МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ Российский патент 2010 года по МПК F16H63/20 

Описание патента на изобретение RU2401959C2

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам и предназначено для переключения ступенчатых коробок передач, используемых в трансмиссиях транспортных машин.

Известен механизм переключения передач, описанный в патенте RU 2274557 C1, B60K 20/00, 2006, механизм которого содержит вилку с сухарями, входящими в зацепление с муфтой синхронизатора, при этом вилка установлена на осях качения и шарнирно соединена с планкой переключения.

К недостаткам данной конструкции относится наличие нескольких планок переключения, которые не имеют опоры, а центрируются по шарнирам, установленным на вилках, которые установлены на осях в картере коробки, что при износе шарниров и пазов в планках приводит к перекосу планок переключения и отказу механизма. Также для работы указанной конструкции необходим механизм управления, производящий выбор передачи, ее переключение и удержание остальных планок и связанных шарнирно с ними вилок от самовключения. Кроме того, не решена задача фиксация планок в нейтральном и крайних положениях, данная функция отводится механизму управления коробкой.

Технический результат изобретения достигается посредством замены нескольких планок на один шток, установленный в корпусе механизма переключения, а также удерживанием вилок от самостоятельного включения, путем введения в конструкцию замковых колец. Техническая задача изобретения заключается в упрощении конструкции механизма переключения передач, увеличении долговечности и обеспечения четкости включения передач.

Изобретение отличается наличием одного штока, установленного на опорах в корпусе механизма переключения, соединенного с шаровым пальцем, с помощью которого на шток передаются поворотные и осевые перемещения. Установленные на штоке толкатели, при повороте штока поочередно входят в зацепление с вилками, установленными на осях качения, а при перемещении штока отклоняют вилки от исходного положения, тем самым производя через установленные на вилках сухари, перемещение муфт. Установленные на штоке замковые кольца, зажатые между выступами корпуса механизма переключения, удерживают вилки от самостоятельного включения, при повороте штока поочередно выходят из зацепления с вилками, позволяя толкателю отклонить вилку. Установленный в корпусе механизма переключения фиксатор, удерживает шток в нейтральном положении и двух крайних положениях, и одновременно ограничивает перемещение штока.

Механизм переключения передач содержит корпус механизма переключения 1, установленный в нем на опорах шток 2. Шток имеет отверстия, в которые вставлены толкатели 3 и шаровой палец 14 (фиг.1). При повороте штока толкатели поочередно входят в зацепление с пазами на вилках 5 и пазом поводка 9, разрез Г-Г (фиг.2). Вилки установлены на осях 6 в картере коробки 8. Поводок 9 имеет зацепление с пазом вилки, закреплен на корпусе механизма переключения винтом 10 и имеет возможность поворачиваться на оси винта. Вилки связаны с муфтами 15 посредством сухарей 7 (фиг.1). На шток надеты замковые кольца 4, имеющие паз, через который проходят толкатели. Замковые кольца своей внутренней поверхностью центрируются по штоку и удерживают толкатели от выпадения. Специальные выступы на корпусе механизма переключения препятствуют осевому перемещению замковых колец. На разрезе Б-Б, В-В, Г-Г (фиг.2), когда толкатели не имеют зацепления с пазами вилок и пазом поводка, замковые кольца входят в зацепление с пазами вилок и поводка, исключая возможность самостоятельного включения. Гильза 12, установленная на резьбе в корпусе механизма переключения, имеет гладкий диаметр, по которому центрируется в корпусе. Внутри гильзы расположен фиксатор 11, поджимаемый к штоку пружиной 13 (фиг.1). Фиксатор наружным диаметром упирается в плоский торец кольцевой канавки штока, что ограничивает перемещения штока (фиг.3).

Описание чертежей:

на фиг.1 изображены механизм переключения передач, продольный разрез и разрез по виду А-А;

на фиг.2 изображены разрезы Б-Б, В-В, Г-Г, Д-Д;

на фиг.3 изображен фиксатор со штоком в крайнем положении.

