КОМБИНИРОВАННАЯ ВИСЯЧАЯ КОНСТРУКЦИЯ Российский патент 2009 года по МПК E01D11/02 

Описание патента на изобретение RU2344225C2

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении покрытий над зданиями различного назначения, а также в мостовых сооружениях.

Известны системы с вантами-оттяжками, закрепленными за пилоны и направленными параллельно друг к другу или веерообразно к балке жесткости, к которой и присоединены своими нижними концами при помощи нагельных соединений (Julius Natterer, Tohmas Herzog, Michael Vol, "Holzbau", Atlas zwei, Munchen, Sonderausgabe der Arbeitsgemeinschaft Holz, Dusseldorf, 1991, s.73, s.185).

В качестве прототипа приняты висячие комбинированные системы с вантами-оттяжками, закрепленными за пилоны и направленными параллельно друг к другу или веерообразно к балке жесткости, к которой и присоединены своими нижними концами при помощи нагельных соединений (Дмитриев П.А. Конструкции из дерева и пластмасс. Специальный курс. Автодорожные и пешеходные мосты. Оренбург, ИПК. «Газпромпечать», 2002, с.166, прототип).

Недостатками известных систем и прототипа являются:

- повышенная деформативность конструкции при воздействии на нее односторонней временной нагрузки, определяющей появление в балке жесткости наибольших изгибающих моментов;

- невыгодная работа деревянной балки жесткости на растяжение с изгибом в средней по длине части при симметричных нагрузках;

- усложненная работа опорных частей балки жесткости на восприятие не только вертикальных, но и горизонтальных усилий, возникающих при односторонних загружениях конструкции;

- сложность и многодельность традиционных креплений вант-оттяжек к деревянной балке жесткости с помощью стальных цилиндрических нагелей;

- сложность создания преднапряжения балки жесткости за счет регулирования усилий в вантах-оттяжках с учетом ползучести древесины и податливости соединений, особенно при большом количестве вант-оттяжек.

Задачей изобретения является снижение материалоемкости, трудоемкости монтажа и демонтажа, а также стоимости конструкции.

Для решения поставленной задачи в комбинированной висячей конструкции, содержащей балку жесткости, установленную на опоры, ванты-оттяжки, закрепленные своими верхними концами за опоры-пилоны, а нижними концами связанные с балкой жесткости с помощью узлов подвески, согласно изобретению в качестве узлов подвески использованы хомуты, снабженные блоками и поддерживающие балку жесткости, по меньшей мере, в двух местах, нижние концы вант-оттяжек пропущены под блоками хомутов, расположены параллельно балке жесткости и состыкованы с помощью натяжного устройства с возможностью создания необходимого контролируемого усилия преднапряжения и выгиба в балке жесткости.

Согласно изобретению в комбинированной висячей конструкции возможна установка дополнительных вант-оттяжек в приопорных частях балки жесткости либо дополнительного хомута, установленного посередине балки жесткости, и подкосов в приопорных частях балки жесткости для ее разгружения при эксплуатации в более тяжелых условиях.

Новым является также то, что все узлы конструкции выполнены сборно-разборными.

Согласно изобретению в комбинированной висячей конструкции хомуты в верхней части содержат стальной башмак, снабженный блоком под ванты-оттяжки, и опорную плиту в нижней части, соединенные парой тяг, наклоненных по отношению к балке жесткости навстречу друг к другу и расположенных симметрично по отношению к середине балки жесткости.

Согласно изобретению балка жесткости снабжена вклеенными в нее штырями в местах опирания на хомуты.

Натяжное устройство образованно двумя траверсами, стянутыми установленными в них тягами, и пропущенными через них концами вант-оттяжек, снабженных тарировочными пружинами.

На фиг.1, 2 и 3 показаны схемы заявляемой комбинированной висячей конструкции: на фиг.1 - до ее преднапряжения; на фиг.2 - после преднапряжения и постановки дополнительных вант-оттяжек в приопорных частях балки жесткости; на фиг.3 - то же, с увеличенным пролетом свыше 36 м; на фиг.4 показан узел установки хомута; на фиг.5 - то же, поперечный разрез; на фиг.6 - натяжное устройство; на фиг.7 - то же, вид сверху; на фиг.8 - узел подвески балки жесткости к дополнительной ванте-оттяжке, совмещенный с натяжным устройством; на фиг.9 - то же, поперечный разрез.

Комбинированная висячая конструкция состоит из клееной балки жесткости 1, вант-оттяжек 2, хомутов 3 и натяжного устройства 4.

Хомут 3 состоит из стального башмака 5 с блоком 6, парных тяг 7 и опорной плиты 8.

Натяжное устройство состоит из парных тяг 9, траверс 10, снабженных тарированными пружинами 11.

