СПОСОБ РЕМОНТА ПОВЕРХНОСТНЫХ ДЕФЕКТОВ ПЕРА ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ГТД Российский патент 2011 года по МПК B23P6/00 B23K1/05 

Описание патента на изобретение RU2419526C1

Изобретение относится к области ремонта деталей, в частности к способам ремонта деталей из высоколегированных жаропрочных сталей и сплавов, и может найти применение в авиационной и судостроительной промышленности, а также в энергетическом машиностроении.

Известен способ ремонта поверхностных дефектов деталей газотурбинных двигателей (ГТД) - патент RU 2240214 С1, 20.11.2004, включающий очистку ремонтируемой поверхности изделий, нанесение на нее наполнителя в виде пасты на основе металлического порошка с органическим связующим, высокотемпературную вакуумную пайку с последующей гомогенизацией изделия с композиционным наплавочным покрытием и окончательную механическую обработку изделий. До нанесения наполнителя в виде пасты на ремонтируемую поверхность наносят гибкий наполнитель из никелевой сетки со спеченным слоем гранул, выполненных из жаропрочного никелевого сплава. После нанесения наполнителя в виде пасты производят спекание наполнителей с изделием в вакууме и последующее нанесение на слой наполнителей жаропрочного припоя на никелевой основе. Гранулы, спекаемые с никелевой сеткой, располагают в один слой, они являются однородными по размеру. Наполнитель в виде пасты состоит из порошка жаропрочного никелевого сплава, имеющего размер частиц в 2,5-3 раза меньше, чем размер гранул, спеченных с никелевой сеткой. Высокотемпературную вакуумную пайку осуществляют по режиму термовакуумной обработки основного материала с возможным проведением ее одновременно с гомогенизацией композиционного наплавочного покрытия.

Данный способ не позволяет устранять эксплуатационные дефекты на ремонтируемых поверхностях типа раковин, забоин, локальных износов трущихся поверхностей, которые в процессе пайки могут располагаться в вертикальном и потолочном положениях, а также не обеспечивает получения стабильных паяных соединений со сплошностью ≤1,5%.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ ремонта поверхностных дефектов пера лопаток турбины ГТД, раскрытый в патенте RU 2310551 С2, 10.06.2007, включающий зачистку ремонтируемого участка, нанесение на нее расплавленного порошка, состоящего из припоя и наполнителя жаростойкого материала с последующей высокотемпературной пайкой и механообработкой.

Способ предусматривает использование при наплавке порошкового материала, состоящего из 20% припоя и 80% наполнителя. Однако при этом в зоне наплавки были обнаружены горячие трещины, обусловленные химическим составом наплавляемого материала.

Задачей заявляемого способа является повышение качества восстановления лопаток и в соответствии с этим повышение эксплуатационных свойств лопатки после ее восстановления.

Техническим результатом, обеспеченным решением указанной задачи, является получение прочности соединения в зоне ремонтируемого участка, приближенного к прочности сварного соединения.

Указанный технический результат обеспечивается за счет того, что в способе ремонта поверхностных дефектов пера лопаток турбины ГТД, включающем зачистку ремонтируемого участка, нанесение на него микроплазменным напылением порошкового материала, состоящего из припоя и наполнителя из жаростойкого материала с последующей высокотемпературной пайкой и механообработкой, в отличие от прототипа при пайке часть пера лопатки в виде поперечной полосы, захватывающей ремонтируемый участок, прогревают сканирующим электронным лучом до температуры солидуса припоя и выравнивают эту температуру по толщине лопатки, после чего производят нагрев ремонтируемого участка на 100-120°С выше температуры ликвидуса припоя и поддерживают указанную температуру импульсами в течение 1 мин, при этом используют порошковый материал, содержащий 70% наполнителя на никелевой основе и 30% высокотемпературного припоя.

Кроме того, поддержание температуры ремонтируемого участка импульсами проводят при периодическом нагреве до температуры на 100-120°С выше Т° ликвидуса припоя в течение 5-7 секунд и снижении температуры нагрева до 1000°С с выдержкой 10-15 секунд.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена лопатка турбины ГТД. На пере лопатки обозначены:

- ремонтируемый участок площадью S1 шириной h,

- площадь S2 пера лопатки с нанесенным напылением порошком,

- прогреваемая часть лопатки в виде поперечной полосы шириной H.

Пример осуществления способа

Ремонтировали рабочие лопатки турбины 1-й и 2-й ступени, имеющие поверхностные эксплуатационные дефекты, а также дефекты от снятия реплик при металлографических исследованиях структуры сплава ЭП539.

Механическим путем разделывали дефектное место с образованием ремонтируемого участка площадью S1. Разделанные дефекты на ремонтируемых участках лопаток контролировали методом капиллярной дефектоскопии, затем лопатки обезжиривали и ремонтируемый участок заполняли расплавленным порошковым материалом, состоящим из 30% припоя ВПр50 и 70% наполнителя ЭП539, путем напыления с применением аргонно-микроплазменной установки. Площадь S2 пера лопатки с нанесенным напылением порошком превышала площадь ремонтируемого дефектного участка S1.