Через шаровой палец 14 на шток 2, который установлен в корпусе механизма переключения 1 (фиг.1), передаются поворотные и осевые перемещения. Для выбора определенной передачи шток 2 совершает поворотное перемещение на угол α и поочередно вводит определенный толкатель 3 в зацепление с пазом определенной вилки 5 или поводка 9, разрез А-А (фиг.1). При этом другие толкатели 3 не находятся в зацеплении с пазом вилки 5, разрез Б-Б, В-В, Г-Г (фиг.2), а вместо них в зацепление с пазом вилки входят замковые кольца 4. Замковые кольца 4, зажатые между специальными выступами корпуса 1, удерживают вилки 5 от самостоятельного включения. Введя в зацепление толкатель 3 с пазом определенной вилки 5, шток 2 совершает осевое перемещение, отклоняя толкателем вилку, установленную в картере коробки 8 на осях 6, от исходного положения, и сухари 7 перемещают определенную муфту 15. Перемещение муфты 15 противоположно по направлению перемещению штока 2. На виде Г-Г (фиг.2) изображена схема, при которой направление перемещения муфты 15 совпадает с направлением штока 2 (фиг.1). Толкатель 3 при осевом перемещении штока 2 отклоняет поводок 9, установленный на винте 10, который в свою очередь отклоняет вилку 5. Фиксатор 11, расположенный в гильзе 12 и поджимаемый к штоку 2 пружиной 13, фиксирует шток в нейтральном и двух крайних положениях. Когда шток 2 находится в крайнем положении (фиг.3), фиксатор 11 упирается цилиндрической частью в плоский торец канавки на штоке, что ограничивает перемещение штока.

Похожие патенты RU2401959C2

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Березкин Сергей Владимирович
  • Овсянников Владимир Захарович
  • Зарубинский Леонид Михайлович
  • Козубенко Петр Петрович
SU1463526A1
Механизм управления раздаточной коробкой передач транспортного средства 1983
  • Купцов Владлен Николаевич
  • Иванов Евгений Иванович
  • Савиновский Николай Иванович
  • Зильперт Альберт Леонидович
SU1115931A1
Механизм переключения передач 1980
  • Панченко Владимир Иванович
  • Цигал Лев Соломонович
  • Кашицкий Франко Михайлович
SU1049277A1
Устройство управления коробкой передач 1988
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Березкин Сергей Владимирович
  • Овсянников Владимир Захарович
  • Зарубинский Леонид Михайлович
  • Козубенко Петр Петрович
SU1661010A1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ (ДВА ВАРИАНТА) 2005
  • Козадаев Александр Иванович
  • Качесов Александр Александрович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Залялутдинова Галия Абдрахмановна
RU2291792C1
Устройство управления синхронизированным механизмом переключения передач автомобиля 1989
  • Роберт Мюллер
SU1831452A3
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСКОРОСТНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ 1993
  • Кузнецов В.А.
  • Минин Г.И.
RU2047029C1
Коробка передач транспортного средства 1983
  • Коробка Константин Антонович
SU1177179A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Некрасов В.И.
  • Зеленовских М.А.
RU2008230C1
Устройство дистанционного переключения передач транспортного средства 1989
  • Лебедев Михаил Сергеевич
  • Маханьков Олег Анатольевич
  • Сечко Михаил Владимирович
  • Бомбешко Аркадий Павлович
  • Цереня Анатолий Александрович
  • Евстратовский Александр Владимирович
  • Куцеволов Василий Алексеевич
SU1699825A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 401 959 C2

Реферат патента 2010 года МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к самоходным транспортным машинам и предназначено для переключения ступенчатых коробок передач, используемых в трансмиссиях транспортных машин. Механизм переключения содержит корпус механизма переключения (1), установленного в нем штока (2) с толкателями (3), шаровым пальцем (14) и одетыми на него замковыми кольцами (4). Толкатели поочередно входят в зацепление с вилками (5), установленными на осях (6) в корпусе (8), либо с одним или несколькими поводками (9), закрепленными на корпус механизма винтами (10). На вилках установлены сухари (7), имеющие зацепление с муфтами (15). В гильзе (12) установлен фиксатор (11), поджимаемый пружиной (13) к кольцевым канавкам на штоке. Достигается упрощение конструкции механизма переключения. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 401 959 C2

Механизм переключения передач, содержащий корпус, шток с установленными в нем толкателями, которые при повороте штока производят выбор передачи, поочередно входят в пазы соответствующих вилок, установленных на осях качения в картере коробки, либо в пазы одного или нескольких поводков связанных с вилками, а при перемещении штока производят включение передачи, поворачивая вилки или поводки, замковые кольца, установленные на штоке, удерживают вилки и поводки в нейтральном положении, при повороте штока поочередно выходят из зацепления с пазами соответствующих вилок или поводков, фиксатор, установленный в корпусе, обеспечивает фиксацию штока в соответствующем положении.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2401959C2

МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ 2004
  • Паймулов Валентин Васильевич
  • Александров Владимир Иванович
RU2274557C1
Механизм переключения коробки передач транспортного средства 1982
  • Зельдович Аркадий Львович
  • Тюрин Андрей Александрович
  • Кривицкий Александр Иванович
SU1063652A1
Ред
Антонов А.С
Армейские автомобили
Конструкция и расчет, ч.1
- М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1970
WO 2007099155 A1, 07.09.2007
DE 28814943 U1, 27.05.1999.

RU 2 401 959 C2

Авторы

Маньковский Василий Владимирович

Недялков Аркадий Петрович

Даты

2010-10-20Публикация

2008-07-14Подача