СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА ВОЗДУХА ЧЕРЕЗ ВОЗДУХОЗАБОРНИК ПРИ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2013 года по МПК G01F1/20 

Описание патента на изобретение RU2491512C2

Область техники

Изобретение относится к технике определения расходных характеристик воздухозаборника (ВЗ) перспективных авиационно-космических двигателей и может быть использовано для определения расхода воздуха через ВЗ при летных испытаниях прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА). Необходимость использования летного эксперимента для испытаний ПВРД обусловлена тем, что наземные стендовые установки не могут полностью воспроизвести адекватные натурным условия работы таких двигателей. С целью достижения необходимых для работы бортового ПВРД условий испытаний ГЛА разгоняют с помощью ускорителя до скорости, соответствующей числу Маха полета M=4. После отделения от ускорителя дальнейший полет ГЛА в диапазоне чисел M=4÷8 происходит за счет силы тяги, развиваемой ПВРД. Поскольку сам полет и управление им требуют знания силы тяги ПВРД, возникает необходимость определения расхода воздуха через ВЗ-характеристики от которой сильно зависит величина тяги.

Уровень техники

Известно «Устройство для определения расхода воздуха», Авторское свидетельство СССР №1500832, 1989 г. Устройство содержит установленные в измерительном канале тела обтекания, соединенные через диск силопередающего элемента с датчиком усилия, который находится во внутреннем корпусе канала. Форма тел обтекания в виде тонких пластин трапециевидной формы, с шириной изменяющейся пропорционально радиусу, обеспечивает осреднение воспринимаемой аэродинамической силы в радиальном направлении, а наличие равномерно расположенных по окружности нескольких тел обтекания в окружном направлении. Воспринимаемая телами обтекания аэродинамическая сила передается на датчик усилия, который выдает сигнал, пропорциональный расходу воздуха. Устройство предназначено для определения расхода воздуха, главным образом, в газотурбинных двигателях.

Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является способ определения расхода воздуха, рассмотренный в работе «Исследование некоторых факторов взаимодействия воздухозаборника и планера гиперзвукового летательного аппарата» (Ю.П. Гунько, И.И. Мажуль, Ученые записки ЦАГИ, том ХХХШ, №1-2, 2002 г.). Определения расхода воздуха через плоский ВЗ данным способом осуществляется в стендовых условиях при помощи установленного на выходе из проточного канала ПВРД специального расходомерного устройства. Расходомерное устройство представляет собой съемную вставку, которая осуществляет переход от прямоугольного канала к круглым сужающимся мерным соплам, а также тормозит и выравнивает воздушный поток, при помощи выравнивающих решетки и сетки. Измерения статического давления проводятся на стенках цилиндрического участка мерных сопел, полное давление измеряется на выходе из мерных сопел при помощи гребенки насадков полного давления. Расход воздуха в этом случае определяется по результатам измерений статического и полного давлений в мерных соплах по известным формулам адиабатического истечения газа.

Серьезным препятствием на пути применения известных способов и устройств для определения расхода воздуха через ВЗ бортового ПВРД являются их весьма ограниченные возможности. Способы и устройства пригодны для применения лишь в стендовых условиях или при летных испытаниях при небольших скоростях и используют для определения расхода воздуха только осредненные значения величин. Другим существенным недостатком известных способов и устройств является наличие у них стационарно расположенных измерительных средств, которые постоянно находятся в поступающем в двигатель воздушном потоке, тем самым, внося в него значительные возмущения.

Раскрытие изобретения

Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, заключается в повышении точности определения расхода воздуха через ВЗ при летных испытаниях бортового ПВРД, за счет учета распределения параметров воздушного потока на входе в ВЗ, а также путем некоторого увеличения, по сравнению с минимальным, числа используемых измерительных устройств. Другой отличительной особенностью предлагаемого способа является минимизация возмущений, вносимых бортовыми измерительными устройствами в поступающий в ВЗ воздушный поток.

