СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ УГЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА Российский патент 2013 года по МПК B64G1/24 

Описание патента на изобретение RU2481250C1

Изобретение относится к бортовым системам управления космическими аппаратами (КА).

Известна система стабилизации, содержащая в каждом канале управления задатчик сигнала управления, датчик угла, датчик угловой скорости, элемент сравнения, суммирующий усилитель и релейный элемент [1].

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению является система стабилизации углового движения КА, содержащая три канала управления, каждый канал управления содержит задатчик сигнала управления, датчик угловой скорости, последовательно соединенные датчик угла, элемент сравнения, второй вход которого соединен с задатчиком сигнала управления, суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с датчиком угловой скорости, и релейный элемент [2].

В указанных системах стабилизации традиционно используются в качестве исполнительных органов реактивные двигатели, обеспечивающие управление по трем осям космического аппарата.

Недостатком известных решений является то, что традиционно для реализации 3-х каналов стабилизации КА требуется 6 пар реактивных двигателей. Также при независимом управлении, в отдельные моменты времени, в общем случае, могут быть включены одновременно 6 двигателей, что может быть неприемлемо с точки зрения выполнения требований по энергопотреблению.

Технической задачей, решаемой в предлагаемой системе стабилизации, является снижение энергопотребления и уменьшение веса системы.

Указанная техническая задача достигается тем, что в известную систему стабилизации углового движения космического аппарата, содержащую три канала управления, каждый из которых содержит задатчик сигнала управления, датчик угловой скорости, последовательно соединенные датчик угла, элемент сравнения, второй вход которого соединен с выходом задатчика сигнала управления, суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, и релейный элемент, дополнительно введены последовательно соединенные блок периодической коммутации, переключатель, три сигнальных входа которого соединены соответственно с выходом релейного элемента каждого канала управления, и блок реактивных двигателей, выход которого является выходом системы стабилизации.

На фиг.1 представлена блок-схема системы стабилизации углового движения КА, на фиг.2 - статическая характеристика релейного элемента с зоной нечувствительности канала управления КА по оси Х (аналогичные характеристики имеют релейные элементы в каналах управления относительно осей У и Z), на фиг.3 представлен один из вариантов схемы расположения реактивных двигателей.

Система стабилизации углового движения КА (фиг.1) содержит три канала управления 1, 2 и 3 относительно 3-х осей КА соответственно. Каждый канал управления, например канал управления 1, имеет задатчик сигнала управления 4 (ЗСУ), датчик угловой скорости 5 (ДУС), последовательно соединенные датчик угла 6 (ДУ), элемент сравнения 7 (ЭС), второй вход которого соединен с выходом задатчика сигнала управления 4, суммирующий усилитель 8 (СУ), второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости 5, и релейный элемент 9 (РЭ), последовательно соединенные блок периодической коммутации 10 (БПК), переключатель 11 (ПК), три сигнальных входа которого соединены соответственно с выходом релейного элемента 9 каждого канала управления, и блок реактивных двигателей 12 (БРД), выход которого является выходом системы.

Система стабилизации углового движения КА работает следующим образом.

В каналах управления 1, 2 и 3 задатчиком сигнала управления 4 задаются соответственно сигналы управления γзад(t), Ψзад(t), ϑзад(t). В каждом канале по соответствующим сигналам управления γзад(t), Ψзад(t), ϑзад(t), текущим сигналам углового положения γ(t), Ψ(t), ϑ(t) и угловой скорости ωx(t), ωy(t), ωz(t) КА формируется закон регулирования (стабилизации). Например, в канале управления 1 этот закон формируется блоками 4÷9.

В суммирующем усилителе 8 формируется сигнал управления σx(t) в виде:

где Δγ(t) - сигнал рассогласования, формируемый элементом сравнения 7 по сигналам γзад(t) от задатчика сигнала управления 4 и γ(t) от датчика угла 6:

Kγ, Kωх - передаточные числа суммирующего усилителя 8;

ωx(t) - сигнал угловой скорости КА, поступающий от датчика угловой скорости 5.

Далее сигнал управления σx(t) поступает на вход релейного элемента 9, характеристика которого представлена на фиг.2. Величина зоны нечувствительности σ релейного элемента 9 определена требуемой точностью стабилизации. Точность стабилизации γ0 соответствует:

Полученный на выходе релейного элемента 9 сигнал Fxx) поступает на 1-й вход переключателя 11.

Аналогичным образом в каналах управления 2 и 3 системы стабилизации формируются соответственно сигналы Fyy) и Fzz), поступающие на 2 и 3 входы переключателя 11.

Блок периодической коммутации 10 задает период переключений Т сигналов управления Fxx), Fyy) и Fzz) на входе блока реактивных двигателей 12 для обеспечения требуемой точности по углу.

На фиг.3 представлен один из вариантов схемы расположения реактивных двигателей РД1, РД2, РД3 и РД4, позволяющий реализовать предложенную систему стабилизации углового движения КА. В данном варианте реактивные двигатели расположены относительно друг друга на расстоянии L1=2,9 м (по оси У), L2=1,25 м (по оси Z) и L3=0,75 м (по оси X).

По сигналам управления Fxx), Fyy), Fzz) в блоке реактивных двигателей 12 осуществляется включение соответствующих 2-х двигателей стабилизации, создающих управляющий момент Мупр.

