АКТИВНЫЙ УПОР ТУПИКОВЫЙ Российский патент 2011 года по МПК B66C7/16 

Описание патента на изобретение RU2418734C1

Изобретение относится к активным упорам тупиковым и применяется для обеспечения безопасности подъемно-транспортных средств, перемещающихся по рельсам, и предназначен для гашения остаточной скорости, предотвращения схода с концевых участков рельсовой колеи в аварийных ситуациях.

Известно использование упора тупикового для гашения остаточной скорости башенного крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в случае отказа концевых выключателей или тормозного механизма передвижения крана (см. ТУ 3178-003-71488181-2009, www.ormz.ru).

Упор тупиковый состоит из упора клинового типа, имеющего поверхности, контактирующие с колесом и рельсом, неподвижно закрепленного к головке рельса.

Упор тупиковый позволяет при наезде ходовых колес крана на наклонную поверхность упора постепенно гасить кинетическую энергию крана при его движении по наклонной плоскости упора.

Однако такой упор тупиковый можно использовать только для кранов, у которых тележки имеют подвижность в вертикальной плоскости рельса.

Известен тормозной башмак, содержащий опорную колодку, выполненную в виде клинового элемента, имеющую поверхности, контактирующие с рельсом и колесом, по обеим сторонам которой сбоку имеются борта (см. патент, Россия, №2142891 С1 «Тормозной башмак» от 20.11.1999 кл.6. В61К 7/700, В61Н 7/10).

Такая конструкция башмака позволяет регулировать или гасить остаточную скорость подъемно-транспортного средства, двигающегося по инерции за счет уменьшения или увеличения площади контакта колесо - башмак, колесо - рельс, и может быть использована, в частности, для кранов с любым типом ходовых тележек.

Однако такой тормозной башмак имеет достаточно низкий эффект торможения, эффективность которого проявляется при длине пути торможения 7-10 м. Это не позволяет использовать его для торможения кранов и ограждения тупиков крановых путей.

Другим недостатком является то, что не определена взаимосвязь между поперечным смещением башмака, шириной колодки и поперечным смещением колеса. Все это может привести к наезду колеса ребордой на колодку и, следовательно, к повреждению башмака, а также сходу крана с рельсов.

Кроме этого тормозной башмак возвращается в исходное положение вручную, что значительно усложняет его использование, например для мостовых кранов, перемещающихся по подвесным путям.

Целью предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей упоров тупиковых, содержащих клиновой элемент.

Для достижения указанной цели упор тупиковый, содержащий опорную колодку, выполненную в виде клинового элемента, имеющую поверхности, контактирующие с рельсом и колесом, по обеим сторонам которой сбоку имеются борта, в соответствии с изобретением борта входят в пазы ползунов, охватываемых направляющими, закрепленными на шейке рельса, при этом по направлению торможения ползун входит в неподвижно закрепленный корпус, опираясь торцовой поверхностью в расположенную в нем пружину, причем ход ползуна меньше максимальной рабочей деформации пружины, а ширина паза и колодки выбирается из условия

где l - ширина паза;

n - толщина борта;

Δl - поперечное смещение борта в пазе;

h - ширина колодки;

S - расстояние между внутренними поверхностями реборд;

ΔS - поперечное смещение колеса относительно рельса;

Δh - расстояние от внутренней поверхности реборды до боковой поверхности колодки, смещенной в сторону оси рельса при Δl=0 и ΔS=0.

Другое отличие состоит в том, что расчет режима торможения осуществляется по формуле:

где а - ускорение торможения;

х - ход пружины;

с - жесткость пружины;

m - суммарная масса опорной колодки и рельсового подъемно-транспортного средства;

α - угол наклона опорной колодки;

f1 - коэффициент трения на поверхности колодки, контактирующей с рельсом;

f2 - коэффициент трения на поверхности колодки, контактирующей с колесом.

Сущность изобретения поясняется графически на фиг.1, 2, 3. На фиг.1 показан пример конструктивного исполнения активного упора тупикового, состоящего из опорной колодки 1, установленной на рельсе 2, по обеим сторонам (сбоку) опорной колодки имеются борта 3, которые входят в пазы 4 ползунов 5, охватываемых направляющими 6, закрепленными на шейке рельса 2, при этом ползун 5 входит в неподвижно закрепленный корпус 7, опираясь торцовой поверхностью в пружину 8, причем ход ползуна «b» меньше максимальной рабочей деформации пружины, что исключает ее разрушение и обеспечивает фиксацию упора в крайнем положении.

На фиг.2 показаны условия выбора ширины паза 4 и колодки 1, исключающие наезд на нее колеса ребордой 12, что может привести как к повреждению упора, так и сходу подъемно-транспортного средства с рельса.

