Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении покрытий над зданиями различного назначения, а также в мостовых сооружениях.
Известны системы с вантами-оттяжками, закрепленными за пилоны и направленными параллельно друг к другу или веерообразно к балке жесткости, к которой и присоединены своими нижними концами при помощи нагельных соединений (Julius Natterer, Tohmas Herzog, Michael Vol, "Holzbau", Atlas zwei, Munchen, Sonderausgabe der Arbeitsgemeinschaft Holz, Dusseldorf, 1991, s.73, s.185).
В качестве прототипа приняты висячие комбинированные системы с вантами-оттяжками, закрепленными за пилоны и направленными параллельно друг к другу или веерообразно к балке жесткости, к которой и присоединены своими нижними концами при помощи нагельных соединений (Дмитриев П.А. Конструкции из дерева и пластмасс. Специальный курс. Автодорожные и пешеходные мосты. Оренбург, ИПК. «Газпромпечать», 2002, с.166, прототип).
Недостатками известных систем и прототипа являются:
- повышенная деформативность конструкции при воздействии на нее односторонней временной нагрузки, определяющей появление в балке жесткости наибольших изгибающих моментов;
- невыгодная работа деревянной балки жесткости на растяжение с изгибом в средней по длине части при симметричных нагрузках;
- усложненная работа опорных частей балки жесткости на восприятие не только вертикальных, но и горизонтальных усилий, возникающих при односторонних загружениях конструкции;
- сложность и многодельность традиционных креплений вант-оттяжек к деревянной балке жесткости с помощью стальных цилиндрических нагелей;
- сложность создания преднапряжения балки жесткости за счет регулирования усилий в вантах-оттяжках с учетом ползучести древесины и податливости соединений, особенно при большом количестве вант-оттяжек.
Задачей изобретения является снижение материалоемкости, трудоемкости монтажа и демонтажа, а также стоимости конструкции.
Для решения поставленной задачи в комбинированной висячей конструкции, содержащей балку жесткости, установленную на опоры, ванты-оттяжки, закрепленные своими верхними концами за опоры-пилоны, а нижними концами связанные с балкой жесткости с помощью узлов подвески, согласно изобретению в качестве узлов подвески использованы хомуты, снабженные блоками и поддерживающие балку жесткости, по меньшей мере, в двух местах, нижние концы вант-оттяжек пропущены под блоками хомутов, расположены параллельно балке жесткости и состыкованы с помощью натяжного устройства с возможностью создания необходимого контролируемого усилия преднапряжения и выгиба в балке жесткости.
Согласно изобретению в комбинированной висячей конструкции возможна установка дополнительных вант-оттяжек в приопорных частях балки жесткости либо дополнительного хомута, установленного посередине балки жесткости, и подкосов в приопорных частях балки жесткости для ее разгружения при эксплуатации в более тяжелых условиях.
Новым является также то, что все узлы конструкции выполнены сборно-разборными.
Согласно изобретению в комбинированной висячей конструкции хомуты в верхней части содержат стальной башмак, снабженный блоком под ванты-оттяжки, и опорную плиту в нижней части, соединенные парой тяг, наклоненных по отношению к балке жесткости навстречу друг к другу и расположенных симметрично по отношению к середине балки жесткости.
Согласно изобретению балка жесткости снабжена вклеенными в нее штырями в местах опирания на хомуты.
Натяжное устройство образованно двумя траверсами, стянутыми установленными в них тягами, и пропущенными через них концами вант-оттяжек, снабженных тарировочными пружинами.
На фиг.1, 2 и 3 показаны схемы заявляемой комбинированной висячей конструкции: на фиг.1 - до ее преднапряжения; на фиг.2 - после преднапряжения и постановки дополнительных вант-оттяжек в приопорных частях балки жесткости; на фиг.3 - то же, с увеличенным пролетом свыше 36 м; на фиг.4 показан узел установки хомута; на фиг.5 - то же, поперечный разрез; на фиг.6 - натяжное устройство; на фиг.7 - то же, вид сверху; на фиг.8 - узел подвески балки жесткости к дополнительной ванте-оттяжке, совмещенный с натяжным устройством; на фиг.9 - то же, поперечный разрез.
Комбинированная висячая конструкция состоит из клееной балки жесткости 1, вант-оттяжек 2, хомутов 3 и натяжного устройства 4.
Хомут 3 состоит из стального башмака 5 с блоком 6, парных тяг 7 и опорной плиты 8.
Натяжное устройство состоит из парных тяг 9, траверс 10, снабженных тарированными пружинами 11.
В местах опирания балки жесткости на хомуты вклеены штыри 12.
Задача создания преднапряжения конструкции решается в следующем порядке:
- из расчета конструкции определяется необходимое усилие натяжения вант-оттяжек 2;
- после полной сборки конструкции и установки опираемых на нее элементов с помощью натяжных устройств производят натяжение вант-оттяжек заданным усилием и обеспечивают необходимый выгиб балки жесткости 1, после чего производят постановку дополнительных вант-оттяжек 13 или подкосов 14 к приопорным участкам балки жесткости, с целью обеспечения равномерного распределения усилий в балке жесткости;
- усилия натяжения хомутов контролируют по шкалам силоизмерителей в процессе преднапряжения конструкции и впоследствии в период ее эксплуатации, при этом хомуты наклонены к балке жесткости с целью избежания сложной работы;
- при увеличении пролета свыше 36 м производится установка дополнительного хомута посередине балки жесткости.
