СПОСОБ ТОННЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ Российский патент 2007 года по МПК E21F1/00 F24F7/00 

Описание патента на изобретение RU2312222C1

Техническое решение относится к вентиляции транспортных тоннелей.

Известен способ проветривания тоннелей (см. патент США №4037586, кл. Е01G 7/02, опубл. в 1977 г.), заключающийся в закрывании выходного портала тоннеля перед въездом поезда во входной портал. Способ предназначен в основном для интенсификации разбавления вредностей (выхлопных газов) от действующего тепловоза, причем удаление этих вредностей из тоннеля не предусмотрено.

Недостатком этого способа является то, что он не позволяет эффективно проветривать тоннель, если его длина значительно больше длины поезда. При большой протяженности тоннеля значительная часть воздуха выталкивается назад по ходу поезда и вентиляции всей длины тоннеля не происходит. Кроме того, при этом способе свежий атмосферный воздух не поступает в тоннель, что требует дополнительных затрат на проветривание.

Наиболее близким решением по технической сущности и совокупности существенных признаков является способ тоннельной вентиляции по авт. св. СССР №1588874, кл. Е21F 1/00, опубл. в БИ №32, 1990 г., включающий подачу свежего и отвод отработанного воздуха и перекрывание проходного сечения тоннеля перед или после входа поезда во входной портал тоннеля. Согласно способу проходят вентиляционную шахту, соединяют ее с тоннелем и перед или после входа поезда во входной портал перекрывают проходное сечение тоннеля на участке между выходным порталом и вентиляционной шахтой. Отработанный воздух отводят по вентиляционной шахте, а при подходе поезда к ней открывают проходное сечение тоннеля на этом участке и перекрывают его на участке между вентиляционной шахтой и входным порталом. По вентиляционной шахте подают свежий воздух, после чего вновь открывают проходное сечение тоннеля на этом участке.

Недостатком данного технического решения является невозможность регулирования расхода воздуха в тоннеле, создаваемого поршневым действием поезда, в сторону его увеличения. Также в случае отказа привода шибера, перекрывающего тоннель, для предупреждения столкновения необходимо останавливать поезда в тоннеле, что приводит к нарушению графика движения поездов.

Кроме того, данный способ не позволяет при возгорании и остановке поезда в тоннеле (особенно при возгорании средних вагонов поезда) изолировать очаг горения и выделяющиеся дымовые газы от путей эвакуации пассажиров. Таким образом, применение этого способа делает невозможной эвакуацию по участку от очага горения до закрытого шибера.

Технической задачей предлагаемого способа является повышение экономичности работы системы тоннельной вентиляции в штатных режимах и безопасности эвакуации пассажиров при возгорании и остановке поезда в тоннеле за счет создания и регулирования требуемого расхода воздуха в тоннеле.

Она достигается тем, что в способе тоннельной вентиляции, включающем подачу свежего и отвод отработанного воздуха через вентиляционные тракты, соединяющие тоннель с атмосферой, согласно техническому решению для создания и регулирования требуемого расхода воздуха меняют аэродинамическое сопротивление поезда в тоннеле путем перекрытия сечения между поездом и стенкой тоннеля управляемыми заслонками, установленными на поезде.

Указанная совокупность признаков позволяет за счет управления заслонками, т.е. аэродинамическим сопротивлением поезда, изменять количество подаваемого в тоннель свежего воздуха и количество удаляемого отработанного воздуха, что повышает экономичность системы тоннельной вентиляции.

Кроме того, при остановке в тоннеле горящего поезда заслонки перекрывают проходное сечение между поездом и стенкой тоннеля и создают повышенное аэродинамическое сопротивление движению воздуха и продуктов горения по тоннелю в месте остановки поезда, тем самым изолируют очаг пожара, препятствуя задымлению тоннеля, и обеспечивают возможность безопасной эвакуации пассажиров в обе стороны от очага пожара.

Сущность технического решения поясняется примером реализации способа и чертежами (фиг.1, 2 и 3).

На фиг.1 показана схема реализации способа при движении поезда до вентиляционной шахты, на фиг.2 - то же, при движении поезда после вентиляционной шахты; на фиг.3 показана изоляция очага пожара при горении среднего вагона поезда. Стрелками на фиг.1 и 2 показано направление движения воздуха, пунктирными стрелками показано направление движения поезда, стрелками на фиг.3 показано направление эвакуации пассажиров.

Тоннель 1 имеет входной портал 2, выходной портал 3 и посредством вентиляционного тракта, включающего вентиляционную шахту 4 (далее вентшахта 4) и вентиляционный киоск 5 (далее венткиоск 5), соединен с атмосферой. Поезд 6 снабжен управляемыми заслонками 7 (далее заслонки 7).

Способ реализуют следующим образом.

