Область техники
Изобретение относится к технике определения расходных характеристик воздухозаборника (ВЗ) перспективных авиационно-космических двигателей и может быть использовано для определения расхода воздуха через ВЗ при летных испытаниях прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА). Необходимость использования летного эксперимента для испытаний ПВРД обусловлена тем, что наземные стендовые установки не могут полностью воспроизвести адекватные натурным условия работы таких двигателей. С целью достижения необходимых для работы бортового ПВРД условий испытаний ГЛА разгоняют с помощью ускорителя до скорости, соответствующей числу Маха полета M∞=4. После отделения от ускорителя дальнейший полет ГЛА в диапазоне чисел M∞=4÷8 происходит за счет силы тяги, развиваемой ПВРД. Поскольку сам полет и управление им требуют знания силы тяги ПВРД, возникает необходимость определения расхода воздуха через ВЗ-характеристики от которой сильно зависит величина тяги.
Уровень техники
Известно «Устройство для определения расхода воздуха», Авторское свидетельство СССР №1500832, 1989 г. Устройство содержит установленные в измерительном канале тела обтекания, соединенные через диск силопередающего элемента с датчиком усилия, который находится во внутреннем корпусе канала. Форма тел обтекания в виде тонких пластин трапециевидной формы, с шириной изменяющейся пропорционально радиусу, обеспечивает осреднение воспринимаемой аэродинамической силы в радиальном направлении, а наличие равномерно расположенных по окружности нескольких тел обтекания в окружном направлении. Воспринимаемая телами обтекания аэродинамическая сила передается на датчик усилия, который выдает сигнал, пропорциональный расходу воздуха. Устройство предназначено для определения расхода воздуха, главным образом, в газотурбинных двигателях.
Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является способ определения расхода воздуха, рассмотренный в работе «Исследование некоторых факторов взаимодействия воздухозаборника и планера гиперзвукового летательного аппарата» (Ю.П. Гунько, И.И. Мажуль, Ученые записки ЦАГИ, том ХХХШ, №1-2, 2002 г.). Определения расхода воздуха через плоский ВЗ данным способом осуществляется в стендовых условиях при помощи установленного на выходе из проточного канала ПВРД специального расходомерного устройства. Расходомерное устройство представляет собой съемную вставку, которая осуществляет переход от прямоугольного канала к круглым сужающимся мерным соплам, а также тормозит и выравнивает воздушный поток, при помощи выравнивающих решетки и сетки. Измерения статического давления проводятся на стенках цилиндрического участка мерных сопел, полное давление измеряется на выходе из мерных сопел при помощи гребенки насадков полного давления. Расход воздуха в этом случае определяется по результатам измерений статического и полного давлений в мерных соплах по известным формулам адиабатического истечения газа.
Серьезным препятствием на пути применения известных способов и устройств для определения расхода воздуха через ВЗ бортового ПВРД являются их весьма ограниченные возможности. Способы и устройства пригодны для применения лишь в стендовых условиях или при летных испытаниях при небольших скоростях и используют для определения расхода воздуха только осредненные значения величин. Другим существенным недостатком известных способов и устройств является наличие у них стационарно расположенных измерительных средств, которые постоянно находятся в поступающем в двигатель воздушном потоке, тем самым, внося в него значительные возмущения.
Раскрытие изобретения
Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, заключается в повышении точности определения расхода воздуха через ВЗ при летных испытаниях бортового ПВРД, за счет учета распределения параметров воздушного потока на входе в ВЗ, а также путем некоторого увеличения, по сравнению с минимальным, числа используемых измерительных устройств. Другой отличительной особенностью предлагаемого способа является минимизация возмущений, вносимых бортовыми измерительными устройствами в поступающий в ВЗ воздушный поток.
Для достижения указанного технического результата в способе определения расхода воздуха через ВЗ при летных испытаниях ПВРД ГЛА, включающем определение расхода воздуха через ВЗ путем измерения давления и определения температуры воздуха, определяют расход воздуха через ВЗ в полете, учитывая распределения по ширине L и высоте H входа в ВЗ давления и температуры воздуха, для чего применяемые бортовые устройства измерения давления и определения температуры воздуха - приемники давления (ПД), выдвигающиеся из специальных канавок и термоанемометры (ТА) - совместно располагают на поверхности по ширине входа в конечном числе N равноудаленных друг от друга измерительных точек с координатами zi,
- число Маха воздушного потока Mi(y)=M(y, zi), при условии
или, если выполняется условие
где к - показатель адиабаты воздуха;
- температуры первой и второй нитей соответственно:
где Tн0 - начальная температура нитей; Rн0 - начальное сопротивление нитей; αн - температурный коэффициент сопротивления нитей;
- конвективные тепловые потоки на внешней поверхности первой Qн1i=Qн(Tн1i) и второй Qн2i=Qн(Tн2i) нитей соответственно:
где σ=5,67·10-8 Вт/(м2·К4) - постоянная Стефана-Больцмана; εн, εт - интегральные степени черноты внешних (излучающих) поверхностей нитей и ТА, соответственно; Sн, Sтн - площади поверхности излучения нити и взаимной поверхности излучения ТА и нити, соответственно;
- статическую температуру воздуха Ti(y)=T(y, zi) по формуле
- расход воздуха через ВЗ:
где R - газовая постоянная воздуха.
Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, на которых изображены:
на фиг.1 показан вид сбоку ГЛА и расположенного на его нижней поверхности ПВРД;
на фиг.2 показан вид снизу ВЗ;
на фиг.3 показан в изометрии вход в ВЗ и расположение на входе выдвигающихся ПД и ТА;
на фиг.4 показано продольное сечение выдвигающегося ПД;
на фиг.5 показан плоский насадок для приема статического и полного давлений воздуха;
на фиг.6 показано продольное сечение ТА;
на фиг.7 показан вид сверху (внешняя поверхность) ТА.
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.
Способ рассматривает компоновку ГЛА 1 с расположением ПВРД 2 на нижней поверхности аппарата. ПВРД оснащен плоским ВЗ 3, который имеет поверхность предварительного сжатия воздушного потока в виде двухступенчатого клина 4, являющуюся одновременно нижней поверхностью носовой части ГЛА (см. фиг.1 и 2).
Расход воздуха через ВЗ - прямоугольный контур ABCD - определяют с учетом распределения по ширине L и высоте H входа в ВЗ давления и температуры воздуха. Распределения указанных параметров вызвано сжатием на поверхности клина воздушного потока со скачками уплотнения, фокусирующимися на кромке АВ, а также наличием на его поверхности пограничного слоя. Чтобы учесть эти распределения, применяемые бортовые устройства измерения давления и определения температуры воздуха совместно располагают на поверхности по ширине входа в ВЗ в конечном числе N равноудаленных друг от друга измерительных точек с координатами zi,
Статическое pi(y)=p(y, zi) и полное p0i(y)=p0(y, zi) давления воздуха на входе в ВЗ измеряют при помощи ПД, которые выдвигаются из специальных канавок 5 по координате у по высоте входа. Конструктивно выдвигающийся ПД представляет собой выполненный из жаропрочного металла плоский насадок 6, установленный на обеспечивающее выдвижение электромеханическое устройство 7, находящееся внутри корпуса 8 ГЛА. Для измерений статического и полного давлений воздуха на верхней поверхности насадка имеется круглое 9, а на переднем торце прямоугольное 10 приемные отверстия, соответственно. От каждого отверстия отходит канал 11, который заканчивается штуцером 12 для присоединения гибкой пневмотрассы 13 и передачи по ней давления к измерителю 14 (см. фиг.4 и 5). Так как выдвигающийся ПД не постоянно находится в поступающем в ВЗ воздушном потоке, а лишь во время измерений, то его применение вносит в этот поток существенно меньшие возмущения, чем обычно используемые стационарные измерительные устройства.
Число Маха воздушного потока Mi(y)=M(y, zi), при условии
или, если выполняется условие
где к - показатель адиабаты воздуха.
Статическую температуру воздуха Ti(y)=T(y, zi) на входе в ВЗ определяют по числу Маха Mi(y) и при помощи ТА. Конструктивно ТА представляет собой выполненное из диэлектрического материала цилиндрическое тело 15, установленное в металлическую оболочку 16, на поверхности которой имеется резьба с накидной гайкой 17 для крепления ТА к корпусу ГЛА. Внутри тела расположены четыре электрода 18 с закрепленными на них втулками 19 для присоединения электрических проводов. Электроды обеспечивают подвод и прохождение электрических токов Iн1 и Iн2 по двум одинаковым, тонким вольфрамовым нитям 20, расположенным на внешней поверхности 21 ТА перпендикулярно поступающему в ВЗ воздушному потоку. Между нитями, на одинаковом расстоянии от них, в прилегающем к внешней поверхности ТА слое материала находится хромель-алюмелевая термопара 22, измеряющая температуру этой поверхности Tтi=Tт(zi) (см. фиг.6 и 7). Поскольку ТА устанавливают в корпус ГЛА так, что его внешняя поверхность находится вровень с окружающей поверхностью, то его применение практически не вносит в поступающий в ВЗ воздушный поток никаких возмущений.
Прохождение тока Iн1 по первой нити вызывает ее нагрев до температуры Tн1i=Tн(Rн1i), а тока Iн2 по второй нити, ее нагрев до температуры Tн2i=Tн(Rн2i). Температуры первой и второй нитей по результатам измерений их омических сопротивлений Rн1i=Rн1(zi) и Rн2i=Rн2(zi) находят соответственно по формулам
где Tн0 - начальная температура нитей; Rн0 - начальное сопротивление нитей; αн - температурный коэффициент сопротивления нитей.
