Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к устройствам амортизации удара грузового подвижного состава. Изобретение предназначено для установки на вагоны и локомотивы с целью снижения продольных усилий, действующих в поезде при соударении вагонов.
Известен пружинно-фрикционный поглощающий аппарат Ш-1-ТМ (М.В.Винокуров и др. «Вагоны», М.: Транспорт, 1953, стр.372-379), состоящий из корпуса, стяжного болта с гайкой, наружной пружины, внутренней пружины, нажимной шайбы, трех фрикционных клиньев и нажимного конуса. Нажимной конус взаимодействует с фрикционными клиньями, которые, в свою очередь, взаимодействуют с корпусом и опираются на нажимную шайбу, расположенную на наружной и внутренней пружинах.
Недостатком известного пружинно-фрикционного поглощающего аппарата является схема взаимодействия пар трения составных узлов с их опорой на одну поверхность внутренней и наружной пружин, вследствие чего происходит интенсивный неравномерный износ стенок корпуса и фрикционных клиньев.
Известен также пружинно-фрикционный поглощающий аппарат Ш-2-В (И.Ф.Пастухов и др. «Вагоны», М.: Транспорт, 1988, стр.123-128), состоящий из корпуса, стяжного болта с гайкой, пружин (наружной и внутренней), трех фрикционных клиньев и нажимного конуса. Нажимной конус взаимодействует с фрикционными клиньями, которые, в свою очередь, взаимодействуют с корпусом и опираются на наружную и внутреннюю пружины.
Недостатком известного пружинно-фрикционного поглощающего аппарата является схема взаимодействия пар трения составных узлов с их опорой на одну поверхность внутренней и наружной пружин, вследствие чего происходит интенсивный неравномерный износ стенок корпуса и фрикционных клиньев, что снижает ресурс работы поглощающего аппарата.
Предлагаемый двухсторонний пружинно-фрикционный поглощающий аппарат обеспечивает получение технического результата, направленного на расширение технологических возможностей и повышение долговечности поглощающего аппарата.
Указанный технический результат достигается за счет того, что пружинно-фрикционный поглощающий аппарат, содержащий корпус, стяжной болт с гайкой, фрикционный узел, включающий связанные друг с другом фрикционные клинья, пружины и нажимной конус, содержит второй фрикционный узел, причем корпус выполнен в виде двух симметричных относительно поперечной оси секций, в каждой из которой расположен фрикционный узел, при этом каждый из фрикционных клиньев установлен с возможностью взаимодействия с одной пружиной.
При этом корпус пружинно-фрикционного поглощающего аппарата выполнен восьмигранным.
Выполнение пружинно-фрикционный аппарата двухсторонним, корпус которого выполнен в виде двух симметричных относительно поперечной оси секций, наличие двух фрикционных узлов, расположенных по одному в каждой из секций, а также установка каждого из шести фрикционных клиньев с возможностью взаимодействия с одной пружиной позволяют повыть долговечность и ресурс работы поглощающего аппарата за счет его равномерного изнашивания, которое обусловлено равномерным распределением нормальных усилий на детали, составляющих фрикционный узел. Причем заявленный пружинно-фрикционный аппарат обладает также расширенными функциями за счет придания ему возможности двухстороннего сжатия.
На чертеже показан общий вид двухстороннего пружинно-фрикционного поглощающего аппарата.
Двухсторонний пружинно-фрикционный поглощающий аппарат содержит корпус 1, выполненный в виде двух симметричных относительно поперечной оси секций, стяжной болт 2 с гайкой, два аналогичных друг другу фрикционных узла, расположенных по одному в каждой из секций корпуса 1, причем каждый фрикционный узел включает установленные с возможностью взаимодействия друг с другом фрикционные пружины 3, фрикционные клинья 4 и нажимной конус 5 круглого сечения. Нажимной конус 5 связан с фрикционными клиньями 4, которые, в свою очередь, через пружины 3 связаны с корпусом 1 (в каждой секции один из концов пружин 3 закреплен на внутренней поверхности корпуса 1).
