Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способам определения температуры застывания дизельного топлива, и может быть использовано в местах применения топлива на технике, на автозаправочных станциях (АЭС), в организациях нефтепродуктообеспечения, а также в научно-исследовательской работе.
Известен метод определения температуры застывания [1], заключающийся в предварительном нагревании образца испытуемого нефтепродукта с последующим охлаждением его с заданной скоростью до температуры, при которой образец остается неподвижным. Для определения температуры застывания используется прибор, содержащий пробирку с двойными стенками, мешалку и цилиндрический сосуд для охладительной смеси.
Недостатком данного метода является длительность определения (до 120 мин), сложность аппаратурного оформления (прибор ЛТЗ, термостат, баллон с углекислотой, прибор с зеркальным отражением света, устройство для отбора и содержания углекислоты и др.), необходимость использования дорогостоящих приборов и большого количества реактивов. Например, для заполнения сосуда Дьюара требуется 3 литра этилового спирта, при этом безвозвратные потери составляют 50 см3 на одно определение. Кроме того, этот способ не может быть использован в полевых условиях или на местах непосредственного применения топлива, а для точного и надежного определения данного показателя требуется навык лаборанта, проводящего анализ.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ определения температуры застывания [2], выбранный в качестве прототипа, включающий отбор фиксированного количества пробы анализируемой жидкости с последующим определением характерного параметра и расчета температуры застывания по формуле. Сущность способа заключается в пропускании пробы топлива через адсорбент, который затем промывают гексаном и ацетоном, взятым в количестве 1,3…1,4 см3 на 1 см3 топлива соответственно. Замеряют оптическую плотность смеси гексановой и ацетоновой вытяжек и определяют температуру застывания по формуле
tзаст=-KlnD
К - эмпирический коэффициент (К=22,8),
D - оптическая плотность смеси.
Недостатком данного способа является использование сложного, дорогостоящего прибора - рефрактометра, определяющего оптическую плотность смесей и невозможность использования метода в местах непосредственного применения топлива.
Предлагаемое изобретение решает задачу сокращения времени определения, упрощение и удешевление способа.
Поставленная задача решается тем, что в качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или их смесей, для определения которой определяют фракционный состав пробы топлива, а температуру застывания летних дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают по формуле:
Т3=0,877 Т96% -321,7,
где Т3 - температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С;
Т96% - температура выкипания 96% фракции, °С
0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.
Доказательство существенных отличий:
1. В качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или их смесей, для определения которой предварительно определяют фракционный состав пробы топлива.
Известно [3, 4], что прямогонные дизельные топлива (ДТ) примерно на 95% состоят из углеводородов перерабатываемой нефти с температурами кипения, находящимися в пределах 150…400°С выкипания ДТ. Прямогонные ДТ относятся к летним видам, имеющим ограничения в применении по низкотемпературным свойствам (характеристикам), причем низкотемпературные свойства ДТ изменяются в достаточно широком диапазоне, определяемом, прежде всего, содержанием в них н-алканов с различными температурами кипения. На ухудшение низкотемпературной прокачиваемости оказывают влияние н-алканы, начиная с С19. О влиянии высокоплавких н-алканов (С19…C25) на низкотемпературные свойства ДТ указывается в работах зарубежных ученых, посвященных прогнозу температур предельной фильтруемости на основе их фракционного состава и содержания в них алканов нормального строения [3].
Основную массу нормальных углеводородов в товарных ДТ составляют н-алканы C8…11, но они в малой степени ухудшают низкотемпературные свойства топлива. Основную роль в ухудшении низкотемпературных свойств ДТ играют н-алканы С19…С25, причем чтобы ДТ имело температуру помутнения минус 5°С, необходимо их содержание не более 4%. Установлено, что именно н-алканы (С19…С25) сосредоточены в высококипящих фракциях, так как температуры их кипения составляют от 317°С до 394°С [4]. Поэтому температура выкипания 96% фракции, определяемая способом по ГОСТ 2477-99 [5], указывает на содержание в топливе тех или иных высокоплавких углеводородов либо их изомеров.
В таблице 1 представлены параметры некоторых образцов исследуемых топлив, их показатели качества, а также распределение нормальных н-алкановых углеводородов в зависимости от числа углеродных атомов. Причем следует обратить внимание на топлива с температурами начала кипения ниже 170°С (образцы 9…16), которые формально соответствуют по показаниям ГОСТ 305-82. Однако очень низкие температуры начала кипения свидетельствуют о наличии в данных образцах бензиновых или керосиновых фракций. Авторы отделили эту группу топлив и назвали их «смеси». Данные «смеси» повлияли на результаты экспериментов, однако рассматривать данные топлива как некондиционные из общего количества образцов было бы нецелесообразно, т.к. эти топлива дают реальное представление о качестве ДТ, поступающих к потребителю.
В двух выделенных группах наблюдалась общая закономерность - повышение температуры застывания при повышении температуры выкипания 96% фракции.
Cl9-C25, %
2. Температуру застывания летних дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают, используя значение температуры выкипания 96% фракции.
Сопоставив данные большого числа образцов летних ДТ по показателю выкипания 96% фракции, была составлена математическая модель для определения температуры застывания расчетным методом. Данная модель имеет вид:
Т3=0,87 Т96% -321,7,
где Т3 - температура застывания летнего вида дизельного топлива,°С;
Т96% - температура выкипания 96% фракции,°С
0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.
