МЕХАТРОННЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2010 года по МПК F16C17/02 F16C17/24 F16C33/04 G01M13/04 

Описание патента на изобретение RU2398142C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла.

Известен подшипник скольжения [1], который является наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащий корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала. В таком подшипнике повышение работоспособности достигается за счет того, что прочность и жесткость втулки подшипника скольжения определяется свойствами стали, а параметры трения за счет тонкого слоя антифрикционного материала.

Недостатком данной опоры является то, что в процессе работы слой антифрикционного материала неизбежно изнашивается под действием сил сухого трения в моменты пуска и останова ротора и переменных гидродинамических сил на основном режиме работы. После изнашивания антифрикционного слоя поверхность вала начинает изнашиваться из-за контакта с более твердой, чем антифрикционный материал, поверхностью основы биметаллической втулки, выполняемой, как правило, из стали. При несвоевременном контроле данного процесса случается ситуация, когда цапфа вала не подлежит восстановлению и приходится вместе с втулкой подшипника скольжения заменять вал, что приводит к существенному увеличению затрат на эксплуатацию всей машины в целом.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении надежности системы "ротор - опоры" и уменьшении затрат в процессе эксплуатации путем контроля величины износа рабочей поверхности втулки подшипника скольжения.

Поставленная задача достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала, в отличие от прототипа в слое антифрикционного материла втулки расположен изолированный провод, а корпус снабжен элементом электрического питания, соединенным с изолированным проводом и сигнальным устройством.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен мехатронный подшипник скольжения.

Мехатронный подшипник скольжения состоит из корпуса 1, в котором установлена втулка из биметаллического материала 2, в которой закреплен изолированный провод 3, причем его изолированная часть выступает в слое антифрикционного материала втулки на величину, равную предельному износу. В корпусе располагается элемент электрического питания 4, который соединен с проводом и сигнальным устройством 5, например светодиодом. В подшипнике скольжения вращается вал 6.

Устройство работает следующим образом: элемент электрического питания 4, установленный в корпусе 1, пропускает ток через заизолированный провод 3 и питает светодиод 5; при достижении износа антифрикционного слоя биметаллической втулки 2 предельной величины происходит интенсивный износ изоляции провода 3, после нарушения сплошности которой произойдет уменьшение силы тока в цепи и, соответственно, произойдет реакция в сигнальном устройстве, например уменьшение силы света в световом диоде. Уменьшение силы света на сигнальном устройстве свидетельствует о том, что необходимо произвести замену втулки подшипника скольжения.

Предельная величина износа устанавливается на основании теоретических расчетов и результатов экспериментальных исследований, что, в свою очередь, определяет глубину залегания заизолированного провода в стальной части биметаллической втулки подшипника скольжения.

Данное изобретение позволяет значительно уменьшить риск возникновения внезапного отказа системы «ротор - опоры», тем самым повышая ее надежность за счет контроля параметров износа, и снизить затраты на эксплуатацию всей машины в целом.

Источники информации

1. ГОСТ 24832-81 Втулки биметаллические и вкладыши толстостенные биметаллические подшипников скольжения. Типы и основные размеры. (Прототип)

2. ГОСТ 28813-90 Подшипники скольжения. Металлические многослойные материалы для тонкостенных подшипников скольжения.

Похожие патенты RU2398142C1

название год авторы номер документа
МЕХАТРОННЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2020
  • Новиков Александр Николаевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Горин Андрей Владимирович
RU2750542C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ИЗНОСА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2022
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Попов Сергей Георгиевич
  • Горин Андрей Владимирович
  • Родичева Ирина Владимировна
RU2783716C1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ 2023
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Иванов Олег Анатольевич
  • Родичева Ирина Владимировна
  • Поздняков Андрей Константинович
  • Горин Андрей Владимирович
RU2822207C1
Подшипник скольжения 1979
  • Зайцев Виктор Павлович
SU872824A1
"Подшипник скольжения 1978
  • Зайцев Виктор Павлович
SU685855A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПОРЫ СКОЛЬЖЕНИЯ 2004
  • Вашковец Виктор Владимирович
RU2274777C2
ЭЛЕКТРОНАСОС С ДВИГАТЕЛЕМ НА ПОСТОЯННЫХ МАГНИТАХ 2012
  • Хуань-Янь Чиэнь
  • Чинь-Чэн Ван
  • Чих-Хсиень Ших
RU2533795C2
Турбогенератор для питания скважинной аппаратуры 2022
  • Жиляев Юрий Павлович
  • Жиляев Александр Юрьевич
  • Захаров Александр Евгеньевич
  • Ларионов Евгений Николаевич
  • Шапошников Александр Михайлович
  • Яковлев Сергей Михайлович
RU2785073C1
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) 2016
  • Шестаков Александр Леонидович
  • Карипов Рамзиль Салахович
  • Карипов Денис Рамзилевич
  • Левина Галина Абрамовна
RU2649280C1
Подшипник скольжения 1980
  • Зайцев Виктор Павлович
SU905522A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 398 142 C1

Реферат патента 2010 года МЕХАТРОННЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла. Подшипник скольжения содержит корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала. При этом в слое антифрикционного материла втулки расположен изолированный провод. Корпус снабжен элементом электрического питания, соединенным с изолированным проводом и сигнальным устройством. Изолированная часть провода выступает в слое антифрикционного материала втулки на величину, равную предельному износу. При достижении износа антифрикционного слоя втулки предельной величины происходит интенсивный износ изоляции провода, после нарушении сплошности которой произойдет уменьшение силы тока в цепи и, соответственно, произойдет уменьшение силы света в световом диоде. Уменьшение силы света на контрольном устройстве свидетельствует о том, что необходимо произвести замену втулки подшипника скольжения. Технический результат: повышение надежности системы "ротор - опоры" и уменьшение затрат в процессе эксплуатации путем контроля величины износа рабочей поверхности втулки подшипника скольжения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 398 142 C1

Подшипник скольжения, содержащий корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала, отличающийся тем, что в слое антифрикционного материала расположен изолированный провод, а корпус снабжен элементом электрического питания, соединенным с изолированным проводом и сигнальным устройством, причем изолированная часть провода выступает в слое антифрикционного материала втулки на величину, равную предельному износу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2398142C1

US 6080982 А, 27.06.2000
ЕР 0760434 А1, 05.03.1997
Устройство для определения износа подшипников скольжения 1978
  • Жаворонков Валерий Михайлович
  • Ошерова Евгения Алексеевна
  • Поликарпова Тамара Сергеевна
  • Рогачев Вадим Филиппович
  • Тарасов Игорь Константинович
SU727886A1
РАЗБРЫЗГИВАТЕЛЬ МАСЛА ДЛЯ БУКС 1930
  • Ж. Гранжан
SU24832A1
Втулки биметаллические и вкладыши толстостенные биметаллические подшипников скольжения
Типы и основные размеры
Приспособление для подвески контактного провода электрических железных дорог 1933
  • Шерба П.М.
SU40415A1

RU 2 398 142 C1

Авторы

Савин Леонид Алексеевич

Поляков Роман Николаевич

Даты

2010-08-27Публикация

2009-05-18Подача