Включение двигателей для варианта расположения реактивных двигателей, представленного на фиг.3, осуществляется в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 Fxx)=1 Fyy)=0 Fzz)=0 Fxx)=-1 Fyy)=0 Fzz)=0 Fy(σy)=1 Fxx)=0 Fzz)=0 Fyy)=-1 Fxx)=0 Fzz)=0 Fzz)=1 Fxx)=0 Fyy)=0 Fz(σz)=-1 Fx(σx)=0 Fy(σy)=0 1 РД3, РД4 2 РД1, РД2 3 РД1, РД4 4 РД2, РД3 5 РД2, РД4 6 РД1, РД3

Таким образом, предложенная система стабилизации углового движения КА позволяет уменьшить энергопотребление и вес системы за счет уменьшения количества используемых реактивных двигателей (вместо 12 двигателей используется 4 двигателя).

Источники информации

1. Б.В.Раушенбах, Е.Н.Токарь. Управление ориентацией космических аппаратов. Москва, 1974, стр.144.

2. Васильев В.Н. Системы ориентации космических аппаратов. Москва, 2009, стр.310.

Похожие патенты RU2481250C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИМ АППАРАТОМ, СНАБЖЕННЫМ РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ С НАПРАВЛЕННЫМИ ПОД УГЛОМ К ОСЯМ СВЯЗАННОГО БАЗИСА И СМЕЩЕННЫМИ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНТРА МАСС АППАРАТА ЛИНИЯМИ ДЕЙСТВИЯ ТЯГ, СИСТЕМА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА, БЛОК РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ 1997
  • Бранец В.Н.
  • Земсков Е.Ф.
  • Ковтун В.С.
  • Платонов В.Н.
  • Шестаков А.В.
RU2124461C1
Способ сброса кинетического момента инерционных исполнительных органов космического аппарата и устройство для реализации способа 2015
  • Глухов Виталий Иванович
  • Рощин Платон Георгиевич
  • Рябиков Виктор Сергеевич
  • Туманов Михаил Владимирович
RU2625687C2
Устройство сброса кинетического момента и управления ориентацией космического аппарата с использованием магнитной системы 2022
  • Бычков Юрий Павлович
  • Глухов Виталий Иванович
  • Рощин Платон Георгиевич
  • Телебин Виктор Сергеевич
RU2797430C1
Система тормозного оборудования для железнодорожного транспортного средства 2021
  • Чуев Сергей Георгиевич
  • Манушкин Евгений Владимирович
  • Маслов Андрей Александрович
  • Популовский Сергей Алексеевич
  • Тагиев Павел Михайлович
  • Домпальм Петр Сергеевич
  • Ким Илья Витальевич
RU2763060C1
Способ ориентации космического аппарата и устройство для реализации способа 2016
  • Глухов Виталий Иванович
  • Макеич Сергей Григорьевич
  • Нехамкин Леонид Иосифович
  • Овчинников Михаил Юрьевич
  • Ролдугин Дмитрий Сергеевич
  • Рябиков Виктор Сергеевич
  • Туманов Михаил Владимирович
RU2618664C1
Ограничитель грузоподъемности стрелового крана 1990
  • Орлов Алексей Леонидович
  • Салтанов Анатолий Андреевич
SU1805094A1
СТЕНД ПРОВЕРКИ ИЗДЕЛИЙ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ 2022
  • Юдаков Михаил Александрович
  • Алексеев Виктор Валерьевич
  • Сычалин Павел Владимирович
  • Воронин Сергей Сергеевич
RU2794414C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КИНЕТИЧЕСКИМ МОМЕНТОМ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ОРБИТЫ 2006
  • Ковтун Владимир Семенович
  • Платонов Валерий Николаевич
RU2356803C2
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИРОСТАБИЛИЗАТОРОМ 2008
  • Вороной Анатолий Тимофеевич
  • Стреж Сергей Васильевич
  • Симаков Сергей Николаевич
RU2381451C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДАТЧИКОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНОГО АППАРАТА 2012
  • Чернов Владимир Юрьевич
RU2493578C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 481 250 C1

Реферат патента 2013 года СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ УГЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в бортовых системах управления космическими аппаратами. Система стабилизации углового движения космического аппарата содержит три канала управления, каждый канал управления содержит задатчик сигнала управления, датчик угловой скорости, блок периодической коммутации, переключатель, блок реактивных двигателей, последовательно соединенные датчик угла, элемент сравнения, суммирующий усилитель, релейный элемент. Элемент сравнения соединен с задатчиком сигнала управления, суммирующий усилитель соединен с датчиком угловой скорости, блок периодической коммутации соединен с переключателем. Изобретение позволяет снизить энергопотребление, уменьшить массу системы, минимизировать количество используемых реактивных двигателей. 1 табл., 3 ил.

Формула изобретения RU 2 481 250 C1

Система стабилизации углового движения космического аппарата, содержащая три канала управления, каждый канал управления содержит задатчик сигнала управления, датчик угловой скорости, последовательно соединенные датчик угла, элемент сравнения, второй вход которого соединен с выходом задатчика сигнала управления, суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, и релейный элемент, отличающаяся тем, что система содержит последовательно соединенные блок периодической коммутации, переключатель, три сигнальных входа которого соединены соответственно с выходом релейного элемента каждого канала управления, и блок реактивных двигателей, выход которого является выходом системы стабилизации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2481250C1

УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ 1998
  • Нездюр Л.А.
  • Фрунц А.С.
  • Нездюр Е.Л.
  • Патрикеев В.А.
RU2158951C2
RU 95102732 А1, 20.02.1997
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2003
  • Бранец Владимир Николаевич
  • Нездюр Леонид Александрович
  • Ширяев Анатолий Николаевич
RU2270790C2
US 8000849 В2, 16.08.2011
ЕР 790542 В1, 19.01.2000
ЕР 739818 А1, 30.10.1996.

RU 2 481 250 C1

Авторы

Сыров Анатолий Сергеевич

Камальдинова Рауза Абдулхаковна

Козлов Анатолий Иванович

Кравчук Сергей Валентинович

Даты

2013-05-10Публикация

2011-12-28Подача