СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ (СЦЕПЛЕНИЯ) В ПЯТНЕ КОНТАКТА ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА С КОЛЕСОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2008 года по МПК B60T8/18 B60T1/08 B60T1/04 

Описание патента на изобретение RU2335419C2

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно автотранспортному, и предназначено для антиблокировочной системы (ABS) и эффективного изменения скорости или торможения транспортных средств в критических ситуациях, предотвращения аварий, повышения безопасности движения.

Способ заключается в увеличении или уменьшении силы трения в пятне контакта колеса с дорожным полотном путем придания центру колеса ускорения относительно центра тяжести транспортного средства в направление нормали к пятну контакта колеса с дорожным полотном, что создает дополнительную силу, прижимающую колесо транспортного средства к дорожному полотну. Способ может использоваться для увеличения скорости или торможения транспортного средства.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно автотранспортному, и предназначено для антиблокировочной системы (ABS) и программы электронной стабилизации (ESP) и эффективного изменения скорости или торможения транспортных средств в критических ситуациях, предотвращения аварий, повышения безопасности движения.

Известен способ предотвращения скольжения колеса [А.с. СССР 1555159 А1, М.Кл. В60Т 8/00, 1990 г.], заключающийся в измерении текущих значений ускорения и замедления колеса и давления в тормозном приводе, повышении давления в тормозном приводе в процессе торможения до некоторого уровня, последующей выдержке давления на этом постоянном уровне и повышении или снижении давления в тормозном приводе до другого уровня при изменении условий сцепления колеса с дорогой. Недостатком в подобных способах является то, что максимальная сила трения не превышает величины веса транспортного средства при условии, что коэффициентом сцепления колеса с дорогой равен 1.

Целью изобретения является регулирования силы трения в пятне контакта колеса с дорожным полотном, повышение эффективности торможения или увеличения скорости транспортного средства при одновременном повышении безопасности движения.

Сила трения в пятне контакта колеса с дорожным полотном равна Fтр=F·K,

где Fтр - сила трения в пятне контакта колеса с дорожным полотном;

F - нормальная сила давления в пятне контакта колеса с дорожным полотном от веса транспортного средства;

К - коэффициентом сцепления колеса с дорогой.

Поставленная цель достигается тем, что в транспортном средстве сила трения в пятне контакта колеса с дорожным полотном регулируется изменением нормальной силы давления в пятне контакта колеса с дорожным полотном, что достигается тем, что центру колеса придают ускорение относительно центра тяжести транспортного средства в направление нормали к пятну контакта колеса с дорожным полотном:

Fтр=(F+m·a)·К,

где m - масса транспортного средства, приходящаяся на данное колесо;

а - ускорение центра колеса относительно центра тяжести транспортного средства в направление нормали к пятну контакта колеса с дорожным полотном

Величину силы трения в пятне контакта колеса с дорожным полотном регулируют, изменяя направление и/или величину ускорения центра колеса относительно центра тяжести транспортного средства в направление нормали к пятну контакта колеса с дорожным полотном.

Способ работает следующим образом: лицо, управляющее транспортным средством и/или устройство, определяющее момент включения тормозной системы (измеритель дистанции), выдает сигнал для включения тормозной системы. В зависимости от значения Fтр для различных колес транспортного средства задают (например, гидравлическим или пневматическим цилиндром) равные или различные ускорения центра колес относительно центра тяжести транспортного средства в направление нормали к пятну контакта колеса с дорожным полотном для получения как можно более равных Fтр для различных колес и максимальной суммарной силой трения всех колес в пятне контакта колеса с дорожным полотном.

Для увеличения скорости транспортного средства или исключения пробуксовки колес транспортного средства создают (например, гидравлическим или пневматическим цилиндром) равные или различные ускорения центра движителя относительно центра тяжести транспортного средства в направление нормали к пятну контакта движителя с дорожным полотном.

Для пояснения описываемого способа на чертеже изображено транспортное средство, где:

1 - центр тяжести транспортного средства;

2 - пятно контакта колеса с дорожным полотном;

3 - гидравлические или пневматические цилиндры;

4 - дорожное полотно.

