СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ТУПИКОВОЙ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА Российский патент 2006 года по МПК E21F1/00 

Описание патента на изобретение RU2278268C2

Изобретение относится к вентиляции помещений метрополитена, преимущественно, тупиковых.

Известен способ вентиляции станций метрополитена в зимнее время года, когда при температуре атмосферного воздуха менее нуля наружный воздух подается на перегон через вентиляционную шахту, а вытягивается через вестибюль станции (Цодиков В.Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Недра, 1975, стр.37). При этом двигающийся по тоннелю в сторону станции воздух нагревается, контактируя с его стенками.

Однако при мелком заложении тоннелей метро теплоаккумулирующие способности грунтов, окружающих тоннели, недостаточны, что приводит к переохлаждению подземных сооружений станций и, как следствие, к аварийным ситуациям, например замерзанию водоводов.

Наиболее близким, выбранным в качестве прототипа, является «Способ тоннельной вентиляции» (авт. св. СССР №1588874 А1, кл. Е 21 F 1/00, 30.08.1990 г.), включающий подачу свежего воздуха и отвод отработанного воздуха, в котором за счет поршневого эффекта от движущегося поезда атмосферный воздух всасывается в тоннель через вентиляционную шахту, а при отходе поезда отработанный воздух выталкивается из тоннеля за счет перекрытия проходного сечения тоннеля. Этот способ позволяет управлять воздушным потоком, возникающим на станции от поршневого действия поездов и естественной тяги.

Однако для реализации этого способа требуется специальное дорогостоящее устройство - затвор, который не должен создавать препятствие движению поездов. Затвор должен обеспечивать открывание проходного сечения тоннеля с высокой вероятностью безотказной работы, близкой к 100%. Кроме того, этот способ не позволяет изменять соотношение между количеством теплого и холодного воздуха именно на тупиковой станции метрополитена в холодный период года, когда для экономии тепла шахтные вентиляторы отключены, а перегонные вентиляционные шахты метрополитенов мелкого заложения закрыты. Это определяется тем, что потоки теплого и холодного воздуха при использовании этого способа движутся по одному и тому же вентиляционному тракту, что не позволяет осуществить регулируемое перераспределение этих потоков для сохранения комфортной температуры воздуха в вестибюле и на пассажирской платформе тупиковой станции.

Задачей настоящего изобретения является создание способа вентиляции тупиковых станций метрополитена в зимний период, обеспечивающего комфортную температуру воздуха на пассажирской платформе тупиковой станции за счет увеличения соотношения теплого и холодного воздуха, проходящего через вестибюль, а именно снижения потоков холодного воздуха через вестибюль.

Поставленная задача решается тем, что в способе вентиляции тупиковой станции метрополитена в зимний период, включающем перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции через вентиляционную шахту, согласно изобретению при подходе электропоезда к станции вентиляционный клапан шахты закрывают и весь теплый отработанный воздух отводят в атмосферу через вестибюль, а при отходе электропоезда от тупиковой станции часть свежего воздуха на пассажирскую платформу станции подают через вентиляционную шахту путем открытия вентиляционного клапана, а часть - через вестибюль.

На фиг.1 показан вид сбоку станции метрополитена с обозначением потоков теплого и холодного воздуха. На фиг.2 - вид сверху станции метрополитена с обозначением потоков теплого и холодного воздуха (холодный воздух - тонкие стрелки с кружочком в центральной части).

Станция метрополитена состоит из наземного павильона 1, заглубленного вестибюля 2, подземного помещения с платформами 3, сообщающегося с путевыми тоннелями (на чертеже не показаны), по которым движутся электропоезда. Вентиляция станции осуществляется через вентиляционную шахту 4, снабженную перекрывающим ее при необходимости клапаном 5, а также вентиляционным затвором 6 и тоннельным вентилятором 7.

Способ осуществляется следующим образом.

Вентиляция метрополитенов в зимний период, как правило, осуществляется за счет естественной тяги и поршневого действия движущихся в тоннелях поездов. В зимний период при низких температурах атмосферного воздуха на тупиковой станции температура воздуха может опускаться до -3 - +3°С. Это обусловлено главным образом недостаточными теплоаккумулирующими способностями грунтов, окружающих вентиляционные шахты и путевые тоннели из-за их мелкого заложения.

Для сохранения требуемых (не ниже плюс 5-10°С) температур воздуха на станциях и в тоннелях метрополитена мелкого заложения, как показал опыт эксплуатации Новосибирского метрополитена, где в зимний период температуры может опускаться до 30 градусов мороза, тоннельные вентиляторы 7 должны быть отключены.

При подходе электропоезда к станции клапан 5 вентиляционной шахты 4 закрывают и весь отработанный теплый воздух выталкивается через вестибюль 2 в атмосферу, увеличивая долю теплого воздуха в общем количестве воздуха, проходящего через вестибюль 2.

Отходящий от станции электропоезд создает в помещении, где расположена платформа 3, разрежение, вызываемое поршневым действием движущегося поезда. Вследствие этого свежий холодный атмосферный воздух всасывается на станцию через павильон 1 и вестибюль 2. Для уменьшения этого потока холодного атмосферного воздуха, проходящего через вестибюль 2, в этот момент открывают вентиляционный клапан 5, вследствие чего другая часть атмосферного холодного воздуха будет всасываться вследствие поршневого действия поезда и поступать прямо на платформу 3 через вентиляционную шахту 4 и вентиляционный клапан 5, минуя вестибюль 2, уменьшая этим долю поступающего в него холодного воздуха.

При использовании предлагаемой совокупности признаков, а именно закрывание вентиляционной шахты 4 клапаном 5 при подходе электропоезда к станции и открывание ее при его отходе, позволяет получить среднюю температуру в вестибюле не ниже +5°С при температуре атмосферного воздуха - 29°С.

Похожие патенты RU2278268C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2010
  • Гроо Владимир Яковлевич
  • Шешуков Виктор Валерьевич
RU2433273C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Маслак Владимир Александрович
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Левина Елена Константиновна
  • Савенков Евгений Алексеевич
  • Данилов Андрей Игоревич
RU2594025C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Ракинцев Юрий Михайлович
  • Ракинцев Дмитрий Юрьевич
RU2608962C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ И ДЫМОУДАЛЕНИЯ НА СТАНЦИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2645042C1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ВЛИЯНИЯ ПОРШНЕВОГО ЭФФЕКТА В СИСТЕМЕ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2645036C1
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ РАДОНА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЯХ 2006
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Дьяченко Анатолий Алексеевич
  • Быкова Наталья Михайловна
  • Каргапольцев Сергей Константинович
RU2332571C1
СПОСОБ ТОННЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ 2011
  • Красюк Александр Михайлович
  • Лугин Иван Владимирович
  • Павлов Станислав Александрович
  • Чигишев Александр Николаевич
RU2463452C1
ЭНЕРГОАКТИВНЫЙ ГОРОДСКОЙ МЕТРОПОЛИТЕН С НУЛЕВЫМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ОТ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ 2016
  • Васильев Григорий Петрович
  • Горнов Виктор Федорович
  • Шапкин Павел Владимирович
  • Юрченко Игорь Андреевич
RU2672891C2
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2014
  • Красюк Александр Михайлович
  • Лугин Иван Владимирович
  • Павлов Станислав Александрович
  • Романов Владимир Иванович
  • Мельник Григорий Александрович
RU2556558C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2011
  • Елгаев Сергей Григорьевич
  • Ершов Александр Владимирович
  • Земельман Александр Маркович
  • Королев Евгений Григорьевич
  • Мутушев Михаил Адольфович
RU2462595C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 278 268 C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ТУПИКОВОЙ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА

Изобретение относится к вентиляции помещений метрополитена, преимущественно, тупиковых станций. Техническим результатом изобретение является сохранение комфортной температуры воздуха на пассажирской платформе (ПП) тупиковой станции при вентиляции в зимнее время. Для этого отходящий от станции электропоезд создает в помещении, где расположена ПП, разрежение, называемое "поршневым эффектом". Вследствие этого холодный атмосферный свежий воздух (СВ) всасывается на станцию через павильон и вестибюль. В этот момент открывают вентиляционный клапан (ВК) вентиляционной шахты. Тогда одна часть СВ, которая всасывается вследствие поршневого действия электропоезда, будет поступать на ПП через вентиляционную шахту и ВК, соединяющий атмосферу с ПП, минуя вестибюль, а другая часть СВ через вестибюль. При этом через вестибюль проходит меньший поток холодного воздуха по сравнению с тем случаем, если бы ВК был закрыт. При подходе электропоезда к станции ВК закрывают, и весь теплый отработанный воздух выталкивается в атмосферу через вестибюль. Вследствие этого увеличивается доля теплого воздуха в общем количестве воздуха, проходящего через вестибюль, и уменьшается доля холодного воздуха, проходящего через вестибюль, при отходе электропоезда, что ведет к повышению средней температуры воздуха в вестибюле. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 278 268 C2

Способ вентиляции тупиковой станции метрополитена, включающий перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции через вентиляционную шахту, отличающийся тем, что при подходе электропоезда к станции вентиляционный клапан шахты закрывают и весь теплый отработанный воздух отводят в атмосферу через вестибюль, а при отходе электропоезда от тупиковой станции часть свежего воздуха на пассажирскую платформу станции подают через вентиляционную шахту путем открытия вентиляционного клапана, а часть - через вестибюль.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2278268C2

Способ тоннельной вентиляции 1988
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Красюк Александр Михайлович
  • Петров Нестер Никитович
  • Сарычев Сергей Петрович
SU1588874A1
Устройство для вентиляции туннелей и станций метрополитенов 1956
  • Пашин А.П.
  • Пирожкова А.Н.
  • Поляков А.Х.
  • Чучаев В.Г.
SU108165A1
Способ реверсивной тоннельной вентиляции метрополитенов с частичной рециркуляций воздуха 1982
  • Цодиков Вениамин Яковлевич
  • Котов Владимир Васильевич
  • Маковский Илья Вениаминович
  • Абросов Алексей Андреевич
  • Васюков Петр Александрович
  • Сандуковский Эзар Владимирович
  • Россовский Владилен Григорьевич
  • Земцов Георгий Александрович
SU1090884A1
Способ регулирования температуры тоннельного воздуха метрополитена 1983
  • Ракинцев Юрий Михайлович
SU1093822A1
Способ проветривания метрополитенов 1988
  • Косарев Николай Петрович
  • Таугер Виталий Михайлович
  • Россовский Владилен Григорьевич
  • Заслов Валентин Яковлевич
  • Смирнов Андрей Михайлович
  • Ланчиков Константин Васильевич
  • Земцов Георгий Александрович
  • Иванов Сергей Александрович
SU1580029A1
Способ регулирования теплового режима тоннелей метрополитена 1988
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Соколов Валерий Анатольевич
  • Юшковский Эдуард Михайлович
  • Быстрова Татьяна Сергеевна
SU1567793A1
US 4037526 А, 26.07.1977
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРИВОЛИНЕЙНОГО ПРОФИЛЯ ДИСТАЛЬНОЙ ЧАСТИ БОУДЕНА ИМПЛАНТИРУЕМОГО ПРЕДСЕРДНОГО ЭЛЕКТРОДА 2003
  • Викторов В.А.
  • Курочкин Е.Д.
  • Чубаров В.П.
  • Ежова Е.В.
  • Ильин А.Т.
RU2243846C1
ЦОДИКОВ В.Я
Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов
- М.: Недра, 1975, с.37
ЛИМАНОВ Ю.А
Метрополитены
- М.: Транспорт, 1971, с.313.

RU 2 278 268 C2

Авторы

Зайко Сергей Владимирович

Петров Виктор Иванович

Чигишев Александр Николаевич

Красюк Александр Михайлович

Лугин Иван Владимирович

Даты

2006-06-20Публикация

2004-06-23Подача