Так как исследовалось большое количество образцов, топлива условно объединили в группы по температурам выкипания 96% фракций. Были вычислены средние значения температур застывания образцов. В таблице 2 представлены результаты сравнительной оценки температур застывания стандартным [1], способом-прототипом и предлагаемым способами.
Анализ приведенных данных показал хорошую сходимость значений температуры застывания, полученных предлагаемым и стандартным методами.
Пример конкретного исполнения:
1. Отбирают пробу дизельного топлива (100 см3) (ГОСТ 305-82). Пробы образцов 1…14 представлены в таблице 2.
2. Определяют фракционный состав стандартным способом [4], фиксируют температуры начала кипения (для определения «смесей»), температуру 96% фракции. При наличии паспорта качества на поступившее топливо значения вышеуказанных показателей качества можно не определять, а использовать данные из паспорта качества.
Подставляют значения температуры 96% фракции в формулу:
Т3=0,87 Т96%-321,7,
где Т3 - температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С;
Т96% - температура выкипания 96% фракции, °С
0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.
3. Принимают решение о применении топлива в условиях низких температур.
Сравнительные данные способа определения температуры застывания по ГОСТ 20287 [1], способа-прототипа [2] и предлагаемого способа приведены в таблице 3.
Таким образом, предлагаемый способ может быть использован для получения оперативной информации об одном из показателей низкотемпературной прокачиваемости, а именно о температуре застывания, и пополнить ряд альтернативных способов определения низкотемпературных показателей качества. Предложенная эмпирическая формула позволяет на основании данных паспорта качества быстро и с достаточно высокой точностью определить температуру застывания дизельных топлив.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ 20287-91 «Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания».
2. Авторское свидетельство №1723508 (СССР). Способ определения температуры застывания дизельного топлива. /Авзалов А.Ф., Литвиненко А.Н., Маньшев Д.А. - Опубл. в Б.И. №12, 1992 - прототип.
3. Petrovik K.,Stojanovik L., Vitorvik D. - Ropa a Uhlie, 1976, v.18, N 6, p.341…343.
4. Энглин Б.А. Применение жидких топлив при низких температурах.-М.: Химия, 1980. - 207 с.
5. ГОСТ 2177-99 «Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНИХ ВИДОВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ И/ИЛИ ИХ СМЕСЕЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ | 2007 |
|
RU2352617C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДЕПРЕССОРНЫХ ПРИСАДОК НА ОСНОВЕ СОПОЛИМЕРА ЭТИЛЕНА С ВИНИЛАЦЕТАТОМ В ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВАХ | 2006 |
|
RU2325642C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К БЕНЗИНУ | 2009 |
|
RU2404231C1 |
Способ оперативной идентификации источников загрязнения водных объектов окружающей среды углеводородными топливами | 2022 |
|
RU2780842C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2003 |
|
RU2237701C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, НЕ СОДЕРЖАЩЕГО ДЕПРЕССОРНЫХ ПРИСАДОК | 2002 |
|
RU2207565C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ В ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВАХ | 2003 |
|
RU2236002C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ В ТЯЖЕЛЫХ ДИСТИЛЛЯТНЫХ И ОСТАТОЧНЫХ ТОПЛИВАХ | 2003 |
|
RU2232389C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2006 |
|
RU2320707C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕНЗИНОВ | 2001 |
|
RU2211448C2 |
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способам определения температуры застывания дизельного топлива, и может быть использовано в местах применения топлива на технике, на автозаправочных станциях (АЗС), в организациях нефтепродуктообеспечения, а также в научно-исследовательской работе. Способ включает отбор фиксированного количества пробы анализируемой жидкости, определение характерного параметра, расчета температуры застывания по формуле. В качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или смесей, для определения которой определяют фракционный состав, а температуру застывания дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают, используя температуру выкипания 96% фракции, по математической формуле. Технический результат - сокращение времени анализа, упрощение и удешевление способа. 3 табл.
Способ определения температуры застывания летних видов дизельных топлив и/или их смесей, включающий отбор фиксированного количества пробы анализируемой жидкости с последующим определением характерного параметра и расчетом температуры застывания по формуле, отличающийся тем, что в качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или их смесей, для определения которой предварительно определяют фракционный состав пробы топлива, а температуру застывания дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают, используя значение температуры выкипания 96% фракции, по формуле
Т3=0,87 Т96% -321,7,
где Т3- температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С;
Т96%- температура выкипания 96% фракции, °С; 0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.
Способ определения температуры застывания дизельного топлива | 1990 |
|
SU1723508A1 |
Способ определения низкотемпературных свойств дизельных топлив | 1987 |
|
SU1622807A1 |
Способ получения дизельного топлива летнего вида | 1991 |
|
SU1816792A1 |
Способ определения температуры застывания жидких нефтепродуктов | 1987 |
|
SU1786410A1 |
ЛОСИНОВ Б.В., ПУЧКОВ Н.Г., ЭНГЛИН Б.А | |||
ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ | |||
- М.: ГОСТОПТЕХИЗДАТ, 1959 г., ГОСТ 20287-74 | |||
НЕФТЕПРОДУКТЫ | |||
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ЗАСТЫВАНИЯ | |||
- М.: ИЗД-ВО СТАНДАРТОВ, 1977. |
Авторы
Даты
2009-08-20—Публикация
2007-09-24—Подача