СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ "ЧАСА ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ ПО МЕТОДУ СОФИНА" Российский патент 2009 года по МПК A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2370288C1

Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии.

Известен способ психотерапевтического воздействия на ребенка, включающий обследование семьи и проведение рациональной и суггестивной психотерапии, при этом обследование семьи и психотерапию проводят с матерью и/или бабушкой по линии матери индивидуально и/или в группе, убеждают ее в том, что здоровье ребенка зависит от психоэмоционального контакта между ним и матерью, восстановление и углубление которого будет способствовать его выздоровлению, и что словесное воздействие матери значительно эффективнее аналогичного воздействия любого другого человека, усиливая и подкрепляя мотивацию к работе с ним, для осуществления которой мать в период ночного и/или дневного сна ребенка во время или через 20-30 минут после засыпания, настраивая себя на достижение позитивных результатов лечения, сосредотачивается и, слегка прикасаясь к ребенку и подстраивая ритм своего дыхания под ритм его дыхания, проговаривает сначала мысленно, а затем вслух формулы внушения вербальной лечебной программы с установкой передать ребенку ее смысл и содержание, которая включает информацию, утверждающую любовь к ребенку, улучшение его физического и психического здоровья и освобождение от имеющихся заболеваний и/или патологических состояний, при этом мать формирует зрительный образ здорового ребенка, причем сеансы суггестивного воздействия на ребенка с помощью программы на начальном этапе лечения мать проводит по возможности ежедневно, фиксируя его результаты в дневнике (см. описание изобретения к патенту РФ №2160607, МПК А61М 21/00, публикация 20.12.2000).

Недостатком известного способа является свойственная для всех суггестивных методов воздействия неустойчивость результатов. Другими словами: гипнотическое внушение действует не на всех, на тех, на кого действует, может начать действие не всегда, а если и действует, то никто не может знать, сколько оно будет действовать.

Задачей изобретения является создание способа психотерапевтического воздействия не только на детей, но и на родителей, т.е. - на всю семейную систему. Только наступившие изменения у родителя (а значит, в семейной системе) изменят семейную ситуацию для ребенка, и именно это создаст почву для необратимости изменений в его здоровье. Ведь тогда, когда с ребенком занимается психолог, а родители при этом не изменяются (в своей психотерапии), то какие бы изменения не начали происходить у ребенка, его семейная атмосфера вновь заставит его вести себя «по-старому».

Минимальные изменения, которые должны быть осуществлены, - достижение взаимоуважительных отношений между родителем и его ребенком в нынешней семейной ситуации.

Этот способ позволяет сократить сроки лечения по сравнению с классическими формами психоанализа (проводящихся по отдельности - родителя и ребенка) и получить более выраженный и стойкий терапевтический эффект, чем у аналога и других, ныне существующих методик.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Способ психотерапевтического воздействия на ребенка, включающий обследование семьи и проведение индивидуальной психотерапии родителем ребенка, отличающийся тем, что психотерапевт проводит индивидуальную психотерапию родителя с последующим заключением психотерапевтического контракта о проведении родителем индивидуальной психотерапии своего ребенка, направленной на восстановление позитивного психологического контакта между родителем и ребенком, во время их совместного времяпровождения по графику - сеттингу, заранее определяющему время начала проведения и количество занятий в неделю, и заключение договора о графике-сеттинге родителя с ребенком, во время проведения родителем индивидуальной психотерапии ребенка родитель предлагает ребенку придумывать и высказывать свои желания, направленные к родителю, причем ограничения в исполнении желаний касаются проявления агрессивных и сексуальных импульсов, а также расходования финансовых средств, родитель исполняет желания в течение одного часа, при этом родитель делает записи и затем проводят индивидуальную психотерапию, во время которой психотерапевт анализирует и обсуждает сделанные в дневнике записи, определяя необходимость продолжения индивидуальной психотерапии с ребенком.

Это позволяет сократить сроки лечения и получить более выраженный и стойкий терапевтический эффект.

Психотерапию проводят с одним из родителей, обычно с матерью. Вначале психотерапевт добивается того, чтобы она осознала то, что здоровье ребенка зависит от наличия психоэмоционального контакта между ним и матерью, в дальнейшем усиливает и подкрепляет мотивацию к такой работе (по восстановлению контакта и оздоровлению организма ребенка). В результате подтверждения своего стремления помочь своему ребенку максимально мать проводит со своим ребенком определенное время, а именно час. В течение этого часа она исполняет его желания по методу Софина (этот час и аббревиатура названия методики в дальнейшем - СЧИЖ). По сути, происходит одновременно три основных психотерапевтических процесса (субъект - объект): терапевт - мать, мать - ребенок и терапевт - ребенок (но не напрямую, а «через» мать). А также несколько дополнительных: терапевт - диада (мать-дитя) и ребенок - мать, при наличии отца еще и терапевт - семья (через мать, диаду мать - ребенок) и ребенок - отец.

