1
Изобретение относится к области электрического транспорта, и может найти применение в устройствах для автоматического подключения к контактной сети и отключения от нее токоириемников дизель-троллейвозов, троллейно-аккумуляторных и троллейно-кабельных машин, троллейбусов и пр. транспортных средств, снабжающихся электроэнергией через штанговые токоприемники.
В настояш,ее время известно устройство для автоматического подключения к контактной сети и отключения от нее токоприемников дизель-троллейвозов, применяемое, в частности, на карьере.
Основными элементами известного устройства являются два V-образных ловителя, которые подвешиваются к П-образной опорной конструкции и крепятся к концам контактных проводов.
Контактная сеть оборудуется двумя такими устройствами. Одно из них устанавливается на входе в контактную сеть и служит для подключения к ней токоприемников транспортного средства. Другое устройство монтируется в конце контактной сети и служит для отключения токоприемников от сети. При подключении к контактной сети контактные головки токоприемников движуш,егося транспортного средства, располагавшиеся до этого выше уровня контактных проводов, наезжают на ловители и, перемещаясь по их наклонно расположенным желобам, подсоединяются к контактным проводам. Прн этом штанги токоприемников отжимаются вниз, т. е. угол их наклона относительно горизонтальной плоскости уменьщается.
Отключение токоприемников от контактных проводов осупдествляется в конце сети. При этом головки токоприемников вначале перемещаются по контактным проводам, а затем попадают в ловители. Дальнейшее движение головок по наклонным желобам ловителей связано с постепенным подъемом токоприемников под действием усилия их пружин до упора
штанг во впадины, имеющегося на транспортном средстве штангодержателя (угол наклона штанг токоприемников относительно горизонтальной плоскости постепенно увеличивается до максимального значения). После выхода транспортного средства из-иод контактной сети головки токоприемников оказываются расположенными выше уровня контактных проводов.
Недостатком известного устройства является то, что прн отключении от контактной сети штанги токоприемпиков поднимаются вверх и тем самым высота транспортного средства упеличивается. Это создает неудобства при эксплуатации транспортных средств. Нал зимер,
на участках дорог, которые пересекаются коитактными проводами, затрудняется автономное движение транспортных машин с комбинированными системами энергопитания (дизель-троллейвозов, троллейно-аккумуляторных, троллейно-кабельных и др. машин), так как концы штанг их токоприемников в этом случае выступают выше уровня контактной сети. С этим же недостатком связана необходимость значительного увеличения расходов на сооружение транспортных коммуникаций, особенно при эксплуатации машин в подземных условиях (на шахтах и рудниках, а также при строительстве туннелей, гидросооружений и т. д.).
Цель изобретения - отключение токоприемников от контактной сети таким образом, чтобы при этом штанги не поднимались вверх, а опускались значительно ниже уровня контактных проводов и закреплялись под крюками штангодержателя, имеющегося на транспортном средстве, почти не увеличивая высоты последнего.
Цель достигается тем, что устройство снабжено двумя контактными направляющими, закрепленными в рассечке контактного провода одним концом - жестко, а другим - шарнирно с корытообразными изгибами в вертикальной и горизонтальной плоскости, обеспечивающими автоматическое опускание токоприемников вниз и закрепление их под крюками имеющегося на транспортном средстве штангодержателя. Конфигурация контактных направляющих обеспечивает также возможность автоматического подключения токоприемников к контактной сети.
На фиг. 1 изображено устройство в продольном разрезе (вид сбоку); на фиг. 2 - вид устройства в плане; на фиг. 3 - схема последовательных положений штанг токоприемников при подключении их к контактной сети и отключении от нее (на схеме показано сечение штанг плоскостью, лежащей в плоскости штангодержателя), где Яш - ход штанги по высоте,
Ьщ. - расстояние между штангами,
LK - расстояние между крюками,
LTI - расстояние между контактными
проводами, Lij -то же между направляющими.
На опорной конструкции / с помощью изоляторов закреплены М-образный ловитель 2, изготовленный, в частности, из листового материала в виде двух соеди-ненных изоляционными элементами желобов, и две контактные направляющие 3, изготовленные в виде изогнутых в двух плоскостях (вертикальной и горизонтальной) металлических или неметаллических полос.
