ОДНОКОНТУРНОЕ МНОГОСТУПЕНЧАТОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ТОПЛИВА Российский патент 2016 года по МПК C10G2/00 C10L1/02 C07C2/00 

Описание патента на изобретение RU2574390C2

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к новому способу непосредственного получения транспортного топлива, такого как бензин, топливо для реактивных двигателей и дизельное топливо из синтез-газа, содержащего преимущественно окись углерода, двуокись углерода и водород.

Уровень техники

Из уровня техники известно несколько альтернативных способов получения бензина и дистиллята из синтез-газа, не порочащих новизну предложенного в настоящем изобретении способа получения товарного топлива, который состоит из четырех реакционных стадий с контуром полной рециркуляции. В патенте на имя Chang и др. (US 3894102) и в патенте на имя Zahner и др. (US 4011275) предложено пропускать синтез-газ над образующим метанол катализатором с активным кислым компонентом с целью конверсии метанола в простой диметиловый эфир, а затем подавать этот промежуточный смешанный продукт на стадию получения топлива с рециркуляцией легких компонентов для смешивания с подаваемым промежуточным смешанным продуктом.

В патенте на имя Chang и др. (US 4076761) используется получаемый из угля, сланца и/или остатков синтез-газ, который подается в конвертор окиси углерода, а затем на стадию получения топлива с рециркуляцией легких газов на стадию получения синтез-газа, стадию конверсии окиси углерода или стадию получения топлива.

В патенте на имя Garwood и др. (US 4304951) описано преимущество гидроочистки только тяжелой фракции продукта, образующегося на стадии получения топлива с использованием катализатора ZSM-5. Стадия гидроочистки осуществляется с использованием преимущественно чистого водорода, отделенного на предыдущих трех стадиях с целью получения жидкого топлива из синтез-газа.

Соответственно, в указанных патентах предусмотрены четыре последовательных стадии с осуществлением стадий отделения жидких промежуточных продуктов и концентрирования продуктов после первой, третьей и четвертой стадий, что делает способ сложным и малоэффективным. Кроме того, из-за образования дурола с высокой температурой плавления (~79°C) после осуществления стадии ZSM-5 требуется промывать расположенный перед сепаратором охлаждающий конденсатор рециркулирующим легким бензином, чтобы очищать его от осаждающегося дурола.

Компания Haldor Topsoe (статья J. Topp-Jorgensen, "Topsoe Integrated Gasoline Synthesis - the TIGAS Process", Methane Conversion под редакцией D.M. Bibby, C.D. Chang, R.W. Howe, S. Yurchak, 1988 г., издательство Elsevier Science Publishers, B.V., Амстердам, стр.293-305) упростила предложенную компанией Mobil схему конверсии метанола в бензин (MTG) путем объединения первых трех стадий в одном контуре рециркуляции синтез-газа без промежуточного отделения с использованием фирменного катализатора на первой стадии, что обеспечивает ее эффективность в условиях более низких давлений, требуемых на стадии ZSM-5. Образование метанола находится на равновесном уровне, и за счет работы в условиях высокого давления улучшается конверсия. Тем не менее, в условиях высоких давлений на стадии ZSM-5 увеличивается количество дурола, который является нежелательным компонентом. Помимо метанола из фирменного катализатора образуется простой диметиловый эфир, повышающий степень конверсии в оксигенаты. Тем не менее, поскольку при повышенном давлении на стадии ZSM-5 образуется бензин с очень высоким содержанием тяжелых ароматических соединений, в частности, с высокой концентрацией дурола, затем требуется его гидроочистка, как на предприятии MTG в Новой Зеландии. В условиях давления около 20 атмосфер содержание дурола более чем примерно в три раза превышало приемлемый уровень, и было отмечено, хотя и не продемонстрировано, что в контур может быть включена стадия изомеризации для доведения содержания дурол до близкого к равновесному уровня с получением приемлемого продукта (фиг.9 статьи). В статье не говорится о том, что это было продемонстрировано. С повышением давления водорода снижалось содержание олефинов в продукте, которое было в целом ниже, чем в продукте MTG компании Mobil, в результате чего бензин имел более низкое октановое число по исследовательскому и моторному методам.

В патенте на имя Skov и др. (US 4520216) описаны три последовательных стадии без промежуточного отделения с использованием единого контура рециркуляции с промежуточным теплообменом. При использовании этой схемы получают топливо с нежелательным высоким содержанием дурола. В патенте на имя Jorn и др. (US 4481305) предложена очень сложная система рециркуляции для конфигурации из трехстадийной реакции.

Согласно еще одной конфигурации каталитическая активность на первых трех стадиях объединена в одном катализаторе, который используется в одностадийном процессе (F. Simard, U.A. Sedran, J. Sepulveda, N.S. Figoli, H.I. de Lasa, Applied Catalysis A: General 125 (1995):81-98). В одностадийном процессе конверсии используется комбинированный катализатор на основе ZnO-Cr2O3+ZSM-5 преобразования синтез-газа/метанола и метанола в бензин с получением соединений бензина из сырьевого синтез-газа, тем не менее, его избирательность в отношении двуокиси углерода является крайне высокой, около 70%, что делает способ практически нецелесообразным. Полная реакция описывается формулой 2nCO+nH2→(CH2)n+nCO2 с образованием небольшого количества воды (Javier Erena и др., Chemical Engineering Science 55 (2000) 1845-1855).

Сложность продемонстрированного промышленного способа компании Mobil преобразования метанола в бензин (MTG) с использованием неподвижного слоя катализатора можно оценить из его описания в статье Yurchak (Methane Conversion под редакцией D.M. Bibby, C.D. Chang, R.W. Howe, S. Yurchak, 1988 г., издательство Elsevier Science Publishers, B.V., Амстердам, стр.251-272). Согласно этому способу сначала в автономной установке преобразуют синтез-газ в смесь метанола и воды (CH3OH/H2O). Извлекают смесь метанола и воды и направляют в промежуточный резервуар. Для обеспечения отвода теплоты высокоэкзотермической реакции и увеличения конверсии синтез-газа в этой ограниченной состоянием равновесия реакции используется рециркуляция. Чтобы удалить полученную смесь метанола и воды, охлаждают рециркулирующие газы, которые необходимо нагревать до возврата в реактор. Полученную смесь метанола и воды подают из резервуара в двухстадийную реакторную установку, содержащую ведущий реактор с катализатором, который частично преобразует метанол в простой диметиловый эфир (DME), а затем в другой реактор конверсии метанола в бензин (MTG) с контуром рециркуляции, в котором смесь метанола и простого диметилового эфира преобразуется в тяжелый бензин с высоким содержанием дурола, представляющего собой 1,2,4,5-тетраметилбензол, который имеет высокую температуру замерзания (79,3°C) и должен быть удален с целью получения приемлемого готового бензина. Удаление осуществляют путем гидроочистки тяжелой фракции промежуточного продукта, полученного на стадии получения топлива в реакторе, после чего подвергнутую гидроочистке фракцию соединяют с фракцией легкого бензина, чтобы получить готовый бензин. Гидроочиститель работает при повышенном давлении, при этом в него подается обогащенный водородом поток, который получают из части синтез-газа на стадии отделения, такой как адсорбция при переменном давлении (PSA). Катализатор гидроочистки предварительно сульфидируют и используют с рециркулирующим обогащенным водородом газом (Yurchak, 1985 и патент US 4304951 на имя Garwood и др.). Одним из испытанных, но отвергнутых по причине низкой активности катализаторов является предварительно сульфидированный промышленный кобальтмолибденовый катализатор на оксидно-алюминиевом носителе (CoMoOx/Al2O3).