В местах опирания балки жесткости на хомуты вклеены штыри 12.

Задача создания преднапряжения конструкции решается в следующем порядке:

- из расчета конструкции определяется необходимое усилие натяжения вант-оттяжек 2;

- после полной сборки конструкции и установки опираемых на нее элементов с помощью натяжных устройств производят натяжение вант-оттяжек заданным усилием и обеспечивают необходимый выгиб балки жесткости 1, после чего производят постановку дополнительных вант-оттяжек 13 или подкосов 14 к приопорным участкам балки жесткости, с целью обеспечения равномерного распределения усилий в балке жесткости;

- усилия натяжения хомутов контролируют по шкалам силоизмерителей в процессе преднапряжения конструкции и впоследствии в период ее эксплуатации, при этом хомуты наклонены к балке жесткости с целью избежания сложной работы;

- при увеличении пролета свыше 36 м производится установка дополнительного хомута посередине балки жесткости.

В заявляемой конструкции устраняются недостатки, свойственные прототипу:

Во-первых, в результате преднапряжения системы и последующей постановки дополнительных вант-оттяжек (или подкосов) в ее приопорных частях существенно уменьшаются прогибы и изгибающие моменты, возникающие в балке жесткости при односторонних временных нагрузках.

Во-вторых, балка жесткости избавляется от упомянутой работы на растяжение с изгибом, которая заменяется работой на внецентренное сжатие, что для деревянной балки жесткости оказывается более выгодным случаем. При этом усилие сжатия по абсолютной величине оказывается существенно меньше усилий растяжения, возникающих в конструкции прототипа.

В-третьих, просто осуществляются преднапряжения всей конструкции с целью сблизить величины изгибающих моментов по абсолютным значениям в наиболее напряженных сечениях балки, при этом усилия преднапряжения поддерживаются тарированными пружинами, а их величина при эксплуатации контролируется силоизмерителями (условно не показано). Таким образом может быть достигнута оптимизация сечения балки жесткости и практически исключено влияние ползучести древесины и соединений на напряженно-деформированное состояние эксплуатируемой конструкции.

В-четвертых, в узлах заявляемой конструкции в отличие от традиционных многодельных нагельных соединений предлагается использовать разъемные и съемные крепления, что обеспечивает скоростную сборку, а при необходимости и разборку конструкции.

В-пятых, в случаях постановки в приопорных панелях балки жесткости подкосов (фиг.3) опорные части конструкции освобождаются от горизонтальных усилий, что и определяет их более простую конструкцию. При этом разгружаются пилоны, т.к. усилия от подкосов воздействуют на фундаменты опор.

В-шестых, в предлагаемой конструкции древесина избавлена от работы в узлах подвески на смятие поперек волокон, так как в опираниях балок жесткости на хомуты опорные реакции воспринимаются вклеенными штырями. Это уменьшает до минимальной величины податливость узлов, значением которой уже можно пренебречь в расчетах конструкции на кратковременные и длительные нагрузки.

В-седьмых, в узлах подвесок блоки выполняют роль стропальных устройств при установке конструкции в проектное положение.

Похожие патенты RU2344225C2

название год авторы номер документа
КОМБИНИРОВАННАЯ ВИСЯЧАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2007
  • Дмитриев Петр Андреевич
  • Лебедев Геннадий Борисович
  • Инжутов Иван Семенович
  • Деордиев Сергей Владимирович
  • Бучель Кирилл Владимирович
  • Рожков Виталий Федорович
RU2344224C2
ПОКРЫТИЕ АНГАРА 1992
  • Гольденберг Л.И.
  • Полушкин Ю.А.
RU2018597C1
Многопролетный мост 1986
  • Данков Валерий Сергеевич
  • Дацковский Владимир Модестович
  • Соколова Татьяна Николаевна
SU1353865A1
ВИСЯЧИЙ МОСТ 1990
  • Гавриленков Е.И.
  • Громов Ю.Г.
  • Тимонин С.М.
  • Ченцов Б.Н.
  • Шуйский А.В.
  • Егоров В.П.
SU1760781A1
ВИСЯЧАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПОКРЫТИЯ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ОТВЕРСТИЕМ 2002
  • Еремеев П.Г.
  • Боков А.В.
  • Буш Д.В.
  • Выговский А.Н.
  • Киселев Д.Б.
  • Ковалев Г.К.
  • Лившин М.Я.
  • Савельев В.А.
  • Чуклов С.Н.
RU2191238C1
Здание или сооружение 1980
  • Стрижаков Юрий Данилович
SU937658A1
Висячая система 1980
  • Ружанский Илья Львович
  • Фадеев Александр Анатольевич
  • Петраков Андрей Иванович
  • Завьялов Анатолий Георгиевич
  • Гродзенский Александр Иудович
SU920151A1
Висячий мост 1991
  • Гавриленков Евгений Иванович
  • Громов Юрий Григорьевич
  • Шуйский Анатолий Викторович
  • Тимонин Сергей Михайлович
SU1817797A3
ВИСЯЧИЙ МОСТ 1992
  • Ерунов Б.Г.
RU2057833C1
Многопролетный мост 1986
  • Данков Валерий Сергеевич
  • Дацковский Владимир Модестович
  • Соколова Татьяна Николаевна
SU1359392A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 344 225 C2