В вертикальной плоскости каждая из контактных направляющих 3 изогнута в виде нагруженной поперечной силой упругой балки, защемленной одним кондом и щарнирно закрепленной другим. Защемленная сторона балки соответствует тому концу контактной
направляющей, к которому подведен контактный провод 4, а шарнирно закрепленная сторона - к концу направляющей, соединенному с ловителем 2. Изгиб контактной направляющей выполнен так, что стрела ее прогиба относительно уровня подвеса контактных проводов 4 равна по величине такому ходу Яш (фиг. 3) головки токоприемника 5 в вертикальной плоскости, при котором обеспечивается опускание отключаемой от контактной сети штанги токоприемника ниже уровня соответствующего крюка или другой аналогичной по назначению детали штангодержателя 6. В частности, для упрощения описания устройства,
здесь и в дальнейшем имеется в виду, что транспортное средство имеет штангодержатель с крюками, зевы которых открыты вниз, например, штангодержатель троллейбусного типа. В устройстве контактные направляющие 3
закрепляются прогибом вниз. В горизонтальной плоскости каждая из контактных направляющих изогнута в виде корытообразного профиля, защемленного с обеих сторон на некоторых расстояниях от концов. Изгиб контактной направляющей в этой плоскости выполнен так, что стрела ее прогиба относительно неизогнутых концов равна по величине боковому ходу головки токоприемника, обеспечивающему такое смещение в сторону каждой
из щтанг токоприемников 5, при котором расстояние между ними Lш становится больше расстояния LK между крайними точками крюков штангодержателя 6. В горизонтальной плоскости контактные направляющие располагаются прогибами наружу симметрично оси контактной сети. Как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях контактной направляющей 3 может быть придана, в частности, плавная криволинейная конфигурация
или конфигурация в виде ломаной линии, образованной отдельными прямолинейными участками, сопряженными криволинейными отрезками. Форма изгиба и взаимное расположение
контактных направляющих 3 таковы, что при скольжении по ним контактными головками отключающиеся токоприемники 5 совершают движения, позволяющие им автоматически обогнуть крюки щтангодержателя 6, имеющегося на транспортном средстве, и войти в них снизу. В частности, при наличии щтангодержателя 6, форма контактных направляющих 3 выполнена такой, что отключающиеся токоприемники 5 сначала автоматически разводятся в стороны, потом опускаются вниз, затем снова сдвигаются и, ваконец, поднимаются вверх.
Форма изгиба контактных направляющих 3 может быть выполнена, в частности, и такой,
что при скольжении по ним головок раздвигание токоприемников в стороны и их опускание вниз совмещаются по времени.
Сечение контактной направляющей 3 может иметь самую разнообразную форму, которая определяется в каждом отдельном случае конструкцией головки токоприемника и требованием обеспечения ее свободного скольжения по контактной направляющей без существенного бокового или вертикального смещения. В частности, сечение может иметь форму швеллера, круга, двутавра и т. д.
К задним концам контактных направляющих 3 подведены контактные провода 4, продолжения которых прокладываются по контактным направляющим и желобам ловителя 2. В частном случае контактные направляющие 3 могут быть изготовлены из самих контактных проводов 4, отрезкам которых, с помощью растяжек или другими способами, придана соответствующая конфигурация. Энергопитание транспортного средства при прохождении через данное устройство осуществляется в описываемых случаях от контактной сети.
Возможна также такая конструкция устройства, при которой контактные провода 4 не прокладываются по направляющим 3, а просто подводятся к их концам. При этом направляющие 3 или являются одновременно и токоведущими элементами, или изолируются от контактных проводов и служат только направляющими деталями для головок токоприемников 5 транспортного средства, перемещающегося в этом случае за счет автономного источника энергии.
В зависимости от направления перемещения транспортного средства относительно устройства последнее может быть использовано для отключения токоприемников 5 от контактной сети или для подключения к ней.
Устройство работает следующим образом.
1. Отключение токоприемников от контактной сети (направление движения транспортного средства по фиг. 1-справа налево). До подхода к устройству токоприемники 5 скользят своими головками по контактным проводам 4. После попадания головок на контактные направляющие 3, за счет увеличения межосевого расстояния последних до величины L, (фиг. 2 и 3), штанги токоприемников 5 постепенно разводятся в стороны. При этом они перемещаются относительно штангодержателя 6 из положений А в положения В. Расстояние Ь, между штангами становится в этом положении больше расстояния LK между крайними точками крюков штаНгодержателя 6.
