СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ Российский патент 2014 года по МПК B64C29/00 

Описание патента на изобретение RU2503589C1

Изобретение относится к области авиации, а именно к способу управления ориентацией и направлением полета летательных аппаратов дискового типа вертикального взлета и посадки.

В настоящее время существует большое количество различных способов и конструктивных решений для управления полетом летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Они заключаются в изменении направления протекания аэродинамических потоков при помощи разного рода заслонок, закрылок, изменением положения и вектора тяги двигателя относительно корпуса и т.д.

Известен способ управления дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом (Патент РФ №2021165, МПК В64С 29/00, В64С 15/00, 1994 г.) с соосными несущими винтами, заключающийся в регулировке курсового угла с помощью газодинамических органов управления, размещенных в хвостовой части летательного аппарата, угла крена - с помощью газодинамических органов управления, размещенных по бортам летательного аппарата, скорости полета - путем разворота летательного аппарата на необходимый отрицательный угол атаки с помощью газодинамической системы управления по тангажу, размещенной в хвостовой части летательного аппарата, и одновременно с разворотом по углу атаки изменением числа оборотов двигателя, а высоты полета - изменением числа оборотов двигателя.

Также известен способ управления летательным аппаратом (Патент РФ №2062246, МПК В64С 29/00, 1996 г.), предусматривающий использование тороидального фюзеляжа, концентричного с осью несущих винтов и образующего канал, имеющий входное отверстие для воздуха и два вращающихся в противоположном направлении несущих винта, расположенных внутри канала, образованного фюзеляжем, для вращения вокруг оси вращения, которая совпадает с осью фюзеляжа, и приложение дифференциального и общего шага к вращающимся в противоположные стороны несущим винтам для управления летательным аппаратом по рысканью, в котором осуществляют совместное изменение общего шага лопастей несущих винтов для управления подъемом летательного аппарата, циклическое изменение шага лопастей несущих винтов для управления летательным аппаратом по крену и тангажу и при полете вперед выборочное применение циклического шага для создания момента несущих винтов, действующего в направлении, противоположном моменту кабрирования фюзеляжа, вызываемому дифференциальным распределением вокруг тороидального фюзеляжа скорости воздушного потока, входящего в указанный канал несущих винтов.

Недостатком известных способов является необходимость наличия сложной системы распределения и направления газодинамических потоков, предполагающей большое количество задвижек и направляющих, имеющих сложный механический привод, что уменьшает надежность летательного аппарата.

Авторам не известны способы управления полетом, осуществляемые с помощью изменения положения центра масс летательного аппарата.

Техническим результатом является создание простого и надежного способа управления летательным аппаратом вертикального взлета и посадки.

Технический результат достигается тем, что в способе управления летательным аппаратом вертикального взлета и посадки, предусматривающем использование дискообразного или тороидального фюзеляжа с несущими винтами, ось вращения которых совпадает с осью фюзеляжа, расположенными внутри канала, образованного фюзеляжем, или выше его, в фюзеляже по периферии устанавливают тороидальный герметичный резервуар, заполненный жидкой средой, и средства, обеспечивающие перераспределение жидкой среды в тороидальном герметичном резервуаре, перераспределяют жидкую среду в тороидальном герметичном резервуаре, обеспечивая изменение и/или фиксацию положения центра масс летательного аппарата относительно оси приложения силы тяги двигателя, при этом точка приложения тяговой силы двигательного устройства расположена выше центра масс летательного аппарата. Зависание аппарата обеспечивают фиксацией положения центра масс летательного аппарата на линии приложения силы тяги двигателя при равенстве подъемной силы и силы тяжести, действующих на летательный аппарат. Движение по наклонной траектории вверх обеспечивают смещая центр масс летательного аппарата в направлении, совпадающем с необходимым направлением полета, и одновременно увеличивая силу тяги двигателя. Движение по наклонной траектории вниз обеспечивают смещая центр масс летательного аппарата в направлении, совпадающем с необходимым направлением полета, одновременно уменьшая силу тяги двигателя. Движение в горизонтальной плоскости обеспечивают смещая центр масс летательного аппарата в направлении, совпадающем с необходимым направлением полета, одновременно увеличивая или уменьшая силу тяги двигателя, пока ее вертикальная составляющая не станет равной гравитационной силе, действующей на летательный аппарат. Тороидальный герметичный резервуар может быть выполнен из эластичного материала, при этом перераспределение жидкой среды производят механическими средствами, изменяя форму тороидального герметичного резервуара. В качестве жидкой среды может быть применена магнитная жидкость, при этом перераспределение жидкой среды производят изменяя значения напряженности магнитного поля по длине тороидального герметичного резервуара, который выполнен из немагнитного материала.