Психотерапевту желательно добиться того, чтобы такие СЧИЖ мать проводила ежедневно в одно и то же согласованное с ребенком время - в рабочие дни. А в выходные и праздничные - по два часа, разбитых на утренний и вечерний (9 часов в неделю). Это будет называться «нулевым» сеттингом. В дальнейшем, после того как родителю станет понятен уровень дефицита в материнском внимании (скопившемся у ребенка с момента рождения), график проведения СЧИЖ подстраивается под потребности ребенка и возможности родителей.

Желания, которые заказывает ребенок, мать записывает в дневнике, а также - то, как ей далось исполнение этого желания, какие эмоции она и ребенок при этом испытывали. Эти записи помогают психотерапевту держать «картину» работы родителя и изменений у ребенка в «цельном» виде, что позволяет своевременно «готовить» родителя к предстоящим, может быть, не совсем понятным взрослому человеку желаниям ребенка. Загадываемые желания ребенка имеют специфическую динамику - в зависимости от проблем во взаимоотношениях и психики ребенка. В ней есть определенные фазы и последовательность этих фаз. Некоторые фазы могут отсутствовать (если в этом периоде развития не было нарушений), но последовательность их всегда будет неизменной (условно - неправильно-прожитые периоды развития ребенка).

При работе родителя, соответствующей методике СЧИЖ, у ребенка должен «погашаться» дефицит родительского внимания. Такими признаками являются: ребенок перестает контролировать время в СЧИЖ, начинает охладевать к СЧИЖ, как бы «отпускает» родителя от себя. Но этому должен обязательно предшествовать период обострения желания «обладать» своим родителем полностью (его вниманием, временем).

Адекватным «выходом» из СЧИЖ является желание ребенка сокращать количество СЧИЖ в неделю, а затем и полное прекращение запроса у родителя на СЧИЖ с договоренностью о том, что проведение СЧИЖ может быть вновь восстановлено по первой же просьбе ребенка. Обычно к этому времени ребенок начинает осознавать дефицит внимания и от второго родителя (отца) и предпринимает попытки добиться проведения СЧИЖ и от него.

Ограничения в исполнении желаний касаются проявлений агрессивных и сексуальных импульсов, которые возможны в случаях неправильного развития соответствующих периодов, а также в расходовании финансовых средств.

Если родитель выдерживает напряжение, связанное с выполнением желаний своего ребенка, то он как бы «забирает» негативные моменты из психики ребенка. В памяти ребенка они могут остаться, но перестанут быть болезненными, травматичными, станут просто воспоминаниями (без эмоций боли). И если родитель доведет свою работу до конца, психика ребенка избавится от ощущения себя, как некоего неправильного, неадекватного, ненормального человеческого существа, ненужного своим родителям.

Непосредственного взаимодействия психотерапевта и ребенка при применении метода СЧИЖ не требуется.

СЧИЖ - многоцелевой способ психотерапевтического воздействия на родителя, его ребенка, семейную диаду (родитель-ребенок) и всю их семейную систему. Этот метод характеризуется тем, что дает шанс клиенту-родителю:

A) изменить взаимоотношения со своим ребенком до понятий, характеризующихся терминами: взаимоуважение, гармония, здоровье;

Б) измениться самому до понятий: функциональность, компетентность (вернуться в роль «настоящего» родителя);

B) во многом исправить собственные ошибки, допущенные во время воспитания своего ребенка («неправильного» развития его личности);

Г) излечить своего ребенка от расстройств и заболеваний (нервно-психических и психосоматических), приобретенных им от психогенных воздействий;

Д) ввести в психотерапевтический процесс ребенка (действительно нуждающегося в психотерапии) тогда, когда ребенок не может сам преодолеть свое сопротивление (в том, чтобы начать свою индивидуальную психотерапию).

Использование изобретения позволяет получить следующие результаты.

