СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА Российский патент 2011 года по МПК E21F1/00 

Описание патента на изобретение RU2433273C1

Изобретение относится к вентиляции станций метрополитена и может использоваться при эксплуатации последнего.

Известен способ тоннельной вентиляции, описанный в а.с. СССР №1588874 по кл. E21F 1/00, 3.30.08.1990 г.

Известный способ включает подачу свежего воздуха и отвод отработанного воздуха, в котором за счет поршневого эффекта от движущегося поезда атмосферный воздух всасывается в тоннель через вентиляционную шахту, а при отходе поезда атмосферный воздух выталкивается из тоннеля за счет перекрытия проходного сечения тоннеля.

Известный способ позволяет управлять воздушным потоком, возникающим на станции от поршневого действия поездов и естественной тяги.

Недостатки известного способа заключаются в следующем.

Для реализации способа требуется специальное дорогостоящее устройство - затвор, который не должен создавать препятствие движению поездов. Затвор должен обеспечивать открывание проходного сечения тоннеля с высокой вероятностью безотказной работы, близкой к 100%. Кроме того, способ не позволяет изменять соотношение между количеством теплого и холодного воздуха именно на тупиковой станции метрополитена в холодный период года, когда для экономии тепла шахтные вентиляторы отключены, а перегонные вентиляционные шахты метрополитенов мелкого заложения закрыты. Это определяется тем, что потоки теплого и холодного воздуха при использовании этого способа движутся по одному и тому же вентиляционному тракту, что не позволяет осуществить регулируемое перераспределение этих потоков для сохранения комфортной температуры воздуха в вестибюле и на пассажирской платформе тупиковой станции.

Известен способ тоннельной вентиляции, описанный в одноименном патенте РФ №2312222 по кл. E21F 1/00, E24F 7/00, з. 29.06.06, оп. 10.12.07.

Известный способ тоннельной вентиляции включает подачу свежего воздуха и отвод отработанного воздуха через вентиляционные тракты, соединяющие тоннель с атмосферой. Для создания и регулирования требуемого расхода меняют аэродинамическое сопротивление поезда в тоннеле путем перекрытия сечения между поездом и стенкой тоннеля управляемыми заслонками, установленными на поезде.

Недостатком известного способа является сложность конструкции, обусловленная необходимостью установки заслонок на поезде.

Известен способ вентиляции тупиковой станции метрополитена, описанный в одноименном патенте РФ №2278268 по кл. E21F 1/00, з. 23.06.04, 10.01.06. и выбранный в качестве прототипа.

Известный способ заключается в следующем.

Способ вентиляции тупиковой станции метрополитена включает перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции через вентиляционную шахту, при этом при подходе электропоезда к станции вентиляционный клапан шахты закрывают и весь теплый отработанный воздух отводят в атмосферу через вестибюль, создают разрежение воздуха на платформе за счет «поршневого эффекта» при движении отходящего поезда, что обеспечивает всасывание на станцию через павильон и вестибюль свежего холодного воздуха, часть которого подают на платформу через вентиляционную шахту путем открытия вентиляционного клапана, а часть - через вестибюль.

Недостаток известного способа заключается в том, что его эксплуатационные возможности ограничены, поскольку он используется, в основном, для вентиляции тупиковых станций метрополитена в зимний период за счет регулирования температуры воздуха путем открывания вентиляционного клапана при подходе поезда и закрывания его при отходе поезда.

Задачей является расширение эксплуатационных возможностей способа.

Поставленная задача решается тем, что в способе вентиляции станции метрополитена, снабженной вентиляционной шахтой, включающем перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции изменением плотности воздуха на платформе, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ поезд снабжают жидким воздухом, выпуская который при подъезде к станции в воздушное пространство платформы, создают здесь поток уплотненного холодного свежего воздуха, вытесняющего загрязненный воздух в вентиляционную шахту.

Обеспечение поезда жидким воздухом в совокупности с последующим выпуском его в воздушное пространство на станции дает возможность более плотному жидкому воздуху вытеснить теплый загрязненный воздух в вентиляционную шахту и обеспечить станцию свежим холодным воздухом.

Технический результат - обеспечение станции свежим прохладным воздухом в любое время года.

Заявляемый способ обладает новизной в сравнении с прототипом, отличаясь от него такими существенными признаками, как снабжение поезда жидким воздухом, выпуск его на платформе, создание уплотненного потока воздуха, вытесняющего теплый загрязненный воздух, обеспечивающими в совокупности достижение заданного результата.

Заявителю неизвестны технические решения, обладающие указанными отличительными признаками, обеспечивающими в совокупности достижение заданного результата, поэтому он считает, что заявляемое техническое решение соответствует критерию «изобретательский уровень».

Заявляемый способ может найти широкое применение в эксплуатации метрополитена, а потому соответствует критерию «промышленная применимость».

Заявляемый способ заключается в следующем.