При этом каждый из фрикционных клиньев 4 установлен с возможностью взаимодействия только с одной пружиной 3.
Двухсторонний пружинно-фрикционный поглощающий аппарат действует следующим образом.
Под действием сжимающего (ударного) усилия торец хвостовика корпуса автосцепки нажимает на упорную плиту. Последняя передает сжимающее усилие на выступающий из корпуса 1 нажимной конус 5. Под действием усилия обе части устройства, содержащие нажимные конусы 5 и фрикционные клинья 4, начинают двигаться внутрь корпуса 1, сжимая пружины 3, опирающиеся с одной стороны на части внутренней поверхности корпуса 1, а с другой стороны на фрикционные клинья 4.
Применение предлагаемого двухстороннего пружинно-фрикционного поглощающего аппарата позволяет уменьшить неравномерный износ стенок корпусов и фрикционных клиньев поглощающих аппаратов, тем самым уменьшить число отказов грузового подвижного состава по неисправностям автосцепного устройства и повысить качество перевозки и сохранность груза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционный поглощающий аппарат автосцепного устройства грузовых вагонов и способ его работы | 2023 |
|
RU2822346C1 |
Фрикционный поглощающий аппарат автосцепного устройства грузовых вагонов и способ его работы | 2022 |
|
RU2789912C1 |
ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ | 2010 |
|
RU2473440C2 |
Поглощающий аппарат сцепного устройства рельсового транспортного средства | 1982 |
|
SU1024336A1 |
ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ АВТОСЦЕПКИ | 2007 |
|
RU2350501C1 |
Поглощающий аппарат | 2017 |
|
RU2727229C2 |
Поглощающий аппарат автосцепки | 1983 |
|
SU1110699A1 |
Ударно-тяговое устройство железнодорожного транспортного средства | 1984 |
|
SU1279895A1 |
СПОСОБ ПОГЛОЩЕНИЯ ЭНЕРГИИ УДАРА МЕЖДУ ВАГОНАМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА И ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ ДЛЯ ЭТОГО | 2014 |
|
RU2591471C2 |
Аппарат поглощающий | 2020 |
|
RU2754563C1 |
Изобретение относится к устройствам амортизации удара грузового подвижного состава. Двухсторонний пружинно-фрикционный поглощающий аппарат содержит корпус, стяжной болт с гайкой, два фрикционных узла, каждый из которых включает связанные друг с другом фрикционные клинья, пружины и нажимной конус. Корпус выполнен в виде двух симметричных относительно поперечной оси секций, в каждой из которой расположен фрикционный узел. Каждый из фрикционных клиньев установлен с возможностью взаимодействия с одной пружиной. Корпус пружинно-фрикционного поглощающего аппарата выполнен восьмигранным. Достигается расширение технологических возможностей и повышение долговечности поглощающего аппарата. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Пружинно-фрикционный поглощающий аппарат, содержащий корпус, стяжной болт с гайкой, фрикционный узел, включающий связанные друг с другом фрикционные клинья, пружины и нажимной конус, отличающийся тем, что содержит второй фрикционный узел, причем корпус выполнен в виде двух симметричных относительно поперечной оси секций, в каждой из которой расположен фрикционный узел, при этом каждый из фрикционных клиньев установлен с возможностью взаимодействия с одной пружиной.
2. Пружинно-фрикционный поглощающий аппарат, отличающийся тем, что корпус выполнен восьмигранным.
Поглощающий аппарат для автосцепки | 1977 |
|
SU645883A1 |
Поглощающий аппарат сцепного устройства рельсового транспортного средства | 1982 |
|
SU1024336A1 |
CZ 9901036 A3, 15.12.1999. |
Авторы
Даты
2010-05-10—Публикация
2009-02-05—Подача