Промышленная установка с использованием этой схемы, построенная и действующая в Новой Зеландии, имеет три контура рециркуляции катализатора и три стадии отделения, на которых охлаждают промежуточные продукты с целью их сжижения и осуществления традиционных стадий отделения и дистилляции и понижения и восстановления давления, при этом на одной из них получают метанол, на другой получают неочищенный бензин, а на третьей удаляют дурол. Типичные катализаторы и условия, применяемые на каждой стадии установки MTG Mobil в Новой Зеландии, представлены далее в Таблице 5. Из этого краткого описания ясно, что данный известный из техники способ является довольно сложным и неэффективным с точки зрения переработки промежуточных продуктов и рециркуляции, и для его осуществления требуется несколько дорогостоящих питающих и рециркуляционных компрессоров высокого давления и насосов высокого давления.

Таблица (а) Известная из уровня техники последовательность реакций MTG Главные реакции Сырье Катализаторы Типичная температура в реакторе, C Примечание (1) Типичное давление в реакторе, атм Примечание (2) CO+H2⇔CH3OH+H2O CO, H2 Постановленный CuO/ZnO/Al2O3 230-290 50-100 CH3OH⇔(CH3)2O+H2O CH3OH, H2O γ-Al2O3 310-320 18-22 CH3OH⇒(CH2)n+nH2O n/2(CH3)2O⇒(CH2)n+n/2H2O CH3OH, (CH3)2O, H2O ZSM-5 350-366 18-22 дурол⇔изодурол (CH2)N, H2 Сульфидированный Ni-W на SiO2/Al2O3/ фоязите 220-270 30-40 Примечание (1): (CH2)n при 4<n<10 означает в среднем состав готового бензина, которым является смесь парафинов, изопарафинов, олефинов, циклических соединений и метилзамещенных ароматических соединений. Примечание (2): условия в реакторе согласно K.G. Allum и A.R. Williams, "Operation of the World′s First Gas-to-Gasoline Plant", Methane Conversion под редакцией D.M. Bibby и др., 1988 г, издательство Elsevier Science Publishers, B.V., Амстердам, стр.691-711.

При осуществлении способа MTG Mobil образуется достаточные количества дурола, которые приводят к нежелательным характеристикам бензина при низкой температуре и должны впоследствии уменьшаться. Как описано у Sergei и др. ("Process Aging Studies in the Conversion of Methanol to Gasoline in a Fixed Bed Reactor", Ind. Eng. Chem. Process Des. Dev., том. 18, №3, 1979 г.), дурол образуется на стадии ZSM-5 в значительно больших количествах, чем предполагается в равновесном состоянии. Это представлено в Таблице 5(б), которая является извлечением из Таблицы V процитированного документа.

Таблица 5(б) Продолжительность цикла, часы 11 645 Максимальная температура, °F 745 745 779 779 Тетраметилбензолы, мол.% Равновесное состояние Наблюдаемое значение Наблюдаемое значение Наблюдаемое значение Дурол (1,2,4,5-) 33,0 67,6 32,8 97,3 Изодурол (1,2,3,5-) 50,4 24,0 50,3 1,1 Пренитин (1,2,3,4-) 16,6 8,4 16,9 1,6

Поскольку продемонстрировано, что приемлемое топливо получают при снижении вдвое количества дурола в течение среднего цикла, для частичного решения этой задачи было бы достаточно изомеризации тетраметилбензолов до состояния равновесной смеси. Тем не менее, катализатор, используемый на установке в Новой Зеландии (Garwood и др.), также приводит к деалкилированию определенного количества тетраметилбензола.

Соответственно, сохраняется потребность в эффективном способе получения из синтез-газа топлива с низким содержанием дурола и многозамещенных бензолов для обеспечения улучшенных вискозиметрических свойств в низкотемпературных условиях.

Раскрытие изобретения

В настоящем изобретении предложен новый способ непосредственного получения транспортного топлива, такого как бензин, топливо для реактивных двигателей и дизельное топливо из синтез-газа, содержащего преимущественно окись углерода, двуокись углерода и водород. Синтез-газ может быть получен из таких сырьевых материалов, как природный газ, уголь, древесина и другие биологические материалы. Способ предусматривает четыре последовательных каталитических стадии с промежуточным теплообменом для обеспечения необходимой температуры на каждой стадии, но без отделения между стадиями. Газы, не прореагировавшие на четвертой стадии, возвращают в повторный цикл на первую стадию. Рециркуляция улучшает конверсию синтез-газа в желаемые продукты, а также служит для отвода теплоты высокоэкзотермических реакций, протекающих на каждой стадии. Способ согласно настоящему изобретению отличается от известного уровня техники тем, что осуществляется при повышенном давлении, предпочтительно около 50-100 атмосфер на всех четырех стадиях с обеспечением высокого коэффициента использования реактора и получением смеси углеводородов, готовой к реализации в качестве транспортного топлива после добавления в нее обычных присадок, используемых в отрасли. В отличие от этого, из уровня техники известно, что для получения приемлемого транспортного топлива на третье стадии требуется низкое давлении от 1 до 20 атмосфер.

В настоящем изобретении также предложен уникальный многостадийный способ преобразования синтез-газа в углеводородное топливо, который осуществляется преимущественно при равномерном давлении. Кроме того, в многостадийном способе применяется единый контур рециркуляции, соединяющий первую и последнюю стадии. Охлаждение с целью отвода экзотермической теплоты реакций, выделяющейся на всех стадиях, предпочтительно осуществляется на протяжении стадий и/или между стадиями.

Способ включает четыре последовательных стадии, осуществляемых в реакторах, предпочтительно соединенных с теплообменниками для регулирования температуры потока на выходе одной стадии в соответствии с желаемой температурой на входе следующей стадии. Каждая стадия может осуществляться в одном или нескольких последовательно или параллельно расположенных реакторах, в которые загружается один и тот же катализатор. Отделение или удаления промежуточного продукта не осуществляется. На первой стадии происходит конверсия синтез-газ в метанол и воду; на второй стадии происходит конверсия части метанола в простой диметиловый эфир; на третьей стадии происходит конверсия метанола и простого диметилового эфира в бензин и тяжелый бензин; и на четвертой стадии посредством реакций гидроочистки происходит конверсия тяжелого бензина по желанию в бензин (C4-C8), топливо для реактивных двигателей, дизельное топливо или их сочетание.

Одной из дополнительных уникальных особенностей этой схемы является то, что необходимые реакции гидроочистка на четвертой стадии осуществляются в присутствии высоких концентраций окиси углерода, которая содержится в рециркулирующем синтез-газе и, по существу, используется в качестве очищающего газа. Авторами было обнаружено, что существуют разнообразные катализаторы, которые могу применяться на четвертой стадии для обеспечения необходимых реакций в этих уникальных и необычных условиях высокого парциального давления окиси углерода (мольная доля окиси углерода на четвертой стадии составляет около 20-25%). Из техники обычно известно, что стадия гидроочистки должна осуществляться в отсутствие существенных количеств окиси углерода во избежание отравления катализатора.

