СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТВЕРДЫХ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ЭПОКСИДНЫХ СМОЛ Российский патент 2013 года по МПК F16N15/00 

Описание патента на изобретение RU2487289C1

Изобретение относится к триботехнике и может использоваться для снижения силы трения и повышения стойкости к задирам рабочих поверхностей деталей узлов трения машин.

Известен аналогичный способ [1], в котором на поверхность трения наносят суспензию молибденита в растворителе со связующим, например эпоксидной смоле, и подвергают термообработке в вакууме. После выгорания органической части на поверхности остается твердый смазочный материал с неорганической связкой, которая выполняет функцию каркаса, в ячейках которого удерживается твердый смазочный материал.

Недостатками данного способа являются низкая несущая способность данного твердосмазочного покрытия и плохой теплоотвод с поверхности трения.

В качестве прототипа выбран способ [2], в котором поверхность трения подвергают механической обработке - деформированию поверхности с формированием сетки гексагонально расположенных каналов. Затем на поверхность наносят покрытие из твердого смазочного материала, содержащего слоистый модификатор трения, например дисульфид молибдена. Прирабатывают покрытие. Наносят и отверждают второй слой твердого смазочного материала.

Недостаток способа-прототипа заключается в низкой несущей способности поверхности трения, ограниченной прочностью используемого твердого смазочного материала.

Технический результат настоящего изобретения заключается в повышении несущей способности и теплопроводности поверхностей трения с нанесенным твердым смазочным материалом при обеспечении низкой силы трения и высокой стойкости к задирам.

Технический результат достигается тем, что на поверхности трения формируют смазочные канавки, заполняют канавки твердым смазочным материалом, при этом канавки имеют глубину, превышающую величину предельного линейного износа поверхности, канавки наносят на менее твердую поверхность пары трения, после заполнения канавок твердым смазочным материалом производят обработку поверхности в требуемый размер так, чтобы основная часть поверхности была металлической, а другая часть, соответствующая площади канавок, состояла из твердого смазочного материала на основе эпоксидной смолы.

Способ выполняется по следующим этапам.

- На менее твердой поверхности трения формируют смазочные канавки глубиной, превышающей величину предельного линейного износа. Это позволяет обеспечить высокие антифрикционные и противозадирные свойства получаемой поверхности на протяжении всего срока службы пары трения. При этом в случае износа твердого смазочного материала обнажающиеся края смазочных канавок не вызовут микрорезания более твердой ответной поверхности.

- Канавки заполняют твердым смазочным материалом на основе эпоксидной смолы. Нанесение твердых смазочных материалов на основе эпоксидных смол - более технологичный и менее трудоемкий процесс, чем, например, нанесение пластичных металлов. В то же время слоистые наполнители твердых смазочных материалов на основе эпоксидных смол (дисульфид молибдена, дисульфид вольфрама, слюда, диселенид молибдена и др.) обеспечивают более высокие антифрикционные и антизадирные свойства, чем пластичные металлы (серебро, медь, олово, свинец, их сплавы и др.).

- Поверхность трения обрабатывают в требуемый размер так, чтобы основная часть поверхности была металлической, а другая часть, соответствующая площади канавок, состояла из твердого смазочного материала на основе эпоксидной смолы. Металлическая часть поверхности трения обеспечивает высокую несущую способность и хороший теплоотвод поверхности трения, а твердый смазочный материал обеспечивает высокие антифрикционные и противозадирные свойства поверхности трения. При нагреве вследствие трения твердый смазочный материал на основе эпоксидной смолы за счет более высокого коэффициента теплового расширения увеличивается в размерах, выступая над металлической поверхностью, и смазывает ответную поверхность. При формировании металлических частиц износа происходит их улавливание поверхностью твердого смазочного материала на основе эпоксидной смолы, что препятствует началу абразивного изнашивания пары трения.