Для достижения указанного технического результата в способе определения расхода воздуха через ВЗ при летных испытаниях ПВРД ГЛА, включающем определение расхода воздуха через ВЗ путем измерения давления и определения температуры воздуха, определяют расход воздуха через ВЗ в полете, учитывая распределения по ширине L и высоте H входа в ВЗ давления и температуры воздуха, для чего применяемые бортовые устройства измерения давления и определения температуры воздуха - приемники давления (ПД), выдвигающиеся из специальных канавок и термоанемометры (ТА) - совместно располагают на поверхности по ширине входа в конечном числе N равноудаленных друг от друга измерительных точек с координатами zi, i = 1 ,N ¯ , при испытаниях ПД выдвигают по координате y по высоте входа, на верхней поверхности ПД измеряют статическое pi(y)=p(y, zi), а на переднем торце полное p0i(y)=p0(y, zi) давления воздуха, одновременно измеряют температуру внешней поверхности ТА Tтi=Tт(zi) и омические сопротивления первой Rн1i=Rн1(zi) и второй Rн2i=Rн2(zi) одинаковых, тонких вольфрамовых нитей, расположенных на внешней поверхности ТА, нагретых электрическими токами Iн1 и Iн2 до температур Тн1i=Tн(Rн1i) и Tн2i=Tн(Rн2i), соответственно, затем, используя эти данные, последовательно определяют:

- число Маха воздушного потока Mi(y)=M(y, zi), при условии p 0i ( y ) p i ( y ) < ( к + 1 2 ) к к 1 , по формуле

M i ( y ) = 2 к 1 ( p 0i ( y ) p i ( y ) ) к 1 к 1 ,                                             (1а )

или, если выполняется условие p 0i ( y ) p i ( y ) ( к + 1 2 ) к к 1 , из уравнения:

M i 2 ( y ) ( 1 к 1 M i 2 ( y ) ) 1 к 1 = ( 2 к + 1 ) к к 1 ( к + 1 ) 1 к 1 p 0i ( y ) p i ( y ) ,                            (1б )

где к - показатель адиабаты воздуха;

- температуры первой и второй нитей соответственно:

T н1i = T н0 + α н 1 ( R н1i R н0 1 1 ) ,                                                                              (2a)

T н2i = T н0 + α н 1 ( R н2i R н0 1 1 ) ,                                                                              (2б )

где Tн0 - начальная температура нитей; Rн0 - начальное сопротивление нитей; αн - температурный коэффициент сопротивления нитей;

- конвективные тепловые потоки на внешней поверхности первой Qн1i=Qн(Tн1i) и второй Qн2i=Qн(Tн2i) нитей соответственно:

Q н1i = ε н σ ( T н1i 4 S н ε т T тi 4 S тн ) I н1 2 R н1i ,                                                               (3a)

Q н2i = ε н σ ( T н2i 4 S н ε т T тi 4 S тн ) I н2 2 R н2i ,                                                               (3б )

где σ=5,67·10-8 Вт/(м2·К4) - постоянная Стефана-Больцмана; εн, εт - интегральные степени черноты внешних (излучающих) поверхностей нитей и ТА, соответственно; Sн, Sтн - площади поверхности излучения нити и взаимной поверхности излучения ТА и нити, соответственно;

- статическую температуру воздуха Ti(y)=T(y, zi) по формуле

T i ( y ) = ( 1 + к 1 2 M i 2 ( y ) ) 1 Q н2i T н1i Q н1i T н2i Q н2i Q н1i ;                                                    (4 )

- расход воздуха через ВЗ:

G = к 2 R L N 1 j = 2 N 0 H ( p j 1 ( y ) M j 1 ( y ) T j 1 ( y ) + p j ( y ) M j ( y ) T j ( y ) ) d y ,                                    (5)

где R - газовая постоянная воздуха.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, на которых изображены:

на фиг.1 показан вид сбоку ГЛА и расположенного на его нижней поверхности ПВРД;

на фиг.2 показан вид снизу ВЗ;

на фиг.3 показан в изометрии вход в ВЗ и расположение на входе выдвигающихся ПД и ТА;

на фиг.4 показано продольное сечение выдвигающегося ПД;

на фиг.5 показан плоский насадок для приема статического и полного давлений воздуха;

на фиг.6 показано продольное сечение ТА;

на фиг.7 показан вид сверху (внешняя поверхность) ТА.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

Способ рассматривает компоновку ГЛА 1 с расположением ПВРД 2 на нижней поверхности аппарата. ПВРД оснащен плоским ВЗ 3, который имеет поверхность предварительного сжатия воздушного потока в виде двухступенчатого клина 4, являющуюся одновременно нижней поверхностью носовой части ГЛА (см. фиг.1 и 2).

