Изобретение относится к способу получения дизельного топлива летнего вида (ДТЛ) путем выделения из. нефти компонентов и последующего их смешения и может быть применено в промышленности по переработке нефти.
Цель изобретения - повышение качества дизельного топлива, а именно: уменьшение токсичности продуктов сгорания топлива, повышение полноты сгорания. - Поставленная цель решается следующим образом..
Нефть подвергают разделению в ректи-. фикационной колонне с выводом с различных уровней ряда компонентов дизельного топлива. Часть полученных компонентов Смешивают для получения ДТЛ. При этом содержание в ДТЛ фракций, выкипающих в пределах 230-300°С, уменьшают путем вов печения в другие продукты, гю крайней мере, одного компонента, выводимого из ректификационной колонны с уровня, лежащего между уровнями вывода компонентов, вовлекаемых в ДТЛ, Количество этого компонента, по отношению к количеству получаемого ДТЛ, составляет (20-100): 100. В зависимости от содержания серы во фракциях могут подвергать гидроочистке либо смесь компонентов в указанных соотношениях, либо только тяжелый компонент.
Отличие настоящего способа заключается в том, что содержание в ДТЛ фракций, выкипающих в пределах 230-300°С. уменьшают путем вовлечения в другие продукты по крайней мере одного компонента, выводимого из ректификационной колонны с уровня, лежащего между уровнями вывода компонентов, вовлекаемых в ДТЛ, причем количество этого компонента по отношению
10
С
00
О vj
ю кэ
к количеству, получаемого ДТЛ составляет (20-100): 100.
При сгорании в двигателе ДТЛ, полученного предлагаемым способом, по сравнению с полученным известным, снижается количество вредных выбросов. Объясняется это следующим.
Различные фракции в ДТЛ неравноценны. Легкие фракции обеспечивают топливу важнейшее свойство: низкую температуру застывания. Фракции 300-360°С имеют повышенное цетанрвое число и обеспечивают топливу высокое качество горения. А фракция 230-300°С, как показали исследования, является в ДТЛ фактически наполнителем. Если ее в указанном выше количестве извлечь из ДТЛ; то фактически состав топлива: сужается, около половины его выкипает в узком 60-градусном интервале, условия для качественного его сгорания повышаются.
В таблице 1 приведен фракционный состав образцов ДТЛ, полученных известным и предлагаемым способом, при этом фракционный состав определяли как на аппарате четкой ректификации (20 теоретических тарелок), так и по ГОСТ 2177-82. Разгонки на аппарате четкой ректификации свиде-. тельствуют, что в образце, полученном предлагаемым способом, содержание фракций, выкипающих в пределах 230-300°С, понижено в 3 раза.
Вместе с тем, данные разгонки по ГОСТ 2177-82, приближающемуся к условиям эксплуатации, показывают, что характер выкипания обоих образцов практически одинаков. Это объясняется тем, что в эксплуатационных условиях углеводороды взаимно влияют на испаряемость, образуя непрерывно выкипающую смесь азеотро- пов.
Преимущества предлагаемого способа поясняются примерами.
П р и м е р 1. Испытывают известный способ получения ДТЛ. Ректификацию нефти осуществляют в колонне, имеющей 60 тарелок. Вывод компонентов осуществляют тремя потоками со следующих тарелок: 8, 24, 42. Смешением всех компонентов получают ДТЛ. Полученный образец топлива подвергают испытаниям.
П р и м е р 2. В колонне, описанной в предыдущем примере, испытывают различные варианты предложенного способа: ДТЛ получают смешением верхнего и нижнего потоков и полученные образцы подвергают исследованиям. Поток, выводимый со сред-.
него уровня, в-зависимости от производственной ситуации используют в качестве компонентов различных продуктов. Так, в чистом виде он удовлетворяет требованиям
на керосин осветительный, а в смеси с фракцией 140-240°С в соотношении 1:1, удовлетворяет требованиям на дизельное топливо зимнего вида.
