ТУПИКОВЫЙ УПОР Российский патент 2013 года по МПК B66C7/16 B61K7/00 

Описание патента на изобретение RU2488543C1

Изобретение применяется для обеспечения безопасности подъемно-транспортных средств, перемещающихся по рельсам, и предназначено для гашения остаточной скорости и предотвращения схода с концевых участков рельсовой колеи.

Известен тормозной башмак, содержащий опорную колодку, выполненную в виде клинового элемента, имеющую поверхности, контактирующие с рельсом и колесом, по обеим сторонам которой сбоку имеются борта (патент, Россия, №2142891 «Тормозной башмак», бюл. №35, опубл. 20.12.99).

Такая конструкция башмака позволяет регулировать или гасить остаточную скорость подъемно-транспортного средства, двигающегося по инерции за счет уменьшения или увеличения площади контакта колесо-башмак, колесо-рельс.

Однако такой тормозной башмак имеет низкий эффект торможения, эффективность которого проявляется при длине пути торможения 7-10 м. Это не позволяет использовать его для торможения кранов и ограждения тупиков крановых и железнодорожных путей.

Другим недостатком является то, что тормозной башмак возвращается в исходное положение вручную, что значительно усложняет его использование, например, для мостовых кранов, перемещающихся по подвесным путям.

Известен активный тупиковый упор, содержащий колодку, имеющую поверхности, контактирующие с колесом и рельсом. По обеим сторонам колодки имеются борта, подвижно соединенные с ползунами в направляющих, которые расположены на шейке рельса. Направляющие входят в неподвижно закрепленный корпус и опираются торцевой поверхностью на расположенную в нем пружину (патент, Россия, №2418734 «Активный упор тупиковый» опубл. 20.05.2011. Бюл. №14).

Такая конструкция упора позволяет гасить остаточную скорость подъемно-транспортного средства, двигающегося по инерции за счет сил трения, возникающих на контактах колеса с колодкой и колодки с рельсом, а также за счет сил сопротивления, создаваемых пружинами.

Тормозной эффект такой системы определяется жесткостью и длиной пружин, что приведет к повышению жесткости при остановке тяжелых и быстроходных подъемно-транспортных средств на короткой дистанции. Однако это вызовет скачкообразное поглощение кинетической энергии в момент контакта и, следовательно, создаст возможность разрушения как упора, так и подъемно-транспортного средства. В этих условиях не исключена возможность его опрокидывания, если, например, это башенный кран, стрела с грузом которого развернута в сторону упора.

Целью предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей тупиковых упоров на основе клиновых систем путем исключения скачкообразного поглощения кинетической энергии и повышения тормозной мощности.

Для достижения указанной цели тупиковый упор, содержащий колодку, имеющую поверхности, контактирующие с колесом и рельсом, по обеим сторонам которой находятся борта, подвижно соединенные с ползунами в направляющих, расположенных на шейке рельса, при этом ползун входит в неподвижно закрепленный корпус, в соответствии с изобретением на корпусе подвижно закреплен конус, сопряженный с разрезным цилиндром, внешней поверхностью контактирующий с корпусом, а торцевой - с пружиной, второй конец ползуна опирается на расположенные одна на другой пружины разной длины, при этом ход пружин и ползуна определяется из условия:

h1+h2=h4, h3=h5,

где h1 - участок самостоятельного сжатия одной пружины;

h2 - участок совместного сжатия двух пружин;

h3 - участок совместного сжатия трех пружин;

h4 - ход ползуна в конусе;

h5 - участок сжатия пружины, на которую опирается цилиндр.

Сущность изобретения поясняется графически на фигуре.

На фигуре показан пример конструктивного исполнения тупикового упора, состоящего из опорной колодки 1, установленной на рельс 2 по обеим сторонам которой находятся борта 3, подвижно соединенные с ползунами 4, перемещающимися в направляющих 5, при этом на корпусе подвижно закреплен конус 6, сопряженный с разрезным цилиндром 7, внешней поверхностью контактирующий с неподвижно закрепленным корпусом 8, а торцевой поверхностью - с пружиной 9, опирающейся вторым концом на основание корпуса 17, в свою очередь второй конец ползуна опирается на расположенные одна в другой пружины 10, 11 посредством опорной шайбы 12, контактирующие другим концом с неподвижным основанием 17, причем самостоятельный ход h1 пружины 10 и совместный ход h2 пружин 10 и 11 равен ходу ползуна h4, а h3 соответствует совместному ходу пружин 9, 10 и 11 и равен рабочему ходу h5 пружины 9, т.е. h3=h5.

Система работает следующим образом.

На первом этапе при наезде колеса 13 на опорную колодку 1 начинается движение колеса 13, колодки 1 и штока 4, как единой системы, приводящей к сжатию длинной пружины (в данном примере пружины 10) на h1. При этом возникают силы трения на контакте колеса с колодкой и колодки с рельсом, которые усиливают тормозную мощность силой, создаваемой пружиной 10.

На втором этапе движения на участке h2 пружины 10 и 11 начинают сжиматься, совместно обеспечивая дальнейшее нарастание тормозной мощности.