Расход воздуха через ВЗ - прямоугольный контур ABCD - определяют с учетом распределения по ширине L и высоте H входа в ВЗ давления и температуры воздуха. Распределения указанных параметров вызвано сжатием на поверхности клина воздушного потока со скачками уплотнения, фокусирующимися на кромке АВ, а также наличием на его поверхности пограничного слоя. Чтобы учесть эти распределения, применяемые бортовые устройства измерения давления и определения температуры воздуха совместно располагают на поверхности по ширине входа в ВЗ в конечном числе N равноудаленных друг от друга измерительных точек с координатами zi, i = 1 ,N ¯ (см. фиг.3).

Статическое pi(y)=p(y, zi) и полное p0i(y)=p0(y, zi) давления воздуха на входе в ВЗ измеряют при помощи ПД, которые выдвигаются из специальных канавок 5 по координате у по высоте входа. Конструктивно выдвигающийся ПД представляет собой выполненный из жаропрочного металла плоский насадок 6, установленный на обеспечивающее выдвижение электромеханическое устройство 7, находящееся внутри корпуса 8 ГЛА. Для измерений статического и полного давлений воздуха на верхней поверхности насадка имеется круглое 9, а на переднем торце прямоугольное 10 приемные отверстия, соответственно. От каждого отверстия отходит канал 11, который заканчивается штуцером 12 для присоединения гибкой пневмотрассы 13 и передачи по ней давления к измерителю 14 (см. фиг.4 и 5). Так как выдвигающийся ПД не постоянно находится в поступающем в ВЗ воздушном потоке, а лишь во время измерений, то его применение вносит в этот поток существенно меньшие возмущения, чем обычно используемые стационарные измерительные устройства.

Число Маха воздушного потока Mi(y)=M(y, zi), при условии p 0i ( y ) p i ( y ) < ( к + 1 2 ) к к 1 , определяют по формуле

M i ( y ) = 2 к 1 ( p 0i ( y ) p i ( y ) ) к 1 к 1 ,                                                                         (1а )

или, если выполняется условие p 0i ( y ) p i ( y ) ( к + 1 2 ) к к 1 , находят из уравнения

M i 2 ( y ) ( 1 к 1 M i 2 ( y ) ) 1 к 1 = ( 2 к + 1 ) к к 1 ( к + 1 ) 1 к 1 p 0i ( y ) p i ( y ) ,                            (1б )

где к - показатель адиабаты воздуха.

Статическую температуру воздуха Ti(y)=T(y, zi) на входе в ВЗ определяют по числу Маха Mi(y) и при помощи ТА. Конструктивно ТА представляет собой выполненное из диэлектрического материала цилиндрическое тело 15, установленное в металлическую оболочку 16, на поверхности которой имеется резьба с накидной гайкой 17 для крепления ТА к корпусу ГЛА. Внутри тела расположены четыре электрода 18 с закрепленными на них втулками 19 для присоединения электрических проводов. Электроды обеспечивают подвод и прохождение электрических токов Iн1 и Iн2 по двум одинаковым, тонким вольфрамовым нитям 20, расположенным на внешней поверхности 21 ТА перпендикулярно поступающему в ВЗ воздушному потоку. Между нитями, на одинаковом расстоянии от них, в прилегающем к внешней поверхности ТА слое материала находится хромель-алюмелевая термопара 22, измеряющая температуру этой поверхности Tтi=Tт(zi) (см. фиг.6 и 7). Поскольку ТА устанавливают в корпус ГЛА так, что его внешняя поверхность находится вровень с окружающей поверхностью, то его применение практически не вносит в поступающий в ВЗ воздушный поток никаких возмущений.

