КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР ДЛЯ РАБОТЫ НА СКЛОНАХ Российский патент 2015 года по МПК B62D49/08 

Описание патента на изобретение RU2550567C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к крутосклонным колесным тракторам.

Известны крутосклонные трактора, содержащие ведущий мост с качающими вокруг полуосей бортовыми редукторами, поворот которых осуществляется при помощи гидроцилиндров двустороннего действия от автомата-стабилизатора маятникового датчика с гидрораспределителем и связанные кинематически при помощи различных шарнирных тяг [А.С. СССР №№493378 (1975 г.), 499148 (1976 г.), 550304 (1977 г.), 701857 (1979 г.), 749699 (1980 г.), 986815 (1983 г.)].

Эти устройства имеют сложную конструкцию и недостаточную надежность при эксплуатации трактора на склонах.

Задачей изобретения является упрощение конструкции конечной передачи и уменьшение буксования ведущих колес.

Поставленная задача решается выполнением конечной передачи в виде открытой передачи шестерня-цевочное колесо, причем шестерня устанавливается жестко на полуоси (валу), а цевочное колесо в виде кольца - на диске обода ведущего колеса, что создает дополнительный кантующий момент относительно геометрической оси ведущего колеса, способствующий уменьшению буксования. Цевочное колесо имеет два кольцевых диска, жестко связанные между собой при помощи пальцев с установленными на них с зазором втулками, изготовленными из высокопрочной, износостойкой стали, внешнее кольцо имеет большую ширину и закреплено на диске обода при помощи болтов с потайной головкой. Расстояние а от ступицы колеса до кромки диска обода больше высоты зуба шестерни. Вертикальность положения ведущих колес, установленных на подшипниках оси при работе на склонах достигается механизмом, состоящим из балок, концы которых шарнирно при помощи горизонтально расположенных пальцев соединены с кронштейнами картера заднего моста и с осями колес, и штанг, соединенных шарнирно, перекрестно балкам, с кронштейнами оси колеса, направленными перпендикулярно вверх, и с кронштейнами балки, направленными перпендикулярно оси балки вниз, причем длины кронштейнов одинаковы. Для ограничения ведущего колеса от перемещения взад-вперед балки установлены в изогнутых по дуге параллельных направляющих, жестко связанных с картером заднего моста, и в шарнирном соединении балки с кронштейном картера предусмотрены сферические втулки. Поток масла при наклоне маятникового датчика направляется к гидроцилиндрам одностороннего действия, установленных сбоку картера заднего моста и воздействующих на балки. При работе трактора на равнинах балки фиксируются в горизонтальном положении при помощи болтов, пропущенных в отверстия проушин балки и направляющих, и выключается маятниковый датчик или же снимается весь механизм и на картере заднего моста закрепляется сквозная ось с цапфами на концах для установки ведущих колес.

На фиг.1 изображен колесный трактор на горизонтальной площадке с цевочным приводом ведущих колес (вид сзади); на фиг.2 - вид ведущего колеса по А-А; на фиг.3 - вид колесного трактора на склоне; на фиг.4 - изменение положения оси ведущего колеса относительно шестерни; на фиг.5 - гидравлическая схема привода изменения ведущих колес на равнине; на фиг.6 - то же на склоне; на фиг.7 - разрез по Б-Б направляющих; на фиг.8 - разрез по В-В соединения балки с осью; на фиг.9 - сечение Г-Г цевочного колеса; на фиг.10 - вид I без штанги; на фиг.11 - сечение Д-Д, шарнирное соединение балки с кронштейном корпуса заднего моста.

Трактор имеет корпус 1 заднего моста (остов), два ведущих колеса 2 с шинами 3, установленных на осях 4 на подшипниках 5, ступица 6 колеса имеет диск 7, соединенный жестко с диском 8 обода 9. На диске 8 обода колеса закреплено цевочное колесо 10, состоящее из двух кольцевых дисков 11 и 12, жестко соединенных при помощи пальцев 13 с установленными на них с зазором втулками 14 из высокопрочной, износостойкой стали, причем внешнее кольцо 12 имеет большую ширину и закреплено на диске 8 обода при помощи болтов 15 с потайной головкой. Ведущая шестерня 16 цевочной передачи жестко установлена на полуоси 17 трактора. Для достижения вертикальности ведущих колес на склонах предусмотрен механизм, состоящий из балок 18, внутренние концы которых соединены шарнирно при помощи осей 19 с кронштейнами 20 заднего моста, а наружные концы соединены шарнирно с осями 4 колес. На оси колес предусмотрены кронштейны 21, перпендикулярные к оси и направленные вверх, а на балке - кронштейны 22, перпендикулярные к балке и направленные вниз и равные по длине с кронштейном 21. Эти кронштейны соединены между собой соответственно с двух сторон балки шарнирно штангами 23. Параллельные, изогнутые по дуге направляющие 24 ограничивают положение балок 18 в продольном трактору направлении, а сферические втулки 25, 26 позволяют балке поворачиваться без изгибающих усилий. Гидросистема устройства имеет гидроаккумулятор 27, золотниковый распределитель 28, золотник 29 которого при помощи тяги 30 соединен с маятниковым датчиком 31, и двух гидроцилиндров 32 одностороннего действия, установленных сбоку с двух сторон картера заднего моста и шток 33 которых опираются шарнирно на балки. При работе на равнинных землях балки 18 фиксируются в горизонтальном положении болтом 34 в проушинах 35 балки и 36 направляющих.