Восстановление позитивного (или улучшение имеющегося) психологического контакта между родителем и ребенком. Это происходит благодаря тому, что СЧИЖ позволяет воссоздать и заново прожить совместные конфликты (но теперь уже по сценарию окончания их - в пользу ребенка). Если при этом становятся удовлетворенными и все ранее неудовлетворенные потребности ребенка, то вкупе это приводит к избавлению от соматических и нервных расстройств, приобретенных в результате оставшихся психических травм, т.е. - к оздоровлению всего организма ребенка в целом. Это же приводит к аннулированию последствий от ошибок, допущенных родителем при развитии личности своего ребенка.

Доведение применения СЧИЖ до логического завершения приводит к росту (созреванию) родительских чувств у родителей, а это делает невозможным игнорирование потребностей ребенка в этой семье в дальнейшем.

Ребенок достигает такой степени самостоятельности, которой и должен обладать в своем паспортном возрасте (количеству лет, в соответствии с паспортом или свидетельством о рождении), т.е. становится настолько самостоятельным, насколько может быть самостоятельным в своем возрасте.

Ребенок становится человеком, который меньше попадает в «сложные» социальные ситуации, а тогда, когда попадает, то способен себя защищать более, чем тогда, когда он был менее самостоятельным. Такое умение себя защищать вызывает уважение со стороны сверстников ребенка (что особенно становится важным для самооценки ребенка в подростковом возрасте), делает его более привлекательным для общения и совместного проведения времени и досуга. А это уменьшает шансы на одиночество.

Осознавая себя достойным уважения со стороны родителей, ребенок обычно рассказывает своим друзьям о таком поведении своих родителей, что вызывает у друзей зависть, а у самого ребенка - гордость за своих родителей и «глубинную» уверенность в них (примечание: данное изложение не подразумевает оценку этих чувств).

Есть и еще выгоды от применения СЧИЖ:

- рост ответственности, собранности ребенка. Поскольку ребенок сам должен продуцировать свои желания, и часы СЧИЖ заранее известны ему, то тогда, когда он не успеет придумать своего желания, и время СЧИЖ уже настало - в такой ситуации ребенок будет ощущать потерю драгоценного времени. Чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций, психика ребенка начнет более ответственно относиться к «узнаванию» своих желаний. А это - уже настоящая ответственность, пока перед самим собой, но ответственность уже настоящая (и без нотаций). Придумал - получил, не придумал - не получил;

- рост рефлексии (чувствования себя, своих ощущений) ребенка. Вышеописанный процесс запускает и процесс познания себя, своих свойств, заставляет прислушиваться к своим ощущениям, мыслям, желаниям. Эта созревающая рефлексия гораздо больше даст ребенку в выборе увлечений, профессии, партнеров, чем что-либо другое (например, родительские наставления, воспринимаемые ребенком, как нотации);

- рост терпеливости. Когда ребенок начнет придумывать свои желания до наступления времени СЧИЖ, то после этого он вынужден ожидать времени наступления исполнения этого желания - и тогда у ребенка возникает ситуация ожидания, что в дальнейшем развивает у ребенка качество терпеливости, умения ждать;

- спокойствие у родителей во время отсутствия ребенка дома. Созданная взаимоуважительная атмосфера в родительской семье не будет «гнать» ребенка в уличные асоциальные компании. А в случае если с ним случится что-то такое, когда ему будет нужна помощь от других людей, он обратится к родителям (т.к. знает, что они начнут понимать его, а не осуждать или обвинять) и будет надеяться в получении помощи от родителей. А уж родители, осознавая беспомощность своего ребенка в данной ситуации, начнут предпринимать такие действия, которые не приведут к «утяжелению» этой ситуации, чем могли бы воспользоваться для извлечения своей выгоды какие-либо другие люди. У такого ребенка больше шансов не потерять время, ликвидировать опасные для себя ситуации еще на стадии развития их, - а не тогда, когда «простых выходов» уже не останется;

- избавление от негативных чувств к родителю. Во время проведения СЧИЖ ребенок избавляется от негативных чувств к родителю, проводящему СЧИЖ. А это значит, что в отношении к этому родителю останутся только позитивные чувства. Это снижает напряженность в отношениях, и психика ребенка, избавленная от негатива к родителю, не проявит его в какие-то эмоционально-напряженные моменты взаимодействия. Не проявит к самому родителю или другому человеку в виде вербальной, невербальной или косвенной агрессии (т.к. проявляться будет нечему);

- снижение внутренней тревоги у родителей. На бессознательном уровне существует несколько тревог у родителя, связанных с ребенком. Одна из двух самых главных заключается в том, что ребенок еще не готов к самостоятельной жизни в случае, если он по каким-либо экстремальным причинам окажется один (в жизни взрослых людей бывают болезни, разводы, аварии и т.п.). Так вот, когда родитель «доводит» самостоятельность (автономность, которую может осуществлять ребенок по обеспечению своего максимально-независимого существования) до максимума, соответствующего возрасту, описанный аспект тревоги теряет свою основу, а это значит, что постоянная тревожность родителя снижается;