При дальнейшем движении транспортного средства (фиг. 1) за счет скольжения головок по контактным направляющим 3 штанги токоприемников 5 вначале постепенно отжимаются вниз (фиг. 3), опускаясь ниже уровня крюков штангодержателя 6, т. е. перемещаются из положений В в положения С на величину Яш. Затем в опущенном состоянии штанги сдвигаются так, что расстояние между ними вновь становится равным Ьш (перемещаются из положений С в положения D). В этом положении каждая штанга оказывается расположенной против зева соответствующего крюка штангодержателя 6 (центры сечений
штанг и зевов крюков штангодержателя располагаются на одних вертикальных осях). Паконец, под действием усилия пружин токоприемников, за счет скольжения головок по наклонным участкам контактных направляющих 5 и желобам ловителя 2, штанги поднимаются вверх, заходя в крюки штангодержателя 6 (перемещаются из положений D в положения Е), и удерживаются в этом положеНИИ во -время дальнейшего движения транспортного средства (с энергопитанием от автономного источника)-.
2. Подключение токоприемников к контактной сети (Направление движения транспортного средства противоположно тому, которое было в случае отключения токоприемников от контактной сети, т. е. по фиг. 1 - слева направо). Транспортное средство контактными головками токоприемников 5, которые удерживаются в опущенном положении крюками штангодержателями 6, наезжает на ловитель 2. При этом головка каждого токоприемника попадает на дно или скат соответствующего желоба ловителя. Во время дальнейшего перемещения транспортного средства, за счет скольжения головок по наклонным желобам ловителя 2 и контактным направляющим 3, токоприемники постепенно отжимаются вниз из положений Е в положения D (фиг. 3). Попутно происходит соскальзывание головок токоприемников с поверхностей скатов желобов в днища (если первоначально головки не попали сразу на днища желобов), т. е. движение головок становится строго направленным. При последующем передвижении транспортного средства токоприемники 5, за счет скольжения головок по контактным направляющим 3, выполняют комплекс движений, связанных с
их выводом из-под крюков штангодержателя 6. Штанги токоприемников сначала разводятся в стороны, перемещаясь из положений D в положения С (фиг. 3), затем поднимаются вверх до уровня подвески контактных проводов (из положений С в положения В}, и, иаконец, постепенно сдвигаются, перемещаясь из положений В в положения А. Расстояние между ними вновь становится равным L. При дальнейшем движении транспортного средства
головки токоприемников переходят с контактных направляющих 3 на контактные провода 4. Транспортное средство продолжает движение с токоприемниками, подключенными к контактной сети.
Предмет изобретения
Устройство для автоматического подключения и отключения от контактной сети штанговых токоприемников транспортных средств, содержащее ловитель, в виде М-образной балки, закрепленной на контактном проводе, отличающееся тем, что, с целью уменьшения габаритов устройства и упрощения процесса
подключения и отключения токоприемников, оно снабжено двумя контактными направляющими, шарнирно закрепленными одним концом на указанном ловителе, и жестко - Другим концом на контактном проводе, причем, направляющие выполнены с корытообразными изги бами в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Токоприемник троллейного транспортного средства | 1991 |
|
SU1796500A1 |
Токоприемник безрельсового транспортного средства | 1988 |
|
SU1588581A1 |
Токоприемник троллейвоза | 1987 |
|
SU1546304A1 |
ПРИВОД ШТАНГОВЫХ ТОКОПРИЕМНИКОВ ТРОЛЛЕЙБУСА | 2018 |
|
RU2708147C1 |
Токоприемник для троллейбусов | 1935 |
|
SU48531A1 |
Устройство для улавливания штанг токосъемника троллейного транспорта | 1970 |
|
SU473626A1 |
Токоприемник | 1986 |
|
SU1400917A1 |
Устройство электроснабжения транспортного средства | 1987 |
|
SU1466968A1 |
ТОКОПРИЕМНИК ДЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА | 2018 |
|
RU2690946C1 |
Токоприемник транспортного средства | 1987 |
|
SU1445995A1 |
йй8$$Й:2«55й «: Ш$У - 2 4 :5 $ ЙЙ 5
.. Т.-)У..,..,.
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация