Изобретение относится к технике автономных оптических и радиолокационных систем предупреждения столкновений (СПС) летательного аппарата с препятствиями путем предупреждения его экипажа, например, в системах, соответствующих патенту RU 2150752 С1.
Использование в подобных системах стандартных индикаторов, входящих в состав штатной авионики летательных аппаратов, не допустимо по техническим условиям, а применение стандартных типов индикаторов, выдающих детальную информацию об азимуте и дистанции до препятствия, не целесообразно, так как избыточная информация отвлекает внимание экипажа и затрудняет его работу в сложной обстановке.
Индикатор СПС в отличие от стандартных должен удовлетворять следующим основным требованиям:
- быть автономным, то есть независимым от штатной авионики летательного аппарата и обеспечивать произвольное размещение в кабине экипажа;
- обеспечивать минимально необходимый и достаточный объем информации о положении препятствий для принятия решения;
- отображать информацию в наиболее наглядном и удобном для принятия решений виде.
В системах СПС не требуется точного определения азимута и расстояния до препятствия, а необходимо лишь определение зоны (сектора), в которой оно находится, и интервала расстояний до него, например «отсутствие», «появление», «внимание», «опасно».
Целью изобретения является создание индикатора, предназначенного для работы в составе оптических и радиолокационных систем предупреждения столкновений летательных аппаратов с препятствиями при полетах в сложных условиях, удовлетворяющего вышеуказанным требованиям.
Цель изобретения достигается тем, что индикатор состоит из «n» секторов, по числу каналов наблюдения СПС, каждый из которых разбит на «m» зон вдоль образующих сектора, имеющих свою цветовую окраску, соответствующую определенному диапазону до препятствия. Каждая из «m×n» зон подключена к соответствующему выходу системы управления индикатором. Сигнал на основной вход системы управления индикатором поступает с выхода системы обработки информации СПС. В индикаторе предусмотрено дополнительное поле зрения для отображения дополнительной вспомогательной информации, например высоты полета, которая поступает на дополнительный вход системы управления индикатором.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 изображено рабочее поле индикатора, работающего с СПС кругового обзора с одинаковой дальностью действия во всех секторах предупреждения. Число секторов «n» равно числу секторов предупреждения СПС летательного аппарата, а число зон в секторе условно выбрано равным трем (m=3). Центральная область «h» индикатора служит для отображения дополнительной информации.
На фиг.2 изображено рабочее поле индикатора, работающего с СПС, имеющей поле обзора в секторах предупреждения передней полуплоскости с большей дальностью действия, чем в других направлениях.
На фиг.3 показана система управления индикатором.
Индикатор работает следующим образом.
С выхода блока обработки информации СПС 1 и блока дополнительной информации 2 на вход системы управления индикатором 3 поступает информация о секторах и дальностях нахождения препятствий в плоскости полета летательного аппарата. Система управления индикатором дешифрирует сигнал и подает его на устройство включения свечения 4 соответствующих зон поля индикатора. Одновременно вырабатывается сигнал управления звуковым сигнализатором 5, свой для каждого элемента поля индикатора (например, с помощью синтезатора речевого сигнала).
В системах кругового обзора с одинаковой дальностью действия СПС во всех секторах, например в вертолетах, рабочее поле индикатора может быть выполнено в виде круга (фиг.1). В СПС, работающих в передней полуплоскости полета, например в самолетах, где целесообразным является различная дальность действия в секторах обнаружения, образующие секторов на индикаторе выполняются пропорциональными дальности обнаружения препятствий в каждом из секторов (фиг.2). Дополнительная информация, необходимая пилоту, например, о высоте полета летательного аппарата выводится на отдельный вход системы управления индикатором (фиг.3) и отображается в цифровом или цветовом виде в специальной зоне индикатора «h» (фиг.1 и 2).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ | 1999 |
|
RU2150752C1 |
СПОСОБ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2559196C1 |
УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ ОПАСНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1997 |
|
RU2131622C1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ В СИСТЕМАХ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ | 2018 |
|
RU2762151C2 |
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА БЛИЖНЕГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ МАНЕВРИРУЮЩИХ НА АЭРОДРОМЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2001 |
|
RU2192653C1 |
РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ЛА) С ПРЕПЯТСТВИЯМИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2428713C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МАЛОВЫСОТНЫМ ПОЛЕТОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ | 2023 |
|
RU2822805C1 |
УСТРОЙСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ВЕРТОЛЕТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ | 2007 |
|
RU2370786C2 |
СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ | 1996 |
|
RU2134911C1 |
Способ определения координат летательного аппарата относительно взлётно-посадочной полосы | 2016 |
|
RU2620587C1 |
Изобретение относится к технике автономных оптических и радиолокационных систем предупреждения столкновений (СПС) летательного аппарата с препятствиями путем предупреждения его экипажа о направлении и дальности до последних. Индикатор состоит из системы управления и светоизлучающих модулей, излучающих в различных участках видимого спектра. Светоизлучающие модули со своими блоками управления объединены в «n» секторов по числу каналов наблюдения СПС, каждый из которых разбит на «m» светящихся зон вдоль образующих сектора, имеющих свою цветовую окраску, соответствующую определенному диапазону дальности до препятствия. Угол раскрыва секторов равен углу предупреждения соответствующего канала СПС, и их совместное размещение соответствует всей области предупреждения в плоскости полета летательного аппарата. При наличии данного индикатора в системе СПС не требуется точного определения азимута и расстояния до препятствия, а необходимо лишь определение зоны (сектора), в которой оно находится, и интервала расстояний до него. Это позволяет применять систему СПС при полетах в сложных условиях. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ | 1999 |
|
RU2150752C1 |
УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ ОПАСНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1997 |
|
RU2131622C1 |
Пуговица | 0 |
|
SU83A1 |
МОДИФИЦИРОВАННАЯ СЫРЬЕВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ 3D-ПЕЧАТИ | 2021 |
|
RU2781199C1 |
Авторы
Даты
2008-02-27—Публикация
2006-05-22—Подача