- удовлетворенность родителя собой - как личностью. Каждый взрослый человек вынужден играть одновременно несколько социальных ролей. Одна из них - родителя. Чем больше ролей удается эффективно выполнять человеку, тем более удовлетворенно он себя чувствует. В случае применения СЧИЖ родителями (до его естественного, адекватного завершения) родительская роль «действительно» и компетентно выполняется. А от осознания высокого уровня выполненности своей родительской миссии (которая заключается в том, чтобы «выпустить» своего ребенка в жизнь максимально «готовым» к ней) на данном возрастном этапе развития своего ребенка увеличивается удовлетворенность родителя собой, как социальной личностью;

- изменение в отношении к своему ребенку в детстве произведет передачу такого «здорового» поведения - в виде нового сценарного родительского отношения к своим детям - у всех предстоящих потомков (в роду этого родителя). И тогда, когда родитель состарится и будет видеть своих детей в роли родителей, то большая вероятность того, что к его внукам отношение будет более «здоровым», чем у него самого (до проведения СЧИЖ), т.к. у детей этого родителя осталось в голове, закрепилась новое, теперь уже более «правильное» сценарное родительское поведение. И этот родитель совершил свой настоящий родительский подвиг - для всего своего рода - обеспечив предстоящих потомков большими шансами на выживание и жизненный успех в условиях ныне существующей и ужесточающейся конкуренции (в мире людей и их сообществ).

Способ не имеет ограничений и противопоказаний при применении обученными специалистами (психологами или психотерапевтами). При правильном применении и доведении его до конца (который описан как адекватный) он абсолютно безопасен и не дает осложнений.

Эффект метода особо проявляется при лечении СНВ (синдром недостатка внимания), разобщенности родителя и ребенка, дисфункциональных взаимоотношениях между ними (стиль родительского воспитания, неадекватный темпераменту ребенка или его возрасту), при неврозах, тиках, поведенческих расстройствах, детских депрессиях, в общем - при любых невротических и психосоматических проявлениях в организме ребенка.

Начинать применение СЧИЖ нужно с индивидуальной психотерапии матери ребенка (в дальнейшем - клиент). Заключается контракт, устанавливаются цели в терапии и т.п. Когда отношения с терапевтом достигают устойчивого контакта - проводят обследование семьи ребенка с целью постановки семейного диагноза. Выявляются основные проблемы, связанные со здоровьем ребенка и отношениями в семье, индивидуальное понимание этих и личностных проблем родителей.

Для сбора диагностической информации используют метод клинической беседы, стандартизированных интервью, психологические тесты, возможно применение расстановок по методу Хеллингера. Проводится совместный анализ анамнеза, включающего антенатальные факторы, особенности развития ребенка в перинатальном и постнатальном периодах. Проводится анализ личности родителей и прародителей клиента и его супруга, в результате которого у них выявляются характерологические и невротические изменения; отношений в семье и имеющихся конфликтов, выражающих особую структуру межличностных отношений; особенности воспитания и, главное - его негативных факторов; изучаются условия формирования выявленных изменений в характере и межличностных отношениях в прародительской семье. Может быть составлена генограмма семьи клиента.

Совместное обсуждение результатов обследования включает изложение клиентом своей точки зрения на причины возникновения заболевания (или патологического состояния психики) ребенка, анализ особенностей черт его характера, рассмотрение явных хронических и назревающих конфликтных ситуаций в семье. В результате психотерапевтической работы достигается общая точка зрения на причины заболевания. Для полноты информации терапевт может попросить привести ребенка и провести психологическое обследование сам - для уяснения картины нарушений в его развитии. Кроме того, просит клиента «обследовать» ребенка у независимого психолога с выдачей заключения с тем, чтобы проверить собственные выводы и для объективного оценивания изменений у ребенка (или их отсутствия) в процессе применения СЧИЖ.

В процессе целенаправленного обследования семьи и совместного обсуждения ее проблем психотерапевт знакомит клиента с методом СЧИЖ и другими методами, предназначенными для этих целей. Он предлагает сделать выбор методики и, если клиент просит, предоставляет имеющуюся литературу по этим методам. Если клиент выбирает метод СЧИЖ, то только после этого заключается психотерапевтический контракт на применение СЧИЖ в качестве способа лечения, который приведет к перестройке взаимоотношений с ребенком, выравниванию отношений в семье и прекращению хронических конфликтов в психике ребенка.

