СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ ДВИЖИТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2009 года по МПК B60B15/26 B60B15/12 

Описание патента на изобретение RU2349460C2

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам, снижающим вредное воздействие на почву и повышающим тяговые свойства колесного движителя.

Известен способ повышения тягово-сцепных свойств движителя транспортного средства, например а.с. СССР № 745762, В60В 15/26, 1980 г.

Для реализации этого способа используется роторно-винтовой движитель, как дополнение к колесному. При изменении положения рычага с помощью гидропривода происходит выдвижение одного из движителей при одновременной уборке второго движителя. В зависимости от несущей способности опорной поверхности машина с данным типом движителя передвигается только на колесном ходу, совместно на колесном и роторно-винтовом и только на роторно-винтовом. Способ малоэффективен на почвах с низкой несущей способностью, приводит к разрушению структуры верхнего слоя почвы и усилению эрозионных процессов.

Недостатком известных устройств является высокая стоимость, масса движителя, сложность конструкции, малопригодность использования роторно-винтового движителя на сельскохозяйственных угодьях.

Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому эффекту является способ повышения тягово-сцепных свойств движителя путем использования устройства противоскольжения, состоящего из кронштейна, который крепится к колесу, через щеку, болтовым соединением. На кронштейне выполнены направляющие, в которых установлены направляющие, в которых установлена подвижная подпружиненная стойка с зацепом и элементами, обеспечивающими регулировку длины выхода стойки в зависимости от диаметра колеса и величины поджатия пружины для изменения ее жесткости (патент США № 2496924, кл. 301-51, 1950).

Недостатком известных способа и устройства является то, что движитель не снижает вредного воздействия колеса на почву.

Целью изобретения является повышение функциональных качеств движителя за счет снижения вредного воздействия на почву и снижения буксования колес на почвах с низкой несущей способностью.

Поставленная цель в заявляемом способе повышения функциональных качеств колесного движителя осуществляется за счет проникновения в закрытом состоянии опоры устройства в более плотный подпахотный слой почвы. После внедрения опоры до плотного состояния почвы ее раскрывают, тем самым увеличивая площадь контакта, несущую способность опоры и резко снижая давление шин колесного движителя на верхние слои почвы. Благодаря данному процессу колесо (частично или полностью) не контактирует с верхним слоем почвы. Функцию несущего основания и тягово-сцепных свойств выполняет устройство противоскольжения.

На фиг.1 показано устройство, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид сзади; на фиг.3 и 4 - опора в двух проекциях.

Способ повышения тягово-сцепных свойств движителя транспортного средства осуществляется следующим образом. Колеса снабжаются несколькими стойками, расположенными равномерно по ободу, с закрепленными на них опорами с изменяемой площадью контакта с почвой. На мягких почах опоры стойки колес транспортного средства попеременно внедряют в подпахотный слой почвы в закрытом состоянии. Далее раскрывают опору устройства, увеличивая площадь контакта с почвой. При этом колеса транспортного средства могут и не контактировать с верхним слоем почвы. Функцию несущего основания и тягово-сцепных свойств выполняет устройство противоскольжения. Снижается буксование колеса, разрушение верхнего слоя почвы и образование пыли.

Повышение тягово-сцепных свойств движителя по предлагаемому способу осуществляют следующим способом. Устройство состоит из оси 1, закрепленной в диске обода колеса гайками 2 и фиксирующей положение щекой 3 направляющего кронштейна 4. Внутри кронштейна перемещается стойка 5 фиксатором 6, пружиной 7. В верхней части стойка имеет ролик 8, качающийся по поверхности кулачка 9, который закреплен на неподвижной оси 10. В нижней части стойки закреплена опора устройства 11, рабочая поверхность которого выполнена в форме треугольника, закрепленная шарнирно на оси 12.

Принцип работы заключается в следующем. При качении колеса на мягких переувлажненных почвах стойка 5 благодаря форме кулачка внедряет опору 12 в закрытом состоянии в подпахотный слой почвы. При внедрении опоры 12 почва, давя на ее края, раскрывает опору устройства 11, увеличивая и площадь контакта с почвой. Благодаря данному процессу колесо (частично или полностью) не контактирует с верхним слоем почвы. Функцию несущего основания и обеспечения тягово-сцепных свойств выполняет устройство противоскольжения. При дальнейшем качении колеса опора 11, выходя из подпахотного слоя, разрыхляет почву и закрывается. Во взаимодействие с поверхностью качения вступает следующее устройство и цикл повторяется.

Предлагаемый способ повышения тягово-сцепных свойств движителя обеспечивает повышение функциональных качеств движителя за счет снижения вредного воздействия на почву и снижения буксования колес на мягких почвах. Таким образом, совокупность признаков, характеризующих способ, обеспечивает сверхсуммарный эффект.

