ПРОФИЛЬ АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОЛОТНА ДОРОГИ Российский патент 2015 года по МПК E01C1/00 E01C7/18 E01C7/35 

Описание патента на изобретение RU2541959C1

Изобретение относится к области строительства и может применяться при строительстве верхних слоев дорожных одежд автомобильных дорог, шоссе, в городских кварталах, на размеченных переездах мостов и пр.

Серьезным недостатком в качестве технологии нанесения и обеспечения прочности искусственного дорожного покрытия является достаточно быстрое образование колей от шин проезжающих автомобилей разной грузоподъемности, движущихся в основном в почти строго определенном расположении транспортного средства на дороге. Это приводит к быстрому локальному изнашиванию покрытия, что далее требует перекрытия дороги для движения транспорта и проведения дорогостоящих ремонтно-восстановительных работ.

Известно большое количество авторских свидетельств и патентов, в которых содержатся как предложения по упрочнению дорожной одежды, так и по технологии уплотнения ее при нанесении соответствующего покрытия. Например, поперечный профиль автомобильной дороги на подъемах и спусках предложен в публикации RU №2338826, который также может быть использован при проектировании и строительстве автомобильных дорог. Новая композиция для устройства дорожной одежды автодорог (см. RU №2505638 Е01С 7/36) служит для укрепления грунта. Аналогичная по назначению публикация приведена в другом патенте RU №2493316. Это изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства водо- и морозозащитных слоев дорожных одежд и земляного полотна. Композиция для укрепления грунтов включает негашеную известь, шлаковую муку, твердый нефтешлам, асфальто-смолистые вещества и др. Другая дорожная одежда представлена патентом RU №2504612, Е01С 7/18, состоящая в основном из щебня и битуминозного вяжущего материала. Известна конструкция дорожной одежды, содержащая слой покрытия, состоящего из битумокерамзитовой композиции и слоя поверхностной обработки из черного щебня-клинца крупностью до 10 мм (патент РФ №2332535, МПК Е01С 7/18; опубл. 27.08.2008, бюл. №24). Другая асфальтобетонная смесь - патент RU №2119465, Е01С 7/18 - из щебня и битуминозного вяжущего материала.

Битумные композиции могут включать различные ингредиенты, такие как наполнители: углеродную сажу, двуокись кремния и карбонат кальция, стабилизаторы, антиоксиданты, пигменты, песок или иные твердые фракции (щебень, гравий, минеральный порошок).

Композиция для устройства покрытий автомобильных дорог (Патент SU 1787971): композиция содержит, мас.%: сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов 4-6; сода 0,21-0,24; вода 7-8: тонкомолотый отвальный доменный шлак 6,8-7,8; доменный отвальный шлак остальное.

Наиболее близким по технической сущности аналогом к предлагаемому изобретению является конструкция дорожной одежды - Композиция для покрытия автомобильных дорог (Патент SU 1806110), содержащая нефтяной гудрон 4-6%; воду 5%; фосфогипс 8-10%; молотый доменный отвальный шлак 7-9; доменный отвальный шлак остальное - прототип.

Однако данная композиция не является достаточно износостойкой, требует значительных затрат на ее приготовление и не препятствует быстрому ее изнашиванию от шин проезжающих автомобилей. Кроме того, способ нанесения такой композиции не является эффективным, так как в итоге такое покрытие дороги не препятствует быстрому появлению на нем нежелательных углублений в виде колей.

Целью изобретения является разработка износостойкой композиции верхних слоев дорожного покрытия с препятствием к быстрому образованию в ней колей от частого контакта с колесами автомобилей (транспортных средств).

Технический результат достигается за счет использования нового состава композиционного материала дорожной одежды (покрытия), а также геометрической формы его и места размещения на дороге.