Клиент знакомится с методом по инструкции, которая предполагает таким родителям предлагать ребенку исполнять его желания в течение определенного промежутка времени (одного часа). И первая рекомендация родителю (от психолога, ведущего терапию самого родителя) заключается в том, чтобы договориться с ребенком о таком часе и действительно провести его (выдержать весь час). Родитель должен записать в свой специально для этого заведенный дневник происходившее, а также собственные чувства, мысли и то, что чувствовал ребенок и как себя вел, в том числе и после проведения СЧИЖ. Далее записи в дневнике анализируются на индивидуальном занятии с психотерапевтом. После этого клиент принимает решение повторять такие СЧИЖ или нет. Если он ощущает себя еще не готовым к таким испытаниям, то либо продолжает свою терапию и постепенно «укрепляется» до такого состояния, чтобы вновь продолжить СЧИЖ, либо прекращает свою терапию до более удобного момента.

Если родитель выбрал продолжение СЧИЖ, то им ищется максимально-оптимальное количество разов применения СЧИЖ в неделю, на которые он способен. Если такое количество находится, то оно должно оформиться в сеттинг (договоренное с ребенком количество применения разов в неделю и время, в которое они должны начинаться).

Следующий шаг заключается в доведении этого количества (увеличения) до «нулевого сеттинга», т.е. начать исполнять желания с одного часа в день - в рабочие дни недели и по два часа (разбитых на 1 ч утром и 1 ч вечером) - в выходные и праздничные дни. Именно с такого сеттинга может начаться «настоящее» погашение дефицита внимания. Ребенок может попросить и о большем количестве СЧИЖ. Здесь выбор осуществляет родитель (проводить запрашиваемое количество СЧИЖ или не проводить). Для правильного применения СЧИЖ - главное, чтобы была достигнута договоренность между ними и сеттинг был плавно подстроен под запросы ребенка и возможности родителя.

На последующих приемах терапевт анализирует дневник, результаты лечения, проводит обсуждение итогов применении СЧИЖ и подкрепляет мотивацию и решимость клиента к продолжению работы со своим ребенком.

Далее следует процесс применения СЧИЖ в рабочем режиме, в котором есть различные стадии, на которых происходит изменение желаний ребенка.

Интенсивный курс в применении СЧИЖ (нулевой сеттинг и более) составляет от двух месяцев до года, полутора (в зависимости от степени и количества нарушений во взаимоотношениях и в психике ребенка). Длительность начального (до начала применения СЧИЖ) этапа индивидуальной терапии родителя также зависит от степени нарушенности в психике и личности клиента и может варьироваться в таких же пределах.

В исключительных случаях может потребоваться проведение еще и совместной психотерапии, когда взаимоотношения не могут установиться из-за примитивного незнания клиентом «правильного» поведения (потому что раньше он знал от своих родителей только дисфункциональное поведение) по построению взаимоотношений с ребенком, для заключения договора о начале применения СЧИЖ. На таких совместных приемах психотерапевт показывает клиенту пример построения «здоровых» отношений с ребенком, предлагает клиенту пробовать делать то же самое, отслеживает и дает возможность клиенту увидеть его ошибки в этом. Такое же «обучение» может быть применено и во взаимоотношениях между супругами.

Адекватный «выход» из СЧИЖ.

Занятия по методу СЧИЖ прекращаются по инициативе ребенка, но не резко, не обрываясь (если подобное произойдет, то это скорее сигнал того, что родитель не выдержал проверки на искренность своих помыслов, не довел до конца начатое). Происходить этот процесс должен постепенно. Ребенок по мере восполнения дефицита внимания от обоих родителей переходит от ежедневного сеттинга в режим запроса на СЧИЖ по желанию (сеттинг, как таковой, теряет свою необходимость). Первые признаки: ребенок прекращает вести учет времени, перестает следить за количеством СЧИЖ, его началом, может прекратить, не дожидаясь окончания времени. Лучше всего СЧИЖ официально не прекращать, для ребенка запрос на проведение с ним СЧИЖ остается возможностью «достучаться» до родителя (тогда, когда родитель по каким-либо причинам вновь перестанет «слышать» своего ребенка).

На последних приемах психотерапевт совместно с клиентом подводит итоги работы, оценивает достигнутые результаты. Проверяется желание и готовность на проведение дальнейшей самостоятельной работы клиента с ребенком по методу СЧИЖ (если этого вновь захочет ребенок клиента).

