СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО УРАВНОВЕШИВАНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ ХОЛОСТОЙ ВЕТВИ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТАНКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2011 года по МПК B62D55/30 

Описание патента на изобретение RU2413648C1

Способ и устройство относятся к транспортным гусеничным машинам, а именно к гусеничным механизмам танков.

Известен способ уравновешивания силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи танка поддерживающими катками, которые создают вертикальную силу реакции, уравновешивающую силу тяжести холостой ветви гусеничной цепи [Конструкция и расчет танков. Изд-во академии бронетанковых войск. - М.: 1973. - 602 с., автор С.С.Буров, с.577].

Известно устройство для осуществления данного способа, представляющее собой холостую ветвь гусеничной цепи, поддерживающие катки, направляющее колесо, механизм натяжения гусениц [Конструкция и расчет танков. Изд-во академии бронетанковых войск. - М.: 1973. - 602 с., автор С.С.Буров, с.577].

Недостатком данного способа и устройства являются установка поддерживающих катков на корпусе танка на одной высоте от опорной поверхности, т.е. в горизонтальной плоскости. В результате этого между поддерживающими катками происходит провес гусеничной цепи и вследствие этого при увеличении скорости движения танка возрастают сопротивления движению холостой ветви гусеничной цепи по поддерживающим каткам.

Задачей способа и устройства по данному изобретению является преобразование статического способа уравновешивания силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи танка в динамическое уравновешивание сил тяжести центробежной силой инерции и создание устройства, обеспечивающего снижение сил сопротивления при движении холостой ветви гусеничной цепи по поддерживающим каткам.

Поставленная задача в части способа решена за счет того, что в известном способе статического уравновешивания силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи осуществляется динамическое уравновешивание указанных сил тяжести центробежными силами путем выполнения операции предварительного натяжения холостой ветви гусеничной цепи натяжным механизмом, создание выпуклой вверх криволинейной траектории движения холостой ветви гусеничной цепи, формирование центробежных сил инерции в холостой ветви гусеничной цепи при движении танка, уравновешивание силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи танка центробежными силами, пропорциональными квадрату скорости движения танка.

Поставленная задача в части устройства решена за счет того, что в известном устройстве уравновешивания силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи танка, содержащем гусеничную цепь, поддерживающие катки, направляющее колесо с натяжным механизмом, согласно изобретению поддерживающие катки холостой ветви гусеничной цепи установлены на корпусе танка в вертикальной плоскости по дуге окружности с возможностью регулирования предварительного натяжения гусениц направляющим колесом.

Сущность работы способа и устройства поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема способа и техническая реализация устройства, на фиг.2 показан механизм натяжения гусениц направляющим колесом.

Способ и устройство для его реализации содержат корпус 1 танка, ведущее колесо 2, гусеничную цепь 3, опорные катки 4, направляющее колесо 5, поддерживающие катки 6, 7, 8, кривошип 9 механизма натяжения гусеницы (фиг.2), кронштейн 10, колесо червячное 11, червяк 12.

Сущность работы способа по фиг.1 состоит в том, что холостая ветвь гусеничной цепи танка выполнена по дуге окружности радиуса R, являющейся касательной к ведущему колесу 2 и направляющему колесу 5.

Точки контакта В, С, D гусеницы с опорными катками и точки А, Е лежат на дуге окружности радиуса R.

Точка О на фиг.1 - мгновенный центр радиуса кривизны траектории холостой ветви гусеничной цепи. Угол α - половинный угол хорды L дуги окружности ABCDE.

При движении траков гусеничной цепи по криволинейной траектории радиуса R возникают центробежные силы инерции, которые уравновешивают силу тяжести холостой ветви гусеничной цепи, при этом предварительное натяжение гусениц обеспечивается перемещением направляющего колеса 5 относительно рамы танка.

Хорда L дуги окружности, ее радиус R и стрела h связаны приближенным выражением

,

где L - хорда дуги окружности; h - стрела дуги окружности.

Результат динамического уравновешивания силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи удобно оценивать сравнением величины центробежного ускорения гусеницы aЦ с ускорением свободного падения тел в гравитационном поле Земли. Центробежное ускорение траков холостой ветви гусеничной цепи при движении по криволинейной траектории радиуса R определяется по формуле

,

где V - скорость танка.

Для примера при скорости движения V=72 км/ч = 20 м/с, для радиуса R=35 м имеем aЦ=11,4 м/с2. Это означает, что предложенный способ позволяет полностью уравновесить силу тяжести холостой ветви гусеничной цепи. Условие уравновешивания имеет вид

Устройство уравновешивания сил тяжести холостой ветви гусеничной цепи работает следующим образом.

Нормальная работа гусеничного механизма возможна при условии предварительного натяжения гусениц.

Натяжение гусениц осуществляют вращением червяка 12, который взаимодействует с колесом червячка 11, поворачивает кривошип 9 и перемещает направляющее колесо 5 вперед по ходу движения (фиг.1), осуществляя натяжение гусеницы.

При движении траков холостой ветви гусеничной цепи по криволинейной траектории, образованной поддерживающими катками, возникают центробежные ускорения и появляются центробежные силы инерции, которые уравновешивают силу тяжести звеньев холостой ветви гусеничной цепи. При некоторой скорости движения танка происходит полное уравновешивание сил тяжести холостой ветви гусеничной цепи. Вследствие уравновешивания сил тяжести снижаются сопротивления перекатыванию холостой ветви гусеничной цепи, происходит снижение потерь мощности в гусеницах танка, повышается долговечность гусениц.

