СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШТАНГИ ТОКОПРИЕМНИКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2012 года по МПК B60L5/12 

Описание патента на изобретение RU2453447C1

Изобретение относится к электротранспорту и может быть использовано для электромобилей различного назначения, в частности в токоприемнике троллейбуса.

Известна четырехступенчатая штанга токоприемника троллейбуса, изготовленная из легированной стали. Штанга имеет предварительный выгиб вверх, что обеспечивает прохождение троллейбусов под искусственными сооружениями, где высота подвески контактного провода снижается.

Однако значительная масса такой штанги и ее жесткость приводят к большим колебаниям силы контактного нажатия на провод при изменении уровня его подвески, что вызывает недостаточную устойчивость токосъемника на контактной сети, повышает износ угольной вставки и контактного провода, служит причиной интенсивных искрений на участках с уклоном провода вверх по движению и, следовательно, не обеспечивает надежности работы транспорта. Кроме того, штанга требует надежной электроизоляции, не менее из трех последовательных ступеней.

Известна также штанга токоприемника троллейбуса, выполненная в виде трубы из стеклопластика и снабженная гибкой стяжкой, размещенной эксцентрично внутри трубы и обеспечивающей ее изгиб.

Указанная конструкция не позволяет компенсировать прогиб штанги транспортного средства при изменениях высоты контактного провода относительно дорожного покрытия, что также снижает надежность работы штанги.

Известен также способ изготовления штанги, принятый авторами за прототип (Патент Российской Федерации №2026796, кл. В60 5/12, 1991 г.), при котором штанга токоприемника транспортного средства представляет собой полый стержень, выполненный из концентрических слоев, пропитанных полимерным связующим волокон армирующего материала, расположенного как по винтовой линии, так и вдоль стержня.

Такая конструкция из-за отсутствия выгиба штанги вверх не обеспечивает надежного контакта токосъемной головки токоприемника с контактным проводом при изменении его высоты, особенно при проезде сети на участках с наименьшим уровнем подвески контактного провода.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение этих недостатков и, как следствие, повышение электробезопасности и пожарной безопасности троллейбусного транспорта.

Нами предлагаются штанга, содержащая втулку для крепления штанги на транспортном средстве, устройство для установки токосъемной головки и корпус из композитного материала, выполненный в виде полого стержня переменного сечения с постоянной толщиной, состоящего из концентрических слоев, пропитанных полимерным связующим волокон армирующего материала, расположенного как вдоль, так и по винтовым линиям, отличающаяся тем, что осевые слои корпуса выполнены плавно изогнутыми вверх относительно продольной оси втулки.

Придание корпусу предварительного выгиба позволяет компенсировать прогиб штанги, создаваемый силой нажатия токосъемной головки токоприемника на контактный провод, что значительно повышает надежность токопередачи при работе в любых условиях и обеспечивает стабильный контакт с контактным проводом.

На фиг.1 представлена штанга, общий вид; на фиг.2 показан поперечный разрез А-А; на фиг.3 - продольный разрез Б-Б основания штанги; на фиг.4 - продольный разрез В-В вершины штанги.

Штанга содержит корпус 1, втулку 2 для крепления штанги на транспортном средстве и устройство 3 для установки токосъемной головки.

Корпус 1 штанги представляет собой полый изогнутый стержень, продольная ось 6 которого имеет форму упругой линии. Корпус изготовлен из выгнутых вверх концентрических слоев 4, 5, пропитанных связующим волокон армирующего материала. Слои 4 расположены по винтовым линиям и в зависимости от угла укладки воспринимают как изгибные нагрузки, так и нагрузки от крутящего момента. Слои 5 расположены вдоль корпуса 1 и воспринимают изгибные нагрузки. Возможна укладка армирующего материала только по винтовым линиям под небольшим углом к горизонтальной оси.

Могут быть использованы стекло, органо- и другие волокна, а в качестве полимерной матрицы - связующие, например, на основе эпоксидных и полиэфирных смол.

Укладка слоев может производиться методом протяжки, намотки, выкладки и другими способами, применяемыми при изготовлении изделий из полимерно-композиционных материалов. При этом величина выгиба корпуса штанги зависит от условий эксплуатации, типа транспортного средства, на котором она установлена, характера контактной сети и др. и обеспечивается технологическим процессом изготовления корпуса.

Для обеспечения надежности работы штанги токоприемника необходимо чтобы ее выгиб мог компенсировать прогиб, возникающий за счет нажатия головки токосъемника на контактный провод.

Изготовление изогнутого корпуса штанги может осуществляться, например, следующим способом. На оправку укладывают несколько слоев из пропитанных связующим волокон армирующего материала до достижения расчетной толщины корпуса. Затем производится предварительная термообработка заготовки корпуса, по окончании которой оправку удаляют из заготовки корпуса. Далее заготовку изгибают в соответствии с профилем и в таком состоянии окончательно отверждают.

Штанга работает следующим образом. Корпус 1 с помощью втулки 2 крепится на транспортном средстве. На устройстве 3 штанги монтируется токосъемная головка. Корпус с токосъемной головкой подпружинивается к контактному проводу. Ток от контактного провода по токопроводу (не показан), расположенному в центральном отверстии корпуса 1, передается к тяговому электродвигателю транспортного средства, при движении на участках с уменьшенным уровнем подвески контактного провода от поверхности дорожного покрытия увеличивается сила нажатия токосъемной головки токоприемника на провод и выгиб штанги уменьшается, что компенсирует прогиб штанги.