Суммарный поток на выходе четвертой стадии охлаждают, чтобы конденсировать жидкий углеводород в качестве продукта и воду. Их удаляют из рециркулирующих газов в сепараторе высокого давления. Пар из сепаратора высокого давления делят на два потока: один поток, который направляют в установку для улавливания топливного газа сжиженного нефтяного газа, и другой, больший поток, который направляют в рециркуляционный компрессор с целью возврата в сырьевой материал, подаваемый на первую стадию реакции. Рециркулирующий газ состоит из непрореагировавшего синтез-газа и небольших количеств легких газов в качестве побочного продукта. Общий выход превышает около 25%, предпочтительно составляет от около 15 до около 45% (по весу конвертированного синтез-газа). Топливо, полученное этим способом, предпочтительно содержит от около 30 до около 40% парафинов с неразветвленной и/или разветвленной цепью, более предпочтительно C4-C8, наиболее предпочтительно C5-C7; от около 15 до около 25% циклических парафинов, предпочтительно C6-C8; от около 2 до около 5% толуола; от около 6 до около 10% ксилолов; от около 10 до около 15% триметилбензолов (TMB) и от около 15 до около 20% дурола и других пятизамещенных или в более высокой степени метилзамещенных бензолов.

Вся реакторная установка действует при повышенном давлении от 50 до 100 атмосфер с незначительным снижением давления вследствие перепада давлений под действием потока через катализаторы, трубы и теплообменники. Этот перепад давлений поддерживается на незначительном уровне в целях уменьшения размеров и снижения стоимости рециркуляционного компрессора. Высокое давление увеличивает конверсию синтез-газа в промежуточный метанол на первой стадии и не оказывает влияния конверсию метанола в промежуточный простой диметиловый эфир. Тем не менее, из техники известно (Yurchak), что в результате конверсии метанола/простого диметилового эфира в бензин на третьей стадии образуется тяжелый бензин, преимущественно ароматические соединения ≥C8, такие как триметилбензолы, тетраметилбензолы и дурол. В частности, образуются крайне нежелательный тетраметилбензол и дурол с высокой температурой плавления (79°C или выше) и ограниченной растворимостью в смеси углеводородов даже при комнатной температуре. Их вискозиметрическое поведение является неприемлемым для всесезонного промышленного топлива. Тем не менее, в предложенном способе этот промежуточный продукт, содержащий тяжелый бензин, на четвертой стадии преобразуется в желательные углеводороды путем значительного уменьшения изомерных групп триметилбензола и тетраметилбензола и дурол посредством гидроочистки с образованием желательных компонентов топлива, таких как толуол, ксилолы и C4-C8 углеводороды, преимущественно C5-C7 углеводороды. Эта конверсия достигается за счет надлежащего выбора катализатора, объемной скорости и температуры в реакторе. Присутствие тяжелого бензина в продукте, получаемом на третьей стадии, нежелательно, поскольку при этом повышается температура замерзания топлива, что делает его неприменимым в холодную погоду. На четвертой стадии происходит конверсия тяжелого бензина в толуол, ксилолы и/или C4-C8 углеводороды со снижением температура замерзания готового топлива. Готовое топливо на выходе четвертой стадии предпочтительно имеет температуру замерзания менее около -5°C, предпочтительно от около -15 до около -20°C, тогда как продукт на выходе третьей стадии имеет температуру замерзания около 30-50°C.

Катализаторы, которые, как было обнаружено авторами, избирательно решают эту задачу на четвертой стадии, включают металлооксидный катализатор, содержащий окись металла Группы IX или X (например, окись никеля) на оксидно-алюминиевом носителе, восстановленный в присутствии водорода и окиси углерода и в отсутствие серы. В некоторых вариантах осуществления катализатором может являться металлооксидный катализатор, содержащий окись металла Группы IX или X (например, окись кобальта) в сочетании с металлооксидным катализатором, содержащим окись металла Группы VI (окись молибдена) на оксидно-алюминиевом носителе, восстановленный в присутствии водорода и окиси углерода и в отсутствие серы. Одним из конкретных примеров катализатора является несульфидированный кобальтмолибденовый катализатор на оксидно-алюминиевом носителе или катализатор на основе атомарного никеля на оксидно-алюминиевом носителе, при этом восстановление, если оно имеет место, осуществляется в присутствии синтез-газа. Сульфидирование поверхности катализатора не требуется, но желательно каталитическое восстановление с использованием потока H2 или смеси H2 и CO при рабочей температуре. Температура на четвертой стадии составляет 120-230°C (248-446°F) в зависимости от используемого катализатора, при этом предпочтительной является температура около 150-180°C (302-356°F). Как ни удивительно, эти температуры являются значительно более низкими, чем описанные в патенте US 4304951 на имя Garwood температуры 232-427°C (450-800°F) для очистки последней фракции с температурой 200-400°F. Это значительное различие в температурах и получение более желательной смеси продуктов объясняется тем, что весь продукт, начиная со стадии получения топлива, очищается в присутствии синтез-газа вместо очистки последней фракции преимущественно водородом. Этот неожиданный результат также объясняется применением несульфидированных катализаторов в отличие от патента на имя Garwood, в котором говорится, например, что катализатор на основе смеси окисей требуется сульфидировать. В патенте на имя Han и др. (US 4973784) описано применение цеолитов для очистки содержащего дурол продукта в присутствии существенного парциального давления водорода с образованием нежелательного бензола. Предложенный в изобретении новый способ не приводит к образованию бензола. В патенте на имя Chester и др. (US 4387261) предложена очистка всего продукта, получаемого на стадии образования топлива, но предпочтительно его тяжелой фракции с использованием ZSM-12, предпочтительно пропитанного дорогостоящей платиной, в условиях повышенной температуры и давления, чтобы деалкилировать дурол с образованием ксилола, толуола, бензола и нежелательных легких газов, таких как C2 и C3. Ясно, что предложенный в изобретении способ является более предпочтительным, поскольку он не приводит к образованию легких газов на стадии очистки (стадии 4). В качестве еще одного примера, в патенте на имя Dwyer и др. (US 4347397) описано, что при очистке всего продукта, образующего на стадии получения топлива, или его последней фракции цеолитами преимущественно происходит изомеризация дурола с образованием других тетраметилбензолов, в результате чего образуется менее желательный продукт, чем согласно предложенному способу.

Примеры катализаторов и интервалов температур, которые могут применяться на первых трех стадиях, включают: на первой стадии R-1, CuO/ZnO/Al2O3 в интервале от 190 до 300°C, предпочтительно 220-260°C; на второй стадии R-2, гамма-оксид алюминия в интервале от 300 до 450°C, предпочтительно 400-420°C; и на третьей стадии R-3 ZSM-5 в интервале от 300 до 500°C, предпочтительно 343-420°C.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 показана блок-схема способа согласно настоящему изобретению,

на фиг.2 показана блок-схема одного из вариантов осуществления способа согласно настоящему изобретению с использованием четырех реакторов на стадии 1,

на фиг.3 показана блок-схема одного из вариантов осуществления с использованием сырьевого синтез-газа на входе третьего реактора (R-3),

на фиг.4 показан полученный методом ГХ-МС график спектральной плотности типичного получаемого топлива без использования реактора на стадии 4,

на фиг.5 показан полученный методом ГХ-МС график спектральной плотности готового топлива с использованием реактора гидроочистки (реактора на стадии 4), содержащего катализатор А и катализатор В,

на фиг.6 показано сравнение образцов топлива, получаемого с использованием и без использования реактора на стадии 4 с катализатором А.