Прохождение тока Iн1 по первой нити вызывает ее нагрев до температуры Tн1i=Tн(Rн1i), а тока Iн2 по второй нити, ее нагрев до температуры Tн2i=Tн(Rн2i). Температуры первой и второй нитей по результатам измерений их омических сопротивлений Rн1i=Rн1(zi) и Rн2i=Rн2(zi) находят соответственно по формулам

T н1i = T н0 + α н 1 ( R н1i R н0 1 1 ) ,                                                                                 (2a)

T н2i = T н0 + α н 1 ( R н2i R н0 1 1 ) ,                                                                            (2б )

где Tн0 - начальная температура нитей; Rн0 - начальное сопротивление нитей; αн - температурный коэффициент сопротивления нитей.

Так как площадь поперечного сечения нити очень мала по сравнению с площадью ее внешней поверхности, то потерями тепла через концевые поверхности нити можно пренебречь. В этом случае конвективные тепловые потоки на внешней поверхности первой Qн1i=Qн(Tн1i) и второй Qн2i=Qн(Tн2i) нитей определяют, соответственно, следующим образом:

Q н1i = ε н σ ( T н1i 4 S н ε т T тi 4 S тн ) I н1 2 R н1i                                                                (3a)

Q н2i = ε н σ ( T н2i 4 S н ε т T тi 4 S тн ) I н2 2 R н2i                                                                (3б )

где σ=5,67·10-8 Вт/(м2·К4) - постоянная Стефана-Больцмана; εн, εт - интегральные степени черноты внешних (излучающих) поверхностей нитей и ТА, соответственно; Sн, Sтн - площади поверхности излучения нити и взаимной поверхности излучения ТА и нити соответственно.

Полагая, что коэффициенты теплообмена нитей слабо зависят от их температур, а полная температура воздуха практически равна адиабатической температуре нитей, для статической температуры воздуха на входе в ВЗ получаем:

T i ( y ) = ( 1 + к 1 2 M i 2 ( y ) ) 1 Q н2i T н1i Q н1i T н2i Q н2i Q н1i ;                                                    (4 )

Расход воздуха через ВЗ определяют по формуле

G = к 2 R L N 1 j = 2 N 0 H ( p j 1 ( y ) M j 1 ( y ) T j 1 ( y ) + p j ( y ) M j ( y ) T j ( y ) ) dy ,                                   (5)

где R - газовая постоянная воздуха.

Пример.

С целью проверки работоспособности и оценки точности предлагаемого способа определение расхода воздуха через ВЗ при летных испытаниях ПВРД ГЛА, по формулам (1)-(5), проведен контрольный расчет расхода воздуха через ВЗ экспериментального ПВРД.

По результатам этого расчета, для измерений на входе в ВЗ, соответствующих полету ГЛА с числом Маха M=6, после его отделения от ускорителя, расход воздуха при минимальном числе измерительных точек N=2 составляет G=1,25 кг/с, а при N=3 равняется G=1,35 кг/с.

С целью оценки точности предлагаемого способа в зависимости от числа N полученные результаты сравнивают с «эталонными» стендовыми, полученными с использованием расходомерного устройства - дающими для расхода воздуха значение G=1,4 кг/с. Из сравнения видно, что точность определения расхода воздуха при N=2 составляет приблизительно 11%, а при N=3 около 4%, то есть существенно повышается при увеличении на единицу, по сравнению с минимальным, числа используемых измерительных устройств.

