Способ термической обработки железнодорожных колес Советский патент 1991 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU1636461A1

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес.

Цель изобретения - повышение стойкости обода к контактным повреждениям за счет увеличения твердости.

Проводят термическую обработку вагонных колес диаметром 950 мм двух плавок, химический состав которых приведен в табл.1.

Нагретые до 850°С колеса упрочняют в закалочной матине, оборудованной спрейерами с независимым регулированием интенсивности подачи воды на различные элементы колеса.

При термическом упрочнении обода охлаждение боковых поверхностей обода производят с самого начала охлаждения с повышенным удельным расходом охладителя 0,015-0,018 с) в течение 70-100 с и затем до конца охлаждения - 0,009-0,010 л/(гм2-с), Поверхность катания охлаждается по следующему режиму: в течение 20- 30 с с начала охлаждения с удельным расходом 0,009-0,010 д/(смг-с), затем в течение 50-70 с с 0,015-0,18 л/{см сУ и окончательное охлаждение с 0,009- 0,010 л/(см2-с). колеса после охлаждения в закалочной машине подвергают отпуску при 500°С в течение 2 ч.

Положительный эффект - увеличение контактной прочности в зонах обода, примыкающих к боковым поверхностям, что подтверждается повышением значений твердости материала,

Од СО

О -U

ОЭ

достигается при охлаждении боковых поверхностей с повышенной интенсивностью в течение 70-100 с. Увеличение длительности охлаждения с повышенной интенсивностью более 100 с не обеспечивает дополнительного повышения прочностных свойств материала обода и поэтому нецелесообразно. При длительности подачи воды с повышенной интенсивностью менее 70 с не обеспечивается увеличение значений твердости материала на глубине 50 мм по сравнению с известным способом.

В табл.2 приведены режимы охлаждения обода по предлагаемому способу и известному способу - охлаждение поверхности катания и боковых граней 0,009-0,010 л/(смг-с) 20-30 с, затем 0,015-0,018 л/(см2-с) 50-70 с и окончательное охлаждение 0,009- 0,010 л/|см2-с).

Результаты механических испытаний приведены в табл.3.

Предлагаемый способ термической обработки колес обеспечивает формирование структуры мелкодисперсного перлита по всей толщине рабочего слоя обода с повышением прочностных характеристик и износостойкости материала обода на глубине предельного износа 50 мм от поверхности ка .тания. В зонах-обода, подвергаадих- ся повышенным контактным нагрузкам, обеспечивается увеличение стойкости материала к пластическому деформированию при контактном нагружении. В поверхностных слоях боковых сторон обода на глубине до 10 мм наблю

даются структуры промежуточного типа и отпущенного мартенсита с твердостью до 350 НВ, которые не окааы- j вают вреднего влияния на свойства колеса, поскольку эти зоны не подвергаются износу.

Таким образом, применение предлагаемого способа обеспечивает увели - чение контактной прочности материала обода в зонах обода, примыкающих к боковым его поверхностям, и тем самым повышает стойкость обода к4 контактным повреждениям типа Остроконечный накат гребня и Круговой наплыв на фаску и увеличивает срок службы колеса.

Формула изобретения

Способ термической обработки железнодорожных колес, включающий нагрев до температуры аустенитизации,выдержку и прерывистое охлаждение обода с различным удельным расходом охладителя: на поверхность катания обода - сначала 0,009-0,010 л/(см2. с)в течение 20-30 с,.затем 0,015-0,018 л/{см -с)в течение 50-70 с и окончательное ох

лаждение 0,009-0,010 л(см с на боковые грани обода 0,015-0,018 с) и окончательное охлаждение 0,009- 0,010 лДрм2. с), отличающий- с я тем, что, с целью повышения стойкости обода к контактным повреждениям за счет увеличения твердости, охлаждение боковых граней обода с . удельным расходом охладителя 0,015- 0,018 лДсмг« с) ведут с начала охлаждения обода в течение 70-100 с.

