ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2009 года по МПК F16C17/00 F16C33/04 F16C33/20 

Описание патента на изобретение RU2377449C2

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения, изготавливаемым из неметаллических композиционных материалов, и может быть использовано в парах трения, предназначенных для работы как в нормальных условиях, так и в агрессивных рабочих средах при удельном давлении до 250 МПа, скорости скольжения до 5 м/сек.

Известен подшипник скольжения, состоящий из элементов скольжения в виде вогнутых полосообразных несущих вкладышей из полимерных углеродсодержащих материалов и корпуса в виде несущей полосы с охватывающими несущие вкладыши фиксирующими кромками (см. свидетельство на полезную модель № 25058 с приоритетом от 24.01.2002 г.).

Недостатками данного технического решения являются: способность воспринимать только радиальные нагрузки, высокая трудоемкость изготовления полосообразных несущих вкладышей, гальваническая пара, образуемая металлической несущей полосой и углеродосодержащим материалом вкладышей.

Известен подшипник с рабочей поверхностью из приклеенного самосмазывающего материала, содержащий подложку из стекловолокнистого материала на профилированной металлической поверхности, на которую нанесен самосмазывающий волокнистый материал, пропитанный упрочняющим жидким полимером, спрессованный поверх волокнами под натягом для сцепления с подложкой. После отверждения полимера часть спрессованных волокон удаляют до обнажения самосмазывающего слоя (см. патент США № 5431500, опубликованный 26.08.92).

Недостатками данного подшипника являются: восприятие им только радиальных нагрузок, при нагреве возможно появление расслоений на границе раздела между металлической профилированной поверхностью и подложкой из стекловолокнистого материала за счет разности коэффициентов термического расширения.

Известен подшипник скольжения, который имеет цилиндрическую поверхность и состоит из силового стеклопластикового корпуса и антифрикционного слоя, выполненного из угольных волокон, пропитанных связующим, (см. свидетельство на полезную модель №16615 с приоритетом от 19.07.2000 г.)

Указанное техническое решение как наиболее близкий аналог может быть принято в качестве прототипа.

Недостатками прототипа являются:

- восприятие только радиальных механических нагрузок;

- зона контакта между силовым корпусом и антифрикционным слоем подвергается повышенным нагрузкам как от механических воздействий на подшипник, так и от термических нагрузок (нагрев - охлаждение) вследствие различных коэффициентов термического расширения материалов корпуса и антифрикционного слоя.

Задачами, на решение которых направлено настоящее изобретение, являются:

- увеличение осевой прочности подшипника;

- исключение расслоений между антифрикционным и силовым слоями.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где изображен один из вариантов выполнения подшипника скольжения.

Подшипник скольжения содержит силовой корпус 1, который с одного торца снабжен упорным буртиком 2, приклеенным к корпусу 1 перпендикулярно продольной оси подшипника. С внутренней стороны корпуса 1 расположен антифрикционный слой 3, соединенный с корпусом 1 через демпфирующий слой 4, например, из клеевой пленки ВК-3.

Антифрикционный слой 3 выполнен из углепластика, содержащего углеродную ленту ЛУ-П 0,2, пропитанную фенольноформальдегидным связующим ФФЭ-70.

Упорный буртик 2 может быть установлен с двух сторон по торцам силового корпуса, при этом буртик, например, выполнен в виде кольца, приклеенного к силовому корпусу 1.

Упорный буртик 2 может быть в виде кольца изготовлен из плоской углепластиковой плиты или комбинированного материала, например из углестеклопластика.

Специальный комплект оснастки для механической обработки позволяет изготавливать подшипники с высокой точностью.

Для выполнения условий самосмазывания антифрикционного слоя 3 и снижения коэффициента трения по контртелу может быть применена вакуумная пропитка подшипника скольжения индустриальным маслом.

Подшипник надевается внутренним диаметром на вращающуюся ось (на чертеже не показана) с минимальным зазором, а силовой корпус 1 подшипника с приклеенным буртиком устанавливается в силовой корпус механизма, в котором монтируется подшипник (условно не показан).

При вращении оси ее цилиндрическая поверхность взаимодействует с внутренней поверхностью антифрикционного слоя 3, на угольных волокнах которого под давлением оси образуется «раздавленный» слой углерода, что и обеспечивает минимальный коэффициент трения оси в подшипнике. Этому способствует и предварительная пропитка подшипника индустриальным маслом, которое, вытекая из микропор, способствует дополнительному снижению коэффициента трения.

При возникновении осевых нагрузок на подшипник они действуют на буртик 2, который закреплен в силовом корпусе механизма.

В процессе работы подшипника выделяется тепло, которое разогревает антифрикционный слой 3, а затем и силовой корпус 1. Из-за разности коэффициента термического расширения(КТР) материалов антифрикционного слоя 3 (КТР однонаправленного углепластика на основе углеродной ленты ЛУ-П 0,2 вдоль волокон составляет ~ 2,5×10-6 1/С°) и силового корпуса 1 (КТР стеклопластика на основе стеклоткани Т-10 вдоль волокон основы составляет ~ 9×10-6 1/С°) на их границе возникают напряжения, которые могут «расслоить» подшипник. Для ликвидации напряжений на границе этих слоев установлен демпфирующий слой 4, который в силу своей эластичности компенсирует деформации соседних слоев подшипника.