Поезд снабжают жидким воздухом, который выпускают в воздушное пространство на станции метрополитена, снабженной вентиляционной шахтой. При этом более плотный жидкий воздух вытесняет теплый загрязненный воздух на станции в вентиляционную шахту и заменяет его свежим холодным воздухом.

Заявляемый способ осуществляется, в частности, следующим образом.

К поезду метро прицепляют вагонную тележку с цистерной, в которой находится жидкий воздух. При подъезде к станции жидкий воздух разбрызгивается из форсунок следом за поездом и затем образовавшийся уплотненный свежий холодный воздух вытесняет теплый загрязненный воздух на станции в вентиляционную шахту.

В сравнении с прототипом заявляемый способ вентиляции метро имеет более широкие эксплуатационные возможности.

Похожие патенты RU2433273C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ТУПИКОВОЙ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2004
  • Зайко Сергей Владимирович
  • Петров Виктор Иванович
  • Чигишев Александр Николаевич
  • Красюк Александр Михайлович
  • Лугин Иван Владимирович
RU2278268C2
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Маслак Владимир Александрович
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Левина Елена Константиновна
  • Савенков Евгений Алексеевич
  • Данилов Андрей Игоревич
RU2594025C1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ВЛИЯНИЯ ПОРШНЕВОГО ЭФФЕКТА В СИСТЕМЕ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2645036C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Ракинцев Юрий Михайлович
  • Ракинцев Дмитрий Юрьевич
RU2608962C1
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ РАДОНА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЯХ 2006
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Дьяченко Анатолий Алексеевич
  • Быкова Наталья Михайловна
  • Каргапольцев Сергей Константинович
RU2332571C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ И ДЫМОУДАЛЕНИЯ НА СТАНЦИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2645042C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ПРИ РАБОТЕ В ШТАТНОМ И АВАРИЙНОМ РЕЖИМАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2018
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2701012C1
СПОСОБ ТОННЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ 2011
  • Красюк Александр Михайлович
  • Лугин Иван Владимирович
  • Павлов Станислав Александрович
  • Чигишев Александр Николаевич
RU2463452C1
ЭНЕРГОАКТИВНЫЙ ГОРОДСКОЙ МЕТРОПОЛИТЕН С НУЛЕВЫМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ОТ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ 2016
  • Васильев Григорий Петрович
  • Горнов Виктор Федорович
  • Шапкин Павел Владимирович
  • Юрченко Игорь Андреевич
RU2672891C2
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2648137C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА

Изобретение относится к вентиляции станций метрополитена и может быть применено при эксплуатации последнего. Способ включает перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции изменением плотности воздуха на платформе. При этом поезд снабжают жидким воздухом, который выпускают в воздушное пространство на станции метрополитена, снабженной вентиляционной шахтой. Более плотный жидкий воздух вытесняет теплый загрязненный воздух на станции в вентиляционную шахту и заменяет его свежим холодным воздухом. Технический результат заключается в обеспечении станции свежим прохладным воздухом в любое время года.

Формула изобретения RU 2 433 273 C1

Способ вентиляции станции метрополитена, снабженной вентиляционной шахтой, включающий перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции изменением плотности воздуха на платформе, отличающийся тем, что поезд снабжают жидким воздухом, выпуская который при подъезде к станции в воздушное пространство платформы, создают здесь поток уплотненного холодного свежего воздуха, вытесняющего загрязненный воздух в вентиляционную шахту.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2433273C1

СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ТУПИКОВОЙ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2004
  • Зайко Сергей Владимирович
  • Петров Виктор Иванович
  • Чигишев Александр Николаевич
  • Красюк Александр Михайлович
  • Лугин Иван Владимирович
RU2278268C2
Устройство для вентиляции туннелей и станций метрополитенов 1956
  • Пашин А.П.
  • Пирожкова А.Н.
  • Поляков А.Х.
  • Чучаев В.Г.
SU108165A1
Передвижное устройство для кондиционирования шахтного воздуха 1985
  • Щелкунов Валентин Николаевич
  • Ревва Леонид Дорофеевич
  • Синчинов Александр Павлович
  • Пожар Людмила Анатольевна
  • Тютюник Яков Исаевич
  • Цейтлин Григорий Маркович
  • Кафорин Леонард Алексеевич
  • Свирский Юлий Ильич
SU1314114A1
Способ тоннельной вентиляции 1988
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Красюк Александр Михайлович
  • Петров Нестер Никитович
  • Сарычев Сергей Петрович
SU1588874A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА ГЕРМЕТИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОТ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА 2000
  • Кириллов Н.Г.
RU2165275C1
СПОСОБ ТОННЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ 2006
  • Зедгенизов Дмитрий Владиленович
  • Красюк Александр Михайлович
  • Лугин Иван Владимирович
RU2312222C1
US 4037526 A, 26.07.1977.

RU 2 433 273 C1

Авторы

Гроо Владимир Яковлевич

Шешуков Виктор Валерьевич

Даты

2011-11-10Публикация

2010-04-06Подача