Похожие патенты RU2349460C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ ДВИЖИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУРЯДЬЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Махмутов Мансур Магфурович
  • Махмутов Марат Мансурович
  • Гаджиев Парвиз Имран-Оглы
  • Славкин Владимир Иванович
  • Рамазанова Гюльбике Гудретдиновна
  • Наврузова Лале Гудретдиновна
  • Быковский Валерий Сергеевич
  • Тепикин Алексей Иванович
  • Алимов Анатолий Сергеевич
RU2536610C2
УСТРОЙСТВО ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Махмутов Марат Мансурович
  • Махмутов Мансур Магъфурович
RU2453445C1
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2008
  • Курочкин Иван Михайлович
  • Ульянов Сергей Михайлович
RU2373073C1
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - ТРАПЕЦИЕВИДНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА 2010
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
RU2475367C2
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2003
  • Курочкин И.М.
  • Челноков С.С.
RU2265526C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ И ПОЧВОСБЕРЕГАЮЩИХ СВОЙСТВ КОЛЕСНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2012
  • Махмутов Мансур Магфурович
  • Махмутов Марат Мансурович
  • Гаджиев Парвиз Имран-Оглы
  • Славкин Владимир Иванович
  • Джабаров Арзу Каримович
RU2497685C1
Буксирно-распределяющее устройство 2020
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Шуравин Александр Александрович
  • Кушнарев Алексей Николаевич
  • Гончарук Алексей Иванович
  • Кузнецов Константин Евгеньевич
  • Локтюшин Олег Андреевич
RU2753047C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА 2011
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
RU2484977C1
УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ В ВИДЕ ДВУХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ КОЛЕС И РАСПОЛОЖЕННОГО МЕЖДУ НИМИ ЭЛЛИПСООБРАЗНОГО КОЛЕСА ИЛИ КРУГОВОЙ АРОЧНОЙ ПОВЕРХНОСТИ 2012
  • Фролов Михаил Петрович
RU2504481C2
Догружающее устройство автопоезда 2017
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кривуца Зоя Федоровна
  • Худовец Валентина Ивановна
  • Панова Елена Владимировна
RU2658716C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 349 460 C2

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ ДВИЖИТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно для сельскохозяйственных работ. Способ включает использование дополнительных опор путем внедрения их в закрытом состоянии в более плотный подпахотный слой почвы и последующего их раскрытия, увеличивая площадь контакта и снижая давление шин колесного движителя на верхние слои почвы. Устройство содержит ось, закрепленную в диске обода колеса и фиксирующую положение направляющего кронштейна, внутри которого расположена с возможностью перемещения стойка. Оно также снабжено кулачком с рабочей поверхностью в форме эллипса, установленным на неподвижной оси с возможностью вращения. Причем ось вращения смещена от оси симметрии эллипса на величину выдвижения стойки устройства. На нижней части стойки закреплена опора с рабочей поверхностью, выполненной в форме треугольника, установленная шарнирно на своей оси, а в верхней - ролик с возможностью перекатывания по поверхности упомянутого кулачка. Технический результат - повышение функциональных качеств движителя за счет снижения вредного воздействия на грунт и повышение тягово-сцепных свойств колеса транспортного средства. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 349 460 C2

1. Способ повышения тягово-сцепных свойств колесного движителя, включающий использование дополнительных опор, отличающийся тем, что реализацию функциональных качеств движителя осуществляют путем внедрения в закрытом состоянии опоры в более плотный подпахотный слой почвы и последующего ее раскрытия, увеличивая площадь ее контакта и снижая давление шин колесного движителя на верхние слои почвы.2. Устройство для повышения тягово-сцепных свойств колесного движителя, содержащее ось, закрепленную в диске обода колеса и фиксирующую положение направляющего кронштейна, внутри которого расположена с возможностью перемещения стойка, отличающееся тем, что оно снабжено кулачком с рабочей поверхностью в форме эллипса, установленным на неподвижной оси с возможностью вращения, причем ось вращения смещена от оси симметрии эллипса на величину выдвижения стойки устройства, на нижней части стойки закреплена опора с рабочей поверхностью, выполненной в форме треугольника, установленная шарнирно на своей оси, а в верхней - ролик с возможностью перекатывания по поверхности упомянутого кулачка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2349460C2

СПОСОБ МОДИФИЦИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ТИТАНА И ЕГО СПЛАВОВ 2012
  • Попова Ольга Васильевна
  • Марьева Екатерина Александровна
  • Клиндухов Валерий Григорьевич
  • Сербиновский Михаил Юрьевич
RU2496924C1
КОЛЕСО С ВЫДВИЖНЫМИ ЗАЦЕПАМИ 1999
  • Рыжих Н.Е.
  • Фортуна В.И.
  • Бахмутский С.Е.
RU2176602C2
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ДИСК ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Пичугин А.В.
RU2220052C1
DE1159295 А, 12.12.1963
Способ получения полимерных покры-Тий 1979
  • Столярова Вера Армасовна
  • Яковлев Анатолий Дмитриевич
  • Потапкина Ирина Александровна
  • Тризно Майя Степановна
SU834055A1

RU 2 349 460 C2

Авторы

Махмутов Мансур Магфурович

Макаров Петр Ильич

Фасхутдинов Марат Хасанович

Фасхутдинов Хасан Салахович

Даты

2009-03-20Публикация

2006-01-10Подача