнов С.Н.
RU2131622C1
Пуговица 0
  • Эйман Е.Ф.
SU83A1
МОДИФИЦИРОВАННАЯ СЫРЬЕВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ 3D-ПЕЧАТИ 2021
  • Мухаметрахимов Рустем Ханифович
  • Зиганшина Лилия Валиевна
RU2781199C1

RU 2 318 244 C1

Авторы

Коннов Владимир Петрович

Польский Юрий Ехилевич

Даты

2008-02-27Публикация

2006-05-22Подача