Известен терапевтический метод лечения заикания, описанный в патенте на изобретение CN 101164509 (A), A61F 5/58, опубликованном 23.04.2008. Данный метод характеризуется тем, что в нем используются корректные функциональные упражнения произношения. К недостаткам данного метода можно отнести то, что он не является достаточно эффективным, т.к. в нем не проводятся упражнения, включающие саморегуляцию системы речи посредством ее связи с внешним синхронизатором.
Известен способ освобождения от заикания, описанный в патенте на изобретение RU 2199352 C1, A61M 21/00, А61Н 1/00, А61Н 7/00, опубликованном 27.02.2003. К недостаткам данного способа также можно отнести то, что он не является достаточно эффективным, т.к. в нем не проводятся упражнения, включающие саморегуляцию системы речи посредством ее связи с внешним синхронизатором.
В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбран способ лечения заикания, описанный в патенте на изобретение RU 2210395 С2, A61M 21/00, опубликованном 20.08.2003. В данном способе обучают пациента непрерывной саморегуляции речи посредством ее связи с последовательным раздражением пальцев ведущей руки. Вначале обучают синхронизации речи с тактильным раздражением пальцев ведущей руки, причем в начале синтагмы длительность и силу раздражения увеличивают. При этом обучают связывать с раздражением пальцев состояние внутреннего спокойствия, далее связывают это состояние с идеомоторным актом, сознательно вызванным путем представления реального движения. Затем тактильные раздражения заменяют раздражениями от идеомоторного акта. В последующем сформированный и автоматизированный навык используют в условиях обычного общения, и возвращаются к тактильным раздражениям пальцев ведущей руки при тяжелых стрессах и длительных заболеваниях. Однако в данном способе пациента обучают непрерывной саморегуляции речи посредством ее связи с последовательным раздражением пальцев лишь одной руки (ведущей), что снижает эффективность привязки речи к внешнему синхронизатору.
Нами предложен способ лечения от заикания, основанный на двух движениях в ладонях рук, диктующий ритмико-интонационный рисунок фразы. Будучи универсальным, этот способ позволяет решать одновременно несколько важных задач: устранение речевых спазмов, страха речи, коррекция просодической стороны речи и личности заикающегося. При использовании данного способа учитывается принцип двуполушарности.
Данный способ заключается в том, что на выделении первого и ударного слога в слове (первого слога и логического ударения в синтагме) двумя движениями ладоней рук, а именно ладонная поверхность возвышения кисти скользит на первый слог в слове (синтагме) - скольжение, а на ударном слоге в слове (или логическом ударении в синтагме) подушечки четырех пальцев (указательный, средний, безымянный и мизинец) давят на любую поверхность подушечками - давление.
Движения ладоней рук используются не только как внешний синхронизатор, но и как психологический якорь спокойствия и расслабления во время речи.
Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного способа лечения от заикания, является повышение эффективности лечения за более короткий срок за счет того, что пациентов обучают непрерывной саморегуляции речи посредством ее связи с движениями обеих рук.
Заявленный способ является комплексным и включает в себя 3 основных этапа.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе лечения заикания, включающем саморегуляцию системы речи посредством ее связи с внешним синхронизатором, на первом этапе проводят сеанс императивного внушения и эмоционально-стрессовой терапии, после которого пациентам назначают режим молчания вне занятий на 5 дней, затем проводят занятия по формированию правильного речевого выдоха, голосоподачи и голосоведения, кроме того, на первом этапе проводят аутогенные тренировки, на втором этапе проводят упражнения, на которых пациентов обучают синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук, кроме этого, на данном этапе проводят сеансы расслабляющего массажа, самомассажа, а также сеансы групповой терапии по переформированию отношения пациентов к речевому дефекту, по усилению мотивации к лечению, на третьем этапе сформированный у пациентов навык синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук используют в искусственно созданных трудных ситуациях, например в режиме «публичное выступление», постепенно заменяя движения двух рук на движение одной ведущей руки, а затем на речь, без сопровождения ее движением ведущей руки.
