Изобретение относится к грузоподъемным машинам и погрузчикам ограниченной грузоподъемности, работающим со сменными грузозахватными органами, в частности с крюком и грейферным захватом.
Известна упругая крановая подвеска, содержащая пустотелый корпус, расположенные в корпусе крюк, упругий элемент и возвратную пружину, при этом упругий элемент выполнен в виде цилиндрической резиновой обечайки, а возвратная пружина - бочковидная с возможностью контакта с цилиндрическим упругим элементом (RU 2051859 С1, МПК6 В66С 1/34, 1996).
Технический недостаток подобных упругих крановых подвесок: ограниченная область применения (единственным грузозахватным органом является крюк и его использование с вибрирующими грузами); опосредованное задействование цилиндрического упругого (резинового) элемента путем контакта и некоторого трения с выступающими витками бочковидной возвратной пружины.
Известна также грузовая подвеска крана, содержащая пустотелый цилиндрический корпус с несущими дисками по торцам, стержень с двумя пружинами, между которыми размещена дополнительная масса и грузозахватный орган, при этом подвеска снабжена дополнительным упругим элементом цилиндрической формы с продольными каналами, имеющими различную глубину (SU 929531, МПК3 В66С 1/34, 1982).
Технический недостаток этой грузовой подвески крана: ограниченная область применения (возможность работы с вибрирующими грузами); отсутствие непосредственной нагрузки на дополнительный эластичный упругий элемент (демпфер), который задействован опосредованно в силовом потоке - за счет колебательных явлений в корпусе; поскольку нижний торец этого элемента не имеет контакта с нагруженными деталями, то его роль незначительна в гашении колебаний.
Более близким устройством к заявленному является упругая крановая подвеска, содержащая пустотелый корпус, упругий элемент, возвратную пружину и выходящий за пределы корпуса шток с грузозахватным органом. Подвеска содержит дополнительные упругие (резиновые) элементы в виде усеченных призм и находящийся в контакте с ними подпружиненный полый клин с хвостовиком крюка и с еще одним - бочковидным упругим элементом (демпфером) (см. SU 852759, МПК3 В66С 1/34, 1981).
Технический недостаток данной упругой крановой подвески: неэффективное использование дополнительных упругих (резиновых) элементов в виде усеченных призм, которые деформируются за счет силового воздействия опускающегося полого клина; при таком воздействии на резину усеченных призм возможно заклинивание полого клина и механический износ, вплоть до разрывов поверхности призм; указанные явления не приводят к существенному гашению вибрации; ограниченная область применения за счет использования одного грузозахватного органа - крюка; неприспособленность к снижению динамических нагрузок на «слабые» конструкции грузоподъемного средства при отрыве груза, например силоса посредством грейфера.
Техническая задача: расширение области применения и снижение динамических нагрузок на грузоподъемные средства.
Технический результат: возможность работы грузоподъемного средства со сменными грузозахватными органами, в частности с грейферами, эффективное использование упругого элемента за счет его особого исполнения и принципа действия.
Согласно изобретению в упругой грузовой подвеске, содержащей пустотелый цилиндрический корпус, упругий элемент, возвратную пружину и выходящий за пределы корпуса шток с грузозахватным органом, упругий элемент выполнен в виде концентрично, без контакта, установленных эластичных цилиндрических обечаек, в зазор между которыми помещено податливое передаточное звено, торцы обечаек окантованы эластичными накладками, на которые опираются торцовые опоры, центрируемые своим кольцевым выступом в зазоре между обечайками, при этом упругий элемент охватывает шток, который снабжен поршнем, воздействующим на верхнюю торцовую опору, возвратная пружина размещена над поршнем, а между наружной обечайкой и корпусом предусмотрен кольцевой зазор при свободном состоянии упругого элемента.
Наряду с этим, податливое передаточное звено выполнено из материала на кремнийорганической основе в виде пустотелого цилиндра, высота которого меньше высоты обечаек; эластичные обечайки, кроме накладок, выполнены из материала на кремнийорганической основе повышенной твердости; твердость обечаек в 2-3 раза больше твердости передаточного звена, но меньше твердости накладок на торцах, а твердость последних меньше твердости торцовых опор; конец штока выполнен с возможностью поочередного крепления сменных грузозахватных органов посредством, например, резьбы.
На чертежах: на фиг.1 изображена упругая грузовая подвеска, подвешенная на конце стрелы погрузчика - манипулятора и несущая на себе крюк; на фиг.2 - то же, но несущая грейферный захват; на фиг.3 - общий вид в разрезе упругой грузовой подвески без нагрузки; на фиг.4 - разрез А-А на фиг.3; на фиг.5 - фрагмент упругого элемента в разрезе; на фиг.6 - общий вид в разрезе упругой грузовой подвески под нагрузкой.
Упругая грузовая подвеска 1 может навешиваться на конец стрелы (рукоять) 2 грузоподъемных средств ограниченной грузоподъемности - до одной тонны - со сменными грузозахватными органами, в частности с крюком 3 (фиг.1) и с грейферным захватом 4 (фиг.2). Их крепление к упругой грузовой подвеске 1 осуществляется к выходящему за пределы пустотелого цилиндрического корпуса 5 (фиг 1-3) штока 6 посредством, например, резьбы на хвостовике 7 штока. Упругая грузовая подвеска (фиг.3-6), кроме упомянутого пустотелого цилиндрического корпуса 5, содержит упругий элемент 8, возвратную пружину 9 и выходящий за пределы корпуса упомянутый шток 6. Упругий элемент 8 выполнен в виде концентрично, без контакта, установленных эластичных цилиндрических обечаек 10 и 11, в зазор между которыми помещено податливое передаточное звено 12. Торцы обечаек 10 и 11 окантованы эластичными накладками 13 и 14 соответственно, на которые опираются торцевые опоры 15, центрируемые своими кольцевыми выступами в зазоре между обечайками 10 и 11.
Упругий элемент 8 своей внутренней обечайкой 11 охватывает шток 6. Последний снабжен поршнем 16, воздействующим на верхнюю торцовую опору 15. Возвратная пружина 9 размещена над поршнем 16 - между поршнем и глухой верхней крышкой 17 с присоединительной проушиной 18. На поршне 16 и на крышке 17 имеются цилиндрические выступы, центрирующие пружину 9. Шток 6 скреплен с поршнем 16 посредством резьбового хвостовика 19, унифицированного с выступающим за пределы корпуса хвостовиком 7. Поршень снабжен антифрикционным кольцом 20, взаимодействующим с внутренней поверхностью цилиндрического корпуса 5. Нижняя торцовая опора 15 упругого элемента 8 опирается на нижнюю крышку 21 с отверстием; между штоком 6 и отверстием крышки имеется сальниковое уплотнение. На верхней 17 и нижней 21 крышках выполнены внутренние цилиндрические выступы, на которые посажен цилиндрический корпус 5. Эти детали стянуты наружными шпильками 22 посредством гаек на их концах. Между наружной цилиндрической обечайкой 10 и корпусом 5 предусмотрен кольцевой зазор 23 при свободном состоянии упругого элемента 8 (фиг.3, 4).
Податливое передаточное звено 12 выполнено из материала на кремнийорганической основе в виде пустотелого цилиндра, высота которого меньше высоты обечаек 10 и 11. Эластичные обечайки выполнены из материала на кремнийорганической основе, эластичные окантовочные накладки 13 и 14 на торцах могут быть выполнены из другого материала, например из резиноткани. Твердость обечаек 10 и 11 в 2-3 раза больше твердости передаточного звена 12, но меньше твердости накладок 13 и 14 на торцах, а твердость последних меньше твердости торцовых опор 15. Обечайки 10 и 11 (вместе с накладками 13 и 14 соответственно) и передаточное звено 12 выполнены методом формирования подобно резиновым деталям. Торцовые опоры 15 могут быть выполнены методом точения из полимерного материала. Сборка упругого элемента 8 производится при сборке всей упругой грузовой подвески 1. Шток 6, кроме резьбовых хвостовиков 7 и 19, и внутренняя поверхность цилиндрического корпуса 5 имеют хромовое покрытие.
Упругая грузовая подвеска работает следующим образом.
Сборка расположенных внутри корпуса 5 деталей производится на консистентной смазке. Между эластичными обечайками 10 и 11 пропускают податливое передаточное звено 12, компоновка упругого элемента 8 завершается после центрирования в зазоре между обечайками (своим кольцевым выступом) нижней и верхней торцовых опор 15. Механическое крепление между собой деталей 10-12 и 15 не предусматривается (накладки 13 и 14 выполнены за одно целое с соответствующими обечайками 10 и 11). Описанный упругий элемент 8 обладает высокой эластичностью, высокими демпфирующими и диссипативными свойствами при любых нагрузках в пределах заданного диапазона. Это достигается за счет того, что концентрично расположенные и не скрепленные между собой эластичные обечайки 10 и 11 и податливое передаточное звено 12 работают подобно рессоре - каждое ее звено работает независимо, имеется возможность перемещения (проскальзывания) обечаек относительно передаточного звена. При этом осевая нагрузка, действующая на упругий элемент 8 - через его торцовые опоры 15 - посредством поршня 16 и нижней крышки 21, воспринимается не только обечайками 10, 11, но и передаточным звеном 12. Указанные свойства упругого элемента 8 достигаются и за счет материала на кремнийорганической основе («силиконовая» резина), который, в отличие от обычной резины, обладает свойством сжимаемости. Под действием осевой нагрузки, приложенной к штоку 6 со стороны грузозахватного органа - крюка 3 или грейферного захвата 4, обечайки 10 и 11 и передаточное звено 12 не только деформируются (упругий элемент 8 заполняет кольцевой зазор 23 между наружной обечайкой 10 и корпусом 5), но и сжимаются, запасая потенциальную энергию.
