СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОВИНТОВОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ САМОЛЕТА Российский патент 2013 года по МПК B64C19/00 F02C9/26 

Описание патента на изобретение RU2493051C2

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками (СУ) самолетов.

Известен способ управления турбовинтовой СУ, заключающийся в том, что измеряют частоту вращения ротора турбокомпрессора двигателя, сравнивают ее с заданным значением и в соответствии с полученным рассогласованием изменяют угол установки лопастей воздушного винта (далее по тексту - ВВ), «Руководство по эксплуатации турбовинтового двигателя АИ-20Б», ЗМКБ «Прогресс» им. А. Ивченко, г.Запорожье, 1958 г., с.23.

Недостатком этого способа является следующее.

Характеристики турбовинтовой СУ «расслаиваются» по высоте и скорости полета самолета. Выбранный закон управления

n тк = const (1)

где

n тк - частота вращения ротора турбокомпрессора,

«точечный» (выбран для одного режима работы СУ) и не учитывают высоту и скорость полета самолета. Поэтому на некоторых режимах полета самолета не обеспечивается эффективное управление ВВ, что снижает надежность работы СУ и безопасность самолета.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления турбовинтовой СУ, заключающийся в том, что в зависимости от параметров воздуха на входе в СУ, параметров турбокомпрессора и положения рычага управления двигателем (РУД) изменяют расход топлива в камеру сгорания, измеряют фактический угол установки лопастей воздушного винта (ВВ), сравнивают его с заданным значением и в соответствии с полученным рассогласованием изменяют угол установки лопастей ВВ, «Выбор оптимальных законов и структур каналов управления ТВВД», ЦИАМ, №10671, 1986, с.21, 30-31, 61.

Недостатком этого способа является следующее.

На ряде переходных режимов работы СУ, например, при переходе из режима «Реверс» в режим «Тихое руление» после посадки самолета, возможно возникновение следующей ситуации.

При переводе РУД из положения «Реверс» в промежуточное положение сектора «Прямая тяга» и включении тумблера «Тихое руление» (режим СУ с минимальной прямой тягой для рулежки самолета на стоянку) «быстрый» контур управления расходом топлива опережает более «медленный» контур управления ВВ. На самолете Ан-140 в этой ситуации произошла раскрутка ротора свободной турбины, приводящей ВВ, выше предельной частоты, и защита выключила оба двигателя прямо на рулежной дорожке. Это снижает надежность работы СУ.

Целью изобретения является повышение надежности работы турбовинтовой СУ и безопасности самолета.

Поставленная цель достигается тем, что в способе управления турбовинтовой СУ, заключающемся в том, что в зависимости от параметров воздуха на входе в СУ, параметров турбокомпрессора и положения РУД изменяют расход топлива в камеру сгорания, измеряют фактический угол установки лопастей ВВ, сравнивают его с заданным значением и в соответствии с полученным рассогласованием изменяют угол установки лопастей ВВ, отличающийся тем, что дополнительно контролируют величину рассогласования между заданным и измеренным значениями угла установки лопастей ВВ, если рассогласование превышает наперед заданную величину, определяемую расчетно-экспериментальным путем, корректируют темп изменения расхода топлива.

На чертеже представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков (БД), электронный регулятор (ЭР) 2, блок 3 электрогидропреобразователей (ЭГП) 3, гидропривод 4 лопастей ВВ, положение которых измеряется с помощью блока 1, к выходу блока 3 также подключен дозатор 5 топлива, положение которого измеряется с помощью блока 1.

Устройство работает следующим образом.

По измеренным с помощью блока 1 положению рычага управления двигателем (РУД), частоте вращения ротора двигателя, температуре газов за турбиной двигателя, давлению воздуха за компрессором двигателя по известным зависимостям (см. например, книгу под редакцией Шляхтенко С.М. «Теория ВРД», М., «Машиностроение», 1975 г., с.400-403) ЭР 2 формирует заданное положение дозатора 5, которое сравнивается с фактическим положением, измеренным с помощью блока 1. По величине рассогласования в блоке 3 формируется управляющее воздействие на дозатор 5, с помощью которого изменяется расход топлива в КС.

Одновременно ЭР 2 по сигналам датчиков из БД 1 измеряет фактический угол установки лопастей ВВ, сравнивает его с заданным значением, например:

β вв зад . = f(α руд) (2)

где

β вв зад. - заданный угол установки лопастей ВВ,

α руд - положение рычага управления двигателем (РУД), рассчитывается в ЭР 2 по сигналам из БД 1.