На занятиях по формированию правильного речевого выдоха, голосоподачи и голосоведения пациенты, каждый на индивидуальном пороге свободной речи, отрабатывают произношение доступных коротких слова и фраз, не длиннее одной синтагмы, с последующей отработкой данного навыка в эмоционально-значимой обстановке.
Упражнения по синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук заключаются в том, что пациент располагает руку на бедрах, на любой плоской поверхности, ладонь имеет форму, сходную с формой компьютерной мышки, произнесение первого слога в слове или синтагме сопровождается скольжением подушечки ладони, а ударный слог в слове или логическое ударение в синтагме выделяются давлением подушечек четырех пальцев на поверхность.
Упражнения по синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук выполняют в расслабленном состоянии, с мягкими движениями рук при раскрытии рта на гласных звуках.
Длительность первого этапа составляет 4 дня, второго - 10 дней, третий этап представляет собой 16 занятий по 1 дню в неделю.
Продолжительность одного занятия, упражнения составляет 5-6 часов.
На занятиях, упражнениях в группе работают члены семьи пациентов.
Курс рассчитан на 30 групповых сеансов.
Из них 14 дней - курс-погружение с отрывом от работы и учебы, а 16 дней - курс-блиц встречи 1 раз в неделю по выходным без отрыва от учебы и работы в течение примерно 4 месяцев. Продолжительность одного занятия, упражнения 5-6 часов. На всех этапах в группе работают члены семьи клиента.
Весь курс рассчитан на 4, 5 месяца.
1 Этап. Переформирование речевого навыка - 4 дня.
Начинается курс с сеанса императивного внушения и эмоционально-стрессовой терапии, и режима молчания вне занятия на 5 дней. На замедленном темпе речи при полном стиле произношения убираются речевые судороги. На занятиях идет активная перестройка речи и психологического состояния. Сначала клиенты обучаются, каждый на своем пороге свободной речи (в сопряженной, отраженной и хоровой формах речи), произносить доступные короткие слова и фразы, не длиннее одной синтагмы. Отрабатывают этот навык в режиме «функциональная тренировка» в эмоционально-значимой обстановке. Идет активная работа по формированию правильного речевого выдоха, голосоподачи и голосоведения.
2 этап. Тренировочный - 10 дней
Осваивается навык речи в технике «волна». Клиенты учатся «запускать» речь при помощи движения кистей рук. Упражнения выполняются на расслаблении, с мягким движением при раскрытии рта на гласных звуках. Темп речи медленный, спокойный. Заикающиеся учатся определять логическое ударение в синтагме и менять его - интонировать. На этом этапе к работе подключается специалист по свободному движению и массажист. Активно используются техники расслабляющего массажа и самомассажа. Продолжает работу психотерапевт. Проводится групповая психотерапия по переформированию отношения к дефекту, по усилению мотивации к лечению.
3 этап - закрепительный - 4 месяца
Блиц-курсы с группой 1 раз в неделю по выходным без отрыва от работы и учебы. Всего таких встреч 16 по 1 дню в неделю.
На этом этапе идет закрепление навыка речи в технике «волна» в трудных ситуациях, в режиме «публичное выступление». Активно используются техники телесной и танцетерапии, свободное движение. Идет постепенный «уход» от движения кистями двух рук к движению кистями одной руки (ведущей) и к речи, без сопровождения ее движениями кисти. Темп речи нормализуется до нормального в течение 4 месяцев.
В результате лечения - речь без заикания, спокойная, интонированная, без сопровождения движений кистями рук. Во всех ситуациях.
Подробнее об общих принципах лечения заикания по нашей методике:
1. Прежде всего, необходимость комплексного подхода к лечению заикания. Под комплексностью мы понимаем не просто сочетание терапевтических, логопедических и психотерапевтических приемов, а одновременное воздействие на весь спектр нарушений, образующих в совокупности целостную структуру, стремящуюся к самоподдержанию и самовосстановлению. Вот почему должна работать целая команда специалистов: логопед, психотерапевт, психолог, массажист, ритор, специалист по свободному движению.
