Способ получения дизельного топлива летнего вида Советский патент 1993 года по МПК C10G7/00 C10L1/04 

Описание патента на изобретение SU1816792A1

Изобретение относится к способу получения дизельного топлива летнего вида (ДТЛ) путем выделения из. нефти компонентов и последующего их смешения и может быть применено в промышленности по переработке нефти.

Цель изобретения - повышение качества дизельного топлива, а именно: уменьшение токсичности продуктов сгорания топлива, повышение полноты сгорания. - Поставленная цель решается следующим образом..

Нефть подвергают разделению в ректи-. фикационной колонне с выводом с различных уровней ряда компонентов дизельного топлива. Часть полученных компонентов Смешивают для получения ДТЛ. При этом содержание в ДТЛ фракций, выкипающих в пределах 230-300°С, уменьшают путем вов печения в другие продукты, гю крайней мере, одного компонента, выводимого из ректификационной колонны с уровня, лежащего между уровнями вывода компонентов, вовлекаемых в ДТЛ, Количество этого компонента, по отношению к количеству получаемого ДТЛ, составляет (20-100): 100. В зависимости от содержания серы во фракциях могут подвергать гидроочистке либо смесь компонентов в указанных соотношениях, либо только тяжелый компонент.

Отличие настоящего способа заключается в том, что содержание в ДТЛ фракций, выкипающих в пределах 230-300°С. уменьшают путем вовлечения в другие продукты по крайней мере одного компонента, выводимого из ректификационной колонны с уровня, лежащего между уровнями вывода компонентов, вовлекаемых в ДТЛ, причем количество этого компонента по отношению

10

С

00

О vj

ю кэ

к количеству, получаемого ДТЛ составляет (20-100): 100.

При сгорании в двигателе ДТЛ, полученного предлагаемым способом, по сравнению с полученным известным, снижается количество вредных выбросов. Объясняется это следующим.

Различные фракции в ДТЛ неравноценны. Легкие фракции обеспечивают топливу важнейшее свойство: низкую температуру застывания. Фракции 300-360°С имеют повышенное цетанрвое число и обеспечивают топливу высокое качество горения. А фракция 230-300°С, как показали исследования, является в ДТЛ фактически наполнителем. Если ее в указанном выше количестве извлечь из ДТЛ; то фактически состав топлива: сужается, около половины его выкипает в узком 60-градусном интервале, условия для качественного его сгорания повышаются.

В таблице 1 приведен фракционный состав образцов ДТЛ, полученных известным и предлагаемым способом, при этом фракционный состав определяли как на аппарате четкой ректификации (20 теоретических тарелок), так и по ГОСТ 2177-82. Разгонки на аппарате четкой ректификации свиде-. тельствуют, что в образце, полученном предлагаемым способом, содержание фракций, выкипающих в пределах 230-300°С, понижено в 3 раза.

Вместе с тем, данные разгонки по ГОСТ 2177-82, приближающемуся к условиям эксплуатации, показывают, что характер выкипания обоих образцов практически одинаков. Это объясняется тем, что в эксплуатационных условиях углеводороды взаимно влияют на испаряемость, образуя непрерывно выкипающую смесь азеотро- пов.

Преимущества предлагаемого способа поясняются примерами.

П р и м е р 1. Испытывают известный способ получения ДТЛ. Ректификацию нефти осуществляют в колонне, имеющей 60 тарелок. Вывод компонентов осуществляют тремя потоками со следующих тарелок: 8, 24, 42. Смешением всех компонентов получают ДТЛ. Полученный образец топлива подвергают испытаниям.

П р и м е р 2. В колонне, описанной в предыдущем примере, испытывают различные варианты предложенного способа: ДТЛ получают смешением верхнего и нижнего потоков и полученные образцы подвергают исследованиям. Поток, выводимый со сред-.

него уровня, в-зависимости от производственной ситуации используют в качестве компонентов различных продуктов. Так, в чистом виде он удовлетворяет требованиям

на керосин осветительный, а в смеси с фракцией 140-240°С в соотношении 1:1, удовлетворяет требованиям на дизельное топливо зимнего вида.

Из данных табл.1 видно, что при выводе

среднего потока в количестве менее 20:100 (опыт 2) результаты испытания сопоставимы с результатами испытания прототипа. При увеличении этого соотношения от 20:100 (опыт 3) до 100:100 (опыт 5) качество ДТЛ

заметно возрастает. При дальнейшем повышении отношения количества выводимого среднего потока к количеству получаемого ДТЛ, качество ДТЛ резко ухудшается (опыт 6). При этом не только ухудшается качество

продуктов сгорания, но и при одинаковом, по сравнению с предыдущими опытами, суммарном выводе количества дизельных фракций, целевой продукт получается с завышенным концом кипения.