В заявляемой конструкции устраняются недостатки, свойственные прототипу:
Во-первых, в результате преднапряжения системы и последующей постановки дополнительных вант-оттяжек (или подкосов) в ее приопорных частях существенно уменьшаются прогибы и изгибающие моменты, возникающие в балке жесткости при односторонних временных нагрузках.
Во-вторых, балка жесткости избавляется от упомянутой работы на растяжение с изгибом, которая заменяется работой на внецентренное сжатие, что для деревянной балки жесткости оказывается более выгодным случаем. При этом усилие сжатия по абсолютной величине оказывается существенно меньше усилий растяжения, возникающих в конструкции прототипа.
В-третьих, просто осуществляются преднапряжения всей конструкции с целью сблизить величины изгибающих моментов по абсолютным значениям в наиболее напряженных сечениях балки, при этом усилия преднапряжения поддерживаются тарированными пружинами, а их величина при эксплуатации контролируется силоизмерителями (условно не показано). Таким образом может быть достигнута оптимизация сечения балки жесткости и практически исключено влияние ползучести древесины и соединений на напряженно-деформированное состояние эксплуатируемой конструкции.
В-четвертых, в узлах заявляемой конструкции в отличие от традиционных многодельных нагельных соединений предлагается использовать разъемные и съемные крепления, что обеспечивает скоростную сборку, а при необходимости и разборку конструкции.
В-пятых, в случаях постановки в приопорных панелях балки жесткости подкосов (фиг.3) опорные части конструкции освобождаются от горизонтальных усилий, что и определяет их более простую конструкцию. При этом разгружаются пилоны, т.к. усилия от подкосов воздействуют на фундаменты опор.
В-шестых, в предлагаемой конструкции древесина избавлена от работы в узлах подвески на смятие поперек волокон, так как в опираниях балок жесткости на хомуты опорные реакции воспринимаются вклеенными штырями. Это уменьшает до минимальной величины податливость узлов, значением которой уже можно пренебречь в расчетах конструкции на кратковременные и длительные нагрузки.
В-седьмых, в узлах подвесок блоки выполняют роль стропальных устройств при установке конструкции в проектное положение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМБИНИРОВАННАЯ ВИСЯЧАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2007 |
|
RU2344224C2 |
ПОКРЫТИЕ АНГАРА | 1992 |
|
RU2018597C1 |
Многопролетный мост | 1986 |
|
SU1353865A1 |
ВИСЯЧИЙ МОСТ | 1990 |
|
SU1760781A1 |
ВИСЯЧАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПОКРЫТИЯ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ОТВЕРСТИЕМ | 2002 |
|
RU2191238C1 |
Здание или сооружение | 1980 |
|
SU937658A1 |
Висячая система | 1980 |
|
SU920151A1 |
Висячий мост | 1991 |
|
SU1817797A3 |
ВИСЯЧИЙ МОСТ | 1992 |
|
RU2057833C1 |
Многопролетный мост | 1986 |
|
SU1359392A1 |
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении покрытий над зданиями различного назначения, а также в мостовых сооружениях. Задачей изобретения является снижение материалоемкости, трудоемкости монтажа и демонтажа, а также стоимости конструкции. Для решения поставленной задачи в комбинированной висячей конструкции, содержащей балку жесткости, установленную на опоры, ванты-оттяжки, закрепленные своими верхними концами за опоры-пилоны, а нижними концами связанные с балкой жесткости с помощью узлов подвески, согласно изобретению в качестве узлов подвески использованы хомуты, снабженные блоками и поддерживающие балку жесткости, по меньшей мере, в двух местах, нижние концы вант-оттяжек пропущены под блоками хомутов, расположены параллельно балке жесткости и состыкованы с помощью натяжного устройства с возможностью создания необходимого контролируемого усилия преднапряжения и выгиба в балке жесткости. Согласно изобретению возможна установка дополнительных вант-оттяжек в приопорных частях балки жесткости либо дополнительного хомута, установленного посередине балки жесткости, и подкосов в приопорных частях балки жесткости. Все узлы конструкции могут быть выполнены сборно-разборными. 7 з.п. ф-лы, 9 ил.
US 2005097686 A1, 12.05.2005 | |||
МОСТ | 1997 |
|
RU2135684C1 |
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОЛЕТА МОСТА | 1997 |
|
RU2134322C1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ МОСТА ОТ БОКОВОГО ВЕТРА | 1996 |
|
RU2120515C1 |
Висячий мост | 1986 |
|
SU1414920A1 |
Комбинированное висячее покрытие | 1985 |
|
SU1317073A1 |
Висячий предварительно напряженный мост | 1983 |
|
SU1258934A1 |
Авторы
Даты
2009-01-20—Публикация
2007-02-20—Подача