СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС Российский патент 1999 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение RU2140997C1

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес.

Известен способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колос, заключающийся в их нагреве до температуры аустенизации, прерывистом охлаждении поверхности обода при вращении колеса охладителем, расход которого в процессе всего времени охлаждения остается неизменным (см. фиг.1а), последующей выдержке колеса на воздухе.

При таком способе невозможно получить высокую износостойкость обода одновременно по всей его глубине, так как скорость охлаждения внутренних слоев металла обода всегда ниже, чем скорость охлаждения наружного слоя. Чтобы получить во внутренних слоях структуру тонкодисперсного пластинчатого перлита, обеспечивающую их высокую износостойкость, необходимо охлаждать поверхностный слой обода со скоростью выше оптимальной, что приведет к образованию в нем структуры типа мартенсита отпуска, склонной к выкрашиванию, обладающей малой износостойкостью.

В способе термической обработки железнодорожных колес, включающем нагрев до температуры аустенизации, прерывистую закалку обода путем подачи на него охладителя под давлением при вращении колеса, последующую выдержку колеса на воздухе и отпуск, в начале прерывистой закалки осуществляют 3-4-кратную импульсную подачу охладителя в течении 4-5 с в каждом импульсе с перерывом 2-3 с между импульсами /2/. В дальнейшем подачу охладителя на поверхность колеса производят при постоянном расходе (фиг.1б). При использовании данного способа частично выравниваются свойства металла обода колеса по его глубине. Недостаток данного способа состоит в том, что за время первого и последующего импульсов поверхностные слои металла при содержании углерода более 0,65-0,67% успевают охладиться до окончания мартенситного превращения.

Наиболее близким по технической сущности заявляемому (прототипом) является способ термической обработки железнодорожных колес, включающий нагрев до температуры аустенизации, выдержку и прерывистое охлаждение поверхностного слоя в течение 110-220 с, отличающийся тем, что с целью повышения износостойкости рабочего слоя по всей глубине, охлаждение проводят с удельным расходом охладителя сначала 0,009-0,01 л/(см2•с) в течении 80-30 с, затем 0,015-0,018 л/(см2•с) в течение 50-70 с и далее 0,009-0,01 л/(см2•с) (фиг. 1в).

При данном способе невозможно обеспечить близкую скорость охлаждения наружного слоя и внутренних слоев металла обода и, как следствие, невозможно избежать существенных различий в структуре и износостойкости металла непосредственно на поверхности и в глубине, невозможно обеспечить оптимальную структуру металла по всей глубине обода особенно при термообработке колес с высоким содержанием углерода, например колес класса "С" по стандарту Ассоциации Американских железных дорог AAR М-107 с содержанием углерода 0,64-0,80%.

Целью предлагаемого решения является повышение износостойкости рабочего слоя обода за счет создания структуры тонкопластинчатого перлита как непосредственно на поверхности, так и на глубине.

Указанная цель достигается тем, что в заявляемом способе термической обработки железнодорожных колес, включающем нагрев до температуры аустенизации, прерывистое охлаждение поверхностного слоя обода, последующую выдержку колеса на воздухе и отпуск, расход охладителя в первые 20-40 с увеличивается линейно от 0,001-0,003 л/(см2•с) до оптимального значения, определяемого содержанием (C + 1/4 Mn), где C и Mn - процентное содержание в стали соответственно углерода и марганца, а далее остается неизменным (фиг.1г).

Отличительными признаками заявляемого способа является:
- линейное увеличение расхода охладителя в первые 20-40 секунд;
- увеличение расхода охладителя производится от 0,001-0,003 л/(см2•с) до оптимального значения, определяемого значением (C + 1/4 Mn), где C и Mn - процентное содержание в стали соответственно углерода и марганца.

За счет заявляемого решения можно обеспечить близкую скорость охлаждения наружного слоя и внутренних слоев металла обода, максимально выровнять структуру металла на поверхности и в глубине, получив оптимальную структуру по всей толщине рабочего слоя обода, в том числе и для колес о высоким содержанием углерода, например колес класса "C" по стандарту Ассоциации Американских железных дорог AAR M-107 с содержанием углерода 0,64-0,80%. Это происходит за счет следующего. Наружный слой охлаждается при малом расходе охладителя, достаточном однако, чтобы получить оптимальную структуру металла в виде тонкодисперсного пластинчатого перлита без мартенсита отпуска. Слои на глубине 20-30 мм также охлаждаются со скоростью, близкой к оптимальной, за счет увеличения подачи охладителя на наружный слой.

Оптимальный расход охладителя определяется предварительно на основании термокинетических диаграмм или опытным путем как расход, требуемый для получения необходимых свойств на глубине 30-50 мм.

Для колес с невысоким содержанием углерода время увеличения расхода охладителя выбирается минимальным, а начальный расход максимальным. Для колес с высоким содержанием углерода время линейного увеличения расхода охладителя выбирается максимальным, а начальный расход минимальным.

Пример выполнения.

Термической обработке по предлагаемому способу подвергались колеса из стали трех плавок, химический состав которых приведен в таблице 1.

После нагрева до температуры аустенизации колеса подвергались закалке. Закалка колес производилась при их вращении со скоростью 100 об/мин. Параметры закалки колес по заявляемому способу приведены в таблице 2.

Охладитель для закалки обода подавался через клапан, открываемый электродвигателем за 320-40 с от начала охлаждения. Тем самым обеспечивался линейный рост расхода охладителя от начального значения до оптимального. После закалки колеса подвергались подстуживанию на воздухе и отпуску при оптимальной температуре.