На чертеже изображена схема возникновения пары сил и создания крена летательного аппарата при смещении центра масс с оси приложения силы тяги двигателя.

Способ реализуется следующим образом. После вертикального взлета летательного аппарата, точка приложения силы тяги двигателя которого расположена выше центра масс, перераспределяют жидкую среду в тороидальном герметичном резервуаре, смещая центр масс аппарата. Перераспределение жидкой среды производят механическими средствами, изменяя форму тороидального герметичного резервуара. При использовании в качестве жидкой среды магнитной жидкости перераспределение жидкой среды производят изменяя значения напряженности магнитного поля по длине тороидального герметичного резервуара, выполненного из немагнитного материала.

В результате перераспределения жидкой среды в тороидальном герметичном резервуаре центр масс аппарата смещается с линии приложения силы тяги двигателя (см. чертеж). Сила тяжести и сила тяги двигателя создают пару сил, момент которой вызывает крен корпуса до тех пор, пока вертикальная линия, проходящая через центр масс аппарата, не пересечется с линией, совпадающей с вектором силы тяги двигателя. В этом положении вектор силы тяги двигателя может быть представлен геометрической суммой двух сил, одна из которых, подъемная сила, направлена вертикально вверх и компенсирует силу тяжести, а вторая направлена в сторону крена летательного аппарата и приводит его в горизонтальное поступательное движение в направлении крена. В зависимости от соотношения подъемной силы и силы тяжести, действующей на летательный аппарат, он может набирать, сбрасывать высоту и(или), в случае если эти две силы уравновешивают друг друга, сохранять высоту полета неизменной. Зависание аппарата обеспечивают фиксацией положения центра масс летательного аппарата на линии приложения силы тяги двигателя при равенстве подъемной силы и силы тяжести, действующих на летательный аппарат. Движение по наклонной траектории вверх обеспечивают смещая центр масс летательного аппарата в направлении, совпадающем с необходимым направлением полета, и одновременно увеличивая силу тяги двигателя. Движение по наклонной траектории вниз обеспечивают смещая центр масс летательного аппарата в направлении, совпадающем с необходимым направлением полета, одновременно уменьшая силу тяги двигателя. Движение в горизонтальной плоскости обеспечивают смещая центр масс летательного аппарата в направлении, совпадающем с необходимым направлением полета, одновременно увеличивая или уменьшая силу тяги двигателя, пока ее вертикальная составляющая не станет равной гравитационной силе, действующей на летательный аппарат.

Положительным результатом изобретения является создание простого и надежного способа обеспечения заданной ориентации, стабилизации и управления траекторией движения аппарата вертикального взлета и посадки (в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях) смещением центра масс летательного аппарата с оси приложения тяговой силы двигателя.

Похожие патенты RU2503589C1

название год авторы номер документа
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Кудряшов Аркадий Евгеньевич
  • Морозов Николай Александрович
  • Нестеров Сергей Александрович
RU2504500C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ 2007
  • Хакимов Борис Васильевич
  • Черников Александр Николаевич
  • Демидов Герман Викторович
  • Хамитов Рустэм Закиевич
RU2337855C1
БЕЗАЭРОДРОМНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2018
  • Горшков Александр Александрович
RU2746025C2
САМОЛЁТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ 2018
  • Горшков Александр Александрович
RU2742496C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПОЛЁТА С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЁТОМ И ПОСАДКОЙ И НЕСУЩАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПОЛЁТА С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЁТОМ И ПОСАДКОЙ 2018
  • Лукашов Василий Александрович
  • Лесничий Илья Александрович
RU2693362C1
Вертикально ориентированный турбореактивный двигатель силовой установки летательного аппарата вертикального взлета и посадки, силовая установка летательного аппарата вертикального взлета и посадки, а также летательный аппарат вертикального взлета и посадки 2018
  • Тедтоев Аслан Солтамбекович
RU2717409C1
ПИЛОТИРУЕМЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ВОДОРОДНЫМ МОДУЛЕМ 2014
  • Шестаков Игорь Александрович
  • Вахрушев Александр Васильевич
RU2571153C1
КОНВЕРТОПЛАН (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Семёнов Владимир Николаевич
RU2446078C2
Силовая установка летательного аппарата вертикального взлета и посадки, а также летательный аппарат вертикального взлета и посадки, содержащий указанную силовую установку 2018
  • Тедтоев Аслан Солтамбекович
RU2717606C1
КОНВЕРТОЛЕТ 2008
  • Шпади Андрей Леонидович
  • Тимофеев Владимир Федорович
RU2369525C2