На фиг.3 показана схема распределения сил при контакте колеса 9 с упором.

Система работает следующим образом. При наезде колеса 9 на опорную колодку начинается движение колодки и колеса как единой системы, и на поверхностях 10 и 11 возникают тормозные силы. По мере движения опорной колодки связанные с ней ползуны 5 сжимают пружину 8, что усиливает тормозной эффект. После ухода подъемно-транспортного средства с колодки пружина 8 возвращает ее в исходное положение.

При этом, если колесо 9 сместится максимально влево (ΔS=0), а колодка 1 максимально вправо (Δl=0), т.е. как показано на фиг.2, то возможен наезд реборды 12 на колодку. Для исключения этой ситуации необходимо ширину паза ползуна и ширину колодки выбирать исходя из условия

где l - ширина паза;

n - толщина борта;

Δl - поперечное смещение борта в пазе;

h - ширина колодки;

S - расстояние между внутренними поверхностями реборд;

ΔS - поперечное смещение колеса относительно рельса;

Δh - расстояние от внутренней поверхности реборды до боковой поверхности колодки, смещенной в сторону оси рельса при Δl=0 и ΔS=0.

При наезде колеса 9 на опорную колодку 1 (фиг.3) на поверхности 11 возникает сила трения Fтр2, при этом движущая сила F раскладывается на нормальные к поверхностям 10 и 11 силы F1 и F2. Кроме этого пружина 7 создает силу F3. Угол α - угол наклона поверхности колодки, контактирующей с колесом.

Поскольку движение происходит по оси ОХ, спроецируем все силы на эту ось и составим уравнение движения, выразив силу F через массу m и ускорение а.

где - проекция силы трения Fтр2 на ось ОХ.

Определим значения Fтр1, F3, .

F1=F·tgα, тогда F=Fтр1·F·f1·tgα,

где f1 - коэффициент трения на поверхности 2.

, подставив значение Fтр2, получим

где f2 - коэффициент трения на поверхности 3.

F3=х·с,

где х - ход пружины;

с - жесткость пружины.

Таким образом, исходное уравнение имеет вид:

ma-F·tgαf1-x·c-Ff2=0

или

ma(1-tgα·f1-f2)=х·с,

отсюда

Похожие патенты RU2418734C1

название год авторы номер документа
ТУПИКОВЫЙ УПОР 2012
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Шапшал Александр Сергеевич
  • Шапшал Сергей Александрович
RU2488543C1
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК 2007
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Перфильев Дмитрий Павлович
  • Бачкарев Николай Николаевич
  • Тарасенко Алексей Васильевич
  • Украинцев Михаил Геннадьевич
  • Соседкина Ольга Сергеевна
RU2338657C1
СИСТЕМА КОЛЕСО-РЕЛЬС 2012
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Павлицкий Борис Игоревич
RU2521503C1
ВНЕШНЯЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Шаповалов В.В.
  • Демьянов А.А.
  • Яценко В.Г.
  • Кривенко А.В.
  • Дронов В.А.
  • Украинцев М.Г.
  • Смирнов И.А.
  • Демьянов А.А.
  • Цыцылин А.А.
RU2202489C2
КОЛЕСО ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Кучеренко Александр Петрович
  • Чумакова Александра Геннадьевна
  • Свяжина Лариса Ивановна
RU2393969C1
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК 2005
  • Яценко Валерий Георгиевич
  • Безрукавенко Владимир Александрович
  • Белявский Максим Викторович
  • Бочкарев Николай Николаевич
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Замуков Евгений Александрович
  • Ковыршин Владимир Михайлович
  • Кривошеев Вячеслав Анатольевич
  • Тарасенко Алексей Васильевич
  • Украинцев Михаил Геннадьевич
  • Чернышенко Михаил Яковлевич
RU2321513C2
Заграждающее устройство 1984
  • Исаев Константин Сергеевич
  • Кукин Владислав Михайлович
  • Карпов Николай Алексеевич
  • Утенков Валерий Александрович
  • Ананьев Сергей Владимирович
  • Огинская Татьяна Сергеевна
  • Сороко Виктор Иванович
  • Кобзев Валерий Анатольевич
  • Шейкин Виктор Потапович
  • Наркевич Олег Юрьевич
  • Романова Елена Николаевна
SU1284868A1
ТОРМОЗНОЙ БАШМАК 2007
  • Старшов Иван Петрович
  • Николаев Андрей Викторович
  • Берент Валентин Янович
  • Шнейдерман Евгений Рафаилович
  • Бабий Александр Сергеевич
  • Горбунов Глеб Валерьевич
RU2345922C1
Тормозной башмак 1990
  • Шевандин Михаил Алексеевич
  • Сучилин Георгий Петрович
  • Яцков Борис Иванович
  • Шишканов Виктор Михайлович
  • Ручкин Вячеслав Борисович
  • Силин Лев Ильич
SU1789399A1
ТОРМОЗ РЕЛЬСОВОГО ЭКИПАЖА 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Шалеев Евгений Юрьевич
RU2297560C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 418 734 C1

