СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2012 года по МПК F01M11/03 G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2468216C1

Изобретение относится к области промышленности, а именно к области эксплуатации машин, и может быть использовано при диагностировании технического состояния деталей двигателей внутреннего сгорания.

Изос деталей двигателя значительно влияет на его работоспособность, качество его работы и, в конечном счете, срок его службы.

Известен способ диагностики степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в определении величины мгновенного давления в центральной масляной магистрали. Величина мгновенного давления определяется при работе в течение цикла под максимальной нагрузкой и последующего цикла без нагрузки. После определения производят сравнение участков осциллограммы, полученных при рабочем цикле диагностируемого цилиндра и нерабочем цикле (патент РФ 2399898, кл. МПК G01M 15/09, опубл. 20.09.2010).

Недостатками известного способа являются невозможность определения состояния двигателя в целом, всех изнашивающихся его конструктивных составляющих, в т.ч. технического состояния фильтроэлементов, сложность способа.

Известно также изобретение, относящееся к области эксплуатации машин, и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ безразборной диагностики степени износа шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания заключается в измерении в центральной масляной магистрали ДВС на участке от фильтра до подшипников коленвала амплитуды пульсаций величины давления. Измерение амплитуды пульсаций величины давления производят для восьми значений оборотов двигателя (патент РФ №2390746, МПК G01M 15/00, опубл. 27.05.2010).

Недостатками этого способа являются также невозможность определения состояния двигателя в целом, всех изнашивающихся его конструктивных составляющих, в т.ч. технического состояния фильтроэлементов, сложность и длительность способа, низкая степень экологической и технической безопасности.

В основу изобретения поставлена задача создания такого способа диагностики деталей двигателя внутреннего сгорания, который бы позволил оперативно определять степень износа конкретной группы деталей по качественному составу продуктов износа и их количеству, повышения экологической и технической безопасности способа.

Эта задача решается следующим образом: способ диагностики деталей двигателя внутреннего сгорания включает установку масляного фильтра с основным фильтрующим элементом (фильтрующий элемент тонкой очистки) и фильтрующим элементом перепускного клапана (фильтрующий элемент грубой очистки, очищающий масло, проходящее через перепускной клапан)) на двигатель, с последующим его демонтажем после эксплуатации, вскрытием масляного фильтра и анализом отфильтрованных продуктов износа по их качественному и количественному составу и принадлежности к деталям двигателя.

Если на пути движения масла установить фильтр обычной конструкции (с основным фильтрующим элементом или с основным и дополнительным фильтрующим элементом, не очищающим масло, проходящее через перепускной клапан), то продукты загрязнения масла проходят через перепускной клапан и загрязнитель, находящийся в фильтре, не может дать полной картины износа деталей двигателя.

Если в масляном фильтре будет отсутствовать фильтрующий элемент перепускного клапана, то при холодном запуске или при загрязнении основного фильтрующего элемента масло неочищенным будет идти прямо в маслосистему двигателя.

Масляный фильтр с основным фильтрующим элементом и фильтрующим элементом перепускного клапана - это агрегат, отвечающий за чистоту масла в двигателе, а соответственно является непосредственным накопителем продуктов износа деталей двигателя и посредником при проведении безразборной диагностики двигателя.

Такой масляный фильтр при ускоренном износе какой-либо детали не допускает ускоренный износ других прецизионных пар за счет удержания продуктов износа на фильтрующих элементах в значительном объеме.

Технический результат заключается в повышении точности оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и его составных деталей, включая алюминиевые, пластиковые, чугунные, стальные детали, герметики и т.д.

Причинно-следственная связь между существенными признаками предлагаемого изобретения позволяет получить технический результат, обозначенный в постановке задачи.

По имеющимся у заявителя сведениям, предложенная совокупность признаков, которые характеризуют сущность изобретения, не известна из уровня техники, то есть изобретение отвечает критерию «новизна».

Изобретение поясняется примером его осуществления.

На двигатель устанавливается (накручивается) фильтр очистки масла, который обязательно должен содержать основной фильтрующий элемент и фильтрующий элемент перепускного клапана. Двигатель начинает эксплуатироваться, начинается процесс фильтрации масла. При работе двигателя основные продукты износа скапливаются на фильтрующих элементах. При техническом обслуживании двигателя масляный фильтр разрезают и производят анализ отфильтрованных продуктов износа на их качественный и количественный состав и принадлежность к деталям двигателя.

Так, например, если в составе отфильтрованных продуктов присутствует чугун, то это свидетельствует о том, что износу подверглись гильзы двигателя; если присутствует пластик - износу подверглись башмаки или иные детали из пластмассы; если присутствует сталь - износу подверглись поршневые кольца; если присутствует герметик - фильтрации подвергся излишний герметик, который использовался при сборке двигателя.

Качественный анализ проводится известными способами (химический, физико-химический и физические методы), например, спектральным анализом с использованием известного спектрального оборудования.