Известно, что начало подъема груза посредством крюка 3 сопровождается скачкообразным нарастанием усилия на конце стрелы 2, что вызывает всплеск динамической нагрузки и колебание легкой и «слабой» (пружинящей) конструкции грузоподъемного средства. Остановка груза (после его поднятия) и укладка груза (разгрузка системы) приводят к подобным явлениям. Особо неблагоприятный характер нагружения грузоподъемного средства происходит при отрыве посредством грейферного захвата 4 липкой и связной массы - силоса, навоза и т.п. Отрыв этой массы сопровождается мощным всплеском динамической нагрузки - по существу ударом. Указанные явления, динамические и ударные нагрузки демпфирует упругая грузовая подвеска 1 за счет деформации и сжатия упругого элемента 8 с накоплением энергии. Процесс начала подъема груза или отрыва связной массы «растягивается» во времени с «поглощением» энергии толчка или удара. Далее происходят слабо выраженные колебательные явления в упругом элементе 8 и диссипация (рассеяние) энергии. Укладка груза и сброс связной массы, т.е. освобождение крюка 3 или грейферного захвата 4 от нагрузки, приводят к возвращению упругого элемента в исходное положение - потенциальная энергия высвобождается. При этом возвратная пружина 9 сжимается (в ней нарастает сила сопротивления) и предотвращает «подпрыгивание» упругого элемента 8 и штока 6 с поршнем 16. После непродолжительных затухающих колебаний и диссипации энергии система успокаивается.
При такой работе упругой грузовой подвески существенно - в 5-10 раз - снижаются динамические нагрузки на «слабую» конструкцию грузоподъемного средства, сводятся к минимуму его колебания. Это, кроме всего прочего, способствует безопасному проведению подъемно-перегрузочных операций и повышению производительности (не требуется остановка работ для «успокоения» системы). Плавной и надежной работе упругой грузовой подвески способствуют также: герметизация ее внутренней полости; центрирование поршня 16 относительно корпуса 5; центрирование обечаек 10 и 11 относительно штока 6 и друг относительно друга (посредством торцовых опор с кольцевым выступом); наличие смазки, в том числе между обечайками 10,11 и передаточным звеном 12; снижение трения между поршнем 16 и корпусом 5 за счет антифрикционного кольца 20; хромирование цилиндрической части штока 6 и внутренней поверхности корпуса 5; предотвращение выдавливания упругой массы обечаек 10 и 11 за счет накладок 13 и 14 на их торцах, отсутствия зазора между поршнем 16 и корпусом 5, наличия торцовых центрирующих опор 15. Упругая грузовая подвеска характеризуется простотой конструкции и технологичностью сборки.
В конечном итоге достигается расширение области применения описанной подвески и существенное снижение динамических нагрузок, предотвращается раскачивание «слабых» грузоподъемных средств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ УСТЬЯ СКВАЖИНЫ | 2002 |
|
RU2230176C2 |
ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТ | 2003 |
|
RU2243143C1 |
ГРУЗОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2341443C1 |
КРЮКОВАЯ ПОДВЕСКА | 2000 |
|
RU2175635C1 |
Крюковая подвеска | 1981 |
|
SU948838A2 |
ГИДРОУПОР | 2015 |
|
RU2603432C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОГРУЗКИ КИП СПРЕССОВАННОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ В КРУПНО-, СРЕДНЕ- И МАЛОТОННАЖНЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ | 1999 |
|
RU2150394C1 |
Грузозахватная траверса | 1980 |
|
SU922039A1 |
КРАНОМАНИПУЛЯТОРНАЯ УСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2167803C2 |
Грузозахватное устройство | 1973 |
|
SU484160A1 |
Изобретение относится к грузоподъемным машинам. Подвеска включает пустотелый цилиндрический корпус, упругий элемент, возвратную пружину и выходящий за пределы корпуса шток с грузозахватным органом. Упругий элемент выполнен в виде концентрично, без контакта, установленных эластичных цилиндрических обечаек, в зазор между которыми помещено податливое передаточное звено. Торцы обечаек окантованы эластичными накладками, на которые опираются торцовые опоры, центрируемые своим кольцевым выступом в зазоре между обечайками. Упругий элемент охватывает шток, который снабжен поршнем, воздействующим на верхнюю торцовую опору. Возвратная пружина размещена над поршнем. Между наружной обечайкой и корпусом предусмотрен кольцевой зазор при свободном состоянии упругого элемента. В результате обеспечивается возможность работы грузоподъемного средства со сменными грузозахватными органами и эффективное использование упругого элемента. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Упругая крановая подвеска | 1979 |
|
SU852759A1 |
Устройство для плавного опускания груза | 1980 |
|
SU895885A1 |
US 5380056 A, 10.01.1995. |
Авторы
Даты
2008-04-27—Публикация
2006-08-14—Подача