Осуществление изобретения

Изобретение будет легко понято из описания со ссылкой на чертежи. Как показано на фиг.1, синтез-газ поступает в процесс по трубопроводу 19 под низким давлением, предпочтительно подвергается сжатию в компрессоре 7 до 20-100 атмосфер, предпочтительно 50 атмосфер, и по трубопроводам 17 и 18 поступает в первый реактор 1. В первом реакторе 1 (R-1) происходит конверсия синтез-газа с образованием преимущественно метанола и небольшого количества воды. Получаемый в первом реакторе 1 продукт, которым является газообразная смесь преимущественно метанола, воды и непрореагировавшего синтез-газа, по трубопроводу 10 поступает во второй реактор 2 (R-2). Во втором реакторе 2 происходит конверсия части метанола в простой диметиловый эфир. Получаемый во втором реакторе 2 продукт, который преимущественно содержит метанол, простой диметиловый эфир, воду и непрореагировавший синтез-газ, по трубопроводу 11 поступает в третий реактор 3 (R-3). В третьем реакторе 3 происходит конверсия метанола и простого диметилового эфира в готовое топливо (бензин, топливо для реактивных двигателей и/или дизельное топливо) и тяжелый бензин. Получаемый в третьем реакторе 3 продукт содержит преимущественно готовое топливо (C4-C8 углеводороды, толуол и ксилол), тяжелый бензин (ароматические соединения ≥C8) и воду, а также небольшие количества непрореагировавшего метанола и простого диметилового эфира и непрореагировавшего синтез-газа. Этот продукт по трубопроводу 12 поступает в четвертый реактор 4 (R-4), в котором происходит конверсия тяжелого бензина в готовое топливо. Получаемый в четвертом реакторе 4 продукт, который содержит преимущественно готовое топливо с низким содержанием тяжелого бензина, воды, небольших количеств непрореагировавшего метанола и простого диметилового эфира и непрореагировавшего синтез-газа, по трубопроводу 13 поступает в сепаратор 5. В сепараторе 5 происходит разделение потока из трубопровода 13 на три части: (а) по трубопроводу 22 протекает преимущественно вода с небольшим количеством примесей, которую очищают и повторно используют для получения пара для стадии получения синтез-газа, не проиллюстрированной на блок-схеме; (б) по трубопроводу 20 поступает преимущественно готовое топливо, которое может быть реализовано в промышленных масштабах после добавления соответствующих присадок, которые требуются для реализации; и (в) по трубопроводу 14 поступают преимущественно легкие газы (включающие легкие парафины <C4) и непрореагировавший синтез-газ. Поток из трубопровода 14 делится на две части: (а) поток по трубопроводу 21, направляемый на последующую переработку с целью извлечения сжиженного нефтяного газа и избыточного газа для использования в качестве топлива для нужд технологического нагрева; и (б) поток по трубопроводу 15, направляемый в рециркуляционный компрессор 6. В рециркуляционном компрессоре происходит шаговое повышение давления рециркулирующего газа, снизившегося на пути из трубопровода 18 в трубопровод 15, до давления на входе R-1, чтобы его можно было смешать с потоком сырьевого синтез-газа из трубопровода 17. На поток по трубопроводам 15 и 16 приходится большая часть потока из трубопровода 14, в 5-20 превышающая поток по трубопроводу 17, предпочтительно в 9 или более раз.

Реакторы с 1 по 4 предпочтительно являются реакторами с неподвижным слоем катализаторов для осуществления желаемой реакции в каждом из реакторов. Вследствие экзотермичности протекающих на каждой стадии реакций, стадии могут разделяться промежуточным теплообменом с целью отвода избыточного тепла, или может осуществляться регулирование температур на каждой стадии посредством боковых потоков охлажденного рециркулирующего газа, или может применяться сочетание этих двух способов регулирования температуры. На фиг.2 и 3 представлены примеры этих решений, известных специалистам в данной области техники. Возможные разновидности подробной схемы процесса не ограничены этими примерами.

На фиг.2 показана блок-схема одного из дополнительных вариантов осуществления настоящего изобретения, в котором первый реактор 1 содержит четыре реактора 1a, 1b, 1c и 1d с промежуточным охлаждением и теплообменниками 21a, 21b, 21c и 21d для охлаждения потоков на выходе каждого из реакторов 1a, 1b, 1c или 1d, соответственно. Кроме того, предусмотрены теплообменники 22 и 23 для регулирования температуры потоков, выходящих из второго реактора 2 и третьего реактора 3, соответственно. Между четвертым реактором 4 и сепаратором 5 газа и жидкости установлен дополнительный теплообменник 24 для охлаждения потока на выходе четвертого реактора 4. Поток на выходе сепаратора 5 газа и жидкости дополнительно делится на две части: (1) поток непрореагировавшего газа, который поступает в регулирующий клапан 40 для дальнейшего разделения на рециркулирующий газ и стравливаемый газ; и (2) поток конденсированной жидкости, который может поступать в сепаратор топлива и воды. Вследствие различий в плотности воды и синтетического топлива вода накапливается на дне сепаратора и может периодически спускаться.

На фиг.3 показана блок-схема одного из дополнительных вариантов осуществления настоящего изобретения, в котором сырьевой синтез-газ подается в контур перед третьим реактором 3 (R-3). Синтез-газ поступает в процесс по трубопроводу 19 под низким давлением и подвергается сжатию в компрессоре 7 до давления потока, выходящего из второго реактора 2 (R-2) по трубопроводу 11. Сжатый синтез-газ из трубопровода 17 смешивается с потоком из трубопровода 11 с образованием потока, который по трубопроводу 9 поступает в реактор R-3. Потоком в трубопроводе 11 является поступающий из второго реактора 2 (R-2) продукт, который содержит преимущественно метанол, простой диметиловый эфир, воду и непрореагировавший синтез-газ. В реакторе R-3 происходит конверсия синтез-газа и олефинов и других углеводородных загрязнителей в сырьевом синтез-газе, проходящем по трубопроводу 9, в продукт, которым является преимущественно готовое топливо (преимущественно C4-C8 углеводороды, толуол и ксилол), тяжелый бензин (ароматические соединения ≥C8) и вода с небольшими количествами непрореагировавшего метанола и простого диметилового эфира и непрореагировавшего синтез-газа. Вытекающий из реактора R-3 поток по трубопроводу 12 поступает в четвертый реактор 4 (R-4), в котором происходит конверсия тяжелого бензина в готовое топливо. Вытекающий из реактора R-4 поток, которым является преимущественно готовое топливо с низким содержанием дурола, воды, небольших количеств непрореагировавшего метанола и простого диметилового эфира и непрореагировавшего синтез-газа, по трубопроводу 13 поступает в сепаратор 5. В сепараторе 5 происходит разделение потока из трубопровода 13 на три части: (а) по трубопроводу 22 протекает преимущественно вода с небольшим количеством примесей, которую повторно используют, например, для получения пара для стадии получения синтез-газа, не проиллюстрированной на блок-схеме; (б) по трубопроводу 20 поступает преимущественно готовое топливо, которое может быть реализовано в промышленных масштабах продавать после добавления соответствующих присадок, которые требуются для реализации; и (в) по трубопроводу 14 поступают преимущественно легкие газы и непрореагировавший синтез-газ. Поток из трубопровода 14 делится на две части: (а) поток по трубопроводу 21, направляемый на последующую переработку с целью извлечения сжиженного нефтяного газа и избыточного газа для использования в качестве топлива для нужд технологического нагрева; и (б) поток по трубопроводу 15, направляемый в рециркуляционный компрессор 6. В рециркуляционном компрессоре происходит шаговое повышение давления рециркулирующего газа, снизившегося на пути из трубопровода 16 в трубопровод 15, до давления на входе реактора R-3. На поток по трубопроводам 15 и 16 приходится большая часть потока из трубопровода 14, в 5-20 превышающая поток по трубопроводу 17, предпочтительно в 9 или более раз.

