СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ Российский патент 2012 года по МПК B64C13/16 

Описание патента на изобретение RU2449922C1

Изобретение относится к области автоматического управления самолетом, в частности к способам управления, обеспечивающим автоматический режим захода на посадку.

Известны способы автоматического управления самолетом призаходе на посадку. Подобные способы описаны, в частности, в авторских свидетельствах SU 762327, В64С 13/18, 10.10.2005; SU 1012524, В64С 13/18, 27.09.2005; патенте RU 2330792, В64С 13/16, 10.08.2008 и в книге Федорова С.М., Кейна В.М., Михайлова О.И., Сухих Н.Н. Автоматизированное управление полетом воздушных судов. - М.: Транспорт, 1992, с.107-108.

К недостаткам известных способов, обеспечивающих автоматический режим захода маневренных самолетов на посадку, следует отнести тот факт, что при их использовании требования по точности захода на посадку остаются заниженными ввиду неудовлетворительной фильтрации помех, имеющих место в управляющем сигнале глиссадного радиомаяка.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ автоматического управления самолетом при заходе на посадку, реализуемый системой автоматического управления, представленной в патенте RU 2330792. Данный способ предусматривает повышение точности захода самолета на посадку путем фильтрации управляющего сигнала глиссадного радиомаяка с помощью нелинейного фильтра, сформированного в системе.

Однако обеспечиваемый уровень точности захода самолета на посадку остается недостаточным, в частности для таких высокоманевренных самолетов, как Т-35.

Целью заявленного изобретения является устранение указанных выше недостатков и обеспечение повышенной точности захода самолета на посадку путем улучшения фильтрации управляющего сигнала глиссадного радиомаяка.

Поставленная цель достигается за счет того, что при способе автоматического управления самолетом при заходе на посадку, предусматривающем использование системы автоматического управления с фильтрацией управляющего сигнала глиссадного радиомаяка, осуществляют логическую фильтрацию управляющего сигнала глиссадного радиомаяка, для чего сначала производят линейную фильтрацию данного сигнала, при этом, если скорость изменения фильтрованного сигнала глиссадного радиомаяка превышает предельно допустимое значение, запоминают данное событие, кроме того, из фильтрованного управляющего сигнала глиссадного радиомаяка формируют и запоминают сигнал на предыдущем по времени шаге квантования, формируют область возможных значений фильтрованного управляющего сигнала глиссадного радиомаяка во времени с учетом максимально возможной скорости его изменения, причем, если время, в течение которого управляющий сигнал глиссадного радиомаяка принимает значения в сформированной области, меньше порогового, то в качестве управляющего сигнала глиссадного радиомаяка принимают сигнал, величина которого соответствует значению, запомненному на предыдущем по времени шаге квантования, если больше порогового, то в качестве управляющего сигнала глиссадного радиомаяка принимают сигнал, величина которого соответствует текущему значению, на основе полученного логически фильтрованного управляющего сигнала глиссадного радиомаяка и сигналов угла тангажа и угловой скорости тангажа в вычислителе системы автоматического управления формируют управляющий сигнал и подают его на привод руля высоты, посредством которого осуществляют автоматическое управление самолетом при заходе на посадку.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена блок-схема системы, реализующей заявляемый способ автоматического управления самолетом при заходе на посадку.

Данная система содержит глиссадный радиоприемник 1, датчик 2 угла тангажа, датчик 3 угловой скорости тангажа 3, вычислитель 4 управляющих сигналов радиомаяка, вычислитель 5 канала тангажа, линейный фильтр 6, дифференцирующее устройство 7, первое пороговое устройство 8, первое запоминающее устройство 9, первый блок 10 «чистое запаздывание», первое коммутационное устройство 11, второе запоминающее устройство 12, второе коммутационное устройство 13, третье коммутационное устройство 14, четвертое коммутационное устройство 15, первый сумматор 16, пятое коммутационное устройство 17, интегрирующее устройство 18, второй сумматор 19, второе пороговое устройство 20, логический блок 21 «ИЛИ», второй блок 22 «чистое запаздывание», третий сумматор 23, третье пороговое устройство 24, счетчик 25 времени, четвертое пороговое устройство 26, логический блок 27 «И» и шестое коммутационное устройство 28.

