Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для испытания и регулировки топливной аппаратуры (ТА) дизелей.
Известен способ испытания ТА дизелей, заключающийся в определении характеристик и параметров работы приборов топливной системы при их раздельном испытании по установленным ГОСТ методикам на специальных стендах или с использованием специальных приборов (Кривенко П.М., Федосов И.М. Техническое обслуживание дизельной топливной аппаратуры. М.: «КОЛОС», 1973. С-343; Горбаневский В.Е., Горбач Р.И. Оборудование для испытания топливной аппаратуры дизелей. - М.: «Машиностроение», 1969. С-195; Файнлейб Б.Н. Методы испытаний и исследований ТА автотракторных дизелей. М-Л.: «Машиностроение», 1965. С-176), с последующим комплектованием по группам пропускной способности.
Испытание и регулировка топливного насоса высокого давления производится на испытательном стенде в комплекте с эталонными форсунками и топливопроводами по установленной методике испытаний для насосов конкретного типа.
Испытание и регулировка форсунок производится на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность и пропускную способность. По результатам испытаний, в случае если диапазон разброса величины пропускной способности превышает 4%, форсунки делят на группы по величине пропускной способности с таким расчетом, чтобы разность пропускной способности форсунок, входящих в одну группу, не превышала 4%. При этом на дизель должны устанавливаться форсунки одной группы.
Испытание топливопроводов высокого давления производится измерением их пропускной способности, объема канала, его длины и герметичности. По результатам испытаний топливопроводы делят на группы по величине пропускной способности.
Комплектование топливной аппаратуры дизеля осуществляется путем подбора комплекта форсунок и топливопроводов по группам пропускной способности. Допускается комплектование форсунок из группы с большей пропускной способностью с топливопроводами из группы с меньшей пропускной способностью, а также топливопроводов из групп с максимальной пропускной способностью с форсунками из групп, как с меньшей, так и с большей пропускной способностью (Федосов И.М., Машкин А.Л. Руководство по испытанию и регулировке топливной аппаратуры автотракторных дизелей. - Малоярославец: ОАО "МОПАЗ", 2004. - 76 с. е-mail: mopaz @ kaluga.ru www.mopaz.ru).
Недостатком существующих способов испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры является то, что при комплектовании таким способом топливной аппаратуры дизеля значительно возрастает суммарная погрешность регулировки комплекта ТА дизеля по критерию величины и равномерности цикловой подачи топлива, что приводит к ухудшению качества регулировки ТА, снижению мощностных и экономических показателей работы дизеля.
Это обусловлено тем, что регулировка величины и равномерности цикловой подачи топлива насосом высокого давления (ТНВД) производится в комплекте со стендовыми эталонными топливопроводами и форсунками, а работает он в последующем при установке на двигатель с форсунками и топливопроводами, существенно отличающимися друг от друга гидравлическими характеристиками. В результате такие регулировочные параметры ТА, как величина и равномерность цикловой подачи топлива форсунками, устанавливаемыми на один двигатель, могут значительно отличаться от значений, полученных в результате регулировки ТНВД на стенде с использованием стендовых форсунок. Вследствие этого снижаются мощностные и экономические показатели работы дизеля, повышается дымность его работы.
При реализации существующего способа испытаний ТА дизелей погрешность измерения величины и равномерности цикловой подачи собранного комплекта топливной аппаратуры при его установке на один двигатель будет складываться из отклонений параметров регулировки всех приборов комплекта и будет значительно большей, чем установленная нормативно-технической документацией для испытываемого ТНВД.
Так, величина допустимых отклонений неравномерности подачи топлива в цилиндры дизеля в соответствии с ГОСТ 10578-96 составляет: при регулировке ТНВД на стенде 3-4%, а при его проверке 6-8% в зависимости от числа секций.
Величина допустимых отклонений пропускной способности распылителей форсунок согласно ГОСТ 10579-88 составляет ±1,5% при прокачке от секций ТНВД, а давления начала впрыскивания - от (+0,8 МПа) до (+1,2 МПа) в зависимости от типа форсунки.
Клапаны насоса, отверстия распылителей форсунок и топливопроводы высокого давления имеют широкие пределы изменения гидравлического сопротивления и пропускной способности даже при точном соответствии узлов и деталей требованиям чертежей. Установка же элементов топливной системы, имеющих различные гидравлические характеристики, на один двигатель оказывает существенное влияние на неравномерность подачи топлива в цилиндры дизеля. Так, последовательная установка на один и тот же комплект топливной аппаратуры распылителей форсунок с крайними значениями допустимой величины эффективного проходного сечения (µf)min и (µf)max, приводит к увеличению цикловой подачи топлива (qц) на 4%. Аналогичная замена топливопропроводов высокого давления также изменяет qц на 4%. И, наконец, замена обратных разгружающих клапанов секций ТНВД, обладающих крайними значениями эффективного проходного сечения, изменяет qц на 4,5%.