В частности, (например, в асфальтовую смесь) вводятся высокопрочные микрошарики из эгириновой оксидной керамики диаметром до 250 мкм, которые имеют высокую твердость, износостойки и изготавливаются по дешевой технологии, использующей отходы горнодобывающих производств, а также в смесь изготавливаемого дорожного покрытия вводятся цементированные карбиды, размеры которых не превышают 500 мкм. С точки зрения геометрической формы дорожного покрытия предлагается делать ее для полос движения транспортных средств в виде двух выступающих трапеций (полос) на однополосных трассах или на трассах с разметкой для транспорта с движением по нескольким полосам. Высота каждой трапеции не превышает 5 мм, ширина ее верхней части равна средней ширине шины легкового автомобиля, умноженной на 3. Боковые линии: трапеции полого наклонены к ее основанию под углом менее 20°, что легко реализуется соответствующей формой уплотняющего покрытия дороги катка. Таким образом, за счет даже незначительно выступающих над общей поверхностью дороги трапециевидных полос можно продлить безремонтный срок их эксплуатации примерно в 2-4 раза, что определяется в основном интенсивностью движения транспорта, скоростями следования и грузоподъемностью. Только после того как сотрется выступающее покрытие, начнется постепенное образование заглублений в виде колей.

Заявленное изобретение поясняется рисунком 1, а,б.

Рис.1, а - Трапециевидная форма полотна дороги при однопутном следовании транспортных средств.

Рис.1, б - Трапециевидная форма полотна дороги при движении транспорта по двум (и более) разделенным разметкой полосам.

Таким образом, изготовленное полотно дороги имеет покрытие с твердыми включениями в стандартную композицию, используемую, например, при изготовлении асфальта, высокопрочных микрошариков из эгириновой оксидной керамики диаметром до 250 мкм, а также в смесь изготавливаемого дорожного покрытия вводятся цементированные карбиды, размеры которых в основном не превышают 500 мкм. Объем каждого из вводимых двух ингредиентов по массе составляет до 25% от общей массы асфальтовой композиции. При этом геометрическая форма дорожного покрытия под каждое колесо имеет выступающую часть над основным полотном в виде трапеции, высотой не более 5 мм с пологими наклонами к основанию ее боковых линий. Количество таких выступающих трапеций соответствует удвоенному числу полос движения транспортных средств.

В эксплуатации наличие выступающих упрочненных включениями в общем составе композиции асфальта микрошариками из эгириновой оксидной керамики и цементированными карбидами частей полотна дороги, по которым будут в основном двигаться колеса транспортных средств, значительно отодвинет срок наступления планово-предупредительных ремонтов полотна дороги из-за образования значительного износа. Потенциально, вместо карбидов можно вводить в состав композиции нитриды и оксиды различных металлов или гранулы естественной твердой каменистой породы. Таким образом, реализована основная цель изобретения - предложена износостойкая композиция верхних слоев дорожного покрытия как за счет новой технологии его изготовления, так и за счет рациональной его геометрической формы размещения на любом полотне дороги (проселочной, бетонной, каменистой и др., то есть с приподнятыми частями).

Похожие патенты RU2541959C1

название год авторы номер документа
Способ повышения износостойкости поверхностного слоя дорожного полотна 2020
  • Калинин Михаил Владимирович
  • Кудрявцев Владимир Петрович
  • Майданова Наталья Васильевна
  • Митин Андрей Николаевич
  • Мельник Кирилл Иванович
  • Фомин Сергей Николаевич
RU2719840C1
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ 2011
  • Бикбау Марсель Янович
  • Тимочкин Андрей Валентинович
RU2473730C1
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ 2014
  • Лищук Петр Никифорович
RU2573892C1
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ 2011
  • Бикбау Марсель Янович
  • Бикбау Ульяна Марсельевна
  • Тимочкина Лариса Юрьевна
RU2473728C1
ТЕРМОПЛАСТ ДЛЯ РАЗМЕТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ 2008
  • Ржехина Елена Константиновна
  • Абрамова Нина Кимовна
  • Крыжановский Виктор Константинович
  • Поняев Александр Иванович
  • Волков Станислав Александрович
  • Выдумлев Вадим Александрович
  • Разумишкина Наталья Юрьевна
RU2378308C1
СПОСОБ И КОНСТРУКЦИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ 2007
  • Холмянский Игорь Антонович
RU2357037C2
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СЛОЯ ИЗНОСА 2014
  • Джэн-Клауд Роффи
RU2575379C1
СПОСОБ И КОНСТРУКЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ТВЕРДЫМ КОЛЕЕЗАЩИЩЕННЫМ ПОКРЫТИЕМ 2009
  • Бондарев Михаил Павлович
  • Писарев Виталий Владимирович
RU2418128C1
Способ строительства автомобильной дороги 2018
  • Катаров Василий Кузьмич
  • Гаврилов Тиммо Александрович
  • Колесников Геннадий Николаевич
  • Карпов Вячеслав Александрович
RU2696703C1
Способ строительства дорожной одежды и конструкция дорожной одежды 2018
  • Кочетков Андрей Викторович
  • Иванов Александр Федорович
  • Коротковский Сергей Алексеевич
  • Васильев Юрий Эммануилович
  • Талалай Виктор Вячеславович
RU2714547C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 541 959 C1

