СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС Российский патент 2012 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение RU2451093C2

Изобретение относится к металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес.

Техническим результатом изобретения является повышение износостойкости рабочего слоя обода колеса по всей его глубине и высоких механических свойств диска колеса.

Известен способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес [1], заключающийся в их нагреве до температуры аустенизации, прерывистом охлаждении охладителем поверхности обода при вращении колеса и последующей выдержке колеса на воздухе. Расход охладителя в процессе всего времени охлаждения остается неизменным. При таком способе невозможно получить высокую износостойкость обода одновременно по всей его глубине, так как скорость охлаждения внутренних слоев металла обода всегда ниже, чем скорость охлаждения наружного слоя. Для получения во внутренних слоях металла структуры в виде тонкодисперсного пластичного перлита, обеспечивающую их высокую износостойкость, необходимо охлаждать поверхностный слой обода со скоростью выше оптимальной, предлагаемой [1], а это приведет к образованию в нем структуры типа мартенсита отпуска, склонной к выкрашиванию, обладающей малой износостойкостью.

В способе термической обработки железнодорожных колес [2], включающем нагрев до температуры аустенизации, прерывистую закалку обода путем подачи на него охладителя под давлением при вращении колеса, последующую выдержку колеса на воздухе и отпуск, в начале прерывистой закалки осуществляют 3-4-кратную импульсную подачу охладителя в течении 4-5 с в каждом импульсе с перерывом 2-3 с между импульсами. В дальнейшем подачу охладителя на поверхность колеса производят при постоянном расходе.

При использовании данного способа частично выравниваются свойства металла обода колеса при его глубине. Недостаток данного способа состоит в том, что за время первого и последующего импульсов поверхностные слои металла при содержании углерода более 0,65-0,67% успевают охладиться до окончания мартенситного превращения.

Наиболее близким по технической сущности заявляемому (прототипом) является способ термической обработки железнодорожных колес [3], включающий нагрев до температуры аустенизации, выдержку и прерывистое охлаждение поверхностного слоя в течение 110-220 с, отличающийся тем, что с целью повышения износостойкости рабочего слоя по всей глубине охлаждение проводят с удельным расходом охладителя сначала 0,009-0,01 л/(см2/с) в течение 80-30 с, затем 0,015-0,018 л/(см2/с) в течение 50-70 с и далее 0,009-0,01 л/(см2/с). При данном способе невозможно обеспечить близкую скорость охлаждения наружного слоя и внутренних слоев металла обода и, как следствие, невозможно избежать существенных различий в структуре и износостойкости металла непосредственно на поверхности и в глубине, невозможно обеспечить оптимальную структуру металла по всей глубине обода.

Техническим результатом изобретения является повышение износостойкости рабочего слоя обода за счет создания однородной структуры тонкопластичного перлита как непосредственно на поверхности, так и на глубине обода и увеличение механических свойств диска за счет дифференцированного охлаждения 3 элементов обода (2 торца обода и круг катания) независимо друг от друга.

Технический результат достигается тем, что заявленный способ термической обработки железнодорожных колес включает нагрев до температуры аустенизации, дифференцированное охлаждение рабочего слоя обода и его торца со стороны гребня в течение 300 с, при этом охлаждение рабочего слоя обода в первые 180 с осуществляют при дискретном увеличении расхода охладителя от 0,0005 до 0,02 л/(см2/с) на 0,0001 л/(см2/с) через каждые 15-30 с и в последующие 120 с при постоянном расходе охладителя до 0,5 л/(см2/с), а охлаждение торцевой поверхности обода со стороны гребня осуществляют воздухом с расходом 0,5 м3/(см2/с), затем колесо охлаждают на воздухе и проводят отпуск.

Отличительными признаками заявляемого способа является:

- плавное увеличение расхода охладителя в первые 180 секунд;

- равная скорость охлаждения зон обода за счет точной настройки форсунок по местоположению относительно поверхности обода и программируемого расхода охладителя на каждом элементе обода.