На третьем этапе на участке h3 ползун с ограничителем 14 упирается в конус 6, разрезной цилиндр раздвигается и на контакте между корпусом и внешней поверхностью цилиндра возникают силы трения. Далее происходит движение цилиндра, с которым синхронно начинают сжиматься пружины 9, 10, 11, что приводит к максимальному нарастанию тормозной мощности. После ухода подъемно-транспортного средства с колодки пружины возвращают ее в исходное положение. При этом пружина 10 через ограничитель 16 выводит из контакта конус, исключая эффект самозаклинивания, а пружина 9 возвращает в исходное положение цилиндр, прижимая его к неподвижно закрепленной крышке 15 корпуса 8.

Похожие патенты RU2488543C1

название год авторы номер документа
ПРУЖИННО-ФРИКЦИОННАЯ БУФЕРНАЯ СИСТЕМА 2012
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Хачатуров Аркади Эдуардович
RU2490202C1
АКТИВНЫЙ УПОР ТУПИКОВЫЙ 2010
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Донченко Андрей Владимирович
  • Атаян Георгий Романович
  • Николаев Евгений Вячеславович
RU2418734C1
КОЛЕСО ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Кучеренко Александр Петрович
  • Чумакова Александра Геннадьевна
  • Свяжина Лариса Ивановна
RU2393969C1
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК 2007
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Перфильев Дмитрий Павлович
  • Бачкарев Николай Николаевич
  • Тарасенко Алексей Васильевич
  • Украинцев Михаил Геннадьевич
  • Соседкина Ольга Сергеевна
RU2338657C1
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК 2005
  • Яценко Валерий Георгиевич
  • Безрукавенко Владимир Александрович
  • Белявский Максим Викторович
  • Бочкарев Николай Николаевич
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Замуков Евгений Александрович
  • Ковыршин Владимир Михайлович
  • Кривошеев Вячеслав Анатольевич
  • Тарасенко Алексей Васильевич
  • Украинцев Михаил Геннадьевич
  • Чернышенко Михаил Яковлевич
RU2321513C2
СИСТЕМА КОЛЕСО-РЕЛЬС 2012
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Павлицкий Борис Игоревич
RU2521503C1
Железнодорожное путевое тормозное устройство 1990
  • Исаев Константин Сергеевич
  • Бычков Владимир Всеволодович
  • Гора Владимир Викторович
  • Шейкин Виктор Потапович
  • Сотников Евгений Александрович
  • Авруцкий Илья Семенович
  • Сушков Николай Иванович
  • Наркевич Олег Юрьевич
  • Кобзев Валерий Анатольевич
SU1754545A1
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Фортунова Наталия Александровна
  • Шалеев Евгений Юрьевич
RU2293675C1
ТОРМОЗ ТЕЛЕЖКИ РЕЛЬСОВОГО ЭКИПАЖА 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Теслин Вячеслав Владимирович
  • Киселёв Валентин Иванович
  • Родионов Александр Владимирович
  • Карпычев Владимир Александрович
RU2397899C1
ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО 2013
  • Польский Георгий Николаевич
  • Зигура Александр Александрович
  • Рослик Александр Вадимович
RU2525354C1

Реферат патента 2013 года ТУПИКОВЫЙ УПОР

Тупиковый упор содержит колодку, имеющую поверхности, контактирующие с колесом и рельсом, по обеим сторонам которой находятся борта, подвижно соединенные с ползунами в направляющих, расположенных на шейке рельса. Ползун входит в неподвижно закрепленный корпус, на котором подвижно закреплен конус, сопряженный с разрезным цилиндром, внешней поверхностью контактирующий с корпусом, а торцевой - с пружиной. Второй конец ползуна опирается на расположенные одна в другой пружины разной длины. Ход пружин и ползуна определяется из условия: h1+h2-h4, h3=h5, где h1 - участок самостоятельного сжатия одной пружины; h2 - участок совместного сжатия двух пружин; h3 - участок совместного сжатия трех пружин; h4 - ход ползуна в конусе; h5 - участок сжатия пружины, на которую опирается цилиндр. Достигается расширение функциональных возможностей и повышение тормозной мощности. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 488 543 C1

Тупиковый упор, содержащий колодку, имеющую поверхности, контактирующие с колесом и рельсом, по обеим сторонам которой находятся борта, подвижно соединенные с ползунами в направляющих, расположенных на шейке рельса, при этом ползун входит в неподвижно закрепленный корпус, отличающийся тем, что на нем подвижно закреплен конус, сопряженный с разрезным цилиндром, внешней поверхностью контактирующий с корпусом, а торцевой - с пружиной, второй конец ползуна опирается на расположенные одна в другой пружины разной длины, при этом ход пружин и ползуна определяется из условия:
h1+h2=h4, h3=h5,
где h1 - участок самостоятельного сжатия одной пружины;
h2 - участок совместного сжатия двух пружин;
h3 - участок совместного сжатия трех пружин;
h4 - ход ползуна в конусе;
h5 - участок сжатия пружины, на которую опирается цилиндр.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2488543C1

Устройство для остановки рельсовых транспортных средств 1990
  • Никитин Владимир Евстафьевич
  • Никитин Илья Владимирович
SU1787844A1
ТОРМОЗНОЙ БАШМАК 1997
  • Чернов С.Т.
  • Кривенко А.В.
  • Купинский И.П.
  • Яценко В.Г.
RU2142891C1
WO 9925634 A1, 27.05.1999.

RU 2 488 543 C1

Авторы

Демьянов Александр Анатольевич

Демьянов Алексей Александрович

Шапшал Александр Сергеевич

Шапшал Сергей Александрович

Даты

2013-07-27Публикация

2012-02-14Подача