Как показано на фиг.3, сырьевой синтез-газ вводится в контур рециркуляции по линии между реакторами R2 и R3, а не по линии, ведущей в реактор R1, как показано на фиг.1. Основное преимущество этого альтернативного решения по сравнению с подачей сырьевого синтез-газа в реактор R-1 достигается в случае, когда синтез-газ содержит молекулы алифатических углеводородов и/или олефинов с двумя или более атомами углерода и/или более крупные молекулы циклических и ароматических соединений. Хотя олефины некоторых видов могут содержаться в ничтожно малых количествах, катализаторы, используемые в реакторах R-3 и R-4, осуществляют конверсию олефинов непосредственно в готовое топливо и тем самым увеличивают выход до реакций, которые протекают в R-1 и R-2. Одним из дополнительных преимуществ является то, что, если бы сырьевой материал этого типа должен был загружаться в реактор R-1, сначала пришлось бы его очистить каким-либо способом, например, путем экстрагирования или парового риформинга, чтобы удалить из него потенциальные каталитические яды, отравляющие катализатор в реакторе R1, такие как молекулы олефинов и ароматических соединений. По существу, согласно этому решению третий и четвертый реакторы 3 и 4 (R3 и R4) действуют как очистители свежего сырьевого синтез-газа для реактора R-1 по мере поступления в него синтез-газ через контур рециркуляции.

Предполагается, что специалисты в данной области техники смогут без дальнейших пояснений на основании предыдущего описания и следующих далее наглядных примеров получить и использовать соединения согласно настоящему изобретению и осуществить на практике заявленные способы. Приведенные далее примеры служат целям иллюстрации настоящего изобретения. Подразумевается, что изобретение не должно быть ограничено конкретными условиями или подробностями, приведенными в примерах.

Конфигурация реакторов и способы, используемые в Примерах

Изобретение может быть описано наилучшим образом на примерах лабораторных испытаний его идей. Была использована прямоточная пилотная установка с тремя последовательными автоклавными реакторами модели "Berty" с внутренней рециркуляцией в качестве реактора R-1 (первого реактора), реактора R-2 (второго реактора) и реактора R-3 (третьего реактора) и расположенным после них реактора 1,5 дюймов × 12 дюймов с восходящим потоком и неподвижным слоем катализатора в качестве реактора R-4 (четвертого реактора). В каждом из этих реакторов моделировалась определенная стадия реакции, и специалистам в данной области ясно, что сущность данного способа предусматривает применение реакторов с неподвижным слоем вместо одного или нескольких из реакторов с внутренней рециркуляцией. В корзинки реакторов Berty загрузили катализаторы и измерили температуру слоя с помощью термопары, помещенной в катализатор в каждой корзинке. В реактор R-4 загрузили два слоя катализатора, разделенных носителем в виде металлического сита и зерненой окисью алюминия. Измерили температуру между двумя слоями. Чтобы продемонстрировать благоприятный эффект четвертой стадии реакции, вокруг реактора R-4 предусмотрена обводная система для ввода или удаления продукта R-4 из потока, поступающего из R-3 в сепаратор. Эту систему труб, соединяющих реакторы, нагрели ленточным электронагревательным элементом для предотвращения конденсации жидких промежуточных и готовых продуктов. В реактор R-1 в виде смеси CO, H2 и аргонного индикатора в цилиндрах под давлением подали сырьевой синтез-газ, дозированный с использованием массовых расходомеров с целью получения желаемого состава. В системе поддерживали постоянное давление с помощью регулятора противодавления. Газ, давление которого было сброшено, охладили с помощью конденсатора с водяным охлаждением вода и использовали стеклянную трубку Йоргенсена в качестве сепаратора для отделения жидких углеводородов в качестве продукта, воды и синтез-газа, содержащего легкие газообразные углеводороды, не собранные в сепараторе. Собранные жидкие углеводороды подвергли анализу методом ИК-спектроскопии и ГХ-МС, отобрали образцы всех горячих газов после каждого реактора и подвергли анализу методом ГХ-МС. Для достижения баланса материалов использовали аргонный индикатор и массовый расходомер. Измерили плотность собранных жидких углеводородов. С помощью внешних нагревательных элементов регулировали температуру внутри каждого реактора в соответствии с температурами, установленными и измеренными внутри слоев катализатора.

Для ввода жидкого топлива в систему ГХ-МС (HP7890) использовали микрошприц с постоянным объемом 1 мкл. Шприц имел достаточно точную воспроизводимость результатов, а отклонение объема не могло превышать уровень неопределенности в 10%. Соответственно, если наблюдалось значимое изменение конкретной категории подсчета массы на основании сигнала ГХ-МС, причиной такого изменения сигнала не могли являться колебания внутри выборки, вызванные отбором проб с помощью шприца. В таком случае изменение сигнала должно быть вызвано различиями в составах образцов. Соответственно, для сравнения показателей процесса могут использоваться подсчеты ничтожно малых количеств и количественные подсчеты массы или распространенность обнаружения методом квадрупольной масс-спектрометрии.

С учетом того, что пилотная установка являлась прямоточной без рециркуляции, путем ограничения конверсии в R-1 уровнем, рассчитанным для случай рециркуляции, был задан поток синтез-газа для отображения случая рециркуляции. Соответственно, при прямоточной 10% конверсии синтез-газа в метанол в R-1 в прямоточной системе моделировалась степень рециркуляции 10:1 при 100% конверсии.

Пример 1

В этом примере использовали линейно расположенные реакторы R-1, R-2 и R-3 и автономный реактор R-4 в качестве базовой комплектации для сравнения с благоприятным эффектом гидроочистки в реакторе R-4. В R-1 загрузили 400 г медно-цинкового катализатора на оксидно-алюминиевом носителе (Katalco 51-9), в R-2 загрузили 200 г гамма-оксида алюминия (SAS 250), а в R-3 загрузили 200 г цеолита ZSM-5. Синтез-газ состоял из следующих потоков: 6130 ст.м3 H2, 2200 ст.м3 CO и 500 ст.м3 Ar. В реакторах поддерживались следующие температуры: в R-1 - 280°C; в R-2 - 385°C и в R-3 - 410°C. Давление на выходе составляло 50 атмосфер с незначительным перепадом в реакторах. В сепараторе собрали жидкие углеводороды со скоростью 6-7 г/час вместе с водой в качестве побочного продукта. Подвергли углеводороды анализу методом ИК-спектроскопии и ГХ-МС. ИК-спектроскопию использовали для подтверждения идентичности компонентов образца. Результаты представлены на фиг.4.

Пример 2

В этом примере использовали такие же расположения реакторов R-1, R-2, R-3, потоки, температуру и давление, как в Примере 1 с добавление реактора R-4, в который загрузили 50 г катализатора A (Criterion KL6515, 60% никелевый катализатор на оксидно-алюминиевом носителе) и в котором поддерживали температуру 130°C. В сепараторе собрали жидкие углеводороды со скоростью 7,04 г/час вместе с водой в качестве побочного продукта. Подвергли углеводороды анализу методом ИК-спектроскопии и ГХ-МС. Представленные на фиг.5(а) результаты ГХ-МС показывают, что содержание дурола значительно снизилось по сравнению с Примером 1, в котором не использовался реактор R-4.

Пример 3

В этом примере использовали такую же расстановку реакторов и давление, как в Примере 2, но в реакторе R-4 использовали 50 г катализатора В (Alfa Aesar 45579, кобальтмолибденовый катализатор на оксидно-алюминиевом носителе) и поддерживали в нем температуру 140°C. В сепараторе собрали жидкие углеводороды со скоростью 7,24 г/час вместе с водой в качестве побочного продукта. Подвергли углеводороды анализу методом ИК-спектроскопии и ГХ-МС. Представленные на фиг.5(б) результаты ГХ-МС показывают, что содержание дурола значительно снизилось по сравнению с Примером 1, в котором не использовался реактор R-4.