Пример. Проводили лабораторные испытания триботехнических свойств трех комплектов пары трения «кольцо-кольцо». Подвижные кольца изготавливали из стали 2 (НВ=200 кгс/мм2), неподвижные - из стали 40Х (НВ=350 кгс/мм2). Поверхности трения всех колец шлифовали до шероховатости Ra=0,4. Размеры колец: внешний диаметр 34 мм, внутренний диаметр 19 мм, толщина 5 мм. В первом комплекте поверхности трения обоих колец - плоские, без канавок. Во втором комплекте на поверхности трения подвижного кольца формировали радиальные канавки (8 канавок равномерно распределенных по поверхности трения), неподвижное кольцо - плоское, без канавок. В третьем комплекте на поверхности трения подвижного кольца формировали канавки аналогичные второму комплекту, но заполняли канавки твердым смазочным материалом на основе эпоксидной смолы (соотношение компонентов в объемных частях: эпоксидная смола ЭД-20 - 10 частей; отвердитель ПЭПА - 1 часть; дисульфид вольфрама - 3 части; слюда - 3 части). После заполнения канавок поверхноть трения подвижного кольца выравнивали шлифованием. Неподвижное кольцо - плоское, без канавок. Испытания проводили на трибометре «Универсал-1 А» в режиме ступенчато возрастающей нагрузки в среде индустриального масла И-20. Длительность каждой ступени - 10 минут. Испытания проводили до полного схватывания поверхностей. Результаты испытаний приведены на фиг.1 (а, б, в). Испытания показали, что третий комплект, изготовленный в соответствии с заявленным способом, имеет приблизительно в 5 раз меньший момент трения на первой ступени, чем первый комплект (без канавок) и в 3 раза меньший момент трения, чем второй комплект (с канавками без твердого смазочного материала на основе эпоксидной смолы). Третий комплект схватился при нормальной нагрузке, в три раза превышающей нагрузку схватывания первого и второго комплекта. Скорость нагрева полностью металлических поверхностей трения (первый комплект) и поверхностей трения с твердым смазочным материалом на основе эпоксидной смолы (третий комплект) существенно не отличаются. Таким образом, проведенные триботехнические исследования показали заявленный эффект: повышение несущей способности, снижение трения и улучшенный теплоотвод (близкий к величине теплоотвода металлических поверхностей).

На фиг.1 представлена эпюра триботехнических испытаний пары трения «кольцо-кольцо» без канавок.

На фиг.2 представлена эпюра триботехнических испытаний пары трения «кольцо-кольцо» с канавками.

На фиг.3 представлена эпюра триботехнических испытаний пары трения «кольцо-кольцо» с канавками, заполненными твердосмазочным композитом.

Используемая литература

1. А.с. №127349. Способ нанесения пленок смазочной композиции на основе дисульфида молибдена на трущиеся поверхности / Сентюрихина Л.Н., Малышев Б.Н., Рубцова З.С., Опарина Е.М. Берсудский А.Л. Опубл. в бюл. №7 за 1960 г.

2. А.с. №775502. Способ нанесения твердых смазочных покрытий на поверхности трения / Агошков Ю.М., Алексеев В.И., Громаковский Д.Г., Громаковский С.Д., Жарков В.З., Кулаков Г.А., Стрельцов В.Я., Ковшов А.Г. Опубл. 30.10.80 г., бюл. №40.

Похожие патенты RU2487289C1

название год авторы номер документа
ПОРОШКОВЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА И СОСТАВ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ МАТЕРИАЛА ДЛЯ НЕГО 1997
  • Лобова Тамара Александровна
  • Лобов Андрей Львович
  • Троян Дмитрий Владимирович
  • Недбайло Виктор Николаевич
RU2114207C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ БОКОВОГО ИЗНОСА ГОЛОВКИ РЕЛЬСА И СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Аксёнов Юрий Николаевич
  • Богачев Андрей Юрьевич
  • Гришов Сергей Александрович
  • Круглов Валерий Михайлович
  • Кузнецов Владимир Владимирович
  • Суслов Юрий Петрович
  • Суслова Ольга Юрьевна
RU2542857C2
СМАЗОЧНО-УПРОЧНЯЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1999
  • Халилева В.Н.
  • Рогов И.М.
  • Снегирев В.В.
  • Синицин И.В.
  • Корсаков В.Г.
  • Седых А.Д.
  • Коновалов В.Н.
RU2172766C1
АНТИФРИКЦИОННОЕ ТВЕРДОСМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ 2023
  • Трифанов Иван Васильевич
  • Суханова Ольга Андреевна
  • Патраев Евгений Валерьевич
  • Трифанов Владимир Иванович
RU2820998C1
Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс 1990
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
  • Азаренко Валентин Алексеевич
SU1752188A3
АНТИФРИКЦИОННЫЙ ПОРОШКОВЫЙ МАТЕРИАЛ 2005
  • Жулин Анатолий Николаевич
  • Гай Андрей Владимирович
  • Рассадин Михаил Юрьевич
RU2268440C1
Трибологический состав 2018
  • Рождественский Юрий Владимирович
  • Новиков Роберт Ипполитович
  • Леванов Игорь Геннадьевич
  • Суровцев Сергей Викторович
RU2680414C1
Антифрикционная композиция для покрытия узлов трения скольжения 1990
  • Хахалина Наталья Федоровна
  • Фандеева Валентина Кирилловна
  • Стасюк Валентина Ивановна
  • Строганов Виктор Федорович
  • Палант Борис Вениаминович
  • Лапидус Александр Самуилович
  • Майорова Эсфирь Ароновна
  • Ворашень Александр Мефодиевич
  • Фролова Людмила Владимировна
  • Чижов Борис Николаевич
SU1742284A1
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2014
  • Мазин Владимир Ильич
  • Мазин Евгений Владимирович
RU2570403C2
Антифрикционная композиция для покрытия узлов трения скольжения 1990
  • Хахалина Наталья Федоровна
  • Фандеева Валентина Кирилловна
  • Стасюк Валентина Ивановна
  • Строганов Виктор Федорович
  • Палант Борис Вениаминович
  • Лапидус Александр Самуилович
  • Майорова Эсфирь Ароновна
  • Ворашень Александр Мефодиевич
  • Фролова Людмила Владимировна
  • Чижов Борис Николаевич
SU1776666A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 487 289 C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТВЕРДЫХ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ЭПОКСИДНЫХ СМОЛ