Так как площадь поперечного сечения нити очень мала по сравнению с площадью ее внешней поверхности, то потерями тепла через концевые поверхности нити можно пренебречь. В этом случае конвективные тепловые потоки на внешней поверхности первой Qн1i=Qн(Tн1i) и второй Qн2i=Qн(Tн2i) нитей определяют, соответственно, следующим образом:
где σ=5,67·10-8 Вт/(м2·К4) - постоянная Стефана-Больцмана; εн, εт - интегральные степени черноты внешних (излучающих) поверхностей нитей и ТА, соответственно; Sн, Sтн - площади поверхности излучения нити и взаимной поверхности излучения ТА и нити соответственно.
Полагая, что коэффициенты теплообмена нитей слабо зависят от их температур, а полная температура воздуха практически равна адиабатической температуре нитей, для статической температуры воздуха на входе в ВЗ получаем:
Расход воздуха через ВЗ определяют по формуле
где R - газовая постоянная воздуха.
Пример.
С целью проверки работоспособности и оценки точности предлагаемого способа определение расхода воздуха через ВЗ при летных испытаниях ПВРД ГЛА, по формулам (1)-(5), проведен контрольный расчет расхода воздуха через ВЗ экспериментального ПВРД.
По результатам этого расчета, для измерений на входе в ВЗ, соответствующих полету ГЛА с числом Маха M∞=6, после его отделения от ускорителя, расход воздуха при минимальном числе измерительных точек N=2 составляет G=1,25 кг/с, а при N=3 равняется G=1,35 кг/с.
С целью оценки точности предлагаемого способа в зависимости от числа N полученные результаты сравнивают с «эталонными» стендовыми, полученными с использованием расходомерного устройства - дающими для расхода воздуха значение G=1,4 кг/с. Из сравнения видно, что точность определения расхода воздуха при N=2 составляет приблизительно 11%, а при N=3 около 4%, то есть существенно повышается при увеличении на единицу, по сравнению с минимальным, числа используемых измерительных устройств.
Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано для определения расхода воздуха через ВЗ при летных испытаниях прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА). Способ включает определение расхода воздуха через ВЗ в полете, учитывая распределения по ширине и высоте Н входа в ВЗ давления и температуры воздуха, для чего применяемые бортовые устройства измерения давления и определения температуры воздуха - приемники давления (ПД), выдвигающиеся из специальных канавок, и термоанемометры (ТА) совместно располагают на поверхности по ширине входа в конечном числе равноудаленных друг от друга измерительных точек. При испытаниях ПД выдвигают вверх по высоте входа, на верхней поверхности ПД измеряют статическое, а на переднем торце полное давления воздуха, одновременно измеряют температуру внешней поверхности ТА и омические сопротивления вольфрамовых нитей, расположенных на внешней поверхности ТА, нагретых электрическими токами. Затем используя эти данные, последовательно определяют число Маха воздушного потока температуры первой и второй нитей, конвективные тепловые потоки на внешней поверхности нитей, статическую температуру воздуха и расход воздуха через ВЗ. Технический результат заключается в повышении точности определения расхода воздуха через ВЗ при летных испытаниях бортового ПВРД и минимизации возмущений, вносимых бортовыми измерительными устройствами в поступающий в ВЗ воздушный поток. 7 ил.
Способ определения расхода воздуха через воздухозаборник (ВЗ) при летных испытаниях прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА), включающий определение расхода воздуха через ВЗ путем измерения давления и определения температуры воздуха, отличающийся тем, что определяют расход воздуха через ВЗ в полете, учитывая распределения по ширине L и высоте Н входа в ВЗ давления и температуры воздуха, для чего применяемые бортовые устройства измерения давления и определения температуры воздуха - приемники давления (ПД), выдвигающиеся из специальных канавок, и термоанемометры (ТА) совместно располагают на поверхности по ширине входа в конечном числе N равноудаленных друг от друга измерительных точек с координатами zi,
- число Маха воздушного потока Mi(y)=M(y, zi), при условии
или, если выполняется условие
где к - показатель адиабаты воздуха;
- температуры первой и второй нитей соответственно:
где Tн0 - начальная температура нитей; Rн0 - начальное сопротивление нитей; αн - температурный коэффициент сопротивления нитей;
- конвективные тепловые потоки на внешней поверхности первой Qн1i=Qн(Tн1i) и второй Qн2i=Qн(Tн2i) нитей соответственно:
где σ=5,67·10-8 Вт/(м2·К4) - постоянная Стефана-Больцмана; εн, εт - интегральные степени черноты внешних (излучающих) поверхностей нитей и ТА соответственно;
Sн, Sтн - площади поверхности излучения нити и взаимной поверхности излучения ТА и нити соответственно;
- статическую температуру воздуха Ti(y)=T(y, zi) по формуле:
- расход воздуха через ВЗ:
где R - газовая постоянная воздуха.
Гунько Ю.П., Мажуль И.И | |||
Исследование некоторых факторов взаимодействия воздухозаборника и планера гиперзвукового летательного аппарата | |||
- Ученые записки ЦАГИ, т | |||
ХХХIII, 2002, №1-2 | |||
Устройство для определения расхода воздуха | 1987 |
|
SU1500832A1 |
СПОСОБ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2421702C1 |
Авторы
Даты
2013-08-27—Публикация
2011-11-22—Подача