Нагрев ремонтируемых лопаток осуществляли в вакууме сканирующим электронным лучом. Вначале ремонтируемый дефектный участок с частью пера лопатки нагревали до температуры солидуса припоя широкой полосой, ширина которой Н в четыре раза превышает ширину ремонтируемого участка h. Это позволяет значительно уменьшить термические напряжения в пере лопатки за счет свободной деформации пера по его длине. Такая особенность прогрева продиктована еще и теплофизическими характеристиками сплава ЭП539, относящегося к жаропрочным никелевым сплавам, температура полного растворения упрочняющей фазы которых составляет около 1113°С. Поэтому температура нагреваемой поверхности лопатки не должна превышать 1080°С. Выравнивали температуру по толщине лопатки с разницей, не превышающей 10°С.

Затем растр сканирующего луча настраивали с превышением в 2,5 раза площадь ремонтируемого дефектного места, которое в течение 60 секунд нагревали выше температуры ликвидуса припоя на 100-120°С. При этом нагрев производили импульсно при максимально допустимой мощности в течение 5-7 сек, после чего выдерживали 10-15 сек со снижением температуры до 1000°С за счет снижения мощности сканирующего луча на 40%.

Импульсный нагрев производили для повышения прочности паяного соединения, чтобы в зоне контакта материала лопатки с наносимым материалом она соответствовала когезионной. Это достигалось следующим образом: при первом импульсном нагреве продолжительностью 5-7 сек нанесенный материал начинал расплавляться, а материал самой лопатки нагрелся, при этом образовывалась металлическая связь. Посредством последующего снижения мощности электронного луча на 40% и выдержке 10-15 секунд обеспечивали кристаллизацию ранее нанесенного расплавленного материала и возможность регулировки температурного поля нагрева нужной интенсивности. Повторным нагревом обеспечивали дальнейшее расплавление нанесенного материала и увеличивали тем самым диффузионную зону между нанесенным и нагреваемым материалом лопатки. В зоне соединения образуется новый сплав, по своим характеристикам близкий к наплавке аргонодуговой сваркой. Прочность такого паяного соединения приближается к прочности сварного соединения.

Контроль качества ремонта производили визуально и с использованием лупы 4-х кратного увеличения. Проводили механическую обработку лопатки до получения заданных конструктивных размеров. Восстановленные дефектные места лопатки после механической обработки подвергали рентгеноконтролю и капиллярной дефектоскопии. Лопатки были признаны пригодными для дальнейшей эксплуатации в составе изделия.

Таким образом, предложенный способ ремонта поверхностных дефектов рабочих лопаток ГТД обеспечивает полное восстановление конструктивных размеров деталей и позволяет получить значительный экономический эффект при ремонте деталей и увеличивать их ресурс.

Похожие патенты RU2419526C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ ПЕРА ЛОПАТКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Тихомиров Александр Емельянович
  • Бабич Иван Игнатьевич
  • Суслов Виктор Иванович
  • Рябенко Борис Владимирович
  • Равилов Ринат Галимчанович
  • Серков Андрей Владимирович
RU2556175C1
СПОСОБ РЕМОНТА ПОВЕРХНОСТНЫХ ДЕФЕКТОВ ДЕТАЛЕЙ МАШИН 2005
  • Тихомиров Александр Емельянович
  • Бабич Иван Игнатьевич
  • Рыльников Виталий Сергеевич
RU2310551C2
СПОСОБ РЕМОНТА ПОВЕРХНОСТНЫХ ДЕФЕКТОВ ИЗДЕЛИЙ ГТД 2005
  • Лукин Владимир Иванович
  • Рыльников Виталий Сергеевич
  • Сидоров Алексей Иванович
  • Черкасов Алексей Филиппович
  • Галицкий Сергей Сергеевич
RU2281845C1
СПОСОБ РЕМОНТА ПОВЕРХНОСТНЫХ ДЕФЕКТОВ ИЗДЕЛИЙ ГТД 2003
  • Рыльников В.С.
  • Сидоров А.И.
  • Черкасов А.Ф.
  • Егоров А.И.
RU2240214C1
Способ восстановления хорды профиля пера лопатки из жаропрочного никелевого сплава 2022
  • Фурсенко Евгений Николаевич
  • Иванов Артем Михайлович
  • Котельников Альберт Викторович
  • Старков Дмитрий Александрович
RU2791745C1
СПОСОБ РЕМОНТА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И КОМПОНЕНТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЕ ИЛИ ИЗГОТОВЛЕННЫЕ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 2015
  • Гончаров Александр Б.
  • Либурди Джо
  • Лауден Пол
RU2635688C2
Способ восстановления бандажных полок лопаток компрессора газотурбинных двигателей (ГТД) 2016
  • Абраимов Николай Васильевич
  • Гейкин Валерий Александрович
  • Горшков Владимир Сергеевич
  • Лукина Валентина Васильевна
  • Орехова Варвара Владимировна
  • Перевоин Сергей Александрович
  • Чекалова Елена Анатольевна
RU2627558C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОЧЕГО СОСТОЯНИЯ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБИН ГТД 2010
  • Серков Андрей Владимирович
  • Лоншакова Оксана Николаевна
  • Тихомиров Александр Емельянович
  • Бабич Иван Игнатьевич
  • Гейкин Валерий Александрович
  • Пузанов Сергей Георгиевич
  • Фокин Георгий Анатольевич
  • Кропанёв Сергей Афанасьевич
  • Матвеев Андрей Николаевич
RU2426086C1
СПОСОБ ПАЙКИ ПОРИСТОГО МАТЕРИАЛА С ПОДЛОЖКОЙ 2014
  • Каблов Евгений Николаевич
  • Лукин Владимир Иванович
  • Рыльников Виталий Сергеевич
  • Черкасов Алексей Филиппович
  • Афанасьев-Ходыкин Александр Николаевич
RU2558026C1
СПОСОБ НАПЛАВЛЕНИЯ И СВАРКИ ПЛАВЛЕНИЕМ СВЕРХПРОЧНЫХ СПЛАВОВ 2012
  • Гончаров, Александр Б.
  • Либурди, Джозеф
  • Лоуден, Пол
  • Хэсти, Скотт
RU2610198C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 419 526 C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ РЕМОНТА ПОВЕРХНОСТНЫХ ДЕФЕКТОВ ПЕРА ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ГТД