Похожие патенты RU2413648C1

название год авторы номер документа
МЕТОД КОМБИНИРОВАНИЯ ГУСЕНИЧНОГО КОЛЕСА С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ НАГРУЗОК МЕЖДУ ТРАКОМ И ЦЕПЬЮ, ЗВЕНЬЕВОГО ПОЛОЗА И ЭЛАСТИЧНЫХ ЗВЕНЬЕВ, МЕТОД БУФЕРИЗАЦИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И КОЛЕСНЫЙ МОСТ РАЗЪЕМНОГО ТИПА 2013
  • Сунь Цзихуа
RU2600034C2
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2022
  • Юртаев Игорь Юрьевич
RU2790731C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ГРУНТОВОГО И ТОРФЯНОГО ОСНОВАНИЯ ПОД ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ И УСТРОЙСТВО ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2008
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
  • Хрусталёва Татьяна Михайловна
  • Хрусталёва Ирина Евгеньевна
RU2376189C1
СПОСОБ ОБКАТКИ ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕНТ НА СТЕНДЕ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Апарин Анатолий Федорович
  • Беляев Владимир Владимирович
  • Вандяев Иван Михайлович
  • Ерофеев Владимир Александрович
  • Кондратьев Иван Андреевич
  • Шаповалов Виктор Владимирович
  • Шумаков Игорь Константинович
RU2423681C1
ЭКОЛОГИЧНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Семенов А.Г.
  • Элизов А.Д.
RU2152888C1
Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков 1990
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Яцкевич Владимир Владимирович
  • Пищало Владимир Дорофеевич
  • Гетман Валентина Васильевна
SU1703538A1
Гусеничный движитель 1988
  • Нуруллин Риннат Галеевич
SU1523456A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ДВИЖИТЕЛЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ И УСТРОЙСТВО ДВИЖИТЕЛЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ 2013
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
RU2536427C2
СПОСОБ ПЕРЕХОДА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С КОЛЕСНОГО ХОДА НА КОЛЕСНО-СЦЕПНОЙ И ОБРАТНО И УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖИТЕЛЕЙ 2012
  • Юркин Владимир Ильич
RU2500566C2
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Зацепин М.А.
  • Соколов В.П.
  • Гмыря А.С.
  • Стешенко А.П.
RU2178751C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 413 648 C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО УРАВНОВЕШИВАНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ ХОЛОСТОЙ ВЕТВИ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТАНКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретения относятся к области транспортного машиностроения, в частности к способу динамического уравновешивания силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи танка и устройству уравновешивания силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи танка. Способ динамического уравновешивания силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи танка включает операцию предварительного натяжения холостой ветви направляющим колесом, создание выпуклой вверх криволинейной траектории движения холостой ветви, формирование центробежных сил инерции, уравновешивание силы тяжести холостой ветви центробежной силой инерции, пропорциональной квадрату скорости движения танка. Устройство уравновешивания силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи танка содержит гусеничную цепь, поддерживающие катки, направляющее колесо, натяжной механизм. Поддерживающие катки холостой ветви гусеничной цепи установлены на корпусе танка в вертикальной плоскости по дуге окружности с возможностью регулирования предварительного натяжения гусеницы направляющим колесом. Достигается снижение сил сопротивления перекатыванию холостой ветви гусеничной цепи. 2 н.з. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 413 648 C1

1. Способ динамического уравновешивания силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи танка, включающий операцию предварительного натяжения холостой ветви гусеничной цепи направляющим колесом, создание выпуклой вверх криволинейной траектории движения холостой ветви гусеничной цепи, формирование центробежных сил инерции, уравновешивание силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи танка центробежной силой инерции пропорциональной квадрату скорости движения танка.

2. Устройство уравновешивания силы тяжести холостой ветви гусеничной цепи танка, содержащее гусеничную цепь, поддерживающие катки, направляющее колесо, натяжной механизм, отличающееся тем, что поддерживающие катки холостой ветви гусеничной цепи установлены на корпусе танка в вертикальной плоскости по дуге окружности с возможностью регулирования предварительного натяжения гусеницы направляющим колесом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2413648C1

Коловратный насос с вращающимися направляющим диском и цилиндрами, могущий служить двигателем 1927
  • Зворыкин П.Ф.
  • Левицкий Г.К.
SU6177A1
CN 201169309 Y, 24.12.2008
Ходовая система транспортного средства 1989
  • Зарецкий Александр Васильевич
  • Перевознов Сергей Николаевич
  • Шведунов Алексей Иванович
  • Щеков Валентин Павлович
  • Сильняков Александр Аркадьевич
SU1646941A1
Ходовая система транспортного средства 1987
  • Зацепин Михаил Александрович
  • Гмыря Анатолий Сергеевич
  • Горбов Владимир Владиславович
SU1428652A1

RU 2 413 648 C1

Авторы

Тарасов Владимир Никитович

Эдигаров Вячеслав Робертович

Кургузова Олеся Александровна

Бояркина Ирина Владимировна

Даты

2011-03-10Публикация

2009-09-14Подача