По окончании курса лечения клиент вновь принимает решение, продолжать ли ему свою индивидуальную терапию (для решения оставшихся личностных или др. проблем) или того, чего он достиг, ему достаточно. В последнем случае клиент договаривается о возможности продолжения терапии или новых встреч (если они понадобятся), делится планами на будущее и о своем желании информировать своего терапевта о развитии взаимоотношений со своим ребенком и дальнейшей судьбе его.

Примеры осуществления способа

Случаи применения: на момент написания заявки на патент, всего за 3 года их было 12. Из которых 10 длились 2-4 мес.

Представляю долгосрочные примеры:

Пример 1. Семья - мама 36 л и сын 15. Мама (по профессии - психолог) находилась в индивидуальном психотерапевтическом процессе уже 2 года. На момент начала работы по СЧИЖ ее эндогенная депрессия вошла в устойчивую ремиссию, и индивидуальная работа велась с тревожно-обсессивными паттернами личности. Сын в точности был психологической копией матери, но с гораздо большей степенью нарушенности, плюс высочайшая социофобия. Про него можно было сказать, что у него не было места, в котором ему не приходилось бы перенапрягать свою психику в желании соответствовать требованиям своих мамы и бабушки (ни дома, ни в школе, а больше он никуда не ходил). Он был настолько «зажатым», что скорее напоминал тень человека, чем самого человека, к тому же у него высокая органика и вследствие этого - очень нескладные движения. Соматически он был также очень болен - заикание, сильный нейродермит, постоянные головные боли, большой недостаток веса, депрессия с детства, гидроэнцефалия, высокая судорожная готовность. В 4 классе врачи уговорили маму «сдать» его в отделение неврозов в детском психоневрологическом заведении, но отделение там оказалось одно - для всех пациентов. Через неделю мама его забрала, но дома он устроил настоящий погром с битьем посуды и мебели, и она вызвала «неотложку». Во второй раз ему пришлось пролежать 40 суток. В диагнозе врачи поставили шизотипическое пограничное расстройство, но главврач (опытный детский психиатр) в устном разговоре с мамой сказала, что это - шизофрения. Психотерапевт этого заведения успокоила маму тем, что в любом случае - дефекта не осталось. Решение о начале СЧИЖ было принято на одной из первых сессий их семейной терапии. Кроме того, сын согласился на посещение сессий и в индивидуальном режиме. СЧИЖ применялся мамой около 11 месяцев, вот данные об изменениях в психике подростка.

Социофобия уменьшилась с 69 единиц (по шкале Любовица) до 51. Он стал ходить в школу по режиму, имея один день для непосещения. Стал менее бояться своих одноклассников. Ранимость уменьшилась (по его собственному признанию) на 50%, негативные чувства и желание проявить агрессию к матери - на 80%. Удовлетворенность собой выросла в 3-4 раза. Фантазии о всемогущей власти реализовались в создание собственного клана в Интернет-игре. Он начал не только самостоятельно ходить в магазины, но даже покупать себе одежду, ходить в парикмахерскую, выполнять поручения матери, связанные с контактированием с незнакомыми ему ранее людьми. Его контакт с матерью стал устойчивым, но основанным на жестком разграничении прав и обязанностей. Он стал гордиться своей мамой перед сверстниками. У него появились друзья и даже поездки с целью личного знакомства с членами своего клана, сопровождающиеся распитием пива (для него и его тогдашнего состояния - это очень большой позитив). У него прошел нейродермит, депрессия; стали меньше беспокоить головные боли. Появился вкус к еде и аппетит (хотя по прежнему он себе не готовит, только разогревает и иногда готовит салаты).

Начал самостоятельно следить за своей внешностью, стричься, купаться и мыть голову. Преодолел свое нежелание заниматься математикой, которой не уделял внимание с 6 класса. Выбрал себе профессию. Несмотря на серьезный недостаток веса, его одного единственного из класса признали годным к строевой службе на предварительной призывной комиссии, но выдали «белый билет» после того, как мама предъявила документы из психоневрологического диспансера об органическом расстройстве личности. Этот подросток смотрит теперь в свое будущее и анализирует себя в нем, а не прячется от любых напоминаний о нем. А главное, когда у матери случаются приступы тоски, депрессии, высокой тревоги или головной боли, то эти состояния не передаются сыну (как раньше).