Реферат патента 2014 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам управления летательными аппаратами вертикального взлета и посадки. Способ управления летательным аппаратом вертикального взлета и посадки, содержащим дискообразный или тороидальный фюзеляж с несущими винтами, ось вращения которых совпадает с осью фюзеляжа, расположенными внутри канала, образованного фюзеляжем, или выше его, предусматривает установку в фюзеляже по периферии тороидального герметичного резервуара, который заполняют жидкой средой, и средств, обеспечивающих перераспределение жидкой среды в тороидальном герметичном резервуаре. Перераспределяя жидкую среду в тороидальном герметичном резервуаре, обеспечивают изменение и/или фиксацию положения центра масс летательного аппарата относительно оси приложения силы тяги двигателя, при этом точка приложения тяговой силы двигательного устройства расположена выше центра масс летательного аппарата. Движение летательного аппарата в пространстве обеспечивают смещая центр масс летательного аппарата в направлении, совпадающем с необходимым направлением полета, и одновременно увеличивая или уменьшая силу тяги двигателя. Достигается упрощение и повышение надежности системы управления летательным аппаратом вертикального взлета и посадки. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 503 589 C1

1. Способ управления летательным аппаратом вертикального взлета и посадки, предусматривающий использование дискообразного или тороидального фюзеляжа с несущими винтами, ось вращения которых совпадает с осью фюзеляжа, расположенными внутри канала, образованного фюзеляжем, или выше фюзеляжа, отличающийся тем, что по периферии фюзеляжа устанавливают тороидальный герметичный резервуар, заполненный жидкой средой, и средства, обеспечивающие перераспределение жидкой среды в тороидальном герметичном резервуаре, перераспределяют жидкую среду в тороидальном герметичном резервуаре, обеспечивая изменение и/или фиксацию положения центра масс летательного аппарата относительно оси приложения силы тяги двигателя, при этом точка приложения тяговой силы двигательного устройства расположена выше центра масс летательного аппарата, зависание аппарата обеспечивают фиксируя положение центра масс летательного аппарата на линии приложения силы тяги двигателя и равенстве подъемной силы и силы тяжести, действующих на летательный аппарат, движение по наклонной траектории вверх обеспечивают смещая центр масс летательного аппарата в направлении, совпадающем с необходимым направлением полета, одновременно увеличивая силу тяги двигателя, движение по наклонной траектории вниз обеспечивают смещая центр масс летательного аппарата в направлении, совпадающем с необходимым направлением полета, одновременно уменьшая силу тяги двигателя, движение в горизонтальной плоскости обеспечивают смещая центр масс летательного аппарата в направлении, совпадающем с необходимым направлением полета, одновременно изменяя силу тяги двигателя, пока ее вертикальная составляющая не станет равной силе тяжести, действующей на летательный аппарат.

2. Способ управления летательным аппаратом вертикального взлета и посадки по п.1, отличающийся тем, что по периферии фюзеляжа устанавливают тороидальный герметичный резервуар из эластичного материала, перераспределение жидкой среды производят механическими средствами, изменяя форму тороидального герметичного резервуара.

3. Способ управления летательным аппаратом вертикального взлета и посадки по п.1, отличающийся тем, что по периферии фюзеляжа устанавливают тороидальный герметичный резервуар из немагнитного материала, в качестве жидкой среды применяют магнитную жидкость и перераспределение жидкой среды производят изменяя значения напряженности магнитного поля по длине тороидального герметичного резервуара.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2503589C1

Способ бокового затылования, прорезания спиральных канавок и заточки глобоидных червячных фрез на зубофрезерном станке 1949
  • Дикер Я.И.
SU82674A1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ТИПА "ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКИ" 2004
  • Петренко Александр Владимирович
RU2264952C1
US 20100320333 A1, 23.12.2010
Указатель цены взвешенного товара 1929
  • Одоевцев Н.С.
SU19813A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО АНТИКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЯХ 2005
  • Гончаров Иван Дмитриевич
  • Воронова Татьяна Леонтьевна
  • Шумкина Галина Николаевна
RU2319796C2

RU 2 503 589 C1

Авторы

Кудряшов Аркадий Евгеньевич

Морозов Николай Александрович

Нестеров Сергей Александрович

Даты

2014-01-10Публикация

2012-07-05Подача