Колесный трактор для работы на склонах работает следующим образом. Выполнение диска ступицы на величину а больше высоты зуба шестерни позволяет выполнить зацепление шестерни с цевочным колесом. Регулированием длины тяги 30 достигается нейтральное положение золотника 29 в корпусе. При работе трактора на склоне с углом α происходят наклон маятникового датчика 31 и изменение положения золотника (фиг.6). Масло из гидроаккумулятора 27 поступает в гидроцилиндр 32, шток 33 которого давит на левый брус 18, поворачивая его вокруг оси 19, при этом конец бруса опускается вниз, а направляющая 24 ограничивает его продольное перемещение, ось колеса 4 с положения О перемещается в положение О2 (фиг.4), т.е. колесо опускается вниз. Полость правого гидроцилиндра 32 соединяется со сливом, при этом под тяжестью трактора масло сливается из гидроцилиндра и конец правого бруса поднимается вверх, приподнимается правое колесо, ось которого из положения О перемещается в положение O1 (фиг.4). Вертикальность положения колес достигается наличием шарнирного механизма, штанги 23 левого колеса тянут кронштейны 21 оси левого колеса, а штанги правого колеса толкают кронштейны оси правого колеса. Направляющие 24 и сферические втулки 25, 26 позволяют занимать осям колес положение O1 и O2 (фиг.4). При работе на равнинных землях сложный механизм вертикальной стабилизации колес снимается и устанавливается цельная ось с цапфами с двух концов для установки колес. Закрепление цевочного колеса на диске 8 обода 9 колеса остается прежним. Упрощается конструкция конечной передачи.

Применение открытой цевочной передачи для привода ведущих колес позволяет уменьшить буксование вследствие того, что касательная сила F1 на плече R1 относительно геометрической оси вращения О ведущего колеса трактора (фиг.2) будет создавать кантующий момент Мк=F1R1, воспринимая при этом часть крюковой нагрузки при одновременном снижении касательной силы F2 в зоне пятна контакта ведущего колеса с опорной поверхностью почвы.

Похожие патенты RU2550567C1

название год авторы номер документа
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ МАШИНА 2012
  • Акимов Александр Петрович
  • Васильев Анистрад Григорьевич
  • Чегулов Василий Владимирович
  • Федоров Денис Игоревич
RU2487516C2
КОМБИНИРОВАННЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ОБЛЕСЕНИЯ КРУТЫХ ЗАДЕРНОВАННЫХ СКЛОНОВ ОВРАГОВ И БАЛОК 2007
  • Акимов Александр Петрович
  • Васильев Анистрад Григорьевич
  • Васильев Павел Анистрадович
  • Автономов Алексей Николаевич
RU2389177C2
ГИДРОАККУМУЛИРУЮЩАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ (ГАЭС) И РУСЛОВОЕ ГИДРОКОЛЕСО ГИДРОЭНЕРГОАГРЕГАТА 2013
  • Акимов Александр Петрович
  • Васильев Анистрад Григорьевич
  • Васильев Павел Анистрадович
  • Павлов Иосиф Александрович
RU2529764C2
КОСИЛКА РОТОРНАЯ ДВУСТОРОННЯЯ ДЛЯ ДОРОГ И КАНАЛОВ 2014
  • Акимов Александр Петрович
  • Васильев Анистрад Григорьевич
  • Алексеев Евгений Олегович
  • Васильева Ольга Михайловна
RU2545870C1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА - РЕДУКТОР 2007
  • Акимов Александр Петрович
  • Васильев Анистрад Григорьевич
  • Рябов Владимир Иванович
  • Васильева Ольга Михайловна
RU2338101C1
ПРЕСС НАВЕСНОЙ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДЛЯ БРИКЕТИРОВАНИЯ ОПАВШЕЙ ЛИСТВЫ 2011
  • Акимов Александр Петрович
  • Васильев Анистрад Григорьевич
  • Владимирова Татьяна Титовна
  • Казаков Генрих Рудольфович
  • Кирпичникова Наталья Анистрадовна
RU2452170C1
Крутосклонный трактор со всеми управляемыми колесами 1975
  • Климов Александр Иванович
SU648461A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ОТКЛЮЧАЕМЫМИ ЦИЛИНДРАМИ 2009
  • Акимов Александр Петрович
  • Васильев Анистрад Григорьевич
  • Чегулов Василий Владимирович
  • Мазяров Владимир Порфирьевич
  • Иванов Сергей Валентинович
  • Васильев Павел Анистрадович
RU2406850C1
Трактор для работы на склоне 1989
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Якубович Олег Анатольевич
  • Зарецкий Владимир Павлович
SU1726289A1
Крутосклонный трактор 1975
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Якубович Анатолий Иванович
  • Амельченко Петр Адамович
SU550304A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 550 567 C1