Пример такой зависимости приведен, например, в книге под редакцией Шляхтенко С.М. «Теория ВРД», М., «Машиностроение», 1975 г., с.407.

В соответствии с полученным рассогласованием между заданным и фактическим углами установки лопастей ВВ ЭР 2 формирует управляющий сигнал на ЭГП 3. ЭГП 3 управляет положением гидропривода 4, перемещение которого изменяет угол установки лопастей ВВ до момента, пока измеренный угол установки лопастей ВВ не станет равным заданному.

Дополнительно, ЭР 2 контролирует полученную величину рассогласования между заданным и измеренным значениями угла установки лопастей ВВ: если рассогласование превышает наперед заданную величину, определяемую расчетно-экспериментальным путем (для самолета ан-140, например, эта величина составляет 7,5°), ЭР 2 корректирует темп изменения расхода топлива. Так, электронный регулятор РЭД-2000 производства ОАО «СТАР», г.Пермь, входящий в состав САУ СУ самолета Ан-140, ограничивает темп изменения расхода топлива за счет ограничения скорости изменения заданного положения дозатора 5.

Т.о. соблюдается баланс между располагаемой мощностью свободной турбины и потребной мощностью, «снимаемой» ВВ с вала свободной турбины.

Это обеспечивает повышение качества работы САУ и, как следствие, повышение надежности СУ и безопасности самолета.

Похожие патенты RU2493051C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОВИНТОВОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2436979C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОВИНТОВОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2449146C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2489592C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ТУРБОВИНТОВУЮ СИЛОВУЮ УСТАНОВКУ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
RU2334889C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Титов Юрий Константинович
RU2474712C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ВЕРТОЛЕТА 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2452667C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Титов Юрий Константинович
RU2474713C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Попов Сергей Владимирович
RU2497001C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2493392C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРОННО-ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2432476C2

Реферат патента 2013 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОВИНТОВОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ САМОЛЕТА

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления (САУ) турбовинтовыми силовыми установками (СУ) самолетов. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно контролируют величину рассогласования между заданным и измеренным значениями угла установки лопастей воздушного винта (ВВ), если рассогласование превышает наперед заданную величину, определяемую расчетно-экспериментальным путем, корректируют темп изменения расхода топлива. Повышается надежность работы СУ и безопасность полетов самолета за счет обеспечения баланса между располагаемой мощностью свободной турбины и потребной мощностью, «снимаемой» ВВ с вала свободной турбины. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 493 051 C2

Способ управления турбовинтовой силовой установкой, заключающийся в том, что в зависимости от параметров воздуха на входе в СУ, параметров турбокомпрессора и положения РУД изменяют расход топлива в камеру сгорания, измеряют фактический угол установки лопастей воздушного винта (ВВ), сравнивают его с заданным значением и в соответствии с полученным рассогласованием изменяют угол установки лопастей ВВ, отличающийся тем, что дополнительно контролируют величину рассогласования между заданным и измеренным значениями угла установки лопастей ВВ, если рассогласование превышает наперед заданную величину, определяемую расчетно-экспериментальным путем, корректируют темп изменения расхода топлива.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2493051C2

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ТУРБОВИНТОВУЮ СИЛОВУЮ УСТАНОВКУ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
RU2334889C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ 2004
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2282737C2
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2001
  • Ильясов Б.Г.
  • Денисова Е.В.
  • Денисов В.В.
  • Клименко Д.В.
RU2204044C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ 1989
  • Куликов Г.Г.
  • Фатиков В.С.
  • Свитский О.Л.
  • Писаренко А.В.
  • Каримов И.А.
  • Хасанов В.А.
SU1759070A1
SU 1445321 A1, 10.10.1996
ТКАНЬ С ПЕРЕПЛЕТЕНИЕМ ШИЛОВА 2002
  • Шилов С.Б.
RU2228977C1
КЛАПАН УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПРИВОДОВ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ 0
  • Ю. И. Чернов Е. С. Хейнштейн
SU190963A1

RU 2 493 051 C2

Авторы

Дудкин Юрий Петрович

Гладких Виктор Александрович

Фомин Геннадий Викторович

Даты

2013-09-20Публикация

2011-09-19Подача