Реферат патента 2011 года АКТИВНЫЙ УПОР ТУПИКОВЫЙ

Изобретение относится к активным упорам тупиковым и применяется для обеспечения безопасности подъемно-транспортных средств, перемещающихся по рельсам. Активный упор тупиковый содержит опорную колодку, выполненную в виде клинового элемента, имеющую поверхности, контактирующие с рельсом и колесом, по обеим сторонам которой сбоку имеются борта. Борта входят в пазы ползунов, охватываемых направляющими, закрепленными на шейке рельса. По направлению торможения ползун входит в неподвижно закрепленный корпус, опираясь торцовой поверхностью в расположенную в нем пружину. Ход ползуна меньше максимальной рабочей деформации пружины. Достигаются гашение остаточной скорости подъемно-транспортных средств, перемещающихся по рельсам, и предотвращение их схода с концевых участков рельсовой колеи в аварийных ситуациях. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 418 734 C1

Активный упор тупиковый, содержащий опорную колодку, выполненную в виде клинового элемента, имеющую поверхности, контактирующие с рельсом и колесом, по обеим сторонам которой сбоку имеются борта, отличающийся тем, что борта входят в пазы ползунов, охватываемых направляющими, закрепленными на шейке рельса, при этом по направлению торможения ползун входит в неподвижно закрепленный корпус, опираясь торцевой поверхностью в расположенную в нем пружину, причем ход ползуна меньше максимальной рабочей деформации пружины, а ширина паза и колодки выбирается из условия:

где l - ширина паза;
n - толщина борта;
Δl - поперечное смещение борта в пазу;
h - ширина колодки;
S - расстояние между внутренними поверхностями реборд;
ΔS - поперечное смещение колеса относительно рельса;
Δh - расстояние от внутренней поверхности реборды до боковой поверхности колодки, смещенной в сторону оси рельса при Δl=0 и ΔS=0,
а расчет режима торможения осуществляется по формуле:

где а - ускорение торможения;
x - ход пружины;
с - жесткость пружины;
m - суммарная масса опорной колодки и рельсового подъемно-транспортного средства;
α - угол наклона опорной колодки;
f1 - коэффициент трения на поверхности колодки, контактирующей с рельсом;
f2 - коэффициент трения на поверхности колодки, контактирующей с колесом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2418734C1

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО УПОР ТУПИКОВЫЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ 2002
  • Благодатских В.А.
  • Гаязов Р.Ф.
  • Гутарев Ю.А.
  • Глазов А.В.
  • Колосков В.Н.
  • Олейник П.П.
  • Радзинский В.И.
  • Хромов И.В.
  • Григорьев В.М.
  • Степанов А.И.
  • Кныш М.И.
  • Галкин В.И.
RU2234454C2
ТУПИКОВЫЙ УПОР 2000
  • Невзоров Л.А.
  • Инденбаум А.И.
  • Пазельский Г.Н.
  • Леонов П.А.
  • Андреев В.А.
  • Жуков В.Г.
RU2172266C1
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК 2007
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Перфильев Дмитрий Павлович
  • Бачкарев Николай Николаевич
  • Тарасенко Алексей Васильевич
  • Украинцев Михаил Геннадьевич
  • Соседкина Ольга Сергеевна
RU2338657C1
ТОРМОЗНОЙ БАШМАК 1997
  • Чернов С.Т.
  • Кривенко А.В.
  • Купинский И.П.
  • Яценко В.Г.
RU2142891C1
НОНИУСНЫЙ РЕЦИРКУЛЯЦИОННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ВРЕМЯ-КОД ПОВЫШЕННОГО БЫСТРОДЕЙСТВИЯ 2015
  • Абрамов Геннадий Николаевич
RU2598975C1
ОХЛАДИТЕЛЬ КЛИНКЕРА 2013
  • Таратута Виктор Дмитриевич
  • Серга Георгий Васильевич
RU2542295C1

RU 2 418 734 C1

Авторы

Демьянов Александр Анатольевич

Демьянов Алексей Александрович

Донченко Андрей Владимирович

Атаян Георгий Романович

Николаев Евгений Вячеславович

Даты

2011-05-20Публикация

2010-01-25Подача