Что касается матери, то она уже не сможет авторитарно воздействовать на своего сына уже просто потому, что он не позволит ей этого. Их совместное проживание строго регламентировано, но оно теперь гораздо больше похоже на совместное проживание двух независимых и равноправных людей, чем бывает в подобных ситуациях. Можно сказать, что «самость» ее сына укрепилась в гораздо большей степени, чем она того хотела на самом деле. И я, как его психолог, спокоен за его будущее - теперь он выживет, несмотря ни на какое развитие событий в жизни его мамы.

Пример 2. Полная семья, два сына (4 и 7 лет). Родители чрезвычайно разные люди по развитости, по наклонностям и по подходу к решению проблем (все, кто их знает, удивляются, как они могут жить друг с другом). На момент обращения семейный кризис - сексуальные связи у мужа и ревность у сильно занятой на работе жены. У детей еженощный энурез.

Первично обратилась жена по поводу измен мужа. Через 3 месяца они начали супружескую терапию, которая проводилась параллельно с терапией жены. Вскоре они обратились ко мне по поводу ухудшения состояния психики у старшего сына. У него оказалось не просто СНВ (синдром недостатка внимания), а практически полное отсутствие этого внимания, кроме того, он астеник с раннего детства и у него высочайшая ранимость (как и у папы). Они показали мне рисунок, на котором были изображены 4 телевизора по углам, которые были соединены множеством перепутанных кабелей друг с другом. Они рассказали, что мальчик твердит о том, что эти телевизоры - мы (члены семьи) и между нами перепутались кабели, нужно срочно проверить правильность соединения кабелей и найти неправильное соединение. Я предложил маме начать с ним проводить СЧИЖ. В течение 6-7 месяцев она делала попытки проведения СЧИЖ, но как только появлялись результаты (а появлялись они быстро - неделя, две), она забывала про СЧИЖ, и вновь наступало ухудшение состояния у старшего сына. Для полноценной работы в СЧИЖ ей пришлось уйти с постоянной работы. Она в течение трех месяцев проводила по 3 СЧИЖ в день - до тех пор, пока не прошла острая потребность в этом у сына (была погашена большая часть дефицита внимания). Далее в течение 4 месяцев СЧИЖ вновь проводился в нулевом сеттинге (9 часов в неделю). Затем интерес ребенка к СЧИЖ снизился до такой степени, что он стал предпочитать ему гуляние на улице с друзьями. Еще через некоторое время младший сын запросил проведение СЧИЖ у матери, а старший - у отца.

Количество энурезных ночей снизилось до одного раза в две недели. Теперь у детей нет сопротивления утром во время сборов в школу и детсад. Их папа стал больше оказывать внимания детям и жене, перестал кричать на детей и «ломать» их психику тем, что наказывал за «несерьезные» проступки. Старший сын стал ходить на плавание и даже согласился перевестись в группу к незнакомым мальчикам - ровесникам (раньше он этого боялся). Теперь он сам делает уроки. Его отношения с мамой достигли такой откровенности, что он говорит ей прямо о том, что боится своего папу, что ему не хватает ее внимания тогда, когда ему действительно не хватает (теперь маме вновь пришлось работать) и т.п.

Главное, что теперь она четко видит такие моменты, когда сыну требуется ее внимание и уделяет его (по ее собственному признанию - раньше она не уделяла этому достойного внимания, ее гораздо больше тревожили взаимоотношения с мужем).

Применение СЧИЖ отличается от аналога тем, что:

1. Отсутствует любая форма гипноза (внушения) как на ребенка, так и на родителя. Родитель принимает все свои решения осознанно и ребенок учится новым взаимоотношениям с родителем также осознанно. Такая «высокая» осознанность укрепляет психику человека тем, что заставляет его стремиться «видеть» реальность такою, каковой она и является, а также брать на себя ответственность за свои действия (это увеличивает самостоятельность человека).

2. В процессе исполнения желаний последовательно реконструируются все неудовлетворительные (любые неправильные, травматичные - с точки зрения ребенка) ситуации в отношениях с родителем, которые реально произошли на протяжении всей жизни ребенка. Такое воссоздание произошедших событий (которые произошли «там и тогда») позволяет «возвращаться» во все такие события (теперь в ситуации «здесь и сейчас») и производить окончание тех событий теперь уже по другому. По другому -не просто по другому, а именно так, как и должен был бы поступать родитель по отношению к своему ребенку в подобной ситуации - помогать ему в облегчении страданий (а не как-либо еще, например, наказывая ребенка или делая вид, что ничего не произошло). И делать это родитель должен так, чтобы его поведение выглядело помощью ребенку исходя из восприятия ребенка, а не родителя (тогда уже взрослого человека). Чего и удается добиться благодаря настроенности родителя исполнять желания своего ребенка по методу СЧИЖ.