Изобретение относится к триботехнике и может использоваться для снижения силы трения и повышения стойкости к задирам рабочих поверхностей деталей узлов трения машин. На поверхности трения формируют смазочные канавки, заполняют канавки твердым смазочным материалом, при этом канавки имеют глубину, превышающую величину предельного линейного износа поверхности, канавки наносят на менее твердую поверхность пары трения, после заполнения канавок твердым смазочным материалом производят обработку поверхности в требуемый размер так, чтобы основная часть поверхности была металлической, а другая часть, соответствующая площади канавок, состояла из твердого смазочного материала на основе эпоксидной смолы. Технический результат настоящего изобретения заключается в повышении несущей способности и теплопроводности поверхностей трения с нанесенным твердым смазочным материалом при обеспечении низкой силы трения и высокой стойкости к задирам. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 487 289 C1

Способ изготовления поверхностей трения с применением твердых смазочных материалов на основе эпоксидных смол, в котором на поверхности трения формируют смазочные канавки, заполняют канавки твердым смазочным материалом, отличающийся тем, что канавки имеют глубину, превышающую величину предельного линейного износа поверхности, канавки наносят на менее твердую поверхность пары трения, после заполнения канавок твердым смазочным материалом производят обработку поверхности в требуемый размер, так, чтобы основная часть поверхности была металлической, а другая часть, соответствующая площади канавок, состояла из твердого смазочного материала на основе эпоксидной смолы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2487289C1

Способ нанесения твердых смазочных покрытий на поверхности трения 1978
  • Агошков Юрий Матвеевич
  • Алексеев Виктор Иванович
  • Громаковский Дмитрий Григорьевич
  • Громаковский Сергей Дмитриевич
  • Жарков Василий Зотович
  • Кулаков Геннадий Алексеевич
  • Стрельцов Владлен Яковлевич
  • Ковшов Анатолий Гаврилович
SU775502A1
Способ нанесения пленок смазочной композиции на основе дисульфида молибдена на трущиеся поверхности 1959
  • Малышев Б.Н.
  • Опарина Е.М.
  • Рубцова З.С.
  • Сентюрихина Л.Н.
SU127349A1
Способ изготовления поверхностей трения 1991
  • Ливурдов Владимир Иванович
  • Снежков Валерий Анатольевич
  • Бойцов Алексей Георгиевич
  • Хворостухин Лев Алексеевич
SU1798070A1
US 6412468 B1, 02.07.2002
US 6703355 B2, 09.03.2004.

RU 2 487 289 C1

Авторы

Ненашев Максим Владимирович

Калашников Владимир Васильевич

Деморецкий Дмитрий Анатольевич

Ибатуллин Ильдар Дугласович

Нечаев Илья Владимирович

Журавлев Андрей Николаевич

Мурзин Андрей Юрьевич

Ганигин Сергей Юрьевич

Шашкина Тамара Александровна

Паклев Владимир Рустамович

Васюкин Евгений Юрьевич

Поляков Григорий Сергеевич

Даты

2013-07-10Публикация

2012-01-10Подача