СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 2011 года по МПК F17D5/00 

Описание патента на изобретение RU2433332C2

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для контроля за техническим состоянием пересечений магистральных трубопроводов (МТ).

При взаимном пересечении МТ могут возникать нежелательные процессы, связанные с их взаимодействиями, имеющими различную физическую природу. В пересечениях может наблюдаться нестабильность пространственного положения трубопроводов, которая приводит как к появлению силового контакта между МТ, так и к превышению уровня его напряженно-деформированного состояния.

С другой стороны, в МТ, подключенных к устройствам катодной защиты, может наблюдаться повышение разности потенциалов между трубопроводами, превышающее допустимый уровень. Это может привести к резкому ускорению коррозионных процессов трубопровода, находящихся в анодной зоне.

Изменения климата, приводящие к изменениям многолетней динамики температурных режимов, еще больше обостряют указанные выше проблемы.

В настоящее время в патентной и научно-технической литературе отсутствуют источники, касающиеся диагностики технического состояния пересечений МТ.

Ниже описываются способ и система, направленные на решение задачи диагностики технического состояния пересечений МТ, не имеющие аналогов.

Технический результат состоит в реализации этого назначения.

Способ диагностики технического состояния пересечений МТ заключается в том, что измеряют значения линейных деформаций D1(t), D2(t) пересекающихся трубопроводов во времени t в местах их пересечения и контролируют принадлежность измеренных значений соответствующим интервалам допустимых значений (Dн1…Dв1), (Dн2…Dв2) и в случае выхода хотя бы одного измеренного значения D1(t) или D2(t) за границы соответствующего интервала допустимых значений диагностируют угрозу опасного состояния пересечения.

Система того же назначения включает на каждом трубопроводе в месте пересечения m датчиков напряженно-деформированного состояния, m аналого-цифровых преобразователей, микропроцессор и средство связи с диспетчерским пунктом, при этом оси чувствительности датчиков напряженно-деформированного состояния направлены вдоль трубопровода, на котором они расположены, выход каждого датчика подключен через соответствующий аналогово-цифровой преобразователь к микропроцессору, а микропроцессор - к средству связи с диспетчерским пунктом (m=1, 2, 3…).

Система содержит на каждом трубопроводе в месте пересечения по два датчика напряженно-деформированного состояния трубопровода, отстоящих друг от друга на угол ±90°.

Система содержит на каждом трубопроводе в месте пересечения по три датчика напряженно-деформированного состояния трубопровода, отстоящих друг от друга на ±120°.

В системе средство связи с диспетчерским пунктом выполнено в виде радиомодема.

В системе средство связи с диспетчерским пунктом выполнено в виде блока передачи цифровой информации по кабелю.

В системе средство связи с диспетчерским пунктом выполнено в виде блока передачи цифровой информации по трубопроводу.

Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 представлена схема системы для реализации способа на примере одного пересечения двух МТ; на фиг.2 - диаграммы, поясняющие различные варианты выполнения системы; на фиг.3 - временные диаграммы, поясняющие существо способа и работу системы.

Система для реализации способа содержит датчики 1 и 2 напряженно-деформированного состояния, установленные соответственно на трубопроводах 3, 4, усилители 5, 6, аналогово-цифровые преобразователи 7, 8 (АЦП 7, 8), микропроцессор 9 (МП 9) и средство связи с диспетчерским пунктом (не показан). Средство связи может быть выполнено в частном случае в виде радиомодема 10.

Система может содержать в качестве резервных средств связи блоки передачи цифровой информации по кабелю и (или) трубопроводу (не показаны).

Оси чувствительностей датчиков 1, 2, установленных в месте пересечения (скрещивания) МТ 3, 4, направлены вдоль трубопроводов, на которых установлены датчики.

Количество датчиков напряженно-деформированного состояния в общем случае может быть любым и ограничено относительными размерами зоны пересечения трубопроводов и самих датчиков. Наиболее оптимальными случаями реализации системы является установка в месте пересечения МТ двух датчиков на каждом из трубопроводов под углом ±90°, например на трубопроводе 3 - датчиков 1, 11, а на трубопроводе 4 - датчиков 2, 12 (фиг.2а), или установка трех датчиков на каждом из трубопроводов под углом ±120°, например на трубопроводе 3 - датчиков 1, 3, 15, а на трубопроводе 4 - датчиков 2, 14, 16 (фиг.2б).

Выходы датчиков 1, 2 (фиг.1) подключены через усилители 5, 6 ко входам АЦП 7, 8, соединенных выходами с МП 9, выход которого подключен к управляемому входу средства связи с диспетчерским пунктом, в данном случае - к радиомодему 10.

Способ диагностики технического состояния пересечений МТ реализуется в системе того же назначения следующим образом.

С помощью датчиков 1, 2 измеряют значения линейных деформаций D11, D12 … и D21, D22 … в месте пересечения трубопроводов 3 и 4 в различные моменты времени t.

Выходной сигнал с датчиков 1, 2 усиливают в усилителях 5, 6 и оцифровывают в АЦП 7, 8 и затем направляют на МП 9.

В МП 9 измеренные значения линейных деформаций D11, D12, … и D21, D22 … проверяются на предмет их принадлежности наперед заданным интервалам (Dн1…Dв1), (Dн2…Dв2) допустимых значений линейных деформаций (фиг.3).

Интервалы допустимых значений линейных деформаций для каждого из пересекающих трубопроводов задаются в МП 9 исходя из многолетних наблюдений значений линейных деформаций трубопроводов в штатном режиме их работы. Обычно они составляют величины порядка 10-3.

В случае выхода хотя бы одного измеренного значения D1(t) или D2(t) за границы соответствующего интервала допустимых значений линейных деформаций диагностируют угрозу опасного состояния пересечения.

МП 9 в этом случае формирует специальный предупредительный сигнал, передаваемый по радиомодему 10 на диспетчерский пункт.

При наличии на МТ нескольких датчиков (фиг.2а, б) надежность контроля опасного состояния пересечения трубопроводов повышается.

При диагностике нескольких пересечений МТ существо способа не изменяется. При этом каждое пересечение дополняется своими датчиками напряженно-деформированного состояния и своими блоками обработки сигналов, совпадающими с описанными выше и представленными на чертежах (фиг.1, 2).

Похожие патенты RU2433332C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2413902C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
  • Сидорочев Михаил Евгеньевич
RU2423644C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВЗАИМНЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2427752C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2423643C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДВОДНОГО МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2433334C2
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2433335C2
СПОСОБ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2011
  • Пужайло Александр Федорович
  • Савченков Сергей Викторович
  • Реунов Алексей Валентинович
  • Карнавский Евгений Львович
  • Цыс Виктор Михайлович
  • Свердлик Юрий Михайлович
  • Баранов Василий Григорьевич
  • Милов Владимир Ростиславович
RU2451874C1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Татауров Сергей Борисович
RU2616736C1
АППАРАТУРА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА 2007
  • Власов Сергей Викторович
  • Васин Олег Евгеньевич
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Ланчаков Григорий Александрович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Прокопец Алексей Олегович
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Садртдинов Риф Анварович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2334162C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Мелкумян Самвел Эдуардович
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2433333C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 433 332 C2

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Способ диагностики технического состояния пересечений магистральных трубопроводов и система для его реализации относятся к трубопроводному транспорту и могут быть использованы для контроля технического состояния пересечений магистральных трубопроводов. Способ заключается в том, что измеряют значения линейных деформаций D1(t), D2(t) пересекающихся трубопроводов во времени t в местах их пересечения и контролируют принадлежность измеренных значений соответствующим интервалам допустимых значений (Dн1…Dв1), (Dн2…Dв2) и в случае выхода хотя бы одного измеренного значения D1(t) или D2(t) за границы соответствующего интервала допустимых значений диагностируют угрозу опасного состояния пересечения. Система для диагностики технического состояния пересечений магистральных трубопроводов содержит на каждом трубопроводе в месте пересечения m датчиков напряженно-деформированного состояния, m аналого-цифровых преобразователей, микропроцессор и средство связи с диспетчерским пунктом, при этом оси чувствительности датчиков напряженно-деформированного состояния направлены вдоль трубопровода, на котором они расположены, выход каждого датчика подключен через соответствующий аналогово-цифровой преобразователь к микропроцессору, а микропроцессор - к средству связи с диспетчерским пунктом (m=1, 2, 3…). Технический результат - повышение надежности контроля технического состояния пересечений магистрального трубопровода. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 433 332 C2

1. Способ диагностики технического состоящая пересечений магистральных трубопроводов, заключающийся в том, что измеряют значения линейных деформаций D1(t), D2(t) пересекающихся трубопроводов во времени t в местах их пересечения и контролируют принадлежность измеренных значений соответствующим интервалам допустимых значений (Dн1…Dв1), (Dн2…Dв2) и в случае выхода хотя бы одного измеренного значения D1(t) или D2(t) за границы соответствующего интервала допустимых значений диагностируют угрозу опасного состояния пересечения.

2. Система для диагностики технического состояния пересечений магистральных трубопроводов, содержащая на каждом трубопроводе в месте пересечения m датчиков напряженно-деформированного состояния, m аналого-цифровых преобразователей, микропроцессор и средство связи с диспетчерским пунктом, при этом оси чувствительности датчиков напряженно-деформированного состояния направлены вдоль трубопровода, на котором они расположены, выход каждого датчика подключен через соответствующий аналогово-цифровой преобразователь к микропроцессору, а микропроцессор - к средству связи с диспетчерским пунктом (m=1, 2, 3…).

3. Система по п.2, содержащая на каждом трубопроводе в месте пересечения по два датчика напряженно-деформированного состояние трубопровода, отстоящие друг от друга на угол ±90°.

4. Система по п.2, содержащая на каждом трубопроводе в месте пересечения по три датчика напряженно-деформированного состояния трубопровода, отстоящие друг от друга на ±120°.

5. Система по п.2, у которой средство связи с диспетчерским пунктом выполнено в виде радиомодема.

6. Система по п.2, у которой средство связи с диспетчерским пунктом выполнено в виде блока передачи цифровой информации по кабелю.

7. Система по п.2, у которой средство связи с диспетчерским пунктом выполнено в виде блока передачи цифровой информации по трубопроводу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2433332C2

СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВЫСОКОВЯЗКИХ ЖИДКОСТЕЙ ПО ТРУБОПРОВОДУ 2007
  • Голованчиков Александр Борисович
  • Ильина Людмила Александровна
  • Ильин Александр Валентинович
  • Дулькина Наталия Александровна
  • Разумная Татьяна Владимировна
RU2334161C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНИТОРИНГА НАПРЯЖЕНИЯ В СТАЛЬНЫХ ПОДЪЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ, УЛОЖЕННЫХ ПО ЦЕПНОЙ ЛИНИИ 2003
  • Моррисон Денби Грей
  • Дин Джереми Ричард
RU2326345C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПАРЫ МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД-ЗАЩИТНЫЙ ПАТРОН 2006
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2317479C1
Способ контроля протяженных цилиндрических металлопроводов 1986
  • Джала Роман Михайлович
SU1363080A1
US 4289019 A, 15.09.1981
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЕМКОСТИ ПОЛУПРОВОДНИКОВОГО ПРИБОРА 2012
  • Вьюхин Вячеслав Николаевич
RU2498325C1

RU 2 433 332 C2

Авторы

Аксютин Олег Евгеньевич

Власов Сергей Викторович

Горяев Юрий Анатольевич

Демьянов Алексей Евгеньевич

Дудов Александр Николаевич

Егурцов Сергей Алексеевич

Мелкумян Самвел Эдуардович

Митрохин Михаил Юрьевич

Пиксайкин Роман Владимирович

Степаненко Александр Иванович

Даты

2011-11-10Публикация

2009-09-23Подача