Пример 4

В этом примере наложили друг на друга ничтожно малые количества, обнаруженные методом ГХ-МС в Примере 1 и Примере 3, с целью сравнения, результаты которого показаны на фиг.6 и представлены в количественной форме в Таблице 1. В Таблице отображены данные по интегральной площади всех основных полос для образцов жидкого топлива, полученные с использованием и без использования реактора R-4. Катализатором, использованным в R-4, являлся катализатор A (CRI-Critetrion KL6515) или катализатор В (Alfa Aesar 45579). В Таблице 1 для сравнения также показано время удержания для индивидуальной полосы (в минутах) и относительные изменения в процентах, определенные на основании различий в ширине полос.

Таблица 1 Продукты Площадь удержания (минуты) Площадь полосы исходного топлива без R4 (×105) Площадь полосы топлива с использованием R4 с АА(×105) (% изменения относительно исходного топлива) Площадь полосы топлива с использованием R4 с CRI (×105) (% изменения относительно исходного топлива) i-C4 5,64 9,66 32,21 (+233%) 26,40 (+173%) C4 6,28 7,04 23,91 (+239%) 19,86 (+182%) i-C5 8,91 107,04 264,96 (+147%) 201,05 (+87,8%) C5 9,25 21,88 60,77 (+178%) 45,12 (+106,2%) i-C6 10,83+10,91 261,82 561,69 (+114%) 408,61 (+56,1%) C6 11,15 19,95 53,81 (+170%) 39,54 (+98,2%) Диметилциклопентан 12,16 19,74 41,54 (+110%) 21,67 (+9,8%) i-C7 12,41 101,96 232,91 (+128%) 165,83 (+62,6%) C7 12,63 19,49 14,78 (-24%) 13,12 (-32,7%) Диметилциклогексан 13,53 48,13 89,48 (+86%) 0,52 (+46,5%) Толуол 15,22 60,68 48,62 (-19,8%) 53,39 (-12%) Ксилол 18,1+18,9 270,5 245,50 (-9,2%) 256,63 (-5,1%) TMB 23,3+24,1+25,8 763,55 646,47 (-15,4%) 660,11 (-13,5%) Дурол 36-40 2238,70 1551,3 (-30,7%) 1456,48 (-34,9%)

Интересно отметить, что после гидроочистки в реакторе R-4 значительно увеличилось содержание всех компонентов, в том числе C4, C5, C6 и i-C7, за исключением алифатических соединений n-C7. Все изменения являлись значимыми и значительно превышали 100% исходных значений. Кроме того, увеличилось содержание диметилциклопентана, диметилциклогексана и других алкилзамещенных циклических компонентов. С другой стороны, в случае продукта реактора R-4 уменьшились площади под кривыми, отображающими три- и тетраметилбензол, а также толуол и ксилолы, что говорит о конверсии тяжелых ароматических соединений в парафины, нафтены и менее замещенных ароматических соединений.

Данные можно упростить, сгруппировав их по сходному размеру молекул. Например, компоненты i-C4 и C4 могут быть объединены в общую группу C4. Сгруппированные данные представлены в Таблице 2. Поскольку данные сгруппированы по сходному размеру молекул, при использовании катализатора А увеличение содержания C4 составляет 236%, C5 - 152%, C6 - 118% и C7 - 103%, при этом чем меньше размер молекул, тем больше увеличение, но при уменьшении их количеств в сырье, загружаемом в R-4. Увеличение содержания циклических компонентов являлось относительно меньшим. Например, увеличение содержания диметилциклогексана составляло 86% при использовании катализатора А и 46,5% при использовании катализатора В. В продукте реактора R-4 снилось содержание всех замещенных ароматических соединений, в наиболее значительной степени триметилбензола и дурола из-за более крупного размера молекул.

Таблица 2 Продукты Площадь полосы исходного топлива без R4 (×105) Площадь полосы топлива с использованием R4 с AA (×l05) (% изменения относительно исходного топлива) Площадь полосы топлива с использованием R4 с CRI (×105) (% изменения относительно исходного топлива) C4общее количество 16,7 56,12 (+236%) 46,26 (+177%) C5общее количество 128,92 325,73 (+152%) 246,17 (+90,9%) C6общее количество 281,77 651,5 (+118%) 448,15 (+59%) Диметилциклопентан 19,74 41,54 (+110%) 21,67 (+9,8%) C7общее количество 121,45 247,69 (+103%) 178,95 (+47,3%) Диметилциклогексан 48,13 89,48 (+86%) 70,52 (+46,5%) Толуол 60,68 48,62 (-19,5%) 53,39 (-12%) Ксилол 270,5 245,50 (-9,2%) 256,63 (-5,1%) TMB 763,55 646,47 (-15,4%) 660,11 (-13,5%) Дурол 2238,70 1551,3 (-30,7%) 1456,48 (-34,9%)

Благоприятный эффект гидроочистки является очевидным, поскольку содержание всех желательных компонентов топлива увеличилось за счет значительного снижения содержания нежелательных триметилбензолов и дурола.

Пример 5

Были проведены дополнительные испытания при различных температурах в реакторе R-4, и неожиданно было обнаружено, что существуют оптимальные температуры для получения наибольшего количества углеводородов в R-4. Эти результаты представлены в Таблице 3. Ясно, что катализатор В обеспечивает максимальную эффективность получения топлива при температуре около 140°C, а оптимальной для катализатора А, вероятно, является температура около 130°C. Полученные данные говорят о том, что для благоприятных реакций, уменьшающих количество триметил- и тетраметилбензола, включая дурол, требуется определенная минимальная температура, но с дальнейшим повышением температура выход топлива уменьшается вследствие реакций крекинга.

Таблица 3 Катализатор Температура в R-4, °C Выход жидкого топлива, г/час Катализатор А 130 7,04 170 6,11 190 5,39 220 5,15 Катализатор В 120 6,03 140 7,24 160 5,83 180 4,83

Пример 6

Продукт из реактора R-4 имел значительно улучшенные вискозиметрические свойства по сравнению с продуктом из реактора R-3. Снизилась температура замерзания и вязкость топлива. Желтый цвет топлива также изменился, и оно стало бесцветным. Тем не менее, плотность топлива значительно не изменилась, что говорит о том, что содержание ароматических соединений значительно не изменилось. Плотность топлива из R-3 составляла 0,83 г/мл, а из R-4 - 0,82 г/мл при комнатной температуре.

Пример 7

В этом примере сравнивается выход готового топлива с использованием и без использования R-4 как в Примере 1 и с использованием и без использования R-4 как в Примере 5. Результаты сравнения приведены далее в Таблице 4.

Таблица 4 Температура в R-4, °C Выход топлива, г/час Без R-4 5-6 С R-4 и катализатором А 130 7,0 С R-4 и катализатором В 140 7,2

Из сравнения видно, что выход топлива из R-4 увеличивается за счет образования более благоприятной смеси углеводородов.

Хотя в изобретении конкретно описаны некоторые являющиеся на данный момент предпочтительными варианты осуществления, для специалистов в области техники, к которой относится изобретение, ясно, что в различные проиллюстрированные и описанные варианты осуществления могут быть внесены различные изменения и усовершенствования, не выходящие за пределы существа и объема изобретения. Соответственно, подразумевается, что изобретение ограничено только в пределах, требуемых прилагаемой формулой изобретения и применимыми правовыми нормами.