Так, например, качественный анализ наличия металлов (металлической стружки) можно проводить по методикам, описанным в практикуме «Качественный анализ», М.: государственное издательство «Высшая школа», 1961 г., стр.206-210.

Количественный анализ проводится также одним из известных методов и средств для его проведения, например, (см. ГОСТ 22536.10-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения алюминия).

Количественный состав герметика, пластмассы можно определить, например, по РД 34.37.305.1-97 Определение содержания взвешенных веществ гравиметрическим методом в промывочных растворах. Утвержден РАО "ЕЭС России" 21 января 1997 года.

Порезка фильтра осуществляется какими-либо известными в этой области техники приспособлениями, оборудованием (см. патент РФ 2399481, МПК B26D 1/00, опубл. 10.04.2010; патент РФ №2275259, МПК В09В 3/00, опубл. 01.01.2004).

Суть изобретения не вытекает явным образом для специалиста из известного уровня техники. Поэтому предлагаемый способ отвечает критерию «изобретательский уровень».

До настоящего времени таким способом не проводилась диагностика деталей двигателя внутреннего сгорания.

Предлагаемое изобретение может осуществляться в промышленных условиях. Использование предлагаемого способа позволяет грамотно и своевременно предотвращать отказы деталей двигателя внутреннего сгорания и двигателя в целом при эксплуатации.

Таким образом, предлагаемое техническое решение отвечает критерию «промышленная применимость».

Похожие патенты RU2468216C1

название год авторы номер документа
Способ извлечения продуктов износа из двигателя внутреннего сгорания 2018
  • Колтунов Георгий Анатольевич
RU2697784C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КРИТИЧЕСКОЙ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА С ОСНОВНЫМ ФИЛЬТРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ И ФИЛЬТРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ ПЕРЕПУСКНОГО КЛАПАНА 2010
  • Колтунов Георгий Анатольевич
RU2454552C1
ФИЛЬТР ОЧИСТКИ МАСЛА 2015
  • Колтунов Георгий Анатольевич
RU2588302C1
ФИЛЬТР ДЛЯ ОЧИСТКИ МАСЛА 2007
  • Колтунов Георгий Анатольевич
RU2339427C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА С ОСНОВНЫМ ФИЛЬТРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ И ФИЛЬТРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ ПЕРЕПУСКНОГО КЛАПАНА 2004
  • Колтунов Георгий Анатолиевич
RU2281404C2
ФИЛЬТР ОЧИСТКИ МАСЛА 2005
  • Колтунов Георгий Анатольевич
RU2323029C2
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Барыльникова Елена Петровна
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
RU2560972C2
ФИЛЬТР ОЧИСТКИ МАСЛА (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Колтунов Анатолий Николаевич
RU2201790C2
ПАТРОННЫЙ ФИЛЬТРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ 1992
  • Колтунов Анатолий Николаевич[Ua]
RU2045324C1
СПОСОБ ФИКСАЦИИ КРЫШКИ В КОРПУСЕ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА 2006
  • Колтунов Георгий Анатольевич
RU2323031C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при диагностировании деталей двигателей внутреннего сгорания. Способ диагностики деталей двигателя внутреннего сгорания включает установку масляного фильтра с основным фильтрующим элементом и фильтрующим элементом перепускного клапана на двигатель, с последующим его демонтажем после эксплуатации, вскрытием фильтра и анализом отфильтрованных продуктов износа по их качественному и количественному составу и принадлежности к деталям двигателя. Изобретение обеспечивает повышение точности оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и его составных деталей, включая алюминиевые, пластиковые, чугунные, стальные детали, герметики.

Формула изобретения RU 2 468 216 C1

Способ диагностики деталей двигателя внутреннего сгорания, включающий установку масляного фильтра с основным фильтрующим элементом и фильтрующим элементом перепускного клапана на двигатель, с последующим его демонтажем после эксплуатации, вскрытием масляного фильтра и анализом отфильтрованных продуктов износа по их качественному и количественному составу и принадлежности к деталям двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2468216C1

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 2001
  • Алхимов А.Б.
  • Дроков В.Г.
  • Морозов В.Н.
  • Скудаев Ю.Д.
RU2216717C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Макаров Виктор Петрович
  • Горбунов Александр Иннокентьевич
  • Халиуллин Виталий Фердинандович
RU2369854C2
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВСПЕНИВАЮЩЕГОСЯ ПОЛИСТИРОЛА 2009
  • Рахимкулов Рустем Ахтямович
  • Кирюхин Александр Михайлович
  • Алябьев Андрей Степанович
  • Емсин Владимир Викторович
RU2427595C2
Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания 1983
  • Улитовский Борис Алексеевич
  • Холин Игорь Николаевич
SU1132172A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Жосан А.А.
  • Жосан А.А.
  • Новиков А.Н.
RU2191362C2

RU 2 468 216 C1

Авторы

Колтунов Георгий Анатольевич

Даты

2012-11-27Публикация

2011-06-01Подача