Известен подшипниковый узел, состоящий из дуплекса подшипников, установленных в корпусе и на валу. Внутреннее кольцо одного из подшипников смонтировано на втулке, установленной на вал на несимметричной клиновой резьбе. На втулку передается момент кручения от пружины кручения, закрепленной на валу. Винтовая пара вал- втулка обеспечивает жесткую осевую фиксацию вала и преобразует момент кручения в осевую силу.которая создает натяг в подшипниках независимо от износа поверхностей и тел качения.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является подшипниковый узел, состоящий из двух подшипников, установленных в корпусе и на валу. Один из подшипников жестко закреплен на валу и в корпусе, второй плавает наружным кольцом в корпусе. Плавающее кольцо нагружено пружиной, создающей в обоих подшипниках постоянный натяг.
Недостатком известного устройства является то, что плавающее кольцо установлено с радиальным, зазором, за счет чего увеличивается радиальное биение вала.
Цель изобретения - повышение надежности за счет уменьшения радиального биения вала.
Поставленная цель достигается созданием радиального натяга постоянной величины в подвижной посадке плавающего замыкающего кольца подшипника в узле с пружинным предварительным натягом, что обеспечивает промежуточная коническая втулка с радиальными прорезями, подпружиненная со стороны наружнёго торца дополнительной пружиной.
Промежуточная втулка размещена в узле между замыкающим наружним кольцом подшипника и конической поверхностью корпуса или между замыкающим внутренним кольцом подшипника и конической поверхностью вала.
(Л
С
vi
СА
го о
Сл) 4
На фиг, 1 изображен подшипниковый узел с втулкой расположенной между корпусом и наружным кольцом подшипника; на фиг. 2 - подшипниковый узел с втулкой, расположенной между валом и внутренним кольцом подшипника; на фиг. 3 - промежуточная коническая втулка с радиальными прорезями.
Подшипниковый узел (фиг.1) содержит вал 1, размещенный в корпусе 2 на подшипниках 3 и б качения, зажимную гайку 9, установленную на валу 1. Пружина 4 установлена между корпусбм 2 и торцом наружного кольца подшипника 6. Наружное кольцо подшипника 6 установлено в проме- жуго топ конической втулке 5, которая размещена в конической поверхности корпуса 2, Промежуточная втулка 5 выполнена с ра- Диальными прорезями 1 (фиг.З), Пружина 8 размещена между наружным торцом промежуточной втулки 5 и корпусом 2.
Подшипниковый узел работает следующим образом.
Осевое усилие пружины 4 действует на торец наружного кольца подшипника 6 и создает в подшипниках 3 и 6 постоянный натяг. Происходит силовое замыкание цепи: корпус 2 - пружина А - наружное кольцо подшипника 6-тела качения подшипника 6- внутреннее кольцо подшипника 6- гайка 9 - вал 1 гчугреннс кольцо подшипника 3 - те/ia качения подшипника 3 - наружное кольцо попшитниа 3 - корпус 2. Осйвое усилие пру IUIHLI В npeo6pasveTCfl конической пар пи корпус 2 - втулка 5 в радиальное усилие, которое замыкается на наружном кольце подшипника 6. При приработке и износе подшипников 3 и 6 наружное кольцо подшипника 6 и промежуточная втулка 5, в которой оно установлено, перемещаются в осевом направлении под действием пружины 4. При перемещении втулка 5 отжимает пружину 8 и увеличивается по диаметру. Наружное кольцо подшипника б под действием пружины 4 перемещается на величину, необходимую для выбора износа и достижения натяга заданной величины в подшипниках 3 и 6, а втулка 5 под действием пружины 8 возвращается и выбирает радиальные зазоры между корпусом 2 - втулкой 5 и втулкой 5 - наружным кольцом подшипника 6.
Подшипниковый узел (фиг.2) содержит ва/i 1. размещенный в корпусе 2 на подшипниках 3 и 6 качения. Пружина 4 установлена между валом 1 и торцом внутреннего кольца подшипника 6. Внутреннее кольцо подшипника бустановлено на промежуточной конической втулке 5, которая размещена на конической поверхности вала 1. Промежуточная втулка 5 выполнена с радиальными прорезями 7. Пружина 8 размещена между
наружным торцом промежуточной втулки 5 и гайкой 9, установленной на валу 1.
Подшипниковый узел работает следующим образом.
Осевое усилие пружины 4 действует на
торец внутреннего кольца подшипника б и создает в подшипниках 3 и 6 постоянный натяг. Происходит силовое замыкание цепи; вал 1 - пружина 4 - внутреннее кольцо подшипника 6 - тела качения подшипника 6 наружное кольцо подшипника б - корпус 2 - наружное кольцо подшипника 3 - тела качения подшипника 3 - внутреннее кольцо подшипника 3 - вал 1. Осевое усилие пружины 8 преобразуется конической парой вал
1 - втулка 5 в радиальное усилие, которое замыкается во внутреннем кольце подшип- .ника 6. При приработке и износе подшипников 3 и 6 внутреннее кольцо подшипника 6 перемещается под действием пружины 4 на
величину, необходимую для выбора износа и достижения натяга заданной величины, а втулка 5 под действием пружины 8 выбирает радиальные зазоры между валом 1 - втулкой 5 и втулкой 5 - внутренним кольцом подшипника 6.
Использование предлагаемого подшипникового узла повысит его долговечность и точность, что существенно сказывается на повышение надежности и устойчивости работы механизма в целом.
Формула изобретения
1.Подшипниковый узел,содержащий корпус, размещенные в нем и на валу подшипники качения и пружину предварительного натяга, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен промежуточной конической втулкой с радиальными прорезями и дополнительной
пружиной, взаимодействующей с наружным торцом втулки.
2.Узел по п.1, отл и ч а ю щ и и с я тем, что промежуточная втулка размещена между наружным кольцом подшипника и корпусом, при этом ответная промежуточной втулке поверхность корпуса выполнена конической,
3.Узел поп 1.атл и чающийся тем, что втулка размещена между внутренним
кольцом подшипника и валом, при этом ответная втулке поверхность вала выполнена конической.
/ г j
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2268412C1 |
Подшипниковый узел | 1986 |
|
SU1409793A1 |
ОДНОПОТОЧНЫЙ ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС | 2014 |
|
RU2560133C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1995 |
|
RU2134366C1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1751508A1 |
ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ | 2011 |
|
RU2465986C1 |
ОПОРА КАЧЕНИЯ ВАЛА | 1992 |
|
RU2006702C1 |
Магнитожидкостное уплотнение вала | 1983 |
|
SU1095002A1 |
Подшипниковый узел | 2016 |
|
RU2638881C1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1784077A3 |
Использование: в машиностроении для подшипниковых узлов. Сущность: узел состоит из вала, установленного на двух подшипниках качения с пружинным предварительным натягом, размещенных в корпусе. Замыкающее плавающее кольцо одного из подшипников смонтировано в промежуточной конической втулке, имеющей радиальные прорези. Дополнительная пружина действует на промежуточную коническую втулку со стороны ее наружного торца. Втулка под действием дополнительной пружины выбирает радиальные зазоры подвижной плавающей посадки замыкающего кольца подшипника. Это обеспечивает уменьшение биения вала в подшипниковом узле. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
Фиг, 1
Фиг.2
Put.3
Орлов П.И | |||
Основы конструирования, кн.2, 1977, с.496, рис | |||
ВОДЯНАЯ ТУРБИНА | 1922 |
|
SU462A1 |
Авторы
Даты
1992-05-07—Публикация
1989-07-19—Подача