Предлагаемая конструкция штанги из полимерно-композиционного материала обеспечивает надежную работу токоприемника транспортного средства, исключает аварии за счет потери контакта головки с проводом или из-за механического разрушения штанги даже при проезде контактной сети на участках с наименьшим уровнем подвески контактного провода, повышает электробезопасность троллейбусов, обеспечивает снижение отказов на линии и расходов на эксплуатацию машин и контактной сети.

Похожие патенты RU2453447C1

название год авторы номер документа
Штанга токоприемника троллейбуса 1982
  • Равенский Юрий Сергеевич
  • Кондратьева Вероника Тихоновна
  • Лапука Василий Григорьевич
  • Великодная Елена Яковлевна
  • Трегубенко Михаил Григорьевич
  • Ивин Кирилл Владимирович
  • Тимофеев Николай Яковлевич
SU1060513A1
ТОКОСЪЕМНАЯ ШТАНГА ТРОЛЛЕЙБУСА 2009
  • Куликов Алексей Михайлович
  • Карпейкин Игорь Сергеевич
  • Солодухина Ольга Владимировна
  • Глинкин Михаил Владимирович
  • Скиба Олег Викторович
  • Трофимова Мария Владимировна
  • Годер Соломон Липович
  • Шокин Геннадий Игоревич
RU2412069C1
ЛАГШМ. Кл. В б'О/ 5/14УДК 621.3i36.613i(088.8) 1973
  • Д. Б. Кожахмедов С. С. Музгин Институт Горного Дела Казахской Сср
SU375218A1
ТОКОПРИЕМНИК ДЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА 2018
  • Рыков Анатолий Аркадьевич
  • Рыков Сергей Анатольевич
  • Сопов Валентин Иванович
RU2690946C1
ТОКОСЪЕМНАЯ ШТАНГА ТРОЛЛЕЙБУСА 2011
  • Карпейкин Игорь Сергеевич
  • Куликов Алексей Михайлович
  • Карпейкин Алексей Игоревич
  • Куликов Денис Алексеевич
RU2527598C2
ТОКОПЕРЕДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО АУКСТОЛЬКЕРА 1995
  • Аукстолькер Борис Лейзерович
RU2096197C1
Токоприемник безрельсового транспортного средства 1988
  • Юпатов Станислав Константинович
  • Юпатов Александр Станиславович
  • Трошин Юрий Анатольевич
SU1588581A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УЛАВЛИВАНИЯ ШТАНГ ТОКОПРИЕМНИКОВ ТРОЛЛЕЙБУСА 2001
  • Хорошилов Владимир Петрович
  • Скоромыслов Н.П.
  • Кабезький В.И.
  • Грачев Юрий Иванович
  • Жушма Антонина Павловна
RU2209143C1
Штанга токоприемника троллейбуса 1981
  • Зотов Юрий Анатольевич
  • Равенский Юрий Сергеевич
  • Степаненко Николай Павлович
  • Великодная Елена Яковлевна
SU1088961A1
Токоприемник транспортного средства 1977
  • Архипов Валерий Николаевич
  • Паршкин Эдуард Михайлович
  • Селезнев Анатолий Михайлович
  • Федоров Владимир Николаевич
SU713716A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 453 447 C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШТАНГИ ТОКОПРИЕМНИКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Способ изготовления штанги токоприемника транспортного средства, например троллейбуса, заключается в изготовлении втулки для крепления штанги на транспортном средстве и устройства для установки токосъемника и корпуса из композитного материала, включающего в себя осевые слои армирующего материала. Слои выполнены плавно изогнутыми вверх относительно продольной оси втулки. Технический результат заключается в обеспечении надежной работы токоприемника, повышении электробезопасности троллейбуса. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 453 447 C1

Способ изготовления штанги токоприемника транспортного средства, например, троллейбуса, содержащей втулку для крепления штанги в штангодержателе токоприемника, устройство для установки головки токоприемника и корпус в виде полого стержня на основе композитного материала, состоящего из концентрических слоев пропитанного полимерным связующим армирующего материала, расположенного как по винтовым линиям, так и вдоль оси стержня, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде полого стержня переменного сечения с постоянной толщиной, с осевыми слоями, плавно изогнутыми вверх относительно продольной оси втулки штангодержателя токоприемника.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2453447C1

Штанга токоприемника троллейбуса 1982
  • Равенский Юрий Сергеевич
  • Кондратьева Вероника Тихоновна
  • Лапука Василий Григорьевич
  • Великодная Елена Яковлевна
  • Трегубенко Михаил Григорьевич
  • Ивин Кирилл Владимирович
  • Тимофеев Николай Яковлевич
SU1060513A1
ТОКОСЪЕМНАЯ ШТАНГА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Рогов В.А.
  • Рогова Т.В.
RU2026796C1
DE 3201568 A1, 28.07.1983
WO 8607018 A1, 04.12.1986.

RU 2 453 447 C1

Авторы

Гусев Сергей Алексеевич

Юсуфов Махач Асадуллаевич

Парфенова Нина Никитична

Лункина Галина Васильевна

Махова Елена Ивановна

Ениколопова Новелла Борисовна

Лактюшина Ирина Анатольевна

Лысова Ирина Валентиновна

Власова Лидия Александровна

Даты

2012-06-20Публикация

2011-01-31Подача