Похожие патенты RU2574390C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРЕВРАЩЕНИЯ ТРУДНО КОНВЕРТИРУЕМЫХ ОКСИГЕНАТОВ В БЕНЗИН 2006
  • Йонсен Финн
  • Восс Бодил
  • Нерлов Йеспер
RU2428455C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2010
  • Хаджиев Саламбек Наибович
  • Колесниченко Наталия Васильевна
  • Лин Галина Ивановна
  • Маркова Наталья Анатольевна
  • Букина Зарета Муратовна
  • Ионин Дмитрий Алексеевич
  • Графова Галина Михайловна
RU2442767C1
КАТАЛИЗАТОР И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВ С НИЗКИМ СОДЕРЖАНИЕМ БЕНЗОЛА И ДУРОЛА 2010
  • Тарасов Андрей Леонидович
  • Лищинер Иосиф Израилевич
  • Малова Ольга Васильевна
  • Беляев Андрей Юрьевич
  • Виленский Леонид Михайлович
RU2440189C1
СПОСОБ СИНТЕЗА УГЛЕВОДОРОДНЫХ КОМПОНЕНТОВ БЕНЗИНА 2007
  • Йенсен Финн
  • Нильсен Поул Эрик Хейлунд
  • Шиед Нильс Кристиан
  • Янссенс Тон В.В.
  • Восс Бодиль
RU2448147C2
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ГАЗООБРАЗНОГО УГЛЕРОДСОДЕРЖАЩЕГО СЫРЬЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Мысов Владислав Михайлович
  • Лукашов Владимир Петрович
  • Фомин Владимир Викторович
  • Ионе Казимира Гавриловна
  • Ващенко Сергей Петрович
  • Соломичев Максим Николаевич
RU2473663C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ ИЗ СИНТЕЗ-ГАЗА 2010
  • Соренсен Эсбен Лауге
  • Йонсен Финн
  • Нильсен Поул Эрик Хойлунд
RU2543482C2
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ОРГАНИЧЕСКОГО СЫРЬЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Мысов Владислав Михайлович
  • Лукашов Владимир Петрович
  • Фомин Владимир Викторович
  • Ионе Казимира Гавриловна
  • Ващенко Сергей Петрович
  • Соломичев Максим Николаевич
RU2458966C1
ТРЕХСТАДИЙНЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЛЕГКИХ ОЛЕФИНОВ ИЗ МЕТАНА И/ИЛИ ЭТАНА 1998
  • Терри Л. Маркер
  • Бипин В. Вора
  • Хеннинг Р. Нильсен
RU2165955C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАНОЛА И УГЛЕВОДОРОДОВ БЕНЗИНОВОГО РЯДА ИЗ СИНТЕЗ-ГАЗА 2015
  • Кротов Михаил Федорович
  • Малова Ольга Васильевна
  • Тарасов Андрей Леонидович
  • Лищинер Иосиф Израилевич
RU2610277C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА ИЗ УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗОВОГО СЫРЬЯ 2001
  • Лин Г.И.
  • Колбановский Ю.А.
  • Розовский А.Я.
  • Мортиков Е.С.
  • Андрюшкин С.М.
RU2196761C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 574 390 C2

Реферат патента 2016 года ОДНОКОНТУРНОЕ МНОГОСТУПЕНЧАТОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ТОПЛИВА

Изобретение относится к способу получения транспортного топлива. Способ получения топлива из синтез-газа, включающий стадии: а) пропускания синтез-газа через первый реактор с целью конверсии синтез-газа в метанол и воду с образованием первого выходящего потока, б) пропускания первого выходящего потока через второй реактор с целью конверсии метанола в простой диметиловый эфир с образованием второго выходящего потока, в) пропускания второго выходящего потока через третий реактор с целью конверсии метанола и простого диметилового эфира в топливо и тяжелый бензин с образованием третьего выходящего потока, г) пропускания третьего выходящего потока через четвертый реактор с целью конверсии тяжелого бензина в изопарафины, нафтены и ароматические соединения с низкой степенью замещения с образованием четвертого выходящего потока и д) возвращения непрореагировавшего синтез-газа, содержащегося в четвертом выходящем потоке, в повторный цикл в первый реактор, причем на протяжении способа не осуществляют удаление или отделение первого, второго или третьего выходящих потоков. Заявлен также вариант способа и система получения топлива. Технический результат - получение синтетического топлива из синтез-газа в четырехстадийной реакторной установке с единым контуром рециркуляции, создающим требуемую теплоемкость для уменьшения высокой теплоотдачи реакций и обеспечения реагентов и условий реакций для эффективного осуществления процесса. 3 н. и 51 з.п. ф-лы, 4 табл., 6 ил., 7 пр.

Формула изобретения RU 2 574 390 C2

1. Способ получения топлива из синтез-газа, включающий стадии:
а) пропускания синтез-газа через первый реактор с целью конверсии синтез-газа в метанол и воду с образованием первого выходящего потока,
б) пропускания первого выходящего потока через второй реактор с целью конверсии метанола в простой диметиловый эфир с образованием второго выходящего потока,
в) пропускания второго выходящего потока через третий реактор с целью конверсии метанола и простого диметилового эфира в топливо и тяжелый бензин с образованием третьего выходящего потока,
г) пропускания третьего выходящего потока через четвертый реактор с целью конверсии тяжелого бензина в изопарафины, нафтены и ароматические соединения с низкой степенью замещения с образованием четвертого выходящего потока и
д) возвращения непрореагировавшего синтез-газа, содержащегося в четвертом выходящем потоке, в повторный цикл в первый реактор,
причем на протяжении способа не осуществляют удаление или отделение первого, второго или третьего выходящих потоков.

2. Способ по п. 1, в котором первый, второй, третий и четвертый реакторы действуют под давлением около 50-100 атмосфер.

3. Способ по п. 1, в котором топливо содержит, по существу, С48 углеводороды, толуол и ксилол.

4. Способ по п. 1, в котором тяжелый бензин содержит ароматические соединения ≥С8.

5. Способ по п. 1, в котором температура в первом реакторе составляет около 190-300°C.

6. Способ по п. 1, в котором температура во втором реакторе составляет около 300-450°C.

7. Способ по п. 1, в котором температура в третьем реакторе составляет около 300-500°C.

8. Способ по п. 1, в котором температура в четвертом реакторе составляет около 100-220°C.

9. Способ по п. 1, в котором первый реактор содержит катализаторы CuO/ZnO/Al2O3.

10. Способ по п. 1, в котором второй реактор содержит катализаторы на основе гамма-оксида алюминия.

11. Способ по п. 1, в котором третий реактор содержит катализаторы ZSM-5.

12. Способ по п. 1, в котором четвертый реактор содержит катализатор на основе оксида металла Группы IX или X на алюминийоксидном носителе, восстановленный в присутствии водорода и окиси углерода и в отсутствие серы.

13. Способ по п. 12, в котором оксидом металла Группы IX или X является оксид никеля.

14. Способ по п. 1, в котором четвертый реактор содержит катализатор на основе оксида металла Группы IX или X в сочетании с катализатором на основе оксида металла Группы VI на алюминийоксидном носителе, восстановленный в присутствии водорода и окиси углерода и в отсутствие серы.

15. Способ по п. 14, в котором оксидом металла Группы IX или X является оксид кобальта, а оксидом металла Группы VI является оксид молибдена, образующий молибдат кобальта.

