Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения дизельного топлива, позволяющего вырабатывать как зимние, так и арктические сорта этого топлива.
Известен способ получения дизельного топлива путем гидрокрекинга нефтяного сырья при давлении 15 МПа на специальном катализаторе в две стадии, причем на первой стадии осуществляют глубокую гидроочистку и гидрирование ароматических углеводородов сырья при температуре до 425oС, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1, а на второй - гидрокрекинг облагороженного сырья при температуре 400oС и объемной скорости подачи сырья 1 ч-1. Выход дизельной фракции составляет 51 мас.% на сырье.
(Радченко Е. Д. и др. Промышленные катализаторы гидрогенизационных процессов нефтепереработки. М.: Химия, 1987, с.31).
Недостатком способа является относительно низкий выход целевого продукта - дизельного топлива, а также высокое давление водорода в процессе, что существенно увеличивает капитальные и эксплуатационные затраты.
Известен также способ получения экологически чистых моторных топлив, включающий каталитический гидрокрекинг нефтяного сырья (вакуумного дистиллята) при температуре 350-430oС и давлении 8-12 МПа, выделение из гидрогенизата бензиновой, среднедистиллятной фракции 130-360oС и остатка, каталитическую деароматизацию 50-95% выделенной среднедистиллятной фракции при температуре 250-370oС и давлении 3-6 МПа с последующим смешением продукта деароматизации с оставшимися 5-50 мас.% среднедистиллятной фракции.
(Патент РФ 2129140, Кл. C 10 G 65/12, 1999 г.).
Недостатком указанного способа является приемлемость для процесса гидрокрекинга лишь сырья утяжеленного фракционного состава (по температуре начала кипения - не ниже 350oС). Другим недостатком способа является применение на стадии деароматизации дорогостоящих палладиевых и платиновых катализаторов, обладающих повышенной чувствительностью к сернистым соединениям, что требует весьма глубокой очистки сырья на стадии гидрокрекинга.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ получения низкозастывающих средних дистиллятов (в т.ч. дизельного топлива) путем каталитического гидрокрекинга нефтяного сырья широкого фракционного состава с последующей каталитической гидродепарафинизацией потока из зоны гидрокрекинга и выделением ректификацией из гидрогенизата конечного продукта. Гидрокрекинг и гидродепарафинизацию осуществляют в одном реакционном блоке при температуре 260-455oС (разница температур между двумя катализаторными слоями не должна превышать 50oС), общем давлении 3-21 МПа и суммарной объемной скорости подачи сырья (для двух катализаторных слоев) 0,2-5,0 ч-1. При необходимости перед выделением конечного продукта ректификацией его дополнительно подвергают гидроочистке для обеспечения требований по цетановому индексу и/или окислительной стабильности топлива.
(Патент US 5935414, Кл. C 10 G 47/16, 1999 г.).
Недостатком указанного способа является использование в процессе каталитической гидродепарафинизации балластных фракций, выкипающих до 260-290oС, которые имеют достаточно низкие температуры застывания (ниже минус 55oС), что может приводить к снижению выхода целевого продукта и увеличению расхода водорода на реакцию.
Кроме того, в сырье гидрокрекинга вовлекаются фракции, выкипающие ниже 340-370oС, которые характеризуются малой степенью превращения при переработке их с более тяжелыми фракциями.
Задачей настоящего изобретения является разработка способа получения дизельного топлива, обеспечивающего производство как зимнего, так и арктического сортов этого топлива, позволяющего вовлечь в переработку более широкий (по пределам кипения) ассортимент сырья и тем самым существенно расширить ресурсы производства малосернистых низкозастывающих дизельных топлив.
Для решения поставленной задачи предлагается способ получения дизельного топлива, заключающийся в том, что из нефтяного сырья выделяют фракции, выкипающие в интервале (260÷290oС)-(340÷370oС) и (340÷370oC)-(530÷560oC), первую из которых подвергают каталитической гидродепарафинизации с последующей гидростабилизацией, а вторую - гидроочистке с последующим каталитическим гидрокрекингом, полученные гидрогенизаты совместно подвергают ректификации с выделением бензиновой фракции, легкой дизельной фракции, тяжелой дизельной фракции, а также остатка, который возвращают в процесс и подвергают каталитическому гидрокрекингу совместно со второй фракцией.
При необходимости тяжелую дизельную фракцию частично возвращают в процесс и подвергают каталитической гидродепарафинизации с последующей гидростабилизацией совместно с первой фракцией.