Для получения сравнительных данных параллельно проводилась термообработка железнодорожных колес тех же плавок по способу-прототипу. В таблице 3 и 4 приведены механические свойства колес после термообработки.

У колес, закаленных по известному способу, структура на глубине до 5 мм от поверхности катания для плавок 2 и 3 представляла из себя мартенсит отпуска, а в переходной зоне сорбит с участками сетки феррита, а для плавки 1 на глубине до 20 мм - тонкодисперсный пластинчатый перлит.

У колес, закаленных по заявляемому способу, для всех плавок на глубине до 5 мм тонкодисперсный пластинчатый перлит, равномерно переходящий на глубине 20-30 мм в пластинчатый перлит с минимальными участками феррита.

Таким образом, по сравнению с прототипом заявляемый способ позволяет получить структуру тонкодисперсного пластинчатого перлита, обладающего высокой износоустойчивостью как на поверхности, так и на глубине колес с различным содержанием углерода, например колес класса "C" по стандарту Ассоциаций Американских железных дорог AAR M-107 с содержанием углерода 0,64-0,80%.

Похожие патенты RU2140997C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2017
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Теляшов Николай Васильевич
  • Тимофеев Валерий Викторович
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Флатов Виталий Геннадьевич
RU2668872C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2010
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Фомичев Максим Станиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Теляшов Николай Васильевич
  • Тимофеев Валерий Викторович
  • Петренко Юрий Петрович
  • Флатов Виталий Геннадьевич
RU2451093C2
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2020
  • Шведов Константин Николаевич
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
RU2763906C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БАНДАЖЕЙ 2010
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Филатов Сергей Васильевич
  • Фомичев Максим Станиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Тимофеев Валерий Викторович
  • Петренко Юрий Петрович
  • Сухов Алексей Владимирович
  • Брюнчуков Григорий Иванович
  • Борц Алексей Игоревич
  • Федин Владимир Михайлович
RU2547375C2
Устройство для охлаждения обода при термоупрочнении железнодорожных колёс 2015
  • Васенина Елена Маратовна
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Седышев Александр Игоревич
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
RU2612479C1
Сталь и цельнокатаное колесо, изготовленное из неё 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Изотов Владимир Ильич
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Александр Игоревич
RU2615425C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1998
  • Сидоров И.П.(Ru)
  • Антипов Б.Ф.(Ru)
  • Королев С.А.(Ru)
  • Тарасова Валентина Андреевна
  • Ефимов И.В.(Ru)
  • Яндимиров А.А.(Ru)
  • Солдатова Т.Е.(Ru)
  • Чаруйский Э.А.(Ru)
  • Кондрушин А.И.(Ru)
RU2138565C1
Способ термической обработки колес 1990
  • Ващенко Александр Константинович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Башнин Юрий Алексеевич
  • Рыков Валерий Александрович
  • Коваленко Виктор Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Озимин Виктор Михайлович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
SU1788046A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 140 997 C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес. Техническим результатом изобретения является повышение износостойкости рабочего слоя обвода колеса по всей его глубине. Это обеспечивается тем, что при термической обработке железнодорожных колес, включающей нагрев до температуры аустенизации, прерывистое охлаждение поверхностного слоя обода, последующую выдержку колеса на воздухе и отпуск, расход охладителя в первые 20 - 40 с увеличивают линейно от 0,001 - 0,003 л/(см2 • с) до оптимального значения, определяемого содержанием (С + 1/4Mn), где С и Mn - процентное содержание в стали соответственно углерода и марганца. 4 табл., 4 ил.

Формула изобретения RU 2 140 997 C1

Способ термической обработки железнодорожных колес, включающий нагрев до температуры аустенизации, прерывистое охлаждение поверхностного слоя обода, последующую выдержку колеса на воздухе и отпуск, отличающийся тем, что расход охладителя в первые 20 - 40 с увеличивается линейно от 0,001 - 0,003 л/(см2 • c) до оптимального значения, определяемого содержанием (C + 1/4Mn), где C и Mn-процентное содержание в стали соответственно углерода и марганца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2140997C1

Способ термической обработки железнодорожных колес 1986
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Загайнов Виктор Семенович
  • Козопасов Евгений Васильевич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Узлов Иван Герасимович
  • Макаева Татьяна Сергеевна
  • Шаповал Евгений Андреевич
  • Школа Владлен Иванович
SU1368337A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1977
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Антипов Борис Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Перков Борис Алексеевич
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Бабич Владимир Константинович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Чурсин Владлен Герасимович
  • Ларин Тимофей Васильевич
SU724583A1
Способ термической обработки цельно-КАТАННыХ жЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Башнин Юрий Алексеевич
  • Узлов Иван Герасимович
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Морозова Галина Степановна
  • Костенко Анатолий Александрович
  • Галкин Валерий Константинович
  • Босис Зинаида Марковна
  • Закорко Жаннета Борисовна
SU831820A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1985
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Узлов Иван Герасимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
SU1425229A1
Механизированная поточная линия для изготовления штампокатаных колес 1989
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Васильковский Виталий Панкратьевич
  • Тубольцев Юрий Григорьевич
  • Блик Федор Семенович
  • Игнатьев Юрий Павлович
  • Илюкович-Страковский Александр Будимирович
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Богачев Станислав Павлович
SU1750822A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1977
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Перков Олег Николаевич
SU656717A1
RU 2004605 C1, 13.12.98.

RU 2 140 997 C1

Авторы

Сидоров И.П.

Антипов Б.Ф.

Королев С.А.

Ефимов И.В.

Солдатова Т.Е.

Волков А.М.

Кондрушин А.И.

Даты

1999-11-10Публикация

1998-08-05Подача