Изобретение может быть использовано при ремонте деталей, в частности, из высоколегированных жаропрочных сталей и сплавов в авиационной, судостроительной промышленности, а также в энергетическом машиностроении. Производят зачистку ремонтируемого участка пера лопаток турбины ГТД и наносят на него микроплазменным напылением порошок, содержащий 70% наполнителя на никелевой основе и 30% высокотемпературного припоя. Осуществляют высокотемпературную пайку. В процессе пайки часть пера лопатки в виде поперечной полосы, захватывающей ремонтируемый участок, прогревают сканирующим электронным лучом до температуры солидуса припоя и выравнивают эту температуру по толщине лопатки. Затем ремонтируемый участок прогревают на 100-120°С выше Т° ликвидуса припоя и импульсно поддерживают эту температуру в течение 1 мин. При этом производят периодический прогрев в течение 5-7 сек и снижение температуры до 1000°С с выдержкой 10-15 сек. Способ обеспечивает полное восстановление конструктивных размеров деталей, позволяет получить значительный экономический эффект при ремонте деталей и увеличивать их ресурс. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 419 526 C1

1. Способ ремонта поверхностных дефектов пера лопаток турбины ГТД, включающий зачистку ремонтируемого участка, нанесение на него микроплазменным напылением порошкового материала, состоящего из припоя и наполнителя из жаростойкого материала с последующей высокотемпературной пайкой и механообработкой, отличающийся тем, что при пайке часть пера лопатки в виде поперечной полосы, захватывающей ремонтируемый участок, прогревают сканирующим электронным лучом до температуры солидуса припоя и выравнивают эту температуру по толщине лопатки, после чего производят нагрев ремонтируемого участка на 100-120°С выше температуры ликвидуса припоя и поддерживают указанную температуру импульсами в течение 1 мин, при этом используют порошковый материал, содержащий 70% наполнителя на никелевой основе и 30% высокотемпературного припоя.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что поддержание температуры ремонтируемого участка импульсами проводят при периодическом нагреве до температуры на 100-120°С выше Т° ликвидуса припоя в течение 5-7 с и снижении температуры нагрева до 1000°С с выдержкой 10-15 с.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2419526C1

СПОСОБ РЕМОНТА ПОВЕРХНОСТНЫХ ДЕФЕКТОВ ИЗДЕЛИЙ ГТД 2003
  • Рыльников В.С.
  • Сидоров А.И.
  • Черкасов А.Ф.
  • Егоров А.И.
RU2240214C1
СПОСОБ РЕМОНТА ПОВЕРХНОСТНЫХ ДЕФЕКТОВ ДЕТАЛЕЙ МАШИН 2005
  • Тихомиров Александр Емельянович
  • Бабич Иван Игнатьевич
  • Рыльников Виталий Сергеевич
RU2310551C2
СПОСОБ РЕМОНТА ОХЛАЖДАЕМОЙ РАБОЧЕЙ ЛОПАТКИ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Сизов В.И.
  • Бычков М.Н.
  • Григорьев Н.Ф.
  • Шкаликов Э.А.
RU2177863C1
Способ восстановления длины пера лопаток компрессора ГТД 1990
  • Копылов Александр Григорьевич
  • Быков Сергей Иванович
  • Батуев Валерий Николаевич
SU1734977A1
Способ раскисления стали в электропечи 1974
  • Шведунов Алексей Иванович
  • Воронин Михаил Иванович
  • Якимова Антонина Ивановна
SU558053A1

RU 2 419 526 C1

Авторы

Серков Андрей Владимирович

Лоншакова Оксана Николаевна

Тихомиров Александр Емельянович

Бабич Иван Игнатьевич

Гейкин Валерий Александрович

Пузанов Сергей Георгиевич

Фокин Георгий Анатольевич

Кропанёв Сергей Афанасьевич

Матвеев Андрей Николаевич

Даты

2011-05-27Публикация

2010-03-11Подача