Причем стадию каталитической гидродепарафинизации и гидростабилизации первой фракции осуществляют в одном реакционном блоке при температуре 330-420oС и давлении 4-10 МПа, а стадию каталитического гидрокрекинга с предварительной гидроочисткой второй фракции - при температуре гидроочистки 330-380oС и гидрокрекинга 380-440oС и общем давлении 8-14 МПа.
В процессе каталитической гидродепарафинизации используют катализатор, приготовленный на базе высококремнеземного цеолита типа ЦВК, ЦВМ или ЦВН, в процессе каталитического гидрокрекинга - катализатор, содержащий широкопористый цеолит типа "Y", а в процессах гидростабилизации и гидроочистки - алюмокобальтмолибденовый или алюмоникельмолибденовый катализатор.
Отличия предлагаемого технического решения, заключающиеся в том, что исходное сырье разделяют на две фракции, выкипающие в заявленных интервалах, и каждую из фракций подвергают гидрообработке в определенных условиях, позволяют получить компоненты низкозастывающего дизельного топлива (зимнего и арктического), которые характеризуются температурами помутнения/застывания минус 25oС - минус 45oС/минус 35oС - минус 55oС, и могут после смешения непосредственно (или после введения депрессорной присадки) использоваться как товарные дизельные топлива.
Выделенную из гидрогенизата легкую дизельную фракцию можно использовать в качестве компонента низкозастывающего целевого продукта. Тяжелую дизельную фракцию используют в качестве компонента низкозастывающего дизельного топлива при условии ее соответствия требованию по температуре помутнения, при условии несоответствия этому требованию тяжелую дизельную фракцию частично возвращают в процесс и подвергают каталитической депарафинизации с последующей гидростабилизацией совместно с первой фракцией.
Ниже приведены конкретные примеры заявляемого способа.
Пример 1
Выделяют из нефти фракции, выкипающие в пределах 260-340oС и 340-530oС. Фракцию 260-340oС (содержание серы - 0,15 мас.%, температура застывания минус 10oС) подвергают каталитической гидродепарафинизации с последующей гидростабилизацией продукта при давлении 4 МПа, температуре 330oС, объемной скорости подачи сырья - 1 ч-1 с получением продукта с температурой помутнения/застывания минус 45oС/минус 55oС и содержанием серы до 0,05 мас.%.
Процесс осуществляют на двух последовательно расположенных катализаторах: гидродепарафинизации и гидростабилизации. В качестве катализатора гидродепарафинизации используют до 50 мас.% высокремнеземного цеолита (типа ЦВМ или ЦВН), до 8 мас.% гидрирующего компонента (МоО3), остальное связующее (Аl2О3). При гидростабилизации используют алюмокобальтмолибденовый (АКМ) катализатор гидроочистки.
Фракцию 340-530oС (содержание серы - 0,4 мас.%, температура застывания +18oС) подвергают каталитическому гидрокрекингу с предварительной гидроочисткой сырья при общем давлении 8 МПа, температуре гидроочистки 350oС и гидрокрекинга 380oС и общей объемной скорости подачи сырья - 1,0 ч-1.
Процесс осуществляют на двух последовательно расположенных катализаторах: гидроочистном алюмоникельмолибденовом (АНМ) и цеолитсодержащем (на базе широкопористого цеолита типа "Y").
Гидрогенизаты от обоих потоков подвергают совместной ректификации с выделением бензиновой фракции Н.К. - 140oС, легкой дизельной фр. 140-290oС, тяжелой дизельной фр. 290-330oС и остатка. Остаток, выкипающий при температуре выше 330oС, смешивают с исходной фр. 340-530oС и снова возвращают в зону гидрокрекинга. Полученные низкозастывающие компоненты легкой и тяжелой дизельных фракций после смешения могут непосредственно использоваться как товарное арктическое дизельное топливо с температурой помутнения/застывания минус 45oС/минус 55oС. Содержание серы в товарном топливе менее 0,05 мас.%.
Общий баланс процесса:
Взято в переработку, мас.%:
1. Фр. 260-340oС (сырье гидродепарафинизации) - 28,8
2. Фр. 340-530oС (сырье гидрокрекинга) - 71,2
3. Рециркулят гидрокрекинга - 24,2
4. Водород (100% на реакцию) - 2,3
Итого: - 126,5
Получено:
1. Углеводородный газ и сероводород - 7,5
2. Бензиновая фр. Н.К.-140oС - 19,8
3. Легкая дизельная фр. 140-290oС - 56,5
4. Тяжелая дизельная фр. 290-330oС - 18,5
5. Рециркулят гидрокрекинга (остаток ≥330oС) - 24,2
Итого: - 126,5
Пример 2
Выделенные из нефти фракции, выкипающие в пределах 290-370oС и 370-560oС, раздельно подвергают гидрообработке.