Заявленное изобретение позволяет сократить сроки лечения и получить более выраженный и стойкий терапевтический эффект.

Похожие патенты RU2370288C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ 2000
  • Белокрылова М.Ф.
  • Семке В.Я.
RU2168312C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ 2004
  • Брычева Наталья Валерьевна
RU2270036C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ 2007
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2336100C1
МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ "ИНТЕГРАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" 2004
  • Осницкий Анатолий Викторович
RU2276999C2
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЧЕЛОВЕКА 2010
  • Сутормин Олег Юрьевич
RU2438729C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
  • Федоров Владимир Александрович
RU2371206C2
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ 2000
  • Драпкин Б.З.
RU2160607C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ 2006
  • Чобану Ирина Константиновна
  • Корженков Юрий Анатольевич
RU2312597C1
СПОСОБ ИНИЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
  • Федоров Владимир Александрович
RU2371207C2
СПОСОБ АНАЛИЗА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ ПСИХИКИ 2006
  • Осницкий Анатолий Викторович
RU2325195C2

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ "ЧАСА ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ ПО МЕТОДУ СОФИНА"

Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии. Проводят обследование семьи и индивидуальную психотерапию ребенка родителем. При этом психотерапевт проводит индивидуальную психотерапию родителя с последующим заключением психотерапевтического контракта о проведении родителем индивидуальной психотерапии своего ребенка во время их совместного времяпровождения по специальному графику-сеттингу, заранее определяющему время начала проведения и количество занятий в неделю, и заключение договора об этом с ребенком. Во время проведения родителем индивидуальной психотерапии ребенка родитель предлагает ребенку придумывать и высказывать свои желания, направленные к родителю, причем ограничения в исполнении желаний касаются проявления агрессивных и сексуальных импульсов, а также расходования финансовых средств. Родитель исполняет желания в течение одного часа, при этом родитель делает записи и затем проводят индивидуальную психотерапию, во время которой психотерапевт анализирует и обсуждает с родителем сделанные в дневнике записи, определяя необходимость продолжения индивидуальной психотерапии с ребенком. Способ заключается в восстановлении позитивного (или улучшения имеющегося) психологического контакта и позволяет сократить сроки лечения и получить более выраженный и стойкий терапевтический эффект.

Формула изобретения RU 2 370 288 C1

Способ психотерапевтического воздействия на ребенка, включающий обследование семьи и проведение индивидуальной психотерапии родителем ребенка, отличающийся тем, что психотерапевт проводит индивидуальную психотерапию родителя с последующим заключением психотерапевтического контракта о проведении родителем индивидуальной психотерапии своего ребенка, направленной на восстановление позитивного психологического контакта между родителем и ребенком, во время их совместного времяпровождения по графику-сеттингу, заранее определяющему время начала проведения и количество занятий в неделю, и заключение договора о графике-сеттинге родителя с ребенком, во время проведения родителем индивидуальной психотерапии ребенка, родитель предлагает ребенку придумывать и высказывать свои желания направленные к родителю, причем ограничения в исполнении желаний, касаются проявления агрессивных и сексуальных импульсов, а также расходования финансовых средств, родитель исполняет желания в течение одного часа, при этом родитель делает записи и затем проводят индивидуальную психотерапию во время которой психотерапевт анализирует и обсуждает с родителем сделанные в дневнике записи, определяя необходимость продолжения индивидуальной психотерапии с ребенком.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2370288C1

СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ 2000
  • Драпкин Б.З.
RU2160607C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ СТРУКТУРЫ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЛЕНОВ КРИЗИСНОЙ СЕМЬИ 2003
  • Лаврова Нина Михайловна
  • Лавров Василий Васильевич
  • Мельников Александр Валерьевич
RU2268648C2
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 2000
  • Семенов С.П.
RU2173183C1
Психотерапия под ред
КАРВАСАРСКОГО
- СПб.: Питер, 2000, с.250-283
ЭЙДЕМИЛЛЕР Э.Г., ЮСТИЦКИС В
Психология и психотерапия семьи
- СПб.: Питер, 1999
ЧЕРНИКОВ А.В
Системная семейная терапия
Интегративная модель диагностики
- М.: Независимая фирма "Класс", 2001.

RU 2 370 288 C1

Авторы

Софин Дмитрий Анатольевич

Даты

2009-10-20Публикация

2008-03-04Подача