СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОНКОСТЕННОГО САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ НАВИВКОЙ ИЗ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЛЕНТЫ Российский патент 2015 года по МПК F16C17/00 F16C33/10 B29C53/60 

Описание патента на изобретение RU2550902C1

Изобретение относится к технологии изготовления узлов и деталей машин, а именно к способам изготовления самосмазывающихся тонкостенных подшипников скольжения, используемых в узлах трения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения (патент РФ №2194888, кл. F16C 17/00, F16C 33/10, B29C 53/60 от 20.12.2002), при котором намоткой на оправку непрерывной ленты с пропиткой ее полимерным связующим получают наружный прочностной слой и формируют внутренний антифрикционный слой с образованием карманов со смазочным материалом и последующим отверждением. Образование карманов производят путем введения смазочного материала под давлением через проколы в наружном прочностном слое. Проколы после введения смазочного материала устраняют. Технический результат - повышение долговечности подшипников скольжения и технологичности изготовления.

Недостатком указанного способа является высокая трудоемкость процесса изготовления, невысокие прочностные характеристики подложки из-за нарушения целостности наружного слоя, сравнительно большая толщина стенки подшипника скольжения, ограничивающая его применение.

Наиболее близким по техническому результату является способ изготовления опоры скольжения (патент РФ №2274777, кл. F16C 33/14 от 20.04.2006), который предусматривает выполнение канавок, нанесение антифрикционного материала и последующее его деформирование в пределах упругих деформаций материала основы. Антифрикционный материал наносят в виде гальванического покрытия на основе мягких металлов, а усилие деформирования задают в диапазоне его пределов текучести и прочности. Канавки выполняют методом вибрационного обкатывания, а покрытие наносят методом электронатирания.

Недостатком указанного способа является высокая материалоемкость, трудоемкость процесса изготовления подшипника, склонность антифрикционного покрытия к фрикционному разогреву без дополнительного смазывания жидкой или пластичной смазкой.

Техническим результатом предлагаемого способа является повышение технологичности изготовления тонкостенного подшипника скольжения, доведение коэффициента использования металла до значения 0,95, снижение коэффициента трения в режиме самосмазывания, повышение наработки узла трения до отказа по сравнению с применением в качестве подшипников скольжения обычных тонкостенных втулок. Это достигается тем, что способ предусматривает изготовление подшипника скольжения навивкой латунной ленты толщиной 1…2 мм встык, виток к витку, на вращающуюся оправку, дополнительно с предварительной накаткой на ее рабочую поверхность канавок и заполнением их графитизированым твердосмазочным материалом на полимеризующейся основе, с последующей посадкой на анаэробном материале на образуемую тонкостенную трубкообразную заготовку деталей-тел вращения и отрезкой полученных узлов трения.

В отличие от известных аналогов новый подшипник скольжения изготавливается без применения токарных и фрезерных операций, приводящих к расходованию металла заготовки в стружку более 50%. Получаемые на рабочей поверхности подшипника канавки (фиг.1), заполненные твердосмазочным материалом (фиг.2), обеспечивают ротапринтное смазывание трибосопряжения в течение всего срока эксплуатации подшипника. Глубина канавок соизмерима с предельным износом подшипника (фиг.3).

Разработанный способ осуществляется на токарном станке, в трехкулачковом патроне которого закрепляют оправку круглого сечения (фиг.4) с диаметром, равным внутреннему диаметру подшипника, и поддерживаемую кронштейном-люнетом (фиг.5). На оправку через натягивающее устройство навивается латунная лента (см. фиг.5), на рабочей поверхности которой предварительно с помощью накатывающих роликов специального приспособления (фиг.6), состоящего из ролика 1, вилки 2, корпуса 3, пружины 4, формируются канавки необходимой глубины, заполняемые полимеризующимся твердосмазочным (на графитовой основе) материалом.

Изготовление подшипника с самосмазывающейся поверхностью осуществляется следующим образом.

Латунную ленту определенной толщины протягивают через накатывающие ролики (фиг.2, 6), формирующие на рабочей поверхности канавки необходимой глубины. Канавки заполняются полимеризующимся твердосмазочным (на графитовой основе) материалом. Лента через натягивающее устройство подается на оправку круглого сечения с диаметром, равным внутреннему диаметру подшипника. Оправка (фиг.4) закрепляется в трехкулачковом патроне токарного станка. Подача ленты осуществляется под углом к оси вращения, формирующим шаг навивки. Зазора между витками не допускается.

На наружную поверхность трубкообразной заготовки наносится анаэробный материал, обеспечивающий фиксацию на тонкостенном подшипнике скольжения устанавливаемых деталей-тел вращения (например, сателлитов 1, фиг.7). После полимеризации анаэробного материала собранные таким образом узлы трения отрезаются на оправке по ширине подшипника скольжения отрезным резцом 2, закрепленным в суппорте токарного станка.