Из данных табл.1 видно, что при выводе
среднего потока в количестве менее 20:100 (опыт 2) результаты испытания сопоставимы с результатами испытания прототипа. При увеличении этого соотношения от 20:100 (опыт 3) до 100:100 (опыт 5) качество ДТЛ
заметно возрастает. При дальнейшем повышении отношения количества выводимого среднего потока к количеству получаемого ДТЛ, качество ДТЛ резко ухудшается (опыт 6). При этом не только ухудшается качество
продуктов сгорания, но и при одинаковом, по сравнению с предыдущими опытами, суммарном выводе количества дизельных фракций, целевой продукт получается с завышенным концом кипения.
Реализация предлагаемого способа дает возможность рационально использовать индивидуальные свойства различных фракций, выкипающих в пределах дизельного топлива, а это дает возможность не только
повысить качество ДТЗ, но и повысить суммарный отбор светлых. Например, при ис- ; пользовании -средней фракции в качестве керосина осветительного исключается не: обходимость использования невыгодного
варианта известного способа с получением, кроме ДТЛ, еще бензина и керосина освети- тельного..ГТЬ этому варианту суммарный отбор светлых ниже, чем по предлагаемому, на 4% на нефть..-. ф о р м у л а и з о б р ё т е н и я Способ получения дизельного топлива летнего вида путем разделения нефти в рек- ,тификационной колонне с выводом с различных по высоте колонны уровней
компонентов целевого продукта и последующего их смешения, о т л ичающийся тем, что, с целью уменьшения токсичности продуктов сгорания целевого продукта и повы- шения полноты его сгорания, содержание
фракций, выкипающих в пределах 230- 300°С, в целевом продукте уменьшают путем вывода потока с уровня, находящегося между уровнями двух компонентов целевого продукта при массовом соотношении количества выводимого потока к количеству целевого продукта, равном (20-100): 100.
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРЯМОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ НА МАЛОГАБАРИТНОЙ УСТАНОВКЕ | 2004 |
|
RU2269372C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2013 |
|
RU2535492C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ЕВРО | 2011 |
|
RU2464299C1 |
Способ переработки нефти | 1987 |
|
SU1537687A1 |
Способ переработки нефти | 1978 |
|
SU747877A1 |
Способ вакуумной перегонки мазута | 1983 |
|
SU1127894A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ К СРЕДНЕДИСТИЛЛЯТНЫМ ТОВАРНЫМ ТОПЛИВАМ | 2020 |
|
RU2762728C1 |
Способ перегонки нефти | 1982 |
|
SU1177335A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИЙ | 2004 |
|
RU2273656C1 |
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОТБОРА СВЕТЛЫХ ТОПЛИВНЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2019 |
|
RU2706070C1 |
Использование: нефтехимия. Сущность: нефть разделяют в ректификационной колонне. Содержание фракций 230-300°С в «елевом дизельном топливе летнего вида уменьшают путем вывода потока с уровня, находящегося между уровнями д&ух компонентов целевого продукта. Соотношение количества выводимого потока и количества целевого продукта составляет (20-100): 100. 2 табл.
Фракционный состав образцов ДТЛ
Известный 1
tznzm
изельные фракции выводимые из колонны Р фракцийПределы выкипания,°С
I Начало кипения Конец кипения II.. Начало кипения Конец кипения III Начало кипения
Конец кипения Количество фракций, т/час
I
II .
III ...-. Дизельное топливо летнее Схема смешения фракций Температура застывания,°С Конец кипения,°С
1 Содержание выкипающих в пределах 200-300°С, %
по ГОСТ 2177-82
по КЧР..-.-.
Содержание в дымовых газах, частей на млн.:
окислы азота углеводороды окислы углерода
Тэблица2
Предлагаемые .1 5
780
800
3100
680
680
2500
77« 760 2800
850
900
380 О
Способ улучшения качества дизельного топлива | 1975 |
|
SU687108A1 |
кл | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Кинематографический аппарат | 1923 |
|
SU1970A1 |
Способ очистки дизельного топлива | 1961 |
|
SU150499A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1993-05-23—Публикация
1991-01-08—Подача