Таким образом, при реализации существующего способа комплектования дизелей приборами топливной системы суммарные отклонения величины и равномерности цикловой подачи топлива в цилиндры могут составить 10-12%, в то время как для эффективной работы дизеля неравномерность подачи топлива форсунками в цилиндры не должна превышать 2%.
Анализ существующих методов испытания и комплектования дизельной топливной аппаратуры показывает, что рассмотренные методы применимы для комплектования ТА на заводах изготовителях (стационарных предприятиях) при изготовлении, ремонте и проверке значений параметров их работы, где имеется достаточный запас приборов и деталей, подобранных в группы по пропускной способности, а также эталонных приборов.
Цель изобретения - повышение качества регулировки комплекта топливной аппаратуры, устанавливаемого на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи топлива в цилиндры дизеля, поддержание мощностных и экономических показателей его работы на заданном уровне.
Технический результат направлен на повышение качества регулировки дизельной топливной аппаратуры, установленной на двигателе, в процессе его эксплуатации или ремонта.
Технический результат достигается тем, что топливный насос высокого давления испытывается и регулируется на испытательном стенде в комплекте с эталонными форсунками и топливопроводами по установленной методике испытаний для насосов конкретного типа, форсунки испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность, топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность и вместе с испытанными форсунками и топливным насосом высокого давления устанавливаются на стенд для испытания топливных насосов высокого давления, после чего топливный насос высокого давления дополнительно испытывается и регулируется в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи.
Отличительным признаком от прототипа является то, что с целью снижения неравномерности цикловой подачи топлива подбор комплекта топливной аппаратуры на один двигатель осуществляется таким образом, что форсунки испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность, топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность и вместе с испытанными форсунками и топливным насосом высокого давления устанавливаются на стенд для испытания топливных насосов высокого давления, после чего топливный насос высокого давления дополнительно испытывается и регулируется в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи.
Способ осуществляется следующим образом.
Топливный насос высокого давления устанавливается на испытательный стенд и регулируется в комплекте с эталонными форсунками и топливопроводами по установленной методике испытаний для насосов конкретного типа.
Форсунки, снятые с двигателя, испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность в соответствии с предусмотренными для них нормативно-технической документацией методами испытаний, после чего устанавливаются на испытательный стенд вместо стендовых форсунок.
Демонтированные с двигателя топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность установленными для этого нормативно-технической документацией методами, после чего также устанавливаются на испытательный стенд ТНВД вместо стендовых топливопроводов.
После этого топливный насос высокого давления дополнительно испытывается и регулируется на испытательном стенде в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи. Испытанный и отрегулированный комплект ТА устанавливается на двигатель с соблюдением размещения приборов по линиям нагнетания топлива, соответствующим их регулировке на стенде.
Предлагаемый способ испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры более совершенен по сравнению с известным, так как повышает качество регулировки ТА, обусловленное уменьшением величины погрешности регулировки комплекта ТА по критерию величины и равномерности цикловой подачи топлива в цилиндры дизеля до значения 3-4% (против 10-12% в известном способе) за счет снижения относительной погрешности измерений, обусловленной различием гидравлических характеристик форсунок и топливопроводов высокого давления. Это достигается тем, что топливный насос высокого давления дополнительно испытывается и регулируется на испытательном стенде в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи.
В свою очередь, это повышает равномерность подачи топлива в цилиндры двигателя на основных режимах его работы, а следовательно позволит улучшить (или поддержать на заданном уровне) мощностные и экономические характеристики работы двигателя.
Вместе с тем не все организации, занимающиеся эксплуатацией автомобильного транспорта, в том числе его техническим обслуживанием и ремонтом, имеют достаточную производственную базу, позволяющую испытывать и регулировать топливные насосы высокого давления дизелей с использованием эталонных стендовых форсунок и топливопроводов высокого давления, в связи с чем испытывают трудности в выполнении качественной регулировки дизельной топливной аппаратуры.
Вместе с тем требуемого качества регулировки ТА можно достичь при реализации следующего способа испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры.
Способ осуществляется следующим образом.
Форсунки, снятые с двигателя, испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность в соответствии с предусмотренными для них нормативно-технической документацией методами испытаний, после чего устанавливаются на испытательный стенд вместо стендовых форсунок.