Реферат патента 2015 года ПРОФИЛЬ АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОЛОТНА ДОРОГИ

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве верхних слоев дорожных одежд автомобильных дорог, шоссе, на переездах мостов. Профиль асфальтобетонного полотна дороги, характеризующийся тем, что он выполнен из асфальтобетона, содержащего микрошарики диаметром до 250 мкм из эгириновой оксидной керамики и цементированный карбид с размером, не превышающим 500 мкм, в количестве каждого из них до 25% от общей массы асфальтобетона, с геометрической его формой, имеющей по каждой линии основного движения колес транспортного средства выступ трапециевидного профиля с высотой над основным полотном до 5 мм, углом наклона боковых линий трапеции к ее основанию менее 20° при ширине верхней линии трапеции, составляющей три средних ширины шины легкового автомобиля. Технический результат - повышение износостойкости. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 541 959 C1

Профиль асфальтобетонного полотна дороги, характеризующийся тем, что он выполнен из асфальтобетона, содержащего микрошарики диаметром до 250 мкм из эгириновой оксидной керамики и цементированный карбид с размером, не превышающим 500 мкм, в количестве каждого из них до 25% от общей массы асфальтобетона, с геометрической его формой, имеющей по каждой линии основного движения колес транспортного средства выступ трапециевидного профиля с высотой над основным полотном до 5 мм, углом наклона боковых линий трапеции к ее основанию менее 20° при ширине верхней линии трапеции, составляющей три средних ширины шины легкового автомобиля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2541959C1

ПОПЕРЕЧНЫЙ ПРОФИЛЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ПОДЪЕМАХ И СПУСКАХ 2006
  • Высоцкий Юрий Нестерович
  • Ибрагимов Мураз Байрамали Оглы
RU2338826C2
Колесо железнодорожной повозки 1935
  • Бражников В.Е.
SU51033A1
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 2009
  • Боровик Виталий Сергеевич
  • Боровик Виталий Витальевич
  • Клименко Вячеслав Ильич
  • Курбанов Муса Асланбегович
RU2394959C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДОРОГ 1993
  • Вдовенко Анатолий Иванович
RU2040626C1
СПОСОБ РЕМОНТА ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 2009
  • Болштянский Марк Павлович
  • Болштянский Александр Павлович
  • Мерданов Шахбуба Магомед Керимович
RU2405081C1
Устройство для крепления якоря поляризованных и электромагнитных механизмов 1958
  • Макарова Т.В.
  • Ройзен В.З.
SU121515A1
Поперечный профиль автомобильной дороги на закруглении 1985
  • Гаращенко Владимир Андреевич
SU1335607A1
Композиция для покрытия автомобильных дорог 1990
  • Белоусов Владимир Михайлович
  • Марушко Геннадий Петрович
SU1806110A3
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА 2006
  • Борисенко Юрий Григорьевич
  • Скориков Савва Викторович
  • Борисенко Ольга Анатольевна
RU2332535C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ АВТОДОРОГ 2011
  • Амельчугов Сергей Петрович
  • Комаров Сергей Юрьевич
  • Шапарев Павел Юрьевич
  • Елистратов Юрий Петрович
RU2505638C2
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ГРУНТОВ 2011
  • Хабибуллина Ильвера Нигматовна
  • Бешенов Максим Евгеньевич
RU2493316C2
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА 2012
  • Борисенко Юрий Григорьевич
  • Лынник Владимир Викторович
  • Борисенко Александр Юрьевич
RU2504612C1
Композиция для устройства покрытий автомобильных дорог 1990
  • Марушко Геннадий Петрович
  • Белоусов Владимир Михайлович
SU1787971A1
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 1997
  • Илиополов С.К.
  • Андриади Ю.Г.
  • Мардиросова И.В.
  • Углова Е.В.
  • Пронин В.В.
  • Кучеров В.А.
RU2119465C1

RU 2 541 959 C1

Авторы

Войнов Кирилл Николаевич

Даты

2015-02-20Публикация

2014-03-19Подача