Похожие патенты RU2550902C1

название год авторы номер документа
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2007
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Черниговский Александр Андреевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Журавлев Виктор Николаевич
  • Исаев Василий Петрович
  • Осташевич Дмитрий Владимирович
  • Ильин Сергей Яковлевич
  • Елисеев Александр Константинович
  • Левин Михаил Антонович
  • Пеклер Константин Владимирович
RU2321782C1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ САМОСМАЗЫВАЮЩИЙСЯ КОМПОЗИТНЫЙ МАТЕРИАЛ ГРУППЫ "МАСЛЯНИТ" 2020
  • Дерлугян Федор Петрович
  • Дерлугян Петр Дмитриевич
  • Кукушкин Александр Евгеньевич
  • Голубенцев Виктор Юрьевич
RU2743134C1
АНТИФРИКЦИОННАЯ НАПОЛНЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2008
  • Анисимов Андрей Валентинович
  • Бахарева Виктория Ефимовна
  • Лобынцева Ирина Владимировна
  • Савелов Александр Сергеевич
  • Пеклер Константин Владимирович
  • Демьянов Владимир Александрович
  • Ильин Сергей Яковлевич
  • Моркин Олег Васильевич
  • Цыганков Светослав Андреевич
RU2394850C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫША ПОДШИПНИКА 2010
  • Анисимов Андрей Валентинович
  • Бахарева Виктория Ефимовна
  • Лобынцева Ирина Владимировна
  • Савёлов Александр Сергеевич
  • Пеклер Константин Владимирович
  • Демьянов Владимир Александрович
  • Ильин Сергей Яковлевич
  • Моркин Олег Васильевич
RU2462625C2
ШАРОВОЙ ШАРНИР 2017
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2648649C1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2015
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Ефремов Алексей Александрович
  • Журавлёв Виктор Николаевич
  • Кульков Александр Алексеевич
RU2600969C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Богачев Анатолий Петрович
RU2492368C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1990
  • Савицкий В.Я.
  • Семенов А.А.
  • Шибаев А.С.
  • Браун Э.Д.
RU2025589C1
ШАРОВАЯ ОПОРА 2015
  • Маслов Александр Иванович
  • Молоканов Артемий Владимирович
  • Пармузин Дмитрий Борисович
  • Шишурин Александр Владимирович
RU2579382C1
Самосмазывающийся подшипниковый узел скольжения 1991
  • Синьков Владимир Артемович
  • Веселов Борис Алексеевич
  • Нарушевич Анатолий Данилович
  • Синькова Таисия Никифоровна
  • Зозуля Владимир Давыдович
SU1792500A3

Иллюстрации к изобретению RU 2 550 902 C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОНКОСТЕННОГО САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ НАВИВКОЙ ИЗ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЛЕНТЫ

Изобретение относится к технологии изготовления изделий навивкой и применяется в машиностроении. Способ изготовления тонкостенного самосмазывающегося подшипника скольжения заключается в том, что латунную ленту толщиной 1…2 мм с предварительно накатанными на ее рабочую поверхность канавками, заполненными твердосмазочным графитизированным полимеризующимся материалом, навивают виток к витку встык с образованием трубчатой заготовки на оправку с последующей установкой на нее деталей-тел вращения, зафиксированных с помощью анаэробного материала, и отрезкой полученных узлов трения по ширине подшипников скольжения. Технический результат: повышение технологичности изготовления тонкостенного подшипника скольжения, доведение коэффициента использования металла до значения 0,95, снижение коэффициента трения в режиме самосмазывания, повышение наработки узла трения до отказа по сравнению с применением в качестве подшипников скольжения обычных тонкостенных втулок. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 550 902 C1

Способ изготовления тонкостенного самосмазывающегося подшипника скольжения, отличающийся тем, что на вращающуюся оправку навивают латунную ленту встык виток к витку с предварительно сформированными на ее рабочей поверхности накаткой роликами канавками заданной глубины и профиля, заполненными твердосмазочным материалом, и получают трубкообразную заготовку, на которую, используя анаэробный материал, устанавливают детали-тела вращения с последующей их отрезкой по ширине подшипника скольжения на оправке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2550902C1

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПОРЫ СКОЛЬЖЕНИЯ 2004
  • Вашковец Виктор Владимирович
RU2274777C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2000
  • Богачев А.П.
  • Иванов В.А.
  • Шамаев А.С.
  • Отмахов Д.В.
RU2194888C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Богачев Анатолий Петрович
RU2493447C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2002
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Шамаев А.С.
  • Отмахов Д.В.
RU2222722C2
US 4367189 A, 04.10.1983

RU 2 550 902 C1

Авторы

Савицкий Владимир Яковлевич

Семенов Александр Алексеевич

Павленко Михаил Дмитриевич

Даты

2015-05-20Публикация

2013-11-05Подача