Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в осевых турбомашинах.
Известно рабочее колесо турбомашины, содержащее стопорное разрезное кольцо, размещенное в пазах кольцевого выступа диска и хвостовиках лопаток 1.
Однако в указанном рабочем колесе при больших осевых нагрузках от лопаток на кольцо на переходных режимах могут возникнуть осевые и радиальные усилия, способные выдавить концы разрезного кольца из пазов, что снижает надежность работы.
Известно также рабочее колесо гидромашины, содержащее стопорно е разрезное кольцо, размещенное i зах кольцевого выступа диска и хвостовиках лопаток, и установленный в месте разреза кольца фиксатор 21.
Однако в таком рабочем колесе фиксатор имеет сложную конфигурацию с торцевыми выступами для центровки и крепления к деталям ротора и нагружен значительными центробежными силалш/ что снижает нгщежность работы и сложняет технологию изготовления.
Целью изобретения является -повышение надежности работы и упрощение технологии изготовления.
Указанная цель достигается тем, что в выступе диска выполнены радиальные проточки, разделяющие его на сегментные бурты, один из которых с внутренней стороны имеет сегментный паз, а кольцо - выемки, располо10женные по обе стороны от разреза и образующие с пазом полость, и фиксатор установлен в последней и выполнен в виде пластины с лапками; отогнутыми на боковые поверхности бур15та. . ,
На фиг. 1 показано рабочее колесо, продольный разрез на фиг. 2 вид А на фиг. 1. .
Рабочее колесо турбомашины содер20жит стопорное разрезное кольцо 1, размещенное в пазах 2 и 3 кольцевого выступа 4 диска 5 и хвостовиках 6 лопаток 7 и установленный в месте разреза 8 кольца 1 фиксатор 9. В
25 выступе 4 диска 5 выполнены радиальные проточки 10, разделяющие его на сегментные бурты 11, один из кото;рых с внутренней стороны имеет сегментный паз 12, а кольцо 1 - выемки
30 13, расположенные по обе стороны от разреза 8 и образующие с пазом 12 полость, и фиксатор 9 установлен в последней и выполнен в виде пластины с лапками 14, отогнутыми на боковые поверхности 15 бурта. Во время работы кольца 1 в месте разреза 8 удерживается от радиальных перемещений фиксатором 9, поскольку часть его размещена в выемке 13 коль ца 1, а остальная- в сегментном пазу 12 выступа 4 диска 5. От окружных перемещений кольцо 1 удерживается тем же фиксатором 9, который размещен в выемке 13 кольца 1, а лапками 14 закреплен на боковых поверхностях 13 бурта. Такое выполнение рабочего колеса позволяет нагружать фиксатор на срез по всей его длине и выполнять его в виде простого стержня со стопорными пластинами, что повышает надежность работы и упрощает технологию изготовления. Формула изобретения Рабочее колесо турбомашины, со- держащее стопорное разрезное кольцо, размещенное в пазах кольцевого высту па диска и хвостовиках лопаток,и установленный в месте разреза кольца фиксатор, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы и упрощения технологии изготовления, в выступе диска выполнены радиальные проточки, разделяющие его на сегментные бурты, один из которых с внутренней стороны имеет сегментный паз, а кольцо - выемки, расположенные по обе стороны от разреза и образующие с пазом полость, и фиксатор установлен в последней и выполнен в виде пластины с лапками, отогнутыми на боковые поверхности бурта. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидете льство СССР №181230, кл. F 04 D 29/34, 1965. 2.Патент Великобритании №1259750,: кл. F 1 Т, опублик. 1974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рабочее колесо турбомашины | 1980 |
|
SU1090927A1 |
Рабочее колесо турбомашины | 1980 |
|
SU937786A1 |
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2006 |
|
RU2315868C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2002 |
|
RU2241834C2 |
РОТОР С КОМПЕНСАТОРОМ ДИСБАЛАНСА | 2012 |
|
RU2516722C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2005 |
|
RU2296864C1 |
Устройство для крепления диска рабочего колеса турбомашины на валу | 1983 |
|
SU1108219A1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ | 1982 |
|
RU1077380C |
Рабочее колесо осерадиальной турбомашины | 1982 |
|
SU1059221A1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 1979 |
|
SU772307A1 |
ipue.Z
Авторы
Даты
1982-09-23—Публикация
1980-12-11—Подача