Похожие патенты RU2491512C2

название год авторы номер документа
Способ формирования управляющего сигнала по углу крена модели гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА) для контроля аэродинамической идентичности по числам Рейнольдса траекторий полёта модели и натурного изделия при проведении опережающих лётных исследований аэродинамических характеристик 2017
  • Ловицкий Лаврентий Лаврентьевич
  • Садртдинов Владислав Диясович
  • Бадретдинова Айгуль Булатовна
RU2650331C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ 2009
  • Поплавский Борис Кириллович
  • Сироткин Геннадий Николаевич
  • Бабич Сергей Петрович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Макарова Алла Юрьевна
RU2419775C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВ АТАКИ И СКОЛЬЖЕНИЯ ПРИ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2007
  • Ловицкий Лаврентий Лаврентьевич
  • Ловицкий Лаврентий Лаврентьевич
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
RU2347193C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОГРЕШНОСТЕЙ ПРИЕМНИКОВ ВОЗДУШНЫХ ДАВЛЕНИЙ В ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ САМОЛЕТА 1999
  • Пушков С.Г.
  • Захаров В.Г.
  • Пашковская Ю.В.
  • Харин Е.Г.
  • Кожурин В.Р.
  • Калинин Ю.И.
RU2177624C2
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ В ПОЛЕТЕ СУММАРНОЙ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2008
  • Поплавский Борис Кириллович
  • Леонов Владимир Артемиевич
  • Бабич Сергей Петрович
  • Калинин Юрий Иванович
RU2364846C1
СПОСОБ НЕПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НЕЛИНЕЙНЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЛЁТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2014
  • Григорьев Николай Валерьевич
RU2560244C1
Способ определения аэродинамического нагрева высокоскоростного летательного аппарата в опережающих лётных исследованиях на крупномасштабной модели 2015
  • Горбай Андрей Романович
  • Григорьев Николай Валерьевич
RU2616108C1
СПОСОБ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Александров Виктор Константинович
RU2559196C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМ, СОДЕРЖАЩИХ ЭЛЕКТРОВЗРЫВНЫЕ УСТРОЙСТВА, НА СТОЙКОСТЬ К ВОЗДЕЙСТВИЮ ВНЕШНИХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ В СОСТАВЕ ОБЪЕКТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Сазонов Николай Иванович
  • Исаков Сергей Владимирович
RU2593521C1
ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1991
  • Лобановский Юрий Иоасафович
RU2033549C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 491 512 C2

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА ВОЗДУХА ЧЕРЕЗ ВОЗДУХОЗАБОРНИК ПРИ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано для определения расхода воздуха через ВЗ при летных испытаниях прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА). Способ включает определение расхода воздуха через ВЗ в полете, учитывая распределения по ширине и высоте Н входа в ВЗ давления и температуры воздуха, для чего применяемые бортовые устройства измерения давления и определения температуры воздуха - приемники давления (ПД), выдвигающиеся из специальных канавок, и термоанемометры (ТА) совместно располагают на поверхности по ширине входа в конечном числе равноудаленных друг от друга измерительных точек. При испытаниях ПД выдвигают вверх по высоте входа, на верхней поверхности ПД измеряют статическое, а на переднем торце полное давления воздуха, одновременно измеряют температуру внешней поверхности ТА и омические сопротивления вольфрамовых нитей, расположенных на внешней поверхности ТА, нагретых электрическими токами. Затем используя эти данные, последовательно определяют число Маха воздушного потока температуры первой и второй нитей, конвективные тепловые потоки на внешней поверхности нитей, статическую температуру воздуха и расход воздуха через ВЗ. Технический результат заключается в повышении точности определения расхода воздуха через ВЗ при летных испытаниях бортового ПВРД и минимизации возмущений, вносимых бортовыми измерительными устройствами в поступающий в ВЗ воздушный поток. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 491 512 C2