2. Опираясь на опыт Дубровского К.М. (сеанс эмоционально-стрессовой терапии), мы считаем, что в начале лечения необходим этап императивного внушения, мотивации на лечение. На наш взгляд, само по себе проведение такого сеанса не может гарантировать устойчивого излечения заикания. Этот факт общепризнанный. Проблема, как известно, заключается в том, как закрепить и развить благоприятные личностные изменения и на их фоне выработать у заикающихся речевой навык, действительно устойчивый к стрессовым воздействиям. Для этого мы используем «якорные» движения ладоней двух рук.
3. Вместе с императивным внушением должна вестись работа по формированию нового речевого стереотипа, необходим мощный отрыв от заикания. Отрыв от заикания происходит на применении крайне замедленного темпа речи в эмоционально значимой обстановке.
4. Одна из наиболее важных составных частей разработанной нами методики, составляющей ее отличительную особенность и основное ядро. Речь идет о привлечении к акту речи «второго артикуляторного аппарата человека» ладоней рук. В данном случае движение из двух частей - волна используется как внешний датчик ритма.
Руки заикающегося должны воспроизводить ритмико-интонационный рисунок произносимой фразы. Для этого пациент располагает руки на бедрах, а в дальнейшем и на любой плоской поверхности. Ладонь имеет форму компьютерной мышки. Произнесение первого слога в слове или синтагме сопровождается скольжением подушечки ладони, а ударный слог в слове или логическое ударение в синтагме выделяются давлением подушечек четырех пальцев на поверхность.
По мнению М.М.Кольцовой, изучающей двигательную активность и развитие мозга ребенка, движение кистей и пальцев рук настолько филогенетически и онтогенетически связаны с движениями голосового аппарата, что есть все основания рассматривать их как орган речи, аналогичный артикуляторному аппарату. Отсюда ясно, насколько важна и естественна корреляция речи с движениями ладоней рук.
Движения руки при лечении заикания использовались и другими авторами. Например, Н.И.Жинкин рекомендовал применять жесты для раскрепощения и отвлечения от акта речи. Движения руки в тех же целях предлагались А.И.Богомоловой, выработка рече-ручного рефлекса А.Г.Шембель и С.С.Ляпидевским, Андроновой Л.З. (синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки).
Оригинальность нашего способа состоит в том, что мы используем не одну «ведущую руку», а обе ладони в свете теории двуполушарности (Семенович, Визель и др.).
В предложенном нами способе ладони рук выполняют роль «буксира». Своими последовательно организованными движениями они согласовывают во времени работу всех речевых звеньев и систем, налаживая нарушенный у заикающихся механизм внутренней синхронизации естественного речевого цикла.
Движения ладоней, кроме всего прочего, диктуют речевому аппарату ритмико-интонационный рисунок фразы. Они помогают справиться с такими разрушающими речь последствиями заикания, как аритмия, отсутствие правильного слияния слов в синтагме, искажение интонации.
Другую важную особенность метода составляет то, что новый речевой стереотип образуется не только с помощью анализаторов естественного речевого цикла, которые могут быть нарушены у заикающихся, но также и через ряд других сохранных анализаторов, связанных с движениями ладоней рук (двигательная кинестезия, тактильная чувствительность). Это способствует, благодаря обратной афферентации, значительно более быстрому формированию речедвигательного навыка, устойчивого к стрессовым воздействиям.
5. Полностью восстановить у заикающихся нарушенную коммуникативную функцию речи можно только в процессе нормального естественного общения. Из этого следует, что самым важным этапом лечения заикания является тот этап, когда больной после окончания интенсивного двухнедельного курса терапии уходит из логопедического кабинета в реальную жизнь. Наша же роль сводится к тому, чтобы на коротких блиц-курсах контролировать этот процесс и направлять его.
Предлагаемый способ коррекции заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания. В первом случае достоинство метода заключается в том, что у пациентов значительно снижается фиксированность на акте речи, поскольку ответственность за технику речи (темп, слияние слов в синтагме, интонационный рисунок фразы) берут на себя обученные руки, и заикающиеся могут, наконец, как и все нормально говорящие люди, прежде всего думать о смысле высказывания. У них постепенно уходят навязчивые мысли, страх речи, уловки. Иными словами, предлагаемый способ сам по себе дает ясно выраженный психотерапевтический эффект.
При неврозоподобном заикании этот способ лечения позволяет восполнить физиологический дефицит, включая ряд сохранных анализаторов в альтернативные цепочки обратной связи. В логопедической практике чаще всего встречаются смешанные случаи, сочетающие и невротические, и резидуально-органические расстройства, отсюда легко представить, насколько важным качеством методики лечения является ее универсальность.
Методика позволяет также решать проблему автоматизации навыка естественной бессудорожной речи. Обученные в ходе курса-погружения руки становится памятью о новом стереотипе, а со временем «автоматическим контролером» речи пациента. Длительный процесс автоматизации нового речедвигательного навыка протекает при этом в условиях естественного общения и лишь поддерживается через систему блиц-курсов.
1. На первом этапе, который длится четыре дня, главная задача сформировать у заикающихся навык свободного звукоизвлечения, связать его с состоянием мышечной релаксации, спокойствием и, параллельно развивая мелкую моторику, подготовить руки к роли естественного синхронизатора речи. Устанавливается режим молчания; при необходимости для общения пациенты письменную и крайне замедленную речь, которая гарантирует их от появления судорог. Активно используются аутогенные тренировки (AT).
Как известно, AT используются и в других методиках коррекции заикания, предлагают проговаривать некий связный текст, т.к. слова в произносимом тексте имеют для заикающихся большую эмоциональную значимость, приобретенное ими состояние спокойствия очень быстро утрачивается, не фиксируясь механизмом долгосрочной памяти. Отличие нашей методики в том, что новое психическое самоощущение, возникшее после AT, связывается вначале только с правильным расслабленным голосоизвлечением. Сначала на одном гласном звуке, потом на прямом открытом слоге и только потом - на слове. Наш пациент учится «черпать» расслабление не только в паузу, но и во время речи.
На фоне расслабления и спокойствия, связываемого со словом «волна», произносится каждый речевой отрезок (Звук, слово, синтагма). После чего снова сигнал к расслаблению и спокойствию. Голова, руки, плечи при этом должны действительно расслабляться.
2. На втором этапе, продолжительностью два-три дня, мы уделяем главное внимание обучению ладоней рук, технике правильного извлечения звуков, работаем над элементарными интонационными навыками, продолжаем совершенствовать технику расслабления. Активно используются расслабляющий логопедический массаж и элементы самомассажа.
На этом этапе обучаем пациентов синхронизации речи с движениями ладоней рук при произнесении слов и синтагм.
Пациенты чрезвычайно тонко чувствуют происходящие с ними перемены. По нашим наблюдениям, заикающиеся становятся активными участниками лечения, начинают реально верить в возможность положительных результатов лишь тогда, когда начинают испытывать спокойствие и удовлетворение от самого процесса работы над речью, в частности над синтагмой. Это становится реальным в первую неделю занятий. Одновременно мы усиленно готовим руки в помощь речи: привлекаем внимание заикающихся к руке в ходе AT, вызываем ощущение тяжести и тепла в кистях рук, биение пульса в разных пальцах и т.д. На следующем этапе продолжаем углублять и развивать эту связь, одновременно усложняя алгоритм естественной бессудорожной речи.
Этап «погружение» связан с автоматизацией у заикающихся нового речедвигательного навыка, алгоритма речи, синхронизированной с движениями ладоней рук. Здесь используется речевой материал разной степени сложности, происходит первичное закрепление навыка. Продолжается работа над интонацией. Устойчивость речи к стрессовым воздействиям проверяется через систему функциональных тренировок. Функциональные тренировки позволяют избавиться от страха речи. Вместе с ним уходят навязчивые мысли и уловки. Появляется уверенность, раскованность, осознание того, что в конечном счете каждый только сам может помочь себе. Такой вывод раньше был недоступен заикающемуся, который так же, как невротик был постоянно зависим и ждал помощи от других.
Когда удается достигнуть нового внутреннего ощущения - расслабления и спокойствия, следует закрепить это состояние и связать с неким нейтральным сигналом-символом («заякорить»). В дальнейшем с помощью такого сигнала можно при необходимости вызывать комплекс указанных ощущений. Таким сигналом в нашей методике является слово «волна».
Целью этапа логопедических занятий, который мы называем «погружение» является: выработать у пациентов новый речедвигательный навык, посредством синхронизации речи с движениями ладоней рук; связать речь с чувством спокойствия, правильным интонированием, мимикой, жестом, уверенной осанкой и т.д. и укрепить новый речевой стереотип в функциональных тренировках различной сложности, тем самым осуществив решающий отрыв от заикания.
После окончания курса «погружение» в результате 16 блиц-курсов происходит закрепление достигнутого, обсуждаются результаты адаптации нового стереотипа к условиям реальной жизни, успехи и неудачи каждого члена группы. Выясняя причины неудач, анализируя типичные ошибки, мы стремимся выработать общую стратегию поведения группы. Значительное место отводится активизирующим беседам, созданию у группы правильной установки на дальнейшую работу. В дальнейшем состояние пациентов все более стабилизируется, увеличивается объем самостоятельной работы, так как каждый пациент нуждается уже в индивидуальной программе упражнений. Одни больше занимаются голосом, другие - техникой синхронизации речи с ладонями рук, третьи - навыками расслабления, четвертым нужна консультация психолога или психотерапевта, некоторым показаны занятия в психотерапевтической группе. Большое внимание на блиц-курсах уделяется коррекции интонационной стороны речи на уровне синтагм и текстов. При этом мы стараемся добиться от пациентов естественной, интонационно окрашенной речи. Работа над интонацией предполагает одновременно и работу по коррекции общения. К работе присоединяется ритор. На протяжении 4, 5 месяцев, в который укладывается курс «погружение» и блиц-курсы лечения, новые навыки речи многократно проверяются в самых разнообразных ситуациях. Постепенно речь нормализуется, устанавливается естественный темп речи, правильная интонация.
При подтверждении речевого здоровья объективными данными пациенты снимаются с диспансерного учета спустя 6 месяцев после начала логопедических занятий.
Основной принцип лечения заключается в том, что мы не корригируем отдельные проявления дефекта, а ставим своей целью формирование у пациентов нового речедвигательного навыка.
Наш метод был успешно применен на более чем 50 пациентах в возрасте от 10 до 45 лет на базе ЗАО «Санаторий Светлана» Москва и в речевом центре «Логопед плюс» Москва. Мы работали с пациентами с невротической и неврозоподобной формами заикания, разной степени тяжести и разной степени фиксированности на дефекте.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2001 |
|
RU2210395C2 |
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики | 2018 |
|
RU2721301C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760196C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2016 |
|
RU2616993C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760197C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2023 |
|
RU2822549C1 |
Способ автоматизации нового навыка речи в коррекции заикания у детей и взрослых | 2019 |
|
RU2735057C1 |
СПОСОБ РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2003 |
|
RU2294691C2 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2013 |
|
RU2556559C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2012 |
|
RU2497555C1 |
Изобретение относится к медицине, в частности к способам лечения заикания. Проводят саморегуляцию системы речи посредством ее связи с внешним синхронизатором. На первом этапе проводят сеанс императивного внушения и эмоционально-стрессовой терапии, после которого пациентам назначают режим молчания вне занятий на 5 дней. Затем проводят занятия по формированию правильного речевого выдоха, голосоподачи и голосоведения. На первом этапе также проводят аутогенные тренировки. На втором этапе проводят упражнения, на которых пациентов обучают синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук. Кроме этого, на данном этапе проводят сеансы расслабляющего массажа, самомассажа, а также сеансы групповой терапии по переформированию отношения пациентов к речевому дефекту, по усилению мотивации к лечению. На третьем этапе сформированный у пациентов навык синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук используют в искусственно созданных трудных ситуациях, в режиме «публичного выступления», постепенно заменяя движения двух рук на движение одной ведущей руки, а затем, на речь, без сопровождения ее движением ведущей руки. Способ обеспечивает повышение эффективности лечения за более короткий срок, а также формирование у пациентов нового речедвигательного навыка за счет обучения непрерывной саморегуляции речи посредством ее связи с движениями обеих рук. 6 з.п. ф.-лы.
