Изобретение относится к технологии разрушения термореактивного связующего изоляции и может быть использовано при ремонте обмоток электрических машин.
Известен способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин, принятый за прототип (см. патент РФ № 2077104, Н02К 15/12, H02G 1/12, БИ № 10, 1977), основанный на обработке изоляции в щелочных растворах, которые содержат окислитель, например перманганат калия, при следующем соотношении вес.ч.: натр едкий 120, калия перманганат 30, вода 200.
Недостатки способа - длительность процесса, большие затраты на нагрев, отслоение только наружных слоев изоляции от поверхности железа, что в дальнейшем значительно увеличивает трудоемкость снятия изоляции, например с катушек электрических машин.
Задачей предлагаемого способа является сокращение длительности технологического процесса и его трудоемкости, повышение уровня качества ремонтируемых электрических машин, снижение затрат на ремонт машин.
Технический результат достигается тем, что способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин осуществляется путем обработки ее в растворе натра едкого технического и воды технической с введением в их раствор димексида при следующем соотношении компонентов, вес.ч.:
На чертеже представлена схема реализации способа деполимеризации.
Технологическая линия включает емкость 1 для приготовления рабочего раствора, емкость 2 для погружения в рабочий раствор узлов ремонтной электрической машины, емкость 3 для промывки узлов электрической машины в холодной воде со сливом в канализацию, насос 4 для перегонки рабочего раствора из емкости 1 в емкость 2 и наоборот.
Процесс деполимеризации изоляции и узлов электрических машин осуществляется следующим образом.
Статор 5 электрической машины устанавливают вертикально в емкость 2. Из емкости 1 рабочий раствор насосом 4 подают в емкость 2 в таком количестве, чтобы ремонтируемая обмотка электрической машины была покрыта рабочим раствором.
После окончания процесса деполимеризации статор 5 электрической машины вынимают из емкости 2 и устанавливают его в емкость 3, в которой он промывается холодной водой. После промывки статор вынимают из емкости 3 и извлекают обмотку, а вода из емкости 3 сливается в канализацию.
У извлеченных из статора электрической машины катушек снимают корпусную изоляцию, затем их повторно изолируют и укладывают в сердечник статора без дополнительного формообразования и замены витковой изоляции. После многократного использования рабочий раствор в емкости 2 нейтрализуется с замером рН и сливается в канализацию.
Скорость разрушения термореактивного связующего возрастает с повышением температуры. Наилучшие результаты получены при температуре рабочего раствора 85±5°С.
Димексид, обладая повышенной проникающей способностью, повышает проницаемость изоляции для щелочного раствора, позволяет сократить длительность технологического процесса разрушения изоляции в несколько раз. Длительность процесса подобрана таким образом, что происходит разрушение только корпусной изоляции катушек электрической машины, при этом витковая изоляция не разрушается, скрепление витков катушек остается прежним, что позволяет сохранить витковую изоляцию и форму катушек, не подвергая ее повторному изолированию и формообразованию.
Технологический процесс экологически чистый, рабочий раствор легко утилизируется, не вызывает разрушения изоляции пакета электротехнической стали, т.е. исключает ее распушение. Предложенный состав раствора не вызывает коррозии медного провода, стали, чугуна, алюминия.
Для приготовления рабочего раствора и промывки узлов электрической машины используется холодная вода, что позволяет снизить энергозатраты на проведение технологического процесса.
Проведено опробование предложенного способа при ремонте электрических машин с термореактивной изоляцией типа «Монолит-4».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДЕПОЛИМЕРИЗАЦИИ ТЕРМОРЕАКТИВНОГО СВЯЗУЮЩЕГО ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 1995 |
|
RU2077104C1 |
СПОСОБ ДЕПОЛИМЕРИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ УЛЬТРАЗВУКОВЫМ ИЗЛУЧЕНИЕМ | 2018 |
|
RU2725420C2 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ОБМОТКИ ИЗ ПАЗОВ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА ПРИ РЕМОНТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2139621C1 |
СПОСОБ ДЕПОЛИМЕРИЗАЦИИ ОТВЕРЖДЕННЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2065816C1 |
Способ ремонта обмотки | 1979 |
|
SU807454A2 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ОБМОТКИ ИЗ ПАЗОВ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА ПРИ РЕМОНТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2000 |
|
RU2168831C1 |
Способ ремонта термореактивной изоляции | 1978 |
|
SU771813A1 |
Способ деполимеризации отвержденной эпоксидной смолы | 1979 |
|
SU870409A2 |
Двухслойная обмотка статора электрической машины | 1970 |
|
SU457143A1 |
Способ ремонта двухслойной обмотки статора электрической машины | 1981 |
|
SU1003256A1 |
Изобретение относится к области электротехники, в частности к ремонту электрических машин, когда требуется удаление наружных слоев изоляции путем деполимеризации. Деполимеризацию термореактивного связующего изоляции электрических машин осуществляют обработкой изоляции в щелочном растворе, в который вводят димексид, при следующем соотношении компонентов, в вес.ч.: натр едкий технический - 10, димексид - 5, вода техническая - 85. Техническим результатом предложенного решения является сокращение длительности и трудоемкости технологического процесса, повышение уровня качества ремонтируемых электрических машин при снижении затрат на ремонт. 1 ил.
Способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин путем обработки ее в растворе натра едкого технического и воды технической, отличающийся тем, что в раствор натра едкого технического и воды технической вводят димексид при следующем соотношении компонентов, вес.ч.:
СПОСОБ ДЕПОЛИМЕРИЗАЦИИ ТЕРМОРЕАКТИВНОГО СВЯЗУЮЩЕГО ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 1995 |
|
RU2077104C1 |
RU 95107099 А1, 10.06.1996 | |||
Состав для удаления изоляции с проводов | 1979 |
|
SU917214A1 |
Рабочий ротор | 1989 |
|
SU1801778A1 |
US 2004181923, А 23.09.2004. |
Авторы
Даты
2008-07-20—Публикация
2007-04-16—Подача