Реализация предлагаемого способа дает возможность рационально использовать индивидуальные свойства различных фракций, выкипающих в пределах дизельного топлива, а это дает возможность не только

повысить качество ДТЗ, но и повысить суммарный отбор светлых. Например, при ис- ; пользовании -средней фракции в качестве керосина осветительного исключается не: обходимость использования невыгодного

варианта известного способа с получением, кроме ДТЛ, еще бензина и керосина освети- тельного..ГТЬ этому варианту суммарный отбор светлых ниже, чем по предлагаемому, на 4% на нефть..-. ф о р м у л а и з о б р ё т е н и я Способ получения дизельного топлива летнего вида путем разделения нефти в рек- ,тификационной колонне с выводом с различных по высоте колонны уровней

компонентов целевого продукта и последующего их смешения, о т л ичающийся тем, что, с целью уменьшения токсичности продуктов сгорания целевого продукта и повы- шения полноты его сгорания, содержание

фракций, выкипающих в пределах 230- 300°С, в целевом продукте уменьшают путем вывода потока с уровня, находящегося между уровнями двух компонентов целевого продукта при массовом соотношении количества выводимого потока к количеству целевого продукта, равном (20-100): 100.

Таблица 1

Похожие патенты SU1816792A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРЯМОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ НА МАЛОГАБАРИТНОЙ УСТАНОВКЕ 2004
  • Репкин Дмитрий Юрьевич
  • Ануфриев Александр Анатольевич
  • Маковский Петр Петрович
RU2269372C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2013
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Дутлов Эдуард Валентинович
  • Пискунов Александр Васильевич
  • Гудкевич Игорь Владимирович
  • Лохматов Сергей Викторович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
RU2535492C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ЕВРО 2011
  • Князьков Александр Львович
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Лагутенко Николай Макарович
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Пискунов Александр Васильевич
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
  • Лохматов Сергей Викторович
RU2464299C1
Способ переработки нефти 1987
  • Мощенко Геннадий Георгиевич
  • Вечкуткин Валерий Александрович
  • Журавлев Виктор Павлович
  • Володин Николай Иванович
  • Ермаков Евгений Антонович
  • Одинцов Олег Константинович
SU1537687A1
Способ переработки нефти 1978
  • Мельников Борис Алексеевич
  • Одинцов Олег Константинович
  • Хаджиев Султан Наибович
  • Александров Игорь Аркадьевич
SU747877A1
Способ вакуумной перегонки мазута 1983
  • Мельников Борис Алексеевич
  • Одинцов Олег Константинович
  • Журбин Дмитрий Павлович
  • Амхадов Лема Лечаевич
SU1127894A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ К СРЕДНЕДИСТИЛЛЯТНЫМ ТОВАРНЫМ ТОПЛИВАМ 2020
  • Кузора Игорь Евгеньевич
  • Заказов Александр Николаевич
  • Швалёв Егор Евгеньевич
RU2762728C1
Способ перегонки нефти 1982
  • Рахимов Муртаза Губайдуллович
  • Габдрахманов Фазыл Хабибович
  • Жульков Алексей Васильевич
  • Биктимиров Феликс Саитович
  • Таймолкин Николай Михайлович
SU1177335A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИЙ 2004
  • Овчаров Сергей Николаевич
  • Пикалов Геннадий Пантелеймонович
  • Пикалов Сергей Геннадьевич
  • Пикалов Илья Сергеевич
  • Овчарова Анна Сергеевна
RU2273656C1
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОТБОРА СВЕТЛЫХ ТОПЛИВНЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ 2019
  • Калинин Алексей Алексеевич
  • Хихин Роман Русланович
RU2706070C1

Реферат патента 1993 года Способ получения дизельного топлива летнего вида

Использование: нефтехимия. Сущность: нефть разделяют в ректификационной колонне. Содержание фракций 230-300°С в «елевом дизельном топливе летнего вида уменьшают путем вывода потока с уровня, находящегося между уровнями д&ух компонентов целевого продукта. Соотношение количества выводимого потока и количества целевого продукта составляет (20-100): 100. 2 табл.

Формула изобретения SU 1 816 792 A1

Фракционный состав образцов ДТЛ

Известный 1

tznzm

изельные фракции выводимые из колонны Р фракцийПределы выкипания,°С

I Начало кипения Конец кипения II.. Начало кипения Конец кипения III Начало кипения

Конец кипения Количество фракций, т/час

I

II .

III ...-. Дизельное топливо летнее Схема смешения фракций Температура застывания,°С Конец кипения,°С

1 Содержание выкипающих в пределах 200-300°С, %

по ГОСТ 2177-82

по КЧР..-.-.

Содержание в дымовых газах, частей на млн.:

окислы азота углеводороды окислы углерода

Тэблица2

Предлагаемые .1 5

780

800

3100

680

680

2500

77« 760 2800

850

900

380 О

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1816792A1

Способ улучшения качества дизельного топлива 1975
  • Султанов Абдулла Султанович
  • Сапожникова Эрикнас Александровна
  • Абдукадыров Абдурауф
  • Махмудов Ахмед Курбанович
  • Свердлова Наталья Борисовна
  • Тумасова Альбина Арамовна
SU687108A1
кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Кинематографический аппарат 1923
  • О. Лише
SU1970A1
Способ очистки дизельного топлива 1961
  • Благовидов И.Ф.
  • Злотников Л.Е.
  • Иванюков Д.В.
  • Кабанов А.Ф.
  • Малявский Л.В.
  • Пажитнов В.Н.
  • Юдин В.Л.
SU150499A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

SU 1 816 792 A1

Авторы

Якименко Евгений Васильевич

Лицкевич Иван Дмитриевич

Пахотин Геннадий Леонидович

Сафин Азат Рауфович

Хилько Василий Ананьевич

Даты

1993-05-23Публикация

1991-01-08Подача