Реферат патента 2015 года КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР ДЛЯ РАБОТЫ НА СКЛОНАХ

Изобретение относится к крутосклонным колесным тракторам. Колесный трактор имеет остов со всеми агрегатами, а конечная передача на ведущие колеса выполнена с применением цевочного механизма. Цевочное колесо крепится к диску обода колеса, а шестерня - к полуоси. Вертикальность положения ведущих колес достигается механизмом, состоящим из поперечно расположенных балок, соединенных шарнирно с осями колес, имеющих вертикальные кронштейны. Балки помещены в изогнутых по дуге направляющих и подвергаются воздействию гидроцилиндров, управляемых маятниковым датчиком с гидрораспределителем. Достигается упрощение конструкции трактора и уменьшение буксования. 6 з.п. ф-лы, 11 ил.

Формула изобретения RU 2 550 567 C1

1. Колесный трактор для работы на склонах, содержащий остов со всеми агрегатами, маятниковый датчик крена с золотниковым распределителем потока масла на два гидроцилиндра, отличающийся тем, что с целью повышения тягово-сцепных свойств ведущих колес конечная передача выполнена в виде открытой передачи шестерня-цевочное колесо, причем шестерня установлена жестко на полуоси, а цевочное колесо в виде кольца - на диске обода ведущего колеса, что создает дополнительный кантующий момент относительно геометрической оси ведущего колеса, способствующий уменьшению буксования.

2. Трактор по п.1, отличающийся тем, что цевочное колесо имеет два кольцевых диска, жестко связанных между собой при помощи пальцев с установленными на них с зазором втулками, изготовленными из высокопрочной износостойкой стали, внешнее кольцо имеет большую ширину и закреплено на диске обода при помощи болтов с потайной головкой.

3. Трактор по п.1, отличающийся тем, что расстояние а от ступицы колеса до кромки диска обода больше высоты зуба шестерни.

4. Трактор по п.1, отличающийся тем, что вертикальность положения ведущих колес, установленных на подшипниках оси при работе на склонах, достигается механизмом, состоящим из балок, концы которых шарнирно при помощи горизонтально расположенных пальцев соединены с кронштейнами картера заднего моста и осями колес, и штанг, соединенных шарнирно, перекрестно балкам, с кронштейнами оси колеса, направленными перпендикулярно вверх, и с кронштейнами балки, направленными перпендикулярно оси балки вниз, причем длины кронштейнов одинаковы.

5. Трактор по п.1, отличающийся тем, что для ограничения ведущего колеса от перемещения взад-вперед балки установлены в изогнутых по дуге параллельных направляющих, жестко связанных с картером заднего моста, и в шарнирном соединении балки с кронштейном картера предусмотрены сферические втулки.

6. Трактор по.1, отличающийся тем, что поток масла при наклоне маятникового датчика направляется к гидроцилиндрам одностороннего действия, установленных сбоку картера заднего моста и воздействующих на балки.

7. Трактор по п.1, отличающийся тем, что при работе трактора на равнинах балки фиксируются в горизонтальном положении при помощи болтов, пропущенных в отверстия проушин балки и направляющих, и выключается маятниковый датчик или же снимается весь механизм и на картере заднего моста закрепляется сквозная ось с цапфами на концах для установки ведущих колес.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2550567C1

Передача к ведущим колесам самодвижущихся повозок 1933
  • Киртбай Ю.К.
SU37499A1
УСТРОЙСТВО для ВЫРАВНИВАНИЯ ОСТОВА КРУТОСКЛОННЫХ МАШИН 0
SU305355A1
Крутосклонный трактор 1977
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Яцкевич Владимир Влаимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Зеленый Петр Васильевич
SU701857A1
Цевочно-зубчатая передача 1973
  • Коростелев Лев Васильевич
  • Лагутин Сергей Абрамович
  • Славкин Евгений Ильич
SU636441A1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА КОНСЕРВОВ "СВИНОЙ ЖЕЛУДОК С ДЕКОРАТИВНОЙ КАПУСТОЙ" 2014
  • Квасенков Олег Иванович
  • Петров Андрей Николаевич
RU2551314C1

RU 2 550 567 C1

Авторы

Медведев Владимир Иванович

Акимов Александр Петрович

Васильев Анистрад Григорьевич

Табаков Петр Алексеевич

Корзов Дмитрий Борисович

Даты

2015-05-10Публикация

2014-02-12Подача