16. Способ по п. 1, в котором до осуществления стадии д) четвертый выходящий поток разделяют на первый поток, содержащий воду, второй поток, содержащий непрореагировавший синтез-газ, и третий поток, содержащий топливо.

17. Способ по п. 1, в котором нагревают или охлаждают первый, второй и третий выходящие потоки до их подачи во второй, третий и четвертый реакторы соответственно.

18. Способ по п. 1, в котором тяжелый бензин содержит триметилбензол, тетраметилбензол и дурол.

19. Способ по п. 1, в котором менее замещенными ароматическими соединениями являются толуол и ксилол.

20. Способ по п. 1, в котором температура замерзания третьего выходящего потока составляет от около 30 до около 50°C.

21. Способ по п. 1, в котором температура замерзания топлива составляет менее около -5°C.

22. Способ по п. 1, в котором выход составляет более около 25% по весу синтез-газа.

23. Способ по п. 1, в котором синтез-газ содержит молекулы алифатических углеводородов и/или олефинов с двумя или более атомами углерода и/или более крупные молекулы циклических и ароматических соединений.

24. Система получения готового топлива, содержащая:
а) первый реактор, содержащий первый катализатор для конверсии синтез-газа в метанол и воду,
б) второй реактор, содержащий второй катализатор для конверсии метанола в простой диметиловый эфир,
в) третий реактор, содержащий третий катализатор для конверсии метанола и простого диметилового эфира в топливо и тяжелый бензин,
г) четвертый реактор, содержащий четвертый катализатор для конверсии тяжелого бензина в изопарафины, нафтены и ароматические соединения с низкой степенью замещения,
д) сепаратор для разделения продукта, выходящего из четвертого реактора, на первый поток, содержащий готовое топливо, второй поток, содержащий воду, и третий поток, содержащий непрореагировавший синтез-газ, и
е) поток, возвращаемый в повторный цикл, с целью возврата непрореагировавшего синтез-газа в повторный цикл в первый реактор.

25. Система по п. 24, в которой первым катализатором является CuO/ZnO/Al2O3.

26. Система по п. 24, в которой вторым катализатором является гамма-оксид алюминия.

27. Система по п. 24, в которой третьим катализатором является ZSM-5.

28. Система по п. 24, в которой четвертым катализатором является катализатор на основе оксида металла Группы IX или X на алюминийоксидном носителе, восстановленный в присутствии водорода и окиси углерода и в отсутствие серы.

29. Система по п. 28, в которой оксидом металла Группы IX или X является оксид никеля.

30. Система по п. 24, в которой четвертый реактор содержит катализатор на основе оксида металла Группы IX или X в сочетании с катализатором на основе оксида металла Группы VI на алюминийоксидном носителе, восстановленный в присутствии водорода и окиси углерода и в отсутствие серы.

31. Система по п.24, в которой оксидом металла Группы IX или X является оксид кобальта, а оксидом металла Группы VI является оксид молибдена, образующий молибдат кобальта.

32. Способ получения топлива из синтез-газа, включающий стадии:
а) пропускания непрореагировавшего синтез-газа через первый реактор с целью конверсии синтез-газа в метанол и воду с образованием первого выходящего потока,
б) пропускания первого выходящего потока через второй реактор с целью конверсии метанола в простой диметиловый эфир с образованием второго выходящего потока,
в) пропускания второго выходящего потока и сырьевого синтез-газа через третий реактор с целью конверсии синтез-газа, метанола и простого диметилового эфира в топливо и тяжелый бензин с образованием третьего выходящего потока,
г) пропускания третьего выходящего потока через четвертый реактор с целью конверсии тяжелого бензина в изопарафины, нафтены и ароматические соединения с низкой степенью замещения с образованием четвертого выходящего потока и
д) возвращения непрореагировавшего синтез-газа, содержащегося в четвертом выходящем потоке, в повторный цикл в первый реактор, причем на протяжении способа не осуществляют удаление или отделение первого, второго или третьего выходящих потоков.

33. Способ по п. 32, в котором первый, второй, третий и четвертый реакторы действуют под давлением около 50-100 атмосфер.

34. Способ по п. 32, в котором топливо содержит, по существу, C4-C8 углеводороды, толуол и ксилол.

35. Способ по п. 32, в котором тяжелый бензин содержит ароматические соединения ≥С8.

36. Способ по п. 32, в котором температура в первом реакторе составляет около 190-300°C.

37. Способ по п. 32, в котором температура во втором реакторе составляет около 300-450°C.

38. Способ по п. 32, в котором температура в третьем реакторе составляет около 300-500°C.

39. Способ по п. 32, в котором температура в четвертом реакторе составляет около 100-220°C.

40. Способ по п. 32, в котором первый реактор содержит катализаторы CuO/ZnO/Al2O3.

41. Способ по п. 32, в котором второй реактор содержит катализаторы на основе гамма-оксида алюминия.

42. Способ по п. 32, в котором третий реактор содержит катализаторы ZSM-5.

43. Способ по п. 32, в котором четвертый реактор содержит катализатор на основе оксида металла Группы IX или X на алюминийоксидном носителе, восстановленный в присутствии водорода и окиси углерода и в отсутствие серы.

44. Способ по п. 43, в котором оксидом металла Группы IX или X является оксид никеля.

45. Способ по п. 32, в котором четвертый реактор содержит катализатор на основе оксида металла Группы IX или X в сочетании с катализатором на основе оксида металла Группы VI на алюминийоксидном носителе, восстановленный в присутствии водорода и окиси углерода и в отсутствие серы.

46. Способ по п. 45, в котором оксидом металла Группы IX или X является оксид кобальта, а оксидом металла Группы VI является оксид молибдена, образующий молибдат кобальта.

47. Способ по п. 32, в котором до осуществления стадии д) четвертый выходящий поток разделяют на первый поток, содержащий воду, второй поток, содержащий непрореагировавший синтез-газ, и третий поток, содержащий топливо.

48. Способ по п. 32, в котором нагревают или охлаждают первый, второй и третий выходящие потоки до их подачи во второй, третий и четвертый реакторы соответственно.

49. Способ по п. 32, в котором тяжелый бензин содержит триметилбензол, тетраметилбензол и дурол.

50. Способ по п. 32, в котором менее замещенными ароматическими соединениями являются толуол и ксилол.

51. Способ по п. 32, в котором температура замерзания третьего выходящего потока составляет от около 30 до около 50°C.

52. Способ по п. 32, в котором температура замерзания топлива составляет менее около -5°C.

53. Способ по п. 32, в котором выход составляет более около 25% по весу синтез-газа.

54. Способ по п. 32, в котором синтез-газ содержит молекулы алифатических углеводородов и/или олефинов с двумя или более атомами углерода и/или более крупные молекулы циклических и ароматических соединений.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2574390C2

US 2009163751 A, 25.06.2009
US 4482772 A, 13.11.1984
RU 2008109854 А, 27.09.2009
US 20100036186 A1, 11.02.2010
US 20100240779 A1, 23.09.2010
US 3931349 A, 06.01.1976
КОМПЛЕКСНЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ТОПЛИВНОГО ДИМЕТИЛОВОГО ЭФИРА И БЕНЗИНА ИЗ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ 2003
  • Гриценко А.И.
  • Кубиков В.Б.
  • Лоренц В.Я.
  • Петров В.Н.
  • Сливинский Е.В.
RU2266893C2

RU 2 574 390 C2

Авторы

Фань Говард Л.

Бен-Ревен Моше

Бойл Ричард Е.

Корос Роберт М.

Даты

2016-02-10Публикация

2011-11-09Подача