За счет заявляемого решения можно обеспечить одинаковую скорость охлаждения наружного слоя и внутренних слоев металла обода, максимально выровнять структуру металла на поверхности и в глубине, получив оптимальную структуру по всей толщине рабочего слоя обода. Это происходит за счет следующего. Наружный слой охлаждается при малом расходе охладителя, достаточном однако, чтобы получить оптимальную структуру металла в виде тонкодисперсного пластинчатого перлита без мартенсита отпуска. Слои на глубине 30-50 мм также охлаждаются со скоростью, близкой к оптимальной, за счет увеличения подачи охладителя на наружный слой.

Оптимальный расход охладителя по всем элементам обода и время его применения определяется предварительно опытным путем как расход, требуемый для получения необходимых свойств на глубине 30-50 мм.

Пример выполнения.

Термической обработке по предлагаемому способу подвергались колеса из стали двух плавок, химический состав которых приведен в таблице 1.

После нагрева до температуры аустенизации колеса подвергались закалке. Закалка колес производилась при их вращении со скоростью 30 об/мин. Общее время поверхностного охлаждения обода - 300 с, время дискретного охлаждения обода - первые 180 с, начальный удельный расход охладителя - 0,0005 л/(см2/с), его дискретное увеличение до оптимального удельного расхода охладителя (0,019 л/(см2/с) с увеличением на 0,0001 л/(см2/с), и далее в последующие 120 с после достижения удельного расхода охладителя 0,0185-0,019 л/(см2/с) при постоянном удельном расходе 0,033 л/(см2/с), совместно с охлаждением торцевой поверхности обода со стороны гребня воздухом с удельным расходом 0,5 м3/(см2/с). Параметры закалки колес по заявляемому способу приведены в таблице 2, результаты испытаний механических свойств, твердости и микроструктуры приведены в таблице 3.

Охладитель для закалки обода подавался через блок клапанов, открываемых по заданной программе охлаждения на три контура водяного охлаждения и один контур воздушного охлаждения, в которой программировалось по временным интервалам степень открытия водяных и воздушных клапанов. Тем самым обеспечивался плавный рост расхода охладителя от начального значения до оптимального. После закалки колеса подвергались охлаждению на воздухе во время транспортировки к отпускным печам и отпуску при оптимальной температуре.

Для сравнения предлагаемого и известного способа закалки [2] в таблице 2 приведены параметры расходов охладителя и в таблице 3 - результаты механических испытаний, твердость, микроструктура закаленного слоя по заявляемому способу и способу-прототипу.

Колеса, закаленные по заявляемому способу, для всех плавок на глубине до 30 мм имеют структуру тонкодисперсного пластинчатого перлита, равномерно переходящего на глубине 50 мм в пластинчатый перлит с минимальными участками феррита.

Таким образом, по сравнению с прототипом заявляемый способ позволяет получить структуру тонкодисперсного пластинчатого перлита, обладающего высокой износоустойчивостью как на поверхности, так и на глубине колес.

Источники информации

1. А.с. 724583. Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес. Заявители: ИЧМ, Нижнеднепровский трубопрокатный завод, НТМК. Опубл. 30.03.1980, бюл. №12.

2. А.с. 1425229. Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес. Заявитель: Нижнеднепровский трубопрокатный завод. Опубл. 23.09.1988 г., бюл. №35.

3. Патент 2140997. Способ термической обработки железнодорожных колес. Заявитель: ОАО "Выксунский металлургический завод". Опубл. 10.11.1999 г.