Первую фракцию (содержание серы - 0,2 мас.%, температура застывания минус 5oС) подвергают каталитической гидродепарафинизации с последующей гидростабилизацией при давлении 10МПа, температуре 350oС, объемной скорости подачи сырья - 1 ч-1 с получением продукта с температурой помутнения/застывания минус 35oС/минус 45oС и содержанием серы до 0,05 мас.%.
Процесс проводится на двух последовательно расположенных катализаторах: цеолитсодержащем (с использованием высококремнеземного цеолита типа ЦВК) и гидроочистном (типа АКМ).
Вторую фракцию (содержание серы - 0,6 мас.%, температура застывания +25oС) подвергают гидроочистке и гидрокрекингу при общем давлении 14 МПа, температуре гидроочистки 380oС и гидрокрекинга 440oС, общей объемной скорости подачи сырья - 0,7 ч-1.
Процесс проводится на двух последовательно расположенных катализаторах: гидроочистном (типа АНМ) и цеолитсодержащем (на базе широкопористого цеолита типа "Y").
Гидрогенизаты от обоих потоков подвергают совместной ректификации, с выделением бензиновой фракции Н.К. - 120oС, легкой дизельной фр. 120-290oС, тяжелой дизельной фр. 290-360oС и остатка.
Остаток, выкипающий при температуре выше 360oС, смешивают с исходной фр. 370-560oС и снова возвращают в зону гидрокрекинга. Часть тяжелой дизельной фракции возвращают в процесс и подвергают каталитической гидродепарафинизации. Полученные низкозастывающие компоненты легкой и оставшейся части тяжелой дизельных фракций после смешения могут непосредственно использоваться как товарное дизельное топливо с температурой помутнения/застывания минус 35oС/минус 45oС. Содержание серы в товарном дизельном топливе зимнем менее 0,05 мас.%.
Общий баланс процесса:
Взято в переработку, мас.%:
1. Фр. 290-370oС - 32,4
2. Фр. 370-560oС - 67,6
3. Рециркулят гидрокрекинга (фр. ≥360oС) - 24,2
4. Рециркулят гидродепарафинизации (фр. 290-360oС) - 5,7
5. Водород (100% на реакцию) - 2,5
Итого: - 132,4
Получено:
1. Углеводородный газ и сероводород - 7,2
2. Бензиновая фр. Н.К.-120oС - 17,8
3. Легкая дизельная фр.120-290oС - 50,2
4. Тяжелая дизельная фр. 290-360oС - 27,3
5. Рециркулят гидродепарафинизации (фр. 290-360oС) - 5,7
6. Рециркулят гидрокрекинга (остаток ≥360oС) - 24,2
Итого: - 132,4о
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2002 |
|
RU2205200C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2013 |
|
RU2527564C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 1998 |
|
RU2126437C1 |
СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ НЕФТЯНЫХ ДИСТИЛЛАТОВ | 1994 |
|
RU2072386C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2008 |
|
RU2381259C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2002 |
|
RU2221838C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ВАКУУМНЫХ ДИСТИЛЛАТОВ | 2015 |
|
RU2605950C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОСНОВ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ АРКТИЧЕСКИХ МАСЕЛ | 2015 |
|
RU2570649C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА | 1994 |
|
RU2074233C1 |
СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ | 1997 |
|
RU2114897C1 |
Использование: нефтепереработка. Сущность: из нефтяного сырья выделяют фракции, выкипающие в интервале (260-290oС) - (340-370oС) и (340-370oС) - (530-560oС), первую из которых подвергают каталитической гидродепарафинизации с последующей гидростабилизацией, а вторую - гидроочистке с последующим каталитическим гидрокрекингом, полученные гидрогенизаты совместно подвергают ректификации с выделением бензиновой фракции, легкой дизельной фракции, тяжелой дизельной фракции, а также остатка, который возвращают в процесс и подвергают каталитическому гидрокрекингу совместно со второй фракцией. Технический способ позволяет получить компоненты низкозастывающего дизельного топлива (зимнего и арктического), которые могут после смешения непосредственно (или после введения депрессорной присадки) использоваться как товарные дизельные топлива. 4 з.п. ф-лы.
US 5935414 А, 10.08.1999 | |||
US 5536391 A, 16.07.1996 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 1998 |
|
RU2129140C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ИЗ НЕФТИ | 2000 |
|
RU2176661C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА | 1994 |
|
RU2072387C1 |
SU 1512115 A1, 10.11.1996 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА | 1990 |
|
SU1746702A1 |
Авторы
Даты
2003-12-20—Публикация
2002-02-15—Подача