Похожие патенты RU2335419C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ, ПРИЖИМАЮЩЕЙ КОЛЕСА К ДОРОЖНОМУ ПОЛОТНУ ПРИ НАЧАЛЕ ДВИЖЕНИЯ И ПРИ ТОРМОЖЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Людин Николай Александрович
RU2279991C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА КАМЕРАХ-ШИНАХ 2014
  • Калинин Виктор Васильевич
RU2548995C1
Устройство измерения коэффициента сцепления колес воздушных судов с покрытием взлетно-посадочных полос 2016
  • Путов Виктор Владимирович
  • Путов Антон Викторович
  • Стоцкая Анастасия Дмитриевна
RU2647336C1
Способ управления антиблокировочной системой, противобуксовочной системой и системой курсовой устойчивости транспортного средства и устройство для его осуществления 2020
  • Ачильдиев Владимир Михайлович
  • Бедро Николай Анатольевич
  • Грузевич Юрий Кириллович
  • Журавлев Николай Михайлович
  • Рулев Максим Евгеньевич
RU2751471C1
СПОСОБ ЭКСТРЕННОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Белый Давид Михайлович
  • Панкрушин Артём Андреевич
RU2604369C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ ДВИЖЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ МАШИН 1997
  • Ким В.А.
RU2125517C1
СТАБИЛИЗАТОР КУРСА ДВИЖЕНИЯ ШАССИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО СТУПЕНЯМ 2013
  • Красильников Андрей Александрович
  • Самойлов Александр Дмитриевич
  • Семёнов Александр Георгиевич
  • Элизов Александр Дмитриевич
RU2538653C1
Вариатор торможения по фактическому сцеплению колеса и дороги 1991
  • Рахубовский Юрий Сидорович
  • Кельман Иван Иванович
  • Лакатош Юлиан Александрович
  • Рахубовская Ирина Юрьевна
SU1794124A3
Универсальный экраноход 2018
  • Калинин Виктор Васильевич
RU2694707C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Кузнецов Николай Павлович
  • Рассохин Сергей Александрович
RU2453828C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ (СЦЕПЛЕНИЯ) В ПЯТНЕ КОНТАКТА ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА С КОЛЕСОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Способ заключается в регулировании силы трения в пятне контакта дорожного полотна с колесом транспортного средства в процессе начала движения, пробуксовки или торможения транспортного средства при помощи гидравлического или гидропневматического механизма. Центру колеса придают ускорение относительно центра тяжести транспортного средства в направлении нормали к пятну контакта колеса с дорожным полотном. Величину силы трения в пятне контакта колеса с дорожным полотном регулируют, изменяя направление и/или величину ускорения центра колеса относительно центра тяжести транспортного средства в направлении нормали к пятну контакта колеса с дорожным полотном. Достигается повышение эффективности торможения или увеличение скорости транспортного средства при одновременном повышении безопасности движения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 335 419 C2

1. Способ регулирования силы трения (сцепления) в пятне контакта дорожного полотна с колесом транспортного средства, снабженного органами торможения, действующими на колеса транспортного средства, отличающийся тем, что в процессе начала движения, пробуксовки или торможения транспортного средства при помощи гидравлического или гидропневматического механизма центру колеса придают ускорение относительно центра тяжести транспортного средства в направлении нормали к пятну контакта колеса с дорожным полотном, при этом величину силы трения в пятне контакта колеса с дорожным полотном регулируют, изменяя направление и/или величину ускорения центра колеса относительно центра тяжести транспортного средства в направлении нормали к пятну контакта колеса с дорожным полотном.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для увеличения скорости транспортного средства или исключения пробуксовки колес транспортного средства создают равные или различные ускорения центра движителя относительно центра тяжести транспортного средства в направлении нормали к пятну контакта колеса с дорожным полотном.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2335419C2

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДВЕСКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Кристофер Брайан Хейринг
  • Ян Реджинальд Томпсон
RU2145284C1
WO 9301948 А1, 04.02.1993
Способ предотвращения скольжения колеса 1987
  • Капелин Олег Борисович
  • Пекер Феликс Леонидович
  • Метлюк Николай Федорович
  • Халецкий Анатолий Николаевич
SU1555159A1
Система гидравлического управления подвеской автомобиля 1984
  • Калькис Ионас Криступо
  • Юдкевич Марк Адольфович
  • Синев Александр Владимирович
  • Соловьев Всеволод Сергеевич
  • Молчанов Гений Георгиевич
  • Силанчев Вячеслав Петрович
SU1278253A1
Коросниматель окорочного станка роторного типа 1975
  • Урин Яков Михайлович
  • Чернявский Владимир Мотелевич
  • Сазонов Митрофан Тимофеевич
  • Гаврилов Юрий Сергеевич
  • Крылов Геннадий Алексеевич
SU535153A1
US 3768599 А, 30.10.1973
Тракторы
Конструкция для вузов /Под общ
ред
И.П.Ксеневича и М.В Шарипова
- М.: Машиностроение, 2000, с.717-719, глава 14, раздел 4.

RU 2 335 419 C2

Авторы

Людин Николай Александрович

Даты

2008-10-10Публикация

2006-06-15Подача