Похожие патенты RU2451093C2

название год авторы номер документа
Способ термической обработки железнодорожных колес из стали 2023
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
  • Флатов Виталий Геннадьевич
RU2825657C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2017
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Теляшов Николай Васильевич
  • Тимофеев Валерий Викторович
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Флатов Виталий Геннадьевич
RU2668872C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2020
  • Шведов Константин Николаевич
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
RU2763906C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1998
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Ефимов И.В.
  • Солдатова Т.Е.
  • Волков А.М.
  • Кондрушин А.И.
RU2140997C1
Способ термической обработки железнодорожных колес из стали 2023
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
RU2821214C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БАНДАЖЕЙ 2010
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Филатов Сергей Васильевич
  • Фомичев Максим Станиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Тимофеев Валерий Викторович
  • Петренко Юрий Петрович
  • Сухов Алексей Владимирович
  • Брюнчуков Григорий Иванович
  • Борц Алексей Игоревич
  • Федин Владимир Михайлович
RU2547375C2
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОГО УПРОЧНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2007
  • Киселев Сергей Николаевич
  • Саврухин Андрей Викторович
  • Неклюдов Алексей Николаевич
  • Кузьмина Галина Дмитриевна
  • Киселев Алексей Сергеевич
  • Киселев Александр Сергеевич
RU2353672C1
Способ термической обработки железнодорожных колес 2016
  • Савушкин Роман Александрович
  • Кякк Кирилл Вальтерович
  • Безобразов Юрий Алексеевич
  • Бройтман Олег Аркадьевич
  • Кабак Кирилл Михайлович
  • Перкунов Вячеслав Евгеньевич
RU2636777C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес. Для обеспечения высоких потребительских свойств железнодорожных колес за счет повышения износостойкости рабочего слоя обода колеса и механических свойств диска колеса осуществляют нагрев до температуры аустенизации, дифференцированное охлаждение рабочего слоя обода и его торца со стороны гребня в течение 300 с, при этом охлаждение рабочего слоя обода в первые 180 с осуществляют при дискретном увеличении расхода охладителя от 0,0005 до 0,02 л/(см2/с) на 0,0001 л/(см2/с) через каждые 15-30 с и в последующие 120 с при постоянном расходе охладителя до 0,5 л/(см2/с), а охлаждение торцевой поверхности обода со стороны гребня осуществляют воздухом с расходом 0,5 м3/(см2/с), затем колесо охлаждают на воздухе и проводят отпуск. 3 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 451 093 C2

Способ термической обработки железнодорожных колес, включающий нагрев до температуры аустенизации, дифференцированное охлаждение рабочего слоя обода и его торца со стороны гребня в течение 300 с, при этом охлаждение рабочего слоя обода в первые 180 с осуществляют при дискретном увеличении расхода охладителя от 0,0005 до 0,02 л/(см2/с) на 0,0001 л/(см2/с) через каждые 15-30 с и в последующие 120 с при постоянном расходе охладителя до 0,5 л/(см2/с), а охлаждение торцевой поверхности обода со стороны гребня осуществляют воздухом с расходом 0,5 м3/(см2/с), затем колесо охлаждают на воздухе и проводят отпуск.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2451093C2

Способ термической обработки железнодорожных колес 1986
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Загайнов Виктор Семенович
  • Козопасов Евгений Васильевич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Узлов Иван Герасимович
  • Макаева Татьяна Сергеевна
  • Шаповал Евгений Андреевич
  • Школа Владлен Иванович
SU1368337A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1988
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Перков Олег Николаевич
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Шаповал Евгений Андреевич
  • Орещенко Виктор Федорович
  • Рогальский Анатолий Викторович
  • Липовский Ефим Григорьевич
  • Корогодская Мая Ирмановна
  • Антипов Борис Федорович
  • Конышев Аркадий Андреевич
SU1636461A1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1998
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Ефимов И.В.
  • Солдатова Т.Е.
  • Волков А.М.
  • Кондрушин А.И.
RU2140997C1
DE 26172294 A1, 27.10.1977.

RU 2 451 093 C2

Авторы

Кушнарев Алексей Владиславович

Фомичев Максим Станиславович

Киричков Анатолий Александрович

Теляшов Николай Васильевич

Тимофеев Валерий Викторович

Петренко Юрий Петрович

Флатов Виталий Геннадьевич

Даты

2012-05-20Публикация

2010-03-29Подача