Способ определения расхода воздуха через воздухозаборник (ВЗ) при летных испытаниях прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА), включающий определение расхода воздуха через ВЗ путем измерения давления и определения температуры воздуха, отличающийся тем, что определяют расход воздуха через ВЗ в полете, учитывая распределения по ширине L и высоте Н входа в ВЗ давления и температуры воздуха, для чего применяемые бортовые устройства измерения давления и определения температуры воздуха - приемники давления (ПД), выдвигающиеся из специальных канавок, и термоанемометры (ТА) совместно располагают на поверхности по ширине входа в конечном числе N равноудаленных друг от друга измерительных точек с координатами zi, i = 1 ,N ¯ , при испытаниях ПД выдвигают по координате у по высоте входа, на верхней поверхности ПД измеряют статическое pi(y)=p(y, zi), a на переднем торце полное p0i(y)=p0(y, zi) давления воздуха, одновременно измеряют температуру внешней поверхности ТА Ттiт(zi) и омические сопротивления первой Rн1i=Rн1(zi) и второй Rн2i=Rн2(zi) одинаковых, тонких вольфрамовых нитей, расположенных на внешней поверхности TА, нагретых электрическими токами Iн1 и Iн2 до температур Tн1i=Tн(Rн1i) и Tн2i=Tн(Rн2i) соответственно, затем, используя эти данные, последовательно определяют:
- число Маха воздушного потока Mi(y)=M(y, zi), при условии p 0i ( y ) p i ( y ) < ( к + 1 2 ) к к 1 , по формуле:
M i ( y ) = 2 к 1 ( p 0i ( y ) p i ( y ) ) к 1 к 1 ,                                                                         (1а )
или, если выполняется условие p 0i ( y ) p i ( y ) ( к + 1 2 ) к к 1 , из уравнения:
M i 2 ( y ) ( 1 к 1 M i 2 ( y ) ) 1 к 1 = ( 2 к + 1 ) к к 1 ( к + 1 ) 1 к 1 p 0i ( y ) p i ( y ) ,                            (1б )
где к - показатель адиабаты воздуха;
- температуры первой и второй нитей соответственно:
T н1i = T н0 + α н 1 ( R н1i R н0 1 1 ) ,                                                                             (2a)
T н2i = T н0 + α н 1 ( R н2i R н0 1 1 ) ,                                                                            (2б )
где Tн0 - начальная температура нитей; Rн0 - начальное сопротивление нитей; αн - температурный коэффициент сопротивления нитей;
- конвективные тепловые потоки на внешней поверхности первой Qн1i=Qн(Tн1i) и второй Qн2i=Qн(Tн2i) нитей соответственно:
Q н1i = ε н σ ( T н1i 4 S н ε т T тi 4 S тн ) I н1 2 R н1i ,                                                               (3a)
Q н2i = ε н σ ( T н2i 4 S н ε т T тi 4 S тн ) I н2 2 R н2i ,                                                               (3б )
где σ=5,67·10-8 Вт/(м2·К4) - постоянная Стефана-Больцмана; εн, εт - интегральные степени черноты внешних (излучающих) поверхностей нитей и ТА соответственно;
Sн, Sтн - площади поверхности излучения нити и взаимной поверхности излучения ТА и нити соответственно;
- статическую температуру воздуха Ti(y)=T(y, zi) по формуле:
T i ( y ) = ( 1 + к 1 2 M i 2 ( y ) ) 1 Q н2i T н1i Q н1i T н2i Q н2i Q н1i ;                                                    (4 )
- расход воздуха через ВЗ:
G = к 2 R L N 1 j = 2 N 0 H ( p j 1 ( y ) M j 1 ( y ) T j 1 ( y ) + p j ( y ) M j ( y ) T j ( y ) ) dy ,                                   (5)
где R - газовая постоянная воздуха.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2491512C2

Гунько Ю.П., Мажуль И.И
Исследование некоторых факторов взаимодействия воздухозаборника и планера гиперзвукового летательного аппарата
- Ученые записки ЦАГИ, т
ХХХIII, 2002, №1-2
Устройство для определения расхода воздуха 1987
  • Алексеев Лев Петрович
  • Метелкин Михаил Борисович
  • Титов Виктор Иванович
SU1500832A1
СПОСОБ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Терехин Владимир Алексеевич
  • Шевяков Владимир Иванович
  • Акинфиев Владимир Олегович
  • Третьяков Владимир Федорович
  • Носков Геннадий Павлович
  • Чевагин Александр Федорович
RU2421702C1

RU 2 491 512 C2

Авторы

Горбай Андрей Романович

Андреева Нина Александровна

Даты

2013-08-27Публикация

2011-11-22Подача