1. Способ лечения заикания, включающий саморегуляцию системы речи посредством ее связи с внешним синхронизатором, отличающийся тем, что на первом этапе проводят сеанс императивного внушения и эмоционально-стрессовой терапии, после которого пациентам назначают режим молчания вне занятий на 5 дней, затем проводят занятия по формированию правильного речевого выдоха, голосоподачи и голосоведения, кроме того, на первом этапе проводят аутогенные тренировки, на втором этапе проводят упражнения, на которых пациентов обучают синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук, кроме этого, на данном этапе проводят сеансы расслабляющего массажа, самомассажа, а также сеансы групповой терапии по переформированию отношения пациентов к речевому дефекту, по усилению мотивации к лечению, на третьем этапе сформированный у пациентов навык синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук используют в искусственно созданных трудных ситуациях в режиме «публичного выступления», постепенно заменяя движения двух рук на движение одной ведущей руки, а затем, на речь, без сопровождения ее движением ведущей руки.
2. Способ лечения заикания по п.1, отличающийся тем, что на занятиях по формированию правильного речевого выдоха, голосоподачи и голосоведения пациенты, каждый на индивидуальном пороге свободной речи, отрабатывают произношение доступных коротких слов и фраз, не длиннее одной синтагмы, с последующей отработкой данного навыка в эмоционально-значимой обстановке.
3. Способ лечения заикания по п.1, отличающийся тем, что упражнения по синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук заключаются в том, что пациент располагает руку на бедре, на любой плоской поверхности, ладонь имеет форму, сходную с формой компьютерной мышки, произнесение первого слога в слове или синтагме сопровождается скольжением подушечки ладони, а ударный слог в слове или логическое ударение в синтагме выделяются давлением подушечек четырех пальцев на поверхность.
4. Способ лечения заикания по пп.1 и 3, отличающийся тем, что упражнения по синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук выполняют в расслабленном состоянии, с мягкими движениями рук при раскрытии рта на гласных звуках.
5. Способ лечения заикания по п.1, отличающийся тем, что длительность первого этапа составляет 4 дня, второго - 10 дней, третий этап представляет собой 16 занятий по 1 дню в неделю.
6. Способ лечения заикания по п.1, отличающийся тем, что продолжительность одного занятия, упражнения составляет 5-6 ч.
7. Способ лечения заикания по пп.1 и 6, отличающийся тем, что на занятиях, упражнениях в группе работают члены семьи пациента.
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2001 |
|
RU2210395C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2005 |
|
RU2306153C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ | 1993 |
|
RU2092150C1 |
ФРЕЙДИН Ю.Л | |||
Комплексная психотерапия взрослых больных с затяжными формами заикания | |||
- Проблемы патологии речи, 1989, с.149-151 | |||
РОМАНЕНКО О.К | |||
Групповая терапия заикающихся | |||
- Журн | |||
практического психолога, №5, 1996, с.55-64 | |||
МИССУЛОВИН Л.Я | |||
Некоторые |
Авторы
Даты
2012-05-20—Публикация
2011-01-27—Подача