Реферат патента 2009 года КОМБИНИРОВАННАЯ ВИСЯЧАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении покрытий над зданиями различного назначения, а также в мостовых сооружениях. Задачей изобретения является снижение материалоемкости, трудоемкости монтажа и демонтажа, а также стоимости конструкции. Для решения поставленной задачи в комбинированной висячей конструкции, содержащей балку жесткости, установленную на опоры, ванты-оттяжки, закрепленные своими верхними концами за опоры-пилоны, а нижними концами связанные с балкой жесткости с помощью узлов подвески, согласно изобретению в качестве узлов подвески использованы хомуты, снабженные блоками и поддерживающие балку жесткости, по меньшей мере, в двух местах, нижние концы вант-оттяжек пропущены под блоками хомутов, расположены параллельно балке жесткости и состыкованы с помощью натяжного устройства с возможностью создания необходимого контролируемого усилия преднапряжения и выгиба в балке жесткости. Согласно изобретению возможна установка дополнительных вант-оттяжек в приопорных частях балки жесткости либо дополнительного хомута, установленного посередине балки жесткости, и подкосов в приопорных частях балки жесткости. Все узлы конструкции могут быть выполнены сборно-разборными. 7 з.п. ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения RU 2 344 225 C2

1. Комбинированная висячая конструкция, содержащая балку жесткости, установленную на опоры, ванты-оттяжки, закрепленные своими верхними концами за опоры-пилоны, а нижними концами связанные с балкой жесткости с помощью узлов подвески, отличающаяся тем, что в качестве узлов подвески использованы хомуты, снабженные блоками и поддерживающие балку жесткости, по меньшей мере, в двух местах, нижние концы вант-оттяжек пропущены под блоками хомутов, расположены параллельно балке жесткости и состыкованы с помощью натяжного устройства с возможностью создания необходимого контролируемого усилия преднапряжения и выгиба в балке жесткости.2. Комбинированная висячая конструкция по п.1, отличающаяся тем, что она содержит дополнительные ванты-оттяжки, установленные в приопорных частях балки жесткости.3. Комбинированная висячая конструкция по п.1, отличающаяся тем, что она содержит дополнительный хомут, установленный посередине балки жесткости, и подкосы в приопорных частях балки жесткости.4. Комбинированная висячая конструкция по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что все узлы конструкции выполнены сборно-разборными.5. Комбинированная висячая конструкция по п.1, отличающаяся тем, что хомут в верхней части содержит стальной башмак, снабженный блоком под ванты-оттяжки, и опорную плиту в нижней части, соединенные парой тяг.6. Комбинированная висячая конструкция по п.5, отличающаяся тем, что тяги хомутов наклонены по отношению к балке жесткости навстречу друг к другу и расположены симметрично относительно середины балки жесткости.7. Комбинированная висячая конструкция по п.1, отличающаяся тем, что балка жесткости снабжена вклеенными в нее штырями в местах опирания на хомуты.8. Комбинированная висячая конструкция по п.1, отличающаяся тем, что натяжное устройство образованно двумя траверсами, стянутыми установленными в них тягами, и пропущенными через них концами вант-оттяжек, снабженных тарировочными пружинами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2344225C2

US 2005097686 A1, 12.05.2005
МОСТ 1997
  • Таланов Б.П.
RU2135684C1
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОЛЕТА МОСТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2134322C1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ МОСТА ОТ БОКОВОГО ВЕТРА 1996
  • Абовский Наум Петрович
RU2120515C1
Висячий мост 1986
  • Шимановский Виталий Николаевич
  • Жербин Михаил Михайлович
  • Нгуен Ньи Хай
SU1414920A1
Комбинированное висячее покрытие 1985
  • Александрович Вениамин Иосифович
  • Азарова Наталья Фердинандовна
SU1317073A1
Висячий предварительно напряженный мост 1983
  • Ерунов Борис Григорьевич
  • Фатхуллин Раиль Рифович
SU1258934A1

RU 2 344 225 C2

Авторы

Дмитриев Петр Андреевич

Лебедев Геннадий Борисович

Инжутов Иван Семенович

Деордиев Сергей Владимирович

Бучель Кирилл Владимирович

Рожков Виталий Федорович

Даты

2009-01-20Публикация

2007-02-20Подача