Похожие патенты SU1636461A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки железнодорожных колес 1986
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Загайнов Виктор Семенович
  • Козопасов Евгений Васильевич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Узлов Иван Герасимович
  • Макаева Татьяна Сергеевна
  • Шаповал Евгений Андреевич
  • Школа Владлен Иванович
SU1368337A1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2017
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Теляшов Николай Васильевич
  • Тимофеев Валерий Викторович
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Флатов Виталий Геннадьевич
RU2668872C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2010
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Фомичев Максим Станиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Теляшов Николай Васильевич
  • Тимофеев Валерий Викторович
  • Петренко Юрий Петрович
  • Флатов Виталий Геннадьевич
RU2451093C2
Способ термической обработки железнодорожных колес из стали 2023
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
RU2821214C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2020
  • Шведов Константин Николаевич
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
RU2763906C1
Способ термической обработки колес 1990
  • Ващенко Александр Константинович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Башнин Юрий Алексеевич
  • Рыков Валерий Александрович
  • Коваленко Виктор Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Озимин Виктор Михайлович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
SU1788046A1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1998
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Ефимов И.В.
  • Солдатова Т.Е.
  • Волков А.М.
  • Кондрушин А.И.
RU2140997C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2010
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Волков Константин Владимирович
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Могильный Виктор Васильвич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2449045C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОГО УПРОЧНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2007
  • Киселев Сергей Николаевич
  • Саврухин Андрей Викторович
  • Неклюдов Алексей Николаевич
  • Кузьмина Галина Дмитриевна
  • Киселев Алексей Сергеевич
  • Киселев Александр Сергеевич
RU2353672C1
Цельнокатаное колесо из стали 2021
  • Шведов Константин Николаевич
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
  • Брюнчуков Григорий Иванович
RU2773729C1

Реферат патента 1991 года Способ термической обработки железнодорожных колес

Изобретение относится к металлургии, конкретно к термической об- работке железнодорожных колес. Цель- повышение стойкости обода к контактным повреждениям за счет увеличения твердости. Способ включает нагрев до температуры аустенитнзации, выдержку и прерывистое охлаждение обода: поверхность катания 20-30 с с удельным расходом охладителя 0,009- 0,010 л/(смг- с); затем 50-70 с с 0,015- 0,018 л/(смг-с)и окончательное охлаждение с 0,009-0,010 л/(см2 с); боковые грани обода 70-100с с 0,015- 0,018 л/(см2- с) и окончательное охлаждение с 0,009-0,010 с). Способ позволяет повысить твердость обода на глубине 50 мм, увеличить стойкость к контактным повреждениям и срок службы. 3 табл. (Л

Формула изобретения SU 1 636 461 A1

Таблица 1

Плавка

Предлагаемый способ

285 285 302 302

Известный способ

1000 11

20

Редактор Н.Бобкова

Составитель В.Русаненко Техред А.Кравчук

Таблица 2

311 302 321 311

302

277

285

285

Корректор Л.Патай

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1636461A1

Богданов А.Ф., Чурсин В.Г
Эксплуатация и ремонт колесных пар вагонов
М.: Транспорт, 1985, с.270
Способ термической обработки железнодорожных колес 1986
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Загайнов Виктор Семенович
  • Козопасов Евгений Васильевич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Узлов Иван Герасимович
  • Макаева Татьяна Сергеевна
  • Шаповал Евгений Андреевич
  • Школа Владлен Иванович
SU1368337A1

SU 1 636 461 A1

Авторы

Мирошниченко Николай Григорьевич

Данченко Нинель Ивановна

Перков Олег Николаевич

Подольский Станислав Евгеньевич

Шмаков Евгений Николаевич

Шаповал Евгений Андреевич

Орещенко Виктор Федорович

Рогальский Анатолий Викторович

Липовский Ефим Григорьевич

Корогодская Мая Ирмановна

Антипов Борис Федорович

Конышев Аркадий Андреевич

Даты

1991-03-23Публикация

1988-06-17Подача