Таким образом, предлагаемый подшипник скольжения в процессе работы в составе механизма обеспечивает:

- увеличение осевой прочности;

- исключение расслоений между антифрикционным слоем 3 и силовым корпусом 1.

В соответствии с предложенной конструкцией подшипника скольжения изготовлены опытные образцы с внутренним диаметром 10 мм.

Испытания прошли в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М.Бериева (г.Таганрог). Результаты проведенных испытаний полностью удовлетворяют техническим требованиям и подтверждают работоспособность и надежность подшипника скольжения.

Похожие патенты RU2377449C2

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ СЛОИСТОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2009
  • Клейменов Валерий Дмитриевич
  • Савельев Виктор Никитич
RU2404377C1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2007
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Черниговский Александр Андреевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Журавлев Виктор Николаевич
  • Исаев Василий Петрович
  • Осташевич Дмитрий Владимирович
  • Ильин Сергей Яковлевич
  • Елисеев Александр Константинович
  • Левин Михаил Антонович
  • Пеклер Константин Владимирович
RU2321782C1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2015
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Ефремов Алексей Александрович
  • Журавлёв Виктор Николаевич
  • Кульков Александр Алексеевич
RU2600969C1
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2013
  • Дидов Владимир Викторович
  • Лисовенко Вадим Николаевич
  • Павлов Андрей Витальевич
RU2529070C1
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК 2022
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Ефремов Алексей Алексеевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Жарков Михаил Вячеславович
  • Остроброд Борис Евгеньевич
  • Доценко Геннадий Евгеньевич
  • Деревянко Анастасия Романовна
RU2804152C1
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА 2003
  • Бородин А.В.
  • Тарута Д.В.
RU2252344C2
ПОДШИПНИК КОМБИНИРОВАННЫЙ 2007
  • Пинус Иосиф Яковлевич
RU2334138C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1994
  • Степанов Б.П.
  • Арефьев А.А.
  • Бураков В.Н.
  • Шмелев С.А.
  • Шумов А.Н.
RU2112159C1
Направляющий башмак шахтного подъемного сосуда 1981
  • Манец Иван Григорьевич
  • Пристром Владимир Адольфович
  • Апальков Юрий Петрович
  • Паламарчук Николай Владимирович
  • Стецюк Мария Филипповна
  • Соломенцев Анатолий Иванович
SU1006353A1
Антифрикционная композиция 2022
  • Маланюк Артем Игоревич
  • Махортов Андрей Дмитриевич
RU2780264C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 377 449 C2

Реферат патента 2009 года ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения, изготавливаемым из неметаллических композиционных материалов, и может быть использовано в парах трения, предназначенных для работы как в нормальных условиях, так и в агрессивных рабочих средах при удельном давлении до 250 МПа, скорости скольжения до 5 м/сек. Подшипник скольжения цилиндрической формы содержит силовой корпус, выполненный, например, из стеклопластика, антифрикционный слой и упорный буртик. Упорный буртик приклеен к силовому корпусу и выполнен перпендикулярно продольной оси подшипника. Антифрикционный слой соединен с силовым корпусом через демпфирующий слой, выполненный, например, из клеевой пленки ВК-3. Упорный буртик выполнен с двух сторон по торцам силового корпуса. Упорный буртик выполнен из плоской плиты, изготовленной из углепластика или углестеклопластика. Технический результат: увеличение осевой прочности подшипника, исключение расслоений между антифрикционным и силовым слоями, что увеличивает срок службы и повышает надежность эксплуатации изделий. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 377 449 C2

1. Подшипник скольжения цилиндрической формы, содержащий силовой корпус, выполненный из стеклопластика, и антифрикционный слой, отличающийся тем, что к силовому корпусу приклеен упорный буртик, причем упорный буртик выполнен перпендикулярно продольной оси подшипника.

2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что антифрикционный слой соединен с силовым корпусом через демпфирующий слой, выполненный, например, из клеевой пленки ВК-3.

3. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что упорный буртик выполнен с двух сторон по торцам силового корпуса.

4. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что упорный буртик выполнен из плоской плиты, изготовленной из углепластика или углестеклопластика.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2377449C2

Приспособление для вращения труб при свертывании их 1929
  • Довольский Я.Б.
SU16615A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1995
  • Горохов С.В.
  • Савицкий В.Я.
  • Браун Э.Д.
  • Валиф Диаб
RU2148736C1
Способ склеивания деталей,охватывающих одна другую 1980
  • Малкин Рудольф Михайлович
  • Василенко Виктор Павлович
  • Красноперов Анатолий Геннадьевич
  • Липина Елена Арсентьевна
  • Седлов Виктор Михайлович
SU937499A1
Устройство для собирания мазута при зачистке барж 1930
  • Тюрин И.Е.
SU25058A1
Беляев Г.С
Подшипники скольжения в судовом машиностроении
Изд-во: Судостроение, Л., 1965, с.4-5, рис.2(б)
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2003
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
  • Захарычев С.П.
  • Тарасенко А.Т.
  • Шамаев А.С.
RU2243095C2
US 5263778 А, 23.11.1993.

RU 2 377 449 C2

Авторы

Куликов Юрий Терентьевич

Кречка Сергей Алексеевич

Бочагов Юрий Николаевич

Фарафонтов Виктор Федорович

Ишкильдин Денис Бинарисович

Даты

2009-12-27Публикация

2007-02-26Подача