После входа поезда 6 во входной портал 2 тоннеля 1 заслонками 7 перекрывают необходимую для создания требуемого потока воздуха площадь проходного сечения между поездом 6 и стенками тоннеля 1. Поезд 6 (фиг.1), двигаясь по тоннелю 1 на участке между входным порталом 2 и вентшахтой 4, действует как поршень и выталкивает отработанный воздух через вентшахту 4 и венткиоск 5 в атмосферу. После прохода поездом 6 вентшахты 4 (фиг.2) в результате поршневого действия движущегося поезда 6 свежий воздух поступает в тоннель 1 через венткиоск 5 и вентшахту 4. Таким образом, использование поршневого эффекта с регулируемым расходом воздуха позволяет снизить нагрузку на вентиляторы тоннельной вентиляции и повысить экономичность системы вентиляции.

При пожаре, например, среднего вагона 8 (фиг.3) и остановке поезда 6 в тоннеле 1 заслонками 7 максимально перекрывают площадь проходного сечения между поездом 6 и стенками тоннеля 1 и препятствуют движению воздуха и распространению пожарных газов по тоннелю 1, создавая так называемый "нулевой режим вентиляции". Таким образом, использование заслонок 7 позволяет повысить безопасность эвакуации пассажиров при задымлении тоннеля 1 и проводить эвакуацию в обе стороны тоннеля от горящего вагона 8 поезда 6.

Похожие патенты RU2312222C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТОННЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ 2011
  • Красюк Александр Михайлович
  • Лугин Иван Владимирович
  • Павлов Станислав Александрович
  • Чигишев Александр Николаевич
RU2463452C1
Способ тоннельной вентиляции 1988
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Красюк Александр Михайлович
  • Петров Нестер Никитович
  • Сарычев Сергей Петрович
SU1588874A1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2014
  • Красюк Александр Михайлович
  • Лугин Иван Владимирович
  • Павлов Станислав Александрович
  • Романов Владимир Иванович
  • Мельник Григорий Александрович
RU2556558C1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ВЛИЯНИЯ ПОРШНЕВОГО ЭФФЕКТА В СИСТЕМЕ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2645036C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ПРИ РАБОТЕ В ШТАТНОМ И АВАРИЙНОМ РЕЖИМАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2018
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2701012C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ РАДОНА ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ 2006
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Быкова Наталья Михайловна
  • Миронов Сергей Георгиевич
RU2342534C2
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2010
  • Гроо Владимир Яковлевич
  • Шешуков Виктор Валерьевич
RU2433273C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Ракинцев Юрий Михайлович
  • Ракинцев Дмитрий Юрьевич
RU2608962C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Маслак Владимир Александрович
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Левина Елена Константиновна
  • Савенков Евгений Алексеевич
  • Данилов Андрей Игоревич
RU2594025C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ И ДЫМОУДАЛЕНИЯ НА СТАНЦИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2645042C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 312 222 C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ТОННЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ

Изобретение относится к вентиляции транспортных тоннелей. Способ включает подачу свежего и отвод отработанного воздуха через вентиляционные тракты, соединяющие тоннель с атмосферой. Для создания и регулирования требуемого расхода воздуха меняют аэродинамическое сопротивление поезда в тоннеле путем перекрытия сечения между поездом и стенкой тоннеля управляемыми заслонками, установленными на поезде. Достигается повышение экономичности работы системы вентиляции в штатных режимах и безопасности эвакуации пассажиров при возгорании поезда. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 312 222 C1

Способ тоннельной вентиляции, включающий подачу свежего и отвод отработанного воздуха через вентиляционные тракты, соединяющие тоннель с атмосферой, отличающийся тем, что меняют аэродинамическое сопротивление поезда в тоннеле путем перекрытия сечения между поездом и стенкой тоннеля управляемыми заслонками, установленными на поезде.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2312222C1

Способ тоннельной вентиляции 1988
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Красюк Александр Михайлович
  • Петров Нестер Никитович
  • Сарычев Сергей Петрович
SU1588874A1
Устройство для вентиляции туннелей и станций метрополитенов 1956
  • Пашин А.П.
  • Пирожкова А.Н.
  • Поляков А.Х.
  • Чучаев В.Г.
SU108165A1
Устройство вентиляции метрополитена 1989
  • Россовский Владилен Григорьевич
SU1765497A1
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2130846C1
Способ определения производных 5-нитрофурана 1986
  • Алекперов Ариф Фаррух Оглы
SU1385072A1
US 4037526 A, 26.07.1977
JP 5195699 A, 03.08.1993.

RU 2 312 222 C1

Авторы

Зедгенизов Дмитрий Владиленович

Красюк Александр Михайлович

Лугин Иван Владимирович

Даты

2007-12-10Публикация

2006-06-29Подача