Демонтированные с двигателя топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность установленными для этого нормативно-технической документацией методами, после чего также устанавливаются на испытательный стенд ТНВД вместо стендовых топливопроводов.
После этого топливный насос высокого давления устанавливается на испытательный стенд совместно с испытанными форсунками и топливопроводами высокого давления, испытывается и регулируется по установленной методике испытаний для насосов конкретного типа в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель.
В результате реализации предлагаемого способа обеспечивается высокое качество регулировки комплекта ТА дизеля по критерию величины и равномерности цикловой подачи топлива в цилиндры дизеля. Неравномерность цикловой подачи в этом случае составит 3-4%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ПРИБОРОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ДИЗЕЛЯ НА РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2455519C1 |
Способ диагностирования и регулирования дизельной топливной аппаратуры на двигателе | 2018 |
|
RU2668589C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ | 2016 |
|
RU2624892C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ | 2005 |
|
RU2293206C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТОПЛИВНОЙ ФОРСУНКИ НА КАЧЕСТВО РАСПЫЛА ТОПЛИВА | 2007 |
|
RU2355908C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ И ОБКАТКИ ФОРСУНОК | 2021 |
|
RU2767671C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ И РЕГУЛИРОВКИ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2562349C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ И РЕГУЛИРОВКИ ФОРСУНОК | 2013 |
|
RU2542648C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ И РЕГУЛИРОВКИ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ | 2010 |
|
RU2429373C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ДИЗЕЛЯ | 2008 |
|
RU2370745C1 |
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для испытания и регулировки топливной аппаратуры (ТА) дизелей. Изобретение направлено на повышение качества регулировки дизельной топливной аппаратуры, установленной на двигателе, в процессе его эксплуатации или ремонта. Способ испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры заключается в раздельном испытании и регулировке топливного насоса высокого давления на испытательном стенде в комплекте с эталонными форсунками и топливопроводами, подборе комплекта форсунок и топливопроводов высокого давления на один двигатель по группам пропускной способности, отличающийся тем, что форсунки, снятые с двигателя, испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность, демонтированные с двигателя топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность и вместе с испытанными форсунками и топливным насосом высокого давления устанавливаются на стенд для испытания топливных насосов высокого давления, после чего топливный насос высокого давления дополнительно испытывается и регулируется в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи. По второму варианту способ испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры заключается в том, что форсунки, снятые с двигателя, испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность, демонтированные с двигателя топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность, после чего топливный насос высокого давления совместно с испытанными форсунками и топливопроводами высокого давления устанавливается на стенд для испытания топливных насосов высокого давления, испытывается и регулируется в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель. 2 н.п. ф-лы.
1. Способ испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры, заключающийся в раздельном испытании и регулировке топливного насоса высокого давления на испытательном стенде в комплекте с эталонными форсунками и топливопроводами, подборе комплекта форсунок и топливопроводов высокого давления на один двигатель по группам пропускной способности, отличающийся тем, что форсунки, снятые с двигателя, испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность, демонтированные с двигателя топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность и вместе с испытанными форсунками и топливным насосом высокого давления устанавливаются на стенд для испытания топливных насосов высокого давления, после чего топливный насос высокого давления дополнительно испытывается и регулируется в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи.
2. Способ испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры, заключающийся в раздельном испытании и регулировке топливного насоса высокого давления на испытательном стенде в комплекте с эталонными форсунками и топливопроводами, подборе комплекта форсунок и топливопроводов высокого давления на один двигатель по группам пропускной способности, отличающийся тем, что форсунки, снятые с двигателя, испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность, демонтированные с двигателя топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность, после чего топливный насос высокого давления совместно с испытанными форсунками и топливопроводами высокого давления устанавливается на стенд для испытания топливных насосов высокого давления, испытывается и регулируется в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель.
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2289720C2 |
Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве | |||
- М., 2003, с.565-568 | |||
СТЕНД ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ | 1997 |
|
RU2156377C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2224907C1 |
Самодвижущаяся повозка для перемещения по воде и суше | 1925 |
|
SU9491A1 |
Способ приготовления цемента | 1927 |
|
SU9490A1 |
Стенд для испытания топливовпрыскивающей системы дизеля | 1979 |
|
SU920247A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1990 |
|
RU2007610C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ | 1991 |
|
RU2054573C1 |
US 4348895 A, 14.09.1982 | |||
US 4497201 A, 05.02.1985 | |||
GB 1499636 A, 01.02.1978 | |||
ДВИЖИТЕЛЬ ЧИЧИГИНА | 1994 |
|
RU2089441C1 |
Авторы
Даты
2010-08-27—Публикация
2007-07-30—Подача