Сигнал εГ с глиссадного радиоприемника 1 поступает на первый вход вычислителя 4 управляющих сигналов радиомаяка, на второй вход которого поступает сигнал с датчика 2 угла тангажа. В данном вычислителе формируется часть алгоритма управления системы при автоматическом заходе на посадку самолета, пропорциональная углам εГ и ϑ и их производным. Однако, в частности, в сигнале, поступающем с глиссадного радиомаяка в глиссадный радиоприемник 1, имеет место существенный уровень помех, влияние которых существенно для обеспечения требуемого качества захода самолета на посадку. Сигналы с выхода датчика 2 угла тангажа и датчика 3 угловой скорости тангажа подают соответственно на второй и третий входы вычислителя 5 канала тангажа, на четвертый вход которого подают сигнал балансировочного положения ручки управления. В данном вычислителе формируется алгоритм автоматического управления, пропорциональный углу тангажа и его производным. Сигнал с выхода вычислителя 4 управляющих сигналов радиомаяка подают в устройство логической фильтрации, а именно на первый вход линейного фильтра 6 (с малой постоянной времени), служащего для безударного переключения логических операций. Сигнал с выхода фильтра 6 подают на последовательно соединенные дифференцирующее устройство 7, пороговое устройство 8 и запоминающее устройство 9. Отметим, что производная изменения управляющего сигнала при нормально (без помех) функционирующей работе принимает определенное максимальное по абсолютной величине значение. Если это значение при наличии помехи превышает максимально допустимое, то на выходе порогового устройства 8 вырабатывается ненулевой сигнал, который фиксируется первым запоминающим устройством 9. Сигнал с выхода линейного фильтра 6 подают также на последовательно соединенные первый блок 10 «чистое запаздывание», в котором формируют (при цифровой реализации) величину сигнала фильтра 6 на предыдущем шаге, первое коммутационное устройство 11, на управляющий вход которого подают сигнал с выхода первого 9 запоминающего устройства, осуществляющего подключение сигнала фильтра 6 на предыдущем шаге ко второму запоминающему устройству 12. Таким образом, на выходе второго запоминающего устройства 12 формируется сигнал фильтра 6 на предыдущем шаге квантования по времени при условии, что производная изменения сигнала на выходе линейного фильтра 6 больше по абсолютной величине предельно допустимого значения.

Также в системе используются второе, третье и четвертое коммутационные устройства 13, 14 и 15. Причем управляющий и сигнальный входы коммутационного устройства 13 соединены с выходами первого 9 и второго 12 запоминающих устройств соответственно. В случае если производная сигнала линейного фильтра 6 больше предельного значения, с выхода второго коммутационного устройства 13 на первый вход сумматора 16 подается управляющий сигнал со второго запоминающего устройства 12, т.е. сигнал фильтра 6 на предыдущем шаге. Сигнальный вход третьего коммутационного устройства 14 соединен с выходом фильтра 6, а управляющий вход - с выходом первого запоминающего устройства 9, и в случае, если производная сигнала линейного фильтра 6 больше предельного значения, происходит отключение выходного сигнала третьего коммутационного устройства 14 от второго входа сумматора 16. При этом на третий вход сумматора 16 подается сигнал фильтра 6, посредством четвертого коммутационного устройства 15, на управляющий вход которого поступает сигнал со второго блока «чистое запаздывание». Как ранее отмечалось, управляющий сигнал на выходе линейного фильтра 6 может изменяться во времени с фиксированной максимальной скоростью, поэтому необходимо сформировать область возможных изменений управляющего сигнала во времени и определить момент, когда он попадает в заданную область, и принять решение о присвоении сигналу соответствующего значения. Для этого был принят следующий алгоритм: если время, в течение которого управляющий сигнал принимает значения в сформированной области, меньше порогового, например, 1 с, то в качестве управляющего сигнала принимается сигнал, величина которого соответствует значению, запомненному вторым запоминающим устройством 12, а если больше порогового - величина управляющего сигнала соответствует текущему значению.

Для реализации ранее изложенного, в системе используются последовательно соединенные пятое коммутационное устройство 17, на сигнальный вход которого подают сигнал, соответствующий максимально возможному значению скорости изменения сигнала линейного фильтра 6, а на управляющий вход - сигнал с выхода первого запоминающего устройства 9, осуществляющего замыкание нормально разомкнутого контакта данного коммутационного устройства, интегрирующее устройство 18, второй сумматор 19, второй вход которого соединен с выходом фильтра 6, а третий, инвертирующий, вход соединен с выходом второго запоминающего устройства 12, второе пороговое устройство 20, срабатывающее при условии отрицательного значения сигнала второго сумматора 19, логический блок 21 «ИЛИ» и второй блок 22 «чистое запаздывание». Таким образом, формируется максимально возможное значение сигнала линейного фильтра 6. Для формирования минимально возможного значения используется третий сумматор 23, первый вход которого соединен с выходом интегрирующего устройства 18, второй вход соединен с выходом фильтра 6, а третий, инвертирующий, - с выходом второго запоминающего устройства 12. Также вводится третье пороговое устройство 24, вход которого соединен с выходом третьего сумматора 23, а выход - со вторым входом логического блока 21 «ИЛИ».

Кроме того, используются последовательно соединенные счетчик 25 времени, вход которого соединен с выходом первого запоминающего устройства 9 (отметим, что под воздействием ненулевого сигнала данного устройства осуществляется «запуск» счетчика 25 времени, а при нулевом сигнале - обнуление счетчика времени), четвертое пороговое устройство 26 и логический блок 27 «И», на второй вход которого подают сигнал с логического блока 21 «ИЛИ», фиксирующего нахождение сигнала фильтра 6 в заданной временной области. При совпадении единичных сигналов на выходах блоков 26 и 21 на выходе логического блока 27 «И» формируется сигнал, который подают на управляющий вход шестого коммутационного устройства 28, на сигнальный вход которого поступает сигнал со второго запоминающего устройства 12 и в качестве начальных условий передается на второй вход линейного фильтра 6. Отметим, что, при отключении сигнала второго запоминающего устройства 12, сигнал, соответствующий начальным условиям, на фильтр 6 не поступает.

Сигнал с выхода второго блока 22 «чистое запаздывание» подают на вторые входы первого 9 и второго 12 запоминающих устройств, тем самым обнуляют выходные сигналы данных блоков, а также подают его на второй вход четвертого коммутационного устройства 15, подключая сигнал фильтра 6 к третьему входу первого сумматора 16. Управляющий сигнал, логически зафильтрованный, с выхода данного сумматора поступает на первый вход вычислителя 5 тангажа и с его выхода на привод руля высоты, осуществляя автоматическое управление самолетом при заходе на посадку.

Как показали результаты моделирования предлагаемого способа автоматического управления самолетом при заходе на посадку, реализованного в системе автоматического управления в составе комплексной системы управления КСУ-35 для маневренного самолета Т-35, благодаря использованию логической фильтрации, удалось снизить уровень помех в управляющем сигнале и тем самым повысить точность захода самолета на посадку.

Отметим, что сформированный логический фильтр является универсальным и в настоящее время проходит летные испытания в системе автоматического управления тормозами на самолете Т-35 фирмы «Сухой».

Похожие патенты RU2449922C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ 2010
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Мурашов Геннадий Александрович
  • Штейнгардт Борис Хаскельевич
  • Канунникова Елена Валентиновна
RU2449923C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ 2012
  • Архипкин Юрий Николаевич
  • Гордеев Александр Викторович
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Казаков Евгений Васильевич
  • Кисин Евгений Николаевич
  • Любжин Игорь Александрович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Орлов Сергей Владимирович
  • Парамонов Виктор Николаевич
  • Похваленский Владимир Леонидович
  • Синевич Григорий Михайлович
  • Юдис Сергей Романович
  • Якубович Марк Михайлович
RU2537201C2
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2004
  • Кабачинский Владимир Викторович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Минеев Михаил Иванович
RU2284058C2
Способ управления самолетом при заходе на посадку 2016
  • Гомзин Александр Владиславович
  • Шалыгин Вадим Аполлонович
  • Зайцев Сергей Валентинович
RU2647816C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСАДКОЙ САМОЛЕТА 1993
  • Бабушкин С.А.
  • Вихнович Г.И.
  • Цвинтарный В.Я.
RU2040434C1
Устройство управления самолетом при заходе на посадку 2016
  • Гомзин Александр Владиславович
  • Шалыгин Вадим Аполлонович
  • Матвеев Илья Валерьевич
  • Зайцев Сергей Валентинович
RU2648537C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ САМОЛЕТА НА ПОСАДКЕ 2015
  • Гребёнкин Александр Витальевич
RU2588173C1
ЛЕТНО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСАДОЧНЫХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОРАБЕЛЬНОГО БАЗИРОВАНИЯ 1991
  • Кабачинский В.В.
  • Кузьмина Н.А.
  • Гуров В.Ф.
  • Мальцев В.И.
  • Бем Л.А.
  • Луняков В.С.
  • Сулацков Ю.И.
  • Калинин Ю.И.
  • Лапшин Г.М.
  • Минеев М.И.
  • Якушев А.Ф.
  • Токарев А.П.
  • Харин Е.Г.
RU2042583C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ 2006
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Куликов Владимир Евгеньевич
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Штейнгардт Борис Хаскельевич
  • Мурашов Геннадий Александрович
  • Пенский Павел Николаевич
RU2330792C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАХОДОМ НА ПОСАДКУ 1991
  • Пхор М.Л.
RU1823356C

Реферат патента 2012 года СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ

Изобретение относится к области автоматического управления самолетом, в частности к способам управления, обеспечивающим автоматический режим захода на посадку. В способе используют систему автоматического управления с логической фильтрацией управляющего сигнала глиссадного радиомаяка. Производят линейную фильтрацию управляющего сигнала. Если скорость изменения фильтрованного сигнала глиссадного радиомаяка превышает предельно допустимое значение, запоминают данное событие. Из фильтрованного управляющего сигнала глиссадного радиомаяка формируют и запоминают сигнал на предыдущем по времени шаге квантования. Формируют область возможных значений фильтрованного управляющего сигнала глиссадного радиомаяка во времени с учетом максимально возможной скорости его изменения. Если время, в течение которого управляющий сигнал глиссадного радиомаяка принимает значения в сформированной области, меньше порогового, то в качестве управляющего сигнала глиссадного радиомаяка принимают сигнал, величина которого соответствует значению, запомненному на предыдущем по времени шаге квантования, если больше порогового, то в качестве управляющего сигнала глиссадного радиомаяка принимают сигнал, величина которого соответствует текущему значению. На основе полученного логически фильтрованного управляющего сигнала глиссадного радиомаяка и сигналов угла тангажа и угловой скорости тангажа в вычислителе системы автоматического управления формируют управляющий сигнал и подают его на привод руля высоты, посредством которого осуществляют автоматическое управление самолетом при заходе на посадку. Достигается повышение точности захода самолета на посадку. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 449 922 C1

Способ автоматического управления самолетом при заходе на посадку, предусматривающий использование системы автоматического управления с фильтрацией управляющего сигнала глиссадного радиомаяка, отличающийся тем, что осуществляют логическую фильтрацию управляющего сигнала глиссадного радиомаяка, для чего сначала производят линейную фильтрацию данного сигнала, при этом, если скорость изменения фильтрованного сигнала глиссадного радиомаяка превышает предельно допустимое значение, запоминают данное событие, кроме того, из фильтрованного управляющего сигнала глиссадного радиомаяка формируют и запоминают сигнал на предыдущем по времени шаге квантования, формируют область возможных значений фильтрованного управляющего сигнала глиссадного радиомаяка во времени с учетом максимально возможной скорости его изменения, причем если время, в течение которого управляющий сигнал глиссадного радиомаяка принимает значения в сформированной области, меньше порогового, то в качестве управляющего сигнала глиссадного радиомаяка принимают сигнал, величина которого соответствует значению, запомненному на предыдущем по времени шаге квантования, если больше порогового, то в качестве управляющего сигнала глиссадного радиомаяка принимают сигнал, величина которого соответствует текущему значению, на основе полученного логически фильтрованного управляющего сигнала глиссадного радиомаяка и сигналов угла тангажа и угловой скорости тангажа в вычислителе системы автоматического управления формируют управляющий сигнал и подают его на привод руля высоты, посредством которого осуществляют автоматическое управление самолетом при заходе на посадку.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2449922C1

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ 2006
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Куликов Владимир Евгеньевич
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Штейнгардт Борис Хаскельевич
  • Мурашов Геннадий Александрович
  • Пенский Павел Николаевич
RU2330792C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСАДКОЙ САМОЛЕТА 1993
  • Бабушкин С.А.
  • Вихнович Г.И.
  • Цвинтарный В.Я.
RU2040434C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ 1978
  • Митриченко А.Н.
  • Лобанов В.Е.
  • Илюхин А.М.
  • Чернявский Д.Н.
  • Чикулаев М.С.
SU762327A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАХОДОМ НА ПОСАДКУ 1981
  • Пхор М.Л.
  • Сергиенко И.Е.
  • Попов С.И.
SU1012524A1
УСТРОЙСТВО ФАЗОВОЙ АВТОПОДСТРОЙКИ ГЕНЕРАТОРА ИМПУЛЬСОВ 2004
  • Чулков В.А.
RU2259630C1
Источник сейсмических сигналов 1983
  • Шагинян Альберт Семенович
  • Асан-Джалалов Алексей Георгиевич
  • Бугаец Александр Иванович
SU1141357A1
GB 1488744 A, 12.10.1977.

RU 2 449 922 C1

Авторы

Воробьев Александр Владимирович

Мурашов Геннадий Александрович

Штейнгардт Борис Хаскельевич

Канунникова